Диско, девушки, пришельцы. Обзор аниме «Космический Денди»

«Сиськи то, сиськи сё…
Дурни, что вечно думают о сиськах и не знают, что действительно важно в женщинах…
Конечно же, попки. Да, всё дело в попках.»

Денди

Студия-автор: Bones
Оригинальное название: Space☆Dandy
Год выхода: 2014
Рекомендую озвучку: KANSAI Studio

Введение/мои ожидания

С Шиничиро Ватанабе у меня сложились довольно странные отношения. Я обожаю «Ковбоя Бибопа» за его искусный юмор и происходящий абсурд, но за эти же элементы на дух не перевариваю «Самурая Чамплу». Поэтому «Космический Денди» был для меня котом в мешке. Но в глубине души я надеялся, что Ватанабе смог исправить ошибки предыдущих работ и сделать отличное аниме. Получилось ли у него? Давайте разбираться!

Этот причудливый космос, детка

Рассказывает это аниме о команде охотников на инопланетян, состоящей из человека Денди, робота-пылесоса QT и «кота» с планеты Бетельгейзе по имени Мяв. Работают они на космический «паспортный стол» и регистрируют новые виды пришельцев. Их основная работа состоит в поимке этих самых пришельцев, чем они и занимаются на протяжении всего тайтла, рассекая космические просторы на своём корабле под названием «Алоха Оэ».

«Алоха Оэ»
«Алоха Оэ»

Начинается аниме с цитаты, которую я привёл в начале. Считаю, что она отлично показывает, чем тайтл отличается от «Ковбоя Бибопа». Ведь «Бибоп» был про размеренность и эстетику на манер вестернов, и лишь изредка содержал абсурдно смешные истории. «Денди» же является чистокровной комедией, которая нередко ломает четвёртую стену и каждую серию меняет жанр, пародируя его. Подтвердить этот тезис я могу одним из своих любимых эпизодов под названием «Иногда ты не можешь жить вместе с гибнущими, детка», который является очевидной пародией на «Ходячих мертвецов» и высмеивает такие клише жанра «зомби-апокалипсис», как постоянные смерти товарищей, внезапные спасения из трудных ситуаций и изобретение сыворотки от вируса. Также многие серии тайтла кишат отсылками на «Звёздные войны», откуда создатели, очевидно, черпали вдохновение. Доказательством этого послужит забавный факт: Ватанабе пригласил в команду сценаристку Кэйко Нобумото по той причине, что она никогда не видела «Звёздные войны». Это позволило авторам взглянуть на свои истории с другой стороны и добавило тайтлу оригинальности. Ну, а если приводить прямой пример, то в голове сразу всплывает эпизод «Гонка в космосе опасна, детка», который ну очень уж похож на гонку Энакина на Татуине.

Второй сезон чуть больше углубляется в трагедию, и там даже проскакивают глубоко философские серии. Как, например, эпизод «Мир без печали, детка», который буквально рассказывает про чистилище, а его ключевой темой служит принятие смерти. Но всё же в своей основе «Космический Денди» — это «Рик и Морти» от мира аниме. Ведь что там, что тут ты никогда не можешь предсказать, что тебя ждёт в следующей серии. Ещё больше схожести этим двум работам добавляет тот факт, что в каждой серии «Космического Денди» рассказывается отдельная история, которая связана с предыдущими лишь диалогами о событиях прошлого. При этом общая история в аниме присутствует и тянется она на протяжении всех серий, хоть и поймёшь ты это лишь в самом конце. А происходит так по той причине, что здешний сюжет крутится вокруг загадок и механик вселенной, в которой живут наши герои. Причём первый намёк на это присутствует уже во второй серии, но понять его тогда практически невозможно, ввиду отсутствия контекста.

При этом данная вселенная абсолютно безумна, из-за чего не проходит и серии без смертей кого-то из героев, а то и всего экипажа «Алохи Оэ». Но весь этот бред авторы умудряются объяснить и делают это так логично и в духе тайтла, что вопросов практически не остаётся. Происходит это в последней серии, из-за чего практически у каждого из основных героев в описании есть спойлер к её событиям. Кому-то может показаться, что всё случается довольно резко. И это логично, ведь серия-то длится всего 25 минут. Но я с ними не соглашусь, ведь есть ещё и предпоследняя серия. Именно она и складывает кусочки пазла, которые создатели то и дело раскидывали в разных сериях, в одну цельную картину. Причём делает это так ненавязчиво, что до самого конца серии и не понять, к чему она вообще была нужна. После её просмотра действительно кажется, что ты постиг тайны вселенной и всего такого прочего. А это совершенно не то, что ожидаешь от комедийного аниме.

Одна из смертей героев
Одна из смертей героев

Юмор «Космического Денди» довольно прост и будет понятен даже самому неискушённому зрителю, потому что строится на поехавшем абсурде с примесью пародий и огромного количества визуальных кеков. При этом здешний юмор я могу назвать дерзким, что отлично демонстрируют названия серий, которые всегда заканчиваются словом «детка». Да, это довольно странная деталь, но, зная её, легко можно представить как выглядят шутки в данном аниме. Пародии же тут посвящены не каким-то малоизвестным деталям японской истории, а вполне себе популярным культурным явлениям. Именно этот элемент и даёт понять, что мы смотрим аниме Ватанабе, ведь в очередной раз создаётся ощущение просмотра чего-то западного, а не японского. Это абсолютно в духе режиссёра, ведь он сам не очень любит аниме и ориентируется на американскую/европейскую анимацию и целевую аудиторию.

Хочется также отметить, что в аниме нет очевидной отсылки к «Ковбою Бибопу», хотя она отлично вписалась бы в данный тайтл. Возможно, это потому, что аниме целиком является пародией на «Бибопа», ведь та же цитата из начала статьи, сеттинг и завязка истории, а также некоторые персонажи крайне на него похожи. И действительно, Спайк спокойно мог бы сказать что-нибудь про настоящую красоту женщин, профессии героев обоих тайтлов схожи по своей сути, а их космические корабли отсылают на музыку. Для меня же «Космический Денди» полностью заменил «Ковбоя Бибопа», ведь старую работу Ватанабе я полюбил именно за юмор, которого там было примерно 20%, а остальные серии меня не особо впечатлили. «Денди» же, благодаря его невероятной динамике, пролетел на одном дыхании, и я даже почти досконально помню события всех его эпизодов.

«-Мы будем спать на одной кровати?»
«-Мы будем спать на одной кровати?»

Поднимает ли «Денди» какие-то проблемы общества? Нет, но ему это и не нужно. Потому что невозможно высмеять философские цитаты, самостоятельно и на полном серьёзе генерируя их. Вершиной проблематики тайтла являются бытовые проблемы по типу финансовой безграмотности народа или экзистенциального кризиса. Да, это довольно серьёзные темы, но в аниме их подают с огромной долей иронии, из-за чего создаётся ощущение, что это и не проблемы вовсе. И как мне кажется, это довольно любопытная мораль, ведь излишнее паникёрство может привести к серьёзным психологическим травмам. Так что «Космический Денди» в наши беспокойные времена актуален как никогда, а его мораль будет полезна многим.

«Вдруг я хамелеонец, что переродился и забыл свою истинную форму?»
«Вдруг я хамелеонец, что переродился и забыл свою истинную форму?»

В общем, с сюжетной точки зрения данное аниме напоминает старые американские мультфильмы вроде «С приветом по планетам» или «Удивительные злоключения Флэпджека». Только оно не сюсюкается со зрителем и спокойно показывает то, за что американских творцов бы 10 раз «отменили». Из-за чего складывается ощущение, что данное аниме нацелено на людей, которые застали эти мультфильмы и хотят по ним поностальгировать, при этом не пересматривая их, ведь после повторного просмотра старого всегда можно разочароваться.

Экипаж “Алоха Оэ”, детка

Основных героев в этом аниме примерно 6, и у каждого из них есть своя внезапная предыстория, но в экипаж корабля «Алоха Оэ» входят лишь трое. О них мы и поговорим.

Космический Денди — непосредственный капитан корабля и человек с целью соизмеримой с Денджи из «Человека-бензопилы», ведь он мечтает посетить все «Бюствилли» вселенной. Думаю, из названия этой кафешки не сложно догадаться, что она из себя представляет. По характеру же Денди типичный бесшабашный авантюрист, который просто пытается подзаработать для достижения своей цели. И сделать это не на скучной работе, а со стилем, из-за чего и занялся охотой на пришельцев. Важной его чертой является полная беззаботность, ведь Денди не запаривается над тем, как ему жить эту жизнь и просто плывёт по течению. Упомянутая мною ранее серия «Иногда ты не можешь жить вместе с гибнущими, детка» отличное тому доказательство.

Но у этой беззаботности есть и обратная сторона, которая раскрывается в эпизоде «Я же такой не один, детка». В нём нам показывают впавшего в депрессию Денди из другой вселенной, а причиной этого состояния послужило то, что его Мяв и QT полные идиоты. Да, в оригинальной вселенной герой их тоже недолюбливает, но тут всё намного хуже. Я считаю, что эта версия героя даёт понять, насколько на самом деле привычный зрителю Денди близок к депрессии, что делает его судьбу более жестокой и объясняет некоторые черты характера. То есть, он такой беззаботный не просто потому что, а по той причине, что для него это единственный способ не сойти с ума. И я думаю, что в его ситуации все чувствовали бы себя примерно так же, ведь не каждый смог бы несколько раз пережить свою смерть. В общем, через Денди авторы ещё больше демонстрируют свою мораль, хоть и делают это довольно незаметно.

Денди

QT — робот-пылесос и главный разум «Алоха Оэ». Он постоянно посмеивается над целью жизни Денди, да и в целом любит иронизировать над поступками своих товарищей. Из чего и складывается ощущение, что он этакий язвительный гений, который работает на корабле из каких-то своих побуждений. Но когда задаёшься вопросом о его целях, ответ в голову не приходит. Ведь на деле у QT нет вообще никакой мотивации работать на Денди, так что получается, что в этом плане он ничем не лучше своего капитана. Через этого робота авторы показывают другой способ не сойти с ума — упорно работать, чем QT и занимается весь хронометраж и даже за кадром. И в этом вся его суть, ну а его личная арка довольно проста и прямолинейна, но представляет из себя сеттинговую ценность, потому что раскрывает пару деталей мира.

Мяв — кот-талисман «Алоха Оэ». Попадает в команду позже всех и Мяв даже не его настоящее имя. Потому что жители Бетельгейзе, откуда он родом, разговаривают настолько странно, что эти звуки практически невозможно воспринимать как слова. Талисманом Мява я назвал не просто так, ведь он действительно бесполезен для корабля*. Всё, что он делает — это валяется в своей каюте и играет в игры/смотрит телевизор. А из полезного лишь иногда находит информацию о редких пришельцах. Про его характер сказать буквально нечего, ведь это обычный кот, который выглядит как кот и ведёт себя соответственно. Но при этом очень злится, когда его называют котом. Через Мява авторы показывают третий способ не сойти с ума и решить проблемы — убежать от них. Да, он отправился в скитания по космосу не от лёгкой жизни — так он пытался забыть свою родную планету. Технически, его способ решения проблем чем-то похож на Денди, но различия в деталях. Ведь если Денди забивает на проблемы, то Мяв откладывает их на далёкое будущее, когда ему перестанет быть лень. Что, по своей сути, одно и то же, ведь Мяв тот ещё прокрастинатор, но всё же различия имеются.

*по мнению Денди

Остальные герои тоже не менее интересны, но даже после раскрытия их предысторий я не смог понять их переживания. Из-за чего они ощущаются своего рода персонажами-функциями с неожиданным бэкграундом и поведением. Ну, например, Скарлет — сотрудница паспортного стола, которая непосредственно регистрирует пришельцев. Роковая и бойкая женщина, способная постоять за себя. И это буквально всё, что про неё можно сказать. При этом у неё было аж две собственные арки, которые раскрыли лишь её желание найти себе достойного мужчину. А у остальных главных героев и то меньше предыстории, зато у каждого из них есть какое-то развитие отношений с Денди и они оказывают влияние на концовку.

Это я говорил о ГЛАВНЫХ героях, которые появляются практически в каждой серии, а авторы высмеивают саму их концепцию, добавляя некоторым маленьким историям огромное влияние. Второстепенные герои же прописаны ещё меньше, но при этом выдались колоритными и запоминающимися. Тут вам и старичок-пришелец, продающий свой рамен на пустой планете уже кучу лет, и хулиганы, поющие на манер диснеевских принцесс, и много кого ещё. Благодаря такому разнообразию вселенная ощущается живой, а планеты уникальными.

В общем, герои «Космического Денди» не только работают на мораль истории и оживляют причудливый космос, но и дают повод подумать о прокрастинации и о том, как важно решать свои проблемы. Происходит это довольно незаметно, но к концу просмотра каждый так или иначе задумается о том, правильно ли он решал свои проблемы в прошлом. Я считаю, что эти мысли могут даже помочь победить прокрастинацию, и это делает просмотр тайтла не бессмысленным.

Двух дизайнеров мало, детка

Визуальная составляющая данного тайтла выдержана в духе Шиничиро Ватанабе. Каждая мелочь пропитана стилем, из-за чего все пришельцы выглядят крайне разнообразно, а их дизайны сразу дают понять чем они запомнятся. Касается это не только пришельцев, но также планет, кораблей и еды. Такого эффекта получилось достичь одним простым приёмом — позвать кучу дизайнеров, чтобы каждый из них придумал пришельца своей мечты и планету. Так ещё и сами дизайнеры зачастую известные, из-за чего просто листая список эпизодов можно наткнуться на кучу знакомых имён.

Во многих сериях чувствуется стиль не только автора, но и студии, с которой он обычно сотрудничает. Так, например, предпоследний эпизод выглядит как обычное аниме студии Trigger, а серия «Поиски утраченного космического рамэна, детка» как эпизод «Ванпанчмена» с кучей необычной еды. При этом они лишь выглядят так, содержание совершенно другое. Вот тут-то мы и подходим к главному тезису про рисовку — аниме даже не пытается выглядеть одинаково. Серьёзно, если показать случайному человеку кадры из разных эпизодов, то он вряд ли поймёт, что они взяты из одного аниме. Но при этом тайтл не ощущается винегретом из стилей, а наоборот, эти стили дополняют его общий безумный внешний вид и позволяют ему скакать между жанрами. Также хочется подметить огромное внимание к деталям, которые создают атмосферу научной фантастики 80-ых. Как пример такого — кассеты вместо плееров и CD дисков. Это ещё сильнее наполняет тайтл ностальгией.

В общем, рисовка здесь очень яркая, резкая, но от того манящая и разнообразная. При этом она может быть тёмной и мягкой, если того требует ситуация.

Саундтреку тоже уделено особое внимание, ведь Ватанабе и тут пытался сделать огромное разнообразие, ради чего позвал целых 20 артистов. Они сделали для него кучу самых необычных треков в стиле 80-ых, и не всегда это диско. Да, почему-то многие убеждённо говорят, что основной жанр музыки «Денди» — диско, но мне куда больше запомнились треки, которые можно отнести к жанру «экспериментальное». Как, например, музыка с планеты растений и микробов. Таких примеров можно привести массу, но и диско в тайтле присутствует с самой первой серии, в опенинге. Исполняет его крайне необычный дядька по имени Ясуюки Окамура, который до этого не особо светился в опенингах. Но именно ему удалось написать и исполнить незабываемую композицию, без которой я вообще не могу представить себе «Космического Денди». Объяснить почему она так крута я вряд ли смогу, нужно просто послушать:

Опенинг
Один из многих необычных треков

А самое классное, что авторы не поскупились на создание целого клипа для дискового издания. Обязательно ознакомьтесь с ним, если вы ещё этого не сделали.

Эндинг же ничем особо не примечателен и запоминается лишь своим сходством с колыбельной. Но эндинг тут не один, что ещё больше показывает то, насколько авторам хотелось разнообразия.

Эндинг

Итоги, детка

«Космический Денди» — это комедия, которая максимально пытается попасть в массового зрителя и играет на чувстве ностальгии. Кому-то может показаться, что её сюжет недостаточно глубок, а шутки слишком очевидны и вычурны. Но созданная в тайтле атмосфера, огромное разнообразие флоры и фауны, а также какие-никакие проблемы героев превращают просмотр тайтла в незабываемый опыт. Искренне считаю, что это аниме незаслуженно забыто.

Похожие аниме

Хоть я и говорил, что «Ковбой Бибоп» хуже в сравнении с «Денди», на деле тайтлы во многом схожи и не факт, что ваши вкусы совпадут с моими. Так что всё равно рекомендую к просмотру. Ну а своим юмором тайтл похож на 4-ую часть ДжоДжо, «Тусовщика Кунмина» и «Семью шпиона» (с поправкой на ЦА).

Больше статьей в моём паблике

261261
48 комментариев

Я в детстве играл на космической Денди

25
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Я даже фан-арт нарисовал по нему, отличный мульт

25
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

Первый эпизод отлично показывает, что ждёт зрителя дальше.
Хороший мульт, в году 14-м , не без удовольствия посмотрел оба сезона.

10
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить