Зачем нужны турнирные арки в аниме

Турнирные арки сейчас уже настолько привычная вещь в сёненах, что мы даже не замечаем, как часто авторы пользуются этим приёмом в своих историях. Это стало одной из фишек и визитной карточкой произведений в этом жанре. Почему так случилось? Давайте разбираться.

Турнирные арки отлично запоминаются, их любят, обсуждают и сравнивают, но неужели это такая необходимая вещь? Сегодня мы шаг за шагом разберём какие же цели преследуют авторы, используя этот трюк, почему он считается настолько удачным и удобным, а также затронем сильные и слабые стороны соревновательных арок из разных произведений.

Но прежде чем приступить стоит, пожалуй, обозначить что вообще подразумевается под турнирной аркой?

Зачем нужны турнирные арки в аниме

В классическом понимании всё до очевидного просто. Есть турнир, где герои принимают участие и сражаются друг с другом, однако разве было бы интересно наблюдать за этим каждый раз? Поэтому авторы из года в год привносят некоторое разнообразие в этот сюжетный ход, стараясь как-то поменять условия. И сейчас к турнирным аркам можно отнести как классическое противостояние бойцов формата один на один на арене, так и различные экзаменационные сюжеты на выбывание, при чём не всегда ограничивающиеся сражениями. Это может быть и испытание на смекалку, выносливость, умение работать в команде и многое-многое другое.

Ну соревнуются персонажи друг с другом, и, казалось бы, что с того? Но как бы не так. На самом деле этот простой инструмент может одновременно покрывать целый список задач, и готовя сценарий к этому видео я сам удивился насколько много можно поместить в такую несложную на первый взгляд историю.

Стоит упомянуть, что говорить я буду только о знакомых мне примерах, так что, если я упустил какую-то работу, где турнир был показан на высшем уровне, я буду только рад, если вы поделитесь этим в комментариях.

Первая цель, которую выполняет турнирная арка – это знакомство зрителя с персонажем, и что куда важнее знакомство персонажа с самим собой. И говорить об этой задаче мы будем на примере турнирной арки из Hunter x Hunter.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

В этом аниме авторы не поскупились и предоставили нам сразу две арки, подходящие под критерии. Первая – это экзамен на охотника. И вторая более классическая арка в небесной арене.

И как раз экзамен служит для зрителей отличным способом познакомиться с главным героем и его соратниками. По сути до неё о Гоне мы не знаем практически ничего, однако несколько испытаний позволяют нам увидеть героя с совершенно разных сторон.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

Например, испытание с загадкой на сообразительность показывает нам, что Гон – парень простой, немного не сообразительный и прямолинейный. Что подумал – то и сказал. Леорио предстаёт перед нами как довольно вспыльчивый герой, а вот Курапика напротив – осторожный и сообразительный.

Про характер персонажа авторы могут нам рассказать даже через сражения. Боевой стиль – отлично демонстрирует личность героев. Тот же Гон из своих техник может похвастаться только умением много и сильно бить - вполне себе уместный набор приёмов для прямолинейного и простого персонажа.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

И так шаг за шагом мы формируем некоторый портрет героев, за которыми нам предстоит наблюдать. Например, по итогам экзамена мы можем сформировать такой портрет для Гона.

Он несомненно сильный, прямолинейный, крайне любознательный. В некоторой степени наивный, берёт своим упорством и энергичностью, а вот подумать головой зачастую брезгает.

И всё это мы получаем очень нативно, никто не рассказывает нам про героя, как не рассказывает, и он сам. Зритель самостоятельно делает подобные выводы на основе крайне разных ситуаций, в которые попадают герои. И что если не турнирная арка сможет сконцентрировать в себе все эти события в сильно сжатые сроки?

такой портрет я составил о Гоне по итогам экзамена на охотника
такой портрет я составил о Гоне по итогам экзамена на охотника

Но что я имел в виду под тем, что герои узнают сами себя? И это на мой взгляд не менее важная часть которую выполняют подобные арки. Опять же из-за обилия ситуаций, в которых героям предстоит как продемонстрировать свои сильные стороны, так и попотеть из-за собственных недостатков, персонажи делают некоторые выводы о себе, формируют свой «стиль» и находят прямые отличия от своих соперников.

Вторую цель, которую преследуют авторы, добавляя турнирные арки в свои произведения, является раскрытие второстепенных персонажей.

В качестве примера возьмём арку фестиваля из моей геройской академии. Само соревнование поделено на несколько этапов, один из которых командный. А значит нам позволят гораздо лучше рассмотреть второстепенных героев и, возможно, даже найти среди них любимчиков. Например, мне начал импонировать Токоями. Он и раньше подавался не скучно, но по своей натуре представлялся персонажем, довольно закрытым, а тут его раскрывают более подробно, что позволяет зрителям проникнуться им и другими персонажами.

Ну и само собой за командными соревнованиями нас будет ждать классическое противостояние и оно в плане раскрытия персонажей тоже вышло на уровне.

Самым очевидным примером, пожалуй, стала Урарака. Потому как до этого она представлялась нам ну совсем бесполезным героем, которая сама-то не знает, что сможет сделать полезного и оставалась в роли бесполезного женского персонажа с сёнене. Тут же нам показали и её развитие, как героя, её переживания, рост и развитие.

Таким образом турнирные арки выполняют крайне важную вещь – каждому персонажу дают засиять. И на самом деле не стоит недооценивать этот пункт, ведь в мир, где мы наблюдаем исключительно за главными героями не так и просто поверить. Второстепенные персонажи, а уж тем более герои третьей роли будут казаться простыми болванчиками, которые ни на что не смогут повлиять.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

Как бы парадоксально не звучало раскрытие второстепенных персонажей положительно влияет на наше отношение к главным героям, ведь не имея конкуренции или сложностей нам просто не за чем будет проникаться и сопереживать им.

Третьей целью для турнирных арок будет переломный момент для героя. Определённый триггер, и возможно не один для того, чтобы герой переступил через себя. Событие, где герой либо сможет превозмочь себя и улучшить собственный способности или перебороть свой характер, либо же проиграет. Обсудим это на примере Тёмного турнира из аниме «Отчёт о буйстве духов».

Вероятно, многие из вас не смотрели это аниме, но я надеюсь, что смогу разъяснить ситуацию понятно.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

Первым моментом преодоления себя станет противостояние команды Урамиши и команды Доктора Ичигаки.

До этой битвы мы уже видим несколько сложных для героев сражений, вот только в этом есть прямое отличие. Урамиши и его команда не хотят противостоять оппонентам, ведь их противники сражаются не по своей воле. Их обманом втянули в эту битву, и героям предстоит не просто победить своих врагов, но ещё и спасти их жизни. Масла в огонь подливает и тот факт, что подчинённые Ичигаки настолько сильны, что Урамиши и команда не способна даже видеть их приёмы, настолько высока разница в их Рейки. Героев гложет и чувство сопереживания бедным ученикам. От всего этого Урамиши, Кувабара и Воин в Маске не могут напрямую атаковать.

И это становится отличной переломной точкой для Урамиши, который совсем недавно истратил всю свою Рейки и не мог выполнить даже самый простой приём.

Его беспомощность, сила противников, и что самое главное несправедливость происходящего заставляет героя через свой гнев пробудить в себе Рейки заново, да ещё и с куда большей силой. Он начинает видеть способности оппонентов, а его тело переполняет ещё большая сила. И это становится первым ростом Урамиши над собой, он становится сильнее физически. А дальше сразу же с помощью Воина в Маске Урамиши решает и ещё один конфликт в себе, будучи готовым выстрелить из Рейгана и лишить жизни жертв обстоятельств, его останавливают, не давая «пойти на всё, ради победы» и таким образом спасая его, не давая потерять человечность и пожертвовать людьми, ради спасения своих товарищей.

И это не развязка турнира, а всего лишь промежуточная стадия, но об этом аниме я буду делать отдельное видео, так что ждите подробный анализ там.

К павер-апам можно относиться по-разному, но турнирные арки как раз делают это наиболее мягко и обоснованно, как, в примере, который я привёл.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

И само собой турнирные арки – это набор крайне зрелищных серий. Происходит это сразу по нескольким причинам:

Во-первых, турнир и соревнование поднимает интерес в разы из-за азарта и напряжения. По этому принципу строятся целые произведение, у людей это буквально в крови – дух соперничества всегда поднимал вовлеченность для зрителя.

Во-вторых, все эти яркие моменты набиваются в сжатый, но от этого ещё более эффектный хронометраж, где все хайлайты сконцентрированы в одной сюжетной линии. Моменты создаются и отправляются прямиком к зрителю один за другим, от чего всё воспринимается очень живо и динамично.

И, в-третьих, интерес поднимает и тот факт, что только на турнирах мы можем пронаблюдать за противостояниями, которые по сюжету просто не могли произойти.

Битва Неджи и Хинаты, Шото и Мидории – все эти сражения не обусловлены сюжетом, и не будь турнирной арки даже напротив противоречили бы этому сюжету. Однако, разве из-за этого нам, зрителям, менее интересно понаблюдать за их противостоянием? Да нет, в сёненах возможность помериться силами всегда была крайне занимательным моментом. О чем говорить если большим спросом пользуются видео, где авторы сравнивают силы различных персонажей.

Нам нравятся сражения, зрелищные противостояния, уловки и преодоления себя и за это нам и полюбились сёнены.

Но я не был бы собой, если бы не упомянул и о минусах турнирных арок, и на мой взгляд, у них есть два недостатка:

Почти 100 серий на арку лично мне показалось перебором
Почти 100 серий на арку лично мне показалось перебором

Первая серьёзная проблема – это затянутость, иногда так случается, что эти арки длятпся около 50 серий и зритель сильно устаёт от одного боя за другим. К этому всему прибавляется момент, что не за всеми персонажами банально интересно наблюдать. Ну вот не нравятся мне эти герои и не хочется смотреть за их битвой, а ведь, порой, и сами битвы не получается показать увлекательно в силу особенностей героев.

Но, на мой взгляд, это уже бич конкретных работ. Тот же вышеупомянутый Тёмный турнир из «Отчёт о буйстве духов» хоть по хронометражу и занимает порядка сорока серий о ни на гран не показался мне затянутым или проседающим по динамике. Авторы отлично чувствовали, когда зритель утомился или же не питает особого интереса к битве и заканчивали её быстро тогда, когда это требовалось.

Зачем нужны турнирные арки в аниме

Вторая серьёзная проблема – это предсказуемость результата арки. Ну мы с вами как бы сёнен смотрим и всегда ли интересно наблюдать за турниром, исход которого нам известен с самого начала? И да, и нет. Во-первых, важно заметить, что со временем авторы стали отходить от такого развития событий и, порой не давать победу герою, либо устраивать формат турнира таким образом, что герой может не показать свёрхталантов и просто середнячком пройти вместе с другими звёздами арки. Таким образом это не будет противоречить тропам сёнена, и позволить второстепенным героям выделиться на фоне других.

Кроме того, мне кажется, в сенёнах вообще не стоит всегда делать акцент на «предсказуемости» и месте героя в работе. Возьмём в пример, жанр, который использует те же приёмы - спортивные аниме. В споконах почти всегда герои достигают цели и становятся победителями и это мы также знаем с самого начала, однако нас интересует не раскрытие интриги кто победит, а то, каким образом герои этого добьются. Сам путь преодоления и становления персонажа или команды чемпионами. Поэтому задачей авторов служит скорее сделать сам процесс противостояний увлекательным, а финал будет просто приятным бонусом.

Сильно ли на вашем просмотре сказываются подобные проблемы или нет – это уже вопрос субъективный. Я же постарался поговорить о турнирных арках как о явлении и возможно даже смог пробудить некий интерес и побороть скептицизм касательно жанра сёнен и его представителей.

Видео-версия статьи:

144144
57 комментариев

Турнирные арки обычно это самое интересное в аниме

27

И пляжные серии.

18

Для меня Наруто закончился на турнирной арке (экзамен на чуннинов). Вру, конечно- я его весь смотрел и далеко не 1 раз, но всегда есть мысленное разделение на "до" и "после". Тут и эмоции, и раскрытие персонажей и возможность помериться силам ниндзя (а не болванчикам в жилетах, которые непонятно как вообще экзамен этот прошли).
Но они на турнире показали такой градус заруб, что все последующее (монстро-гаара, драка с Хокаге и вторжение в деревню) смотрелось уже не так увлекательно. После этого там пришлось уже накручивать всем МЕГА-способности уровня бога, чтобы хоть как то дальше двигаться в плане прогрессии сил.

12

Похищение Саске как минимум на уровне турнира

6

Справедливости ради сделаю приписку, что бои самого Наруто сюда не относятся (я в целом сторонник того, что если бы в "Наруто" не было самого Наруто, было бы намного интереснее и круче)

4

Мне почему-то турнирные арки всегда казались местом в сюжете, где сочетаются и красивый экшон, и разнообразные персонажи, и, что самое главное, применение стратегий, адаптация к противнику и последующий левлап в силе или характере персонажа.

5

Турнирные арки отлично запоминаются, их любят

Не любят, а терпят. Это просто способ растянуть тайтл, не более. Ни тебе интересных сюжетных подводок, ни риска для персонажей. Просто экшен и все. Турнирная арка если и должна быть то как в ЧелПиле.

4