Katanagatari: Road movie о становлении меча человеком и почему это интересно смотреть
Можно ли стать счастливым и изменить все, собрав 12 лучших мечей ? А стоит ли такая игра свеч? И может ли меч мыслить и чувствовать, как человек? Все эти вопросы прекрасно поднимает аниме «Katanagatari», а ответы на них каждый зритель находит для себя сам.
Первоисточник и особенности авторского стиля
«Katanagatari» - это японское ранобэ авторства Нисио Исина. Его вы можете знать по серии романов «Monogatari», которая никак не связана с тем произведением, о экранизации которого будет рассказано в лонге.
Ранобэ «Katanagatari» выходило с 2007 года под эгидой издательства «Kodansha» и насчитывает 12 томов. А уже в 2010 году студия «White Fox» выпустила аниме-адаптацию произведения. Студия известна своей работой над проектами «Steins;Gate», «Akame ga Kill!» и «Re:Zero».
Если рассуждать о творчестве Нисио Исина, то выделяется рад характерных для него особенностей:
- Упор на диалоги, раскрывающие персонажей гораздо лучше, чем скрупулезно продуманный дизайн.
- Игра слов, а также самобытные и иногда незамысловатые диалоги.
- Интертекстуальность. Автор любит вставлять цитаты из других произведений.
- Нисио Исина больше симпатизирует изображению женских персонажей. Они, по его словам, лучше индивидуализированы.
- Он также часто прибегает к жанру Shindenki, характеризующемуся как легкий детективный роман, в котором герои разгадывают практически невозможные в реальной ситуации загадки.
Что в основе сюжета «Katanagatari»
Действие истории разворачивается в средневековой Японии, приблизительно в период Эдо. Однако это альтернативная вселенная, где период именуется Овари. Главный герой, Шичика Ясури, принадлежит к школе боевого искусства кёто-рю и является ее 7 главой. Приверженцы школы именуют себя мечниками, хотя и не используют оружие в сражениях.
Двадцать лет назад отец Шичики подавил восстание феодала Такахито Хида, а в награду получил изгнание на остров Фусё. После смерти отца, на острове проживают только наш ГГ и его старшая сестра Нанами.
В первой же серии в привычный быт персонажей вторгается девушка-стратег Тогамэ. Сёгунат приказал ей собрать 12 выдающихся мечей, созданных знаменитым мастером Шикидзаки Кики. Здесь же мы узнаем, что поиском мечей уже занимались ниндзя и самураи, но они, столкнувшись с собственными интересами, предавали сёгунат и оставляли добычу себе.
Поэтому было принято решение обратиться за помощью к нашему ГГ. Он не юзает меч, а это значит, что 12 редких клинков точно его не интересуют. Однако деньги за свой труд парня также не привлекают. Поэтому, в качестве платы за помощь, Тогамэ предлагает ему полюбить ее. И ее план сработал. Так начинается путешествие Шичики и Тогамэ по всей Японии.
Меч не то, чем кажется
Мечи выбирают своих хозяев, однако не выбирают, кого убивать
Прежде чем говорить о персонажах, хотелось бы рассказать о тех самых 12 мечах, на поиски которых отправляются наши герои. И некоторые из них вовсе не принимают свою каноничную форму:
- Дзэтто: Канна - меч, который нельзя ни сломать, ни погнуть, ни даже поцарапать.
- Дзанто: Намакура - острый меч, которым можно, не вставая с места, резать все со скоростью света. Новую ачивку можно получить, смазав клинок кровью.
- Сэнто: Цуруги (или же Меч Тысячи Мечей) - это один оригинальный клинок и его 999 копий, которые можно раскидать везде, чтобы оружие всегда было под рукой.
- Хакуто: Хари - самый легкий и хрупкий меч из 12, потому что выполнен из стекла. Ходят слухи, что он способен разрубить даже солнце.
- Дзокуто: Ёрой - огромные непробиваемые доспехи, полностью скрывающие владельца. Этот меч (да-да, это все еще меч) используется не для нападения, а скорее обороны.
- Сото: Канадзути - большой и тяжёлый меч, которым под силу орудовать только клану Итэдзора, живущему в снежных горах края Эдзо. А еще им можно сражаться, держась за любую сторону.
- Акуто: Бита - тоже не совсем меч, а скорее кунай. Если его вонзить в тело владельца, то он пофиксит все его физические дефекты.
- Бито: Кандзаши - это робот в виде куклы Биёриго, созданной по образу женщины, которую когда-то любил мастер Шикидзаки. У робота 4 ноги и 4 руки, а питается он солнечным светом.
- Ото: Нокогири - тренировочный меч для кендо, исправляющий пороки его обладателя.
- Сэйто: Хакари - лишь рукоять катаны, открывающая владельцу истину и дарующая защиту.
- Докуто: Мэкки - зловещий меч, источающий ауру проклятия своему обладателю.
- Энто: Дзю - парные мечи, которые состоят из револьвера и пистолета с бесконечными патронами.
Родственная схема трактовки мечей
Концепция «меч - это не всегда меч» достаточно занимательна. Лично мне этот формат резонировал с одним из моих любимых сёнэнов «Bleach». Кто в теме, тот понимает о чем я говорю. У капитанов и лейтенантов «Готей 13» форма Банкая тоже часто видоизменяет меч, превращая его то в кастеты, то вообще в огромную женщину-манекена или целое сооружение из холодного оружия.
С мечами разобрались, поэтому плавно возвращаемся к обсуждению персонажей.
Шичика Ясури
Это наш ГГ, и если описывать его одной фразой, то «простой, как 5 копеек». Типичный образ парня, который вырос вне социума в глуши и занимался лишь тренировками. Он плохо понимает длинные монологические речи, а также пренебрегает моральными нормами в обществе. Зато он сильный и крепкий, а одежда мешает его движениям. Поэтому большую часть тайтла вы будете созерцать, как он гоняет в голым торсом и триггерит этим Тогамэ.
Он также не умеет принимать решения самостоятельно. Поэтому, пока живет на острове, руководствуется доводами сестры, а во время путешествия полагается на Тогамэ. Изначально мы воспринимаем этого героя лишь как меч и инструмент для их получения, но по ходу путешествия он постепенно формируется как личность и перестает мыслить по шаблону. А в конце истории и вовсе начинает жить по своему усмотрению.
Тогамэ
Эта девушка не так проста, как кажется, особенно когда раскрывается ее происхождение. Сама она является военным советником по особо важным вопросам, а также стратегом. Если Шичика - это силовая часть команды, то Тогамэ - ее мозг. Она придумывает планы по получению мечей, которые, на удивление, рабочего характера. А еще этот персонаж мастерски сочетает в себе любовь к модной и непрактичной одежде и абсолютную неловкость, из-за чего Шичике вечно приходится или ловить ее, или таскать на себе.
Ее отношения с главным героем развиваются постепенно. Изначально Тогамэ воспринимает его лишь как инструмент и слугу, но со временем начинает к нему прикипать и даже испытывать ревность. В последних эпизодах девушка и вовсе думает о том, чтобы продолжить с ним путешествие после выполнения задания.
Нанами Ясури
Старшая сестра Шикики и главная интрига сюжета. С виду это хрупкая и слабая девушка, которой не чужда рассудительность и мудрость. Однако в середине истории мы узнаем, что она настолько сильнее нашего ГГ, что даже их отец не смог бы ее тренировать. А дело все в том, что Нанами владеет техникой митоси-кэнсю, позволяющей ей выучить любой прием, который она увидит лишь раз.
Нанами, в отличие от своего брата, никак не стремиться жить обычной жизнью (которую, к слову, желает Шичике), а воспринимает себя исключительно как меч. Она часто задается вопросом «что хорошо, а что плохо?», и через ее рассуждения раскрывается относительность добра и зла.
Принцесса Хитэй
Это весьма загадочная светская особа из Овари, которая любит говорить загадками и избегать неловких вопросов. Она обладает парными мечами- пистолетами Энто: Дзю и шпионит за Тогамэ. В этом ей помогает ее прислужник Эмонзаэмон Сода, которого она наградила маской и проживанием на чердаке.
Имя героини говорит само за себя. Хитэй означает «отрицание», а сама девушка является амбассадором относительности. Ей всё равно кто победит в ее противостоянии с Тогамэ, потому что она отрицает даже свое происхождение. В истории она скорее кукловод, потому что, пока Тогамэ рискует своей жизнью и скрупулезно собирает мечи, Хитэй надеется в конце прибрать к рукам уже готовенькое.
Мэйсай Цуруга
Самый интересный, на мой субъективный взгляд, второстепенный персонаж и один из обладателей 12-и мечей Шикидзаки. В прошлом она была главой банды убийц, но потом раскаялась в грехах, вырезала всех подчиненных, убила предыдущего главу храма Сандзу и стала его новым настоятелем.
Храм Сандзу выступает в качестве женского приюта, который помогает тем, кто столкнулся с домашнем насилием и другими трудностями семейной жизни. Мэйсай принадлежит меч Сэнто: Цуруги, копии которого она раздала своим девушкам. Она верит, что аура этих мечей излечит их души, а ее главное желание - чтобы сёгунат позаботился о храме, если она проиграет Шичике в поединке.
О чем на самом деле история, и что не так с концовкой
Развязка - это главная фишка произведения. И люди (если судить по отзывам), разделились на два лагеря: одни считают концовку слитой, другие ее понимают и принимают. Признаюсь честно, к тому, чтобы отнести себя ко второй категории, я пришла не сразу. Для этого пришлось более подробно познакомиться с творчеством автора и его интересном к постмодернизму.
В таком случае, мы имеем достаточно частотный в литературе и искусстве эффект обманутого ожидания. Зритель ждет и поступательно идет к одному финалу, а получает абсолютно иной. И это интересно не только с точки зрения неожиданного поворота истории, но еще и обосновано логически, если следить за развитием Тогамэ и суждениями, к которым она приходит в 12 эпизоде.
Многие часто сравнивали произведение с американским мультфильмом «Приключения Джеки Чана», где в каждом эпизоде герои также ищут какие-то артефакты и веселятся в свободное время. Но ведь история «Katanagatari» совершенно о другом.
Ее лейтмотив - это философский вопрос о способности человека изменить свою судьбу или же целую историю. Например, отец Тогамэ хотел вернуть историю, созданную Шикидзаки, к прежнему порядку, поставил на карту все и проиграл. А Хитэй и вовсе принимает обе концепции, и ввязывается в противостояние не столько ради победы, сколько из интереса. И поднимаются два главных вопроса: Будет ли герой счастлив, когда дойдет до финиша? И стоил ли этого пройденный путь и отнятые жизни?
Дизайн и визуал истории
Он здесь весьма нестандартный и довольно притягательный. Весь визуальный ряд «Katanagatari» выглядит так, будто взяли традиционную японскую живопись и на ее фон через Ctrl+C и Ctrl+V поместили отрисованных в Paint героев. На вкус и цвет, но мне показалось занимательным, когда большей детализации придается background, а не персонажи. Есть в этом свой шарм.
Отдельно хочется отметить красоту изображения природы, за изменением которой можно наблюдать бесконечно. Наши герои сталкиваются и с осенними, и с зимними пейзажами. И за всем этим глазу приятно следить. Особенно, когда на экране покадрово сменяются контрастные и приглушенно-пастельные оттенки.
Еще один хорошо проработанный аспект касается дизайна персонажей. Герой здесь самобытен, имеет собственный стиль и выделяющие его аксессуары. А еще абсолютно у каждого из них своя форма зрачков, что тоже сразу цепляет внимание.
Много критики было направлено на то, что уж слишком схематично изображены пресонажи. Однако за простой и не особо объемной картинкой стоит самобытная эстетика и авторская стилизация. А еще это неплохой способ, чтобы в подходящий момент визуально усилить важные экшен-сцены:
«Katanagatari» - это история обо всем и сразу. О путешествии, поиске, сражениях, развивающихся отношениях и личных целях. О трудных выборах, политических интригах и неожиданных решениях персонажей. Но искушенному экшеном зрителю потребуется время, чтобы свыкнуться с плавным сюжетом и длинными диалоговыми моментами.
Поэтому, если вы фанат Road movie в стиле ДжоДжо-арки «Stardust Crusaders», то неспешный формат истории «Katanagatari» вам не подойдет. Ну а для меня этот тайтл стал квинтэссенцией комфорта и философии, которая приправлена интересным стилем и приятной музыкой. Если ищете что-то подобное, то рекомендую к просмотру.
Первый опенинг для ознакомления прилагается: