Как часто вы думаете о смерти? «Death Sweeper»

Пытаемся разобраться с нашим «мортидо» при помощи манги Китагавы Сё – «Death Sweeper/Чистильщик».

Как часто вы думаете о смерти? «Death Sweeper»

«Либидо» и «Мортидо»

В классическом психоанализе человеческая личность зиждется на двух фундаментальных побуждениях: «Либидо» и «Мортидо», различные психологи могут трактовать эти понятия по-разному, но для простоты восприятия приведу по одному определению.
С термином «Либидо» мы сталкиваемся чаще. Обычно его связывают с сексуальным влечением, но также к нему относят все формы проявления любви (в том числе не связанные с сексом напрямую: например, любовь родителей и детей). Оно тянет нашу тушку размножаться и выживать. Из-за стимуляции этого побуждения нам нравится смотреть романтические истории, на это же работает индустрия порно.
«Мортидо» же напротив является влечением к смерти и отвечает за наше стремление разрушать себя, размышлять о том, что ждёт нас после последнего вздоха. Несмотря на то, что сам термин употребляется в разы реже, в культуре он представлен ничуть не меньше. Так, любая религия эксплуатирует «Мортидо», поскольку пытается дать ответ на вопрос о том, что будет после смерти. Японский путь воина «Бусидо» предполагает, что достойная смерть – есть главное дело самурая. Да и в современной популярной культуре великое множество персонажей, стремящихся к смерти/бессмертию (например Кайдо из «One Piece», Тацухиро Сато из «NHK ni Youkoso!», Мо из Симпсонов).

Как часто вы думаете о смерти? «Death Sweeper»

К чему я всё это рассказываю?

Не важно, как вы относитесь к психоанализу как ни как – это лишь совокупность теоретических концепций. Однако глупо отрицать, что тема смерти интересовала человечество на протяжении всей его истории.

И манга «Death Sweeper» за авторством Китагавы Сё пытается исследовать все аспекты смерти на самом близком к читателю, «Бытовом» уровне.

Как часто вы думаете о смерти? «Death Sweeper»

Так о чём же была «Death Sweeper»?

Ну если коротко, то о смерти.

А если более предметно, то на протяжении 43-х глав мангака погружает нас в жизнь и службу бойцов невидимого фронта – «Чистильщиков», работников компании занимающейся уборкой помещении, преимущественно ставших местом гибели людей по тем или иным причинам. А причин множество: суицид, убийство, несчастный случай, но не стоит ждать чего-то безумного, вроде гениальных маньяков-каннибалов, поскольку нечто подобное в жизни случается редко, работа местных клинеров рутинна и прозаична.

Напомню, по данным ВОЗ неинфекционные заболевания стали причиной 68% всех случаев смерти, а уровень самоубийств в Японии является национальной проблемой.

Через клиентов компании мы, как читатели, можем наблюдать за реакцией людей, непосредственно столкнувшихся со смертью, это может быть гнев, отрицание, эгоизм, принятие, грусть. Кто-то всеми силами пытается скрыть происшествие, чтобы стоимость дома не упала, а кто-то стремиться сохранить память о дорогом человеке. Персонажи, сталкиваясь с такой экстремальной ситуацией проявляют себя по-разному, это заставляет нас верить им, а значит и сопереживать их истории.

А кто собственно все эти люди?

Каждый из них так или иначе столкнулся со смертью, что в значительной степени изменило их личность и привело в профессию.

  • Окадзаки Хироюки — студент 20-ти лет, формально наш главный герой. На момент начала истории – типичный обыватель, живущий одним днём, находится в метафоричном коконе, считая, что любая проблема, которая не влияет на него – находится вне его реальности и осознание её бесполезно. Триггером к освобождению из кокона становится самоубийство его старшего брата. Для, того, чтобы осмыслить это событие он и устраивается на подработку в Клининг агентство. Со временем учится обращать внимание на кого-то кроме самого себя. Большую часть времени извергает из себя слёзы или рвоту из-за неопытности. Крайне эмоционален.
  • Мива Рейдзи – опытный «Чистильщик», полная противоположность Окадзаки. Красив собой, не эмоционален, безразличен ко всем кроме котиков, основной напарник протагониста. К концу истории становится понятно, что Мива является вторым главным героем, поскольку имеет самую прописанную арку персонажа и является тем, кто совершает действия, в то время как Окадзаки скорее движется по течению, реагируя на поступки других персонажей.
  • ·Накадзима Хисоко – единственная девушка среди сотрудников (и даже не имеет романтической линии, так тоже бывает, да), в прошлом несколько раз пыталась покончить с собой и обращалась в компанию, чтобы прибрались за ней. Её переубедил Ямамото Дайдзиро, после чего она устроилась к «Чистильщикам». Может видеть духов, но большого акцента на этом не делают, так что не бойтесь, мистики здесь мало. В компании занимается всем, что касается имущества покойных.

  • Ямамото Дайдзиро – Рокер, курильщик, семьянин и, внезапно, дипломированный психолог. Занимается переговорами с клиентами фирмы.

  • Уэно Терухико – Иронизирующий наследник крупной компании по продаже недвижимости. Как и оба главных героя работает уборщиком, несмотря на специфику работы, живёт по заветам Барни Стинсона и без дорогого костюма из дома не выходит.
  • Казамацури Норихико – президент службы клининга, искренне верит, что помогает людям. Пытается искупить ошибку прошлого.

Вот они сверху вниз
Вот они сверху вниз

Плюсы и минусы

+ Это сейнен здорового человека, не пытающийся эксплуатировать неоправданную жестокость и чрезмерную сексуализацию всего, что только можно, чтобы соответствовать статусу манги для «взрослых». Здесь есть и секс, и жестокость, но лишь в тех объемах, в которых это оправдано сюжетом.

+ Принадлежность к сейнену оправдана подходом к раскрытию темы, это вообще первая на моей памяти работа в жанре, которая так концентрируется на осмыслении смерти без её романтизации.

- Объем манги не позволил раскрыть ряд второстепенных персонажей.

- Полноценные антагонисты появляются лишь в последней трети повествования, что мешает полноценно проникнутся к ним.

А что по итогу?

За небольшие 5 томов, Китагава Сё пытается понять смысл жизни (и, что неудивительно, не даёт конкретного ответа, он для каждого читателя свой). Рисует смерть в различных её оттенках. Я думаю, что «Death Sweeper» точно зайдёт тем, кто в своей жизни сталкивался с преждевременной гибелью знакомых людей, поскольку это, как ничто другое развеивает иллюзию собственного бессмертия и указывает на скоротечность жизни. Даже такие, с первого взгляда, банальные идеи вроде «Смерть уравнивает всех» не кажутся поверхностными, поскольку ты проникаешься реалистичностью происходящего в манге.

Я не могу вспомнить такого комплексного анализа этой темы в других работах, но отдельные схожие аспекты можно увидеть, например: в уже упоминаемой выше «NHK ni Youkoso!», в малоизвестном сериальчике «What Remains» и в старенькой экранизации Стивена Кинга «Stand by Me».

2121
5 комментариев

Я это уже читал: https://mangadex.org/title/cdb1a795-d562-495c-848c-6104a03416ee/route-end.
З.Ы. там ток оценка выше и люди в общем пишут хвалебные...хвалы?

1
Ответить

Не читал, но интересно, отложу. Профессия актуальная. Меня забавляет магия манги о тонкостях различных профессий, никогда не думал, что у меня появится желание заниматься чем-то подобным и вот, я уже представляю, как вылавливаю полуразложившиеся останки из ванны сачком для чистки аквариума.

Ответить

Самое оно для эджлордов-дединсайдов походу.

Ответить

Ну я бы не сказал, что это прям мрачнуха. Посыл всё равно скорее со знаком плюс. Оно всё равно за жизнь.

1
Ответить