«Твой фильм офигенно крутой!»: Прощай, Эри. Тацуки Фудзимото
Тацуки Фудзимото – восходящая звезда индустрии манги. Сейчас его имя на слуху из-за экранизации онгоинга "Человек-Бензопила". Благодаря своему стилю и умению работать с материалом и персонажами, он смог выделиться на фоне современных сёненов, которые (имхо) ничем не отличаются, кроме обертки. Взяв обычный путь героя, Фудзимото искажает уже имеющиеся тропы. Также добавляем фирменное японское безумие и невероятную любовь к кино. И вот он – успех.
Хоть Пила и на хайпе, но поговорим мы о другом. Мангака имеет в запасе кучу других прекрасных произведений, в частности ваншотов. Об одном из таких мы и поговорим.
Прощай, Эри – самая кинематографическая манга, которая больше похоже на короткометражный инди-фильм от студии А24.
И да, тут есть спойлеры.
Пару слов о сюжете:
Фудзимото – киноман. Это отслеживается в его работах. Кинотеатр или диалоги о кино стали неотъемлемой частью его работ. Будь то Макима, которая идет с Дэндзи в кинотеатр в “Бензопиле” или целая сюжетная арка в “Fire Punch”, где один из персонажей хочет снять кино про огненного парня, а кинозал там вообще отдельное место в нарративе занимает (Огненный удар вообще требует отдельного обсуждения).
Тут и там периодически проскакивают отсылки на мировой кинематограф. Японский журнал SWITCH даже составил список всех фильмов/сериалов/аниме на которые ссылается мангака.
Вот пара отсылок:
! Ниже спойлер к Человеку-Бензопила !
Ну и вот еще возможный источник вдохновения (Город Грехов) для дизайна персонажа.
Так к чему я это все рассказываю.
Фудзимото. Любит. Кино.
Именно этой любовью и пропитана “Прощай, Эри”. Двухсот страничный ваншот повествующий о парне Юта, который на свое 12 летие получает смартфон и он должен снимать свою мать, которая умирает от болезни. Ну, пока что все нормально, да? И мы ненадолго попадаем в slice of life, где парень пытается запечатлеть все мгновения жизни. Но! Настало время попрощаться с матерью, которая уже на последнем издыхании. Мы внутри машины, а через мгновение уже у входа в больницу. Герой останавливается, разворачивается и убегает. Он не хочет видеть смерть матери и… Что? Почему съемка стала со стороны, почему панели уже не прямоугольные? Что за взрыв нахер? “Прощай, мам”?
И мы в актовом зале в школе, где в выражениях лиц учащихся читаются все те же вопрос. Что это нахер было? И мы снова возвращаемся к субъективной камере и нам говорят, что сейчас мы посмотрели документальный фильм. Просто, что? Прошло двадцать с небольшим страниц, а мы уже сомневаюсь в реальности происходящего.
Пожалуйста. Это типичный Фудзимото. А главная история еще даже не началась.
Даю последнюю возможность прочитать вам эту историю самостоятельно, ведь первое прочтение точно оставит впечатление. Продолжаем.
После критики фильма, Юта решает, что он этому миру не нужен и решается на прыжок веры без возможности рестарта на крыше больницы, где и скончалась его мама.
Но там он встречает таинственную девушку, которая тянет его в заброшку, чтобы поглощать один фильм за другим (и на этом моменте я уже плачу над клавиатурой ведь хочу точно так же).
Девушку зовут Эри, она его подначивает на то, чтобы снять еще один фильм, а чтобы он вышел хороший, она заставляет его смотреть кино каждый день, чтобы выявлять их слабые и сильные стороны. И они пишут сюжет, о парне Юта, который на свое 12 летие получает смартфон и он должен снимать свою мать, которая умирает от болезни. Ну, пока что все нормально, да? И мы ненадолго попадаем в slice of life, где парень пытается запечатлеть все мгновения жизни. Но! Настало время попрощаться с матерью, которая уже на последнем издыхании… Стоп! Какого хера?
Именно в этот момент нить повествования полностью стирается и одна история начинает наслаиваться на другую. Все, что мы видим одновременно является и кино и хроникой.
Сюжет нового фильма является рекурсией всего того, что мы уже видели до момента встречи с Эри, но так же с этого момента и начинается новая часть истории.
Эри, по сюжету новой картины – вампир, которая подначивает парня на то, чтобы снять еще одну ленту, а чтобы она вышла хорошей, девушка заставляет его смотреть кино каждый день, чтобы выявлять их слабые и сильные стороны. Потом она заболевает и Юта снимает уже ее, как она борется с болезнью, в итоге, он застает последнее мгновение жизни Эри. И его фильм делает то, что должен был сделать изначально. Запечатлить последние минуты жизни дорого ему человека. Это последняя сцена фильма.
Всех пробирает до глубины души. Герой получает то признание, которого он ждал.
Спустя долгий промежуток времени Юта выпускаться из школы, идет в универ, который он благополучно бросает, заводит семью. И на протяжении всего этого времени он пытается домонтировать свою ленту про Эри, ведь в ней нет какой-то изюминки. Потом, в автокатастрофе он теряет семью, решает что дышать больше смысла нет, и хочет покончит с собой в том месте, где он смотрел кино… А вот и здрасте! Эри тут оказывается жива. Юта в шоке, мы в шоке. Эри выдает что она действительно вампир, а чтоб парень закончил кино, нужно добавить нотки выдумки, что и понравилось девушке в первом фильме.
Манга кончается уходящим Ютой, позади которого взрывается заброшка. Это и была та деталь, которой и надо было все закончить. Это его прощание.
Так, я понял, что никто ничего не понял. Чтоб осознать что же здесь происходит, надо будет чуть углубиться в происходящее.
Давайте обратим внимание, какие приемы использует автор для создания иллюзии кино в манге?
Самое первое что приходит на ум – фреймы косящие под 16:9 и эффект размытия, как у ручной камеры.
И этого вполне достаточно для погружения. Но! если зайти чуть глубже, то тут можно разглядеть именно киношный подход к построению манги. Тут четкая работа по крупностям кадра.
Тут есть длительность кадра. Если Фудзимото хочет показать насколько долго идет сцена, он просто повторяет фрейм несколько раз.
Автор не пытается перегрузить страницу текстом, он именно что показывает действие. С помощью рисунка он делает то, что многие мангаки забывают делать. Показывать. Еще один киношный прием (Показывай, а не рассказывай). Визуальный язык повествования во всей красе.
Тончайшая работа с мимикой героев лучше расскажет, что они сейчас чувствуют, вместо того, что они просто об этом скажут.
Тут даже есть внутрикадровый монтаж.
И все этого для того, чтобы создать иллюзию настоящего фильма, который мог бы существовать.
В каком жанре снят фильм?
Хоть его первый фильм и называют документальным, я считаю этот термин не подходит. Все, что нам показывает герой – это Псевдодокументальный фильм или мокьюментари. Смотрите сами: взрыва в больнице не было, ведь это художественное допущение режиссера; так же мы видим момент постановочной сцены на кухне с отцом героя; элемент мистике в персонаже Эри, ведь она вампир. И самое главное: все, что происходит на страницах манги – это интерпретация событий через Юту. Все история рассказана через объектив смартфона, который держит герой и через тот монтаж, который он создает. Мы все видим взглядом ненадежного рассказчика, ведь он многое нам не показывает. Юта рассказывает историю так, как сам ее и чувствует. С ноткой выдумки и мистики, которую он смог заснять. Но откуда тут взялся взрыв?
О взрыве:
Мы поняли в каком жанре снят фильм и как он сделан. Я предполагаю, что весь фильм Юты – это его рефлексия по ушедшим людям из его жизни, а взрыв – это метафора прощания, которую никто не понял из зрителей в школе. Попытаюсь пояснить.
В середине манге, мы узнаем, что мама героя работал продюсером на ТВ, специально просил сына снимать его так, как она хотела. В выгодном для нее свете. Все негативные черты матери просто убирались на монтаже.
Но, фильм монтировал именно Юта, и он сам решал, как же показать ее.
Аналогичная ситуация с Эри. Мы знаем от ее подруги, что она носила очки и зубные ретейнеры, но герой снимал ее без них, по ее просьбе.
Что мы видим ближе к концу манги, Эри сидит, живая, молодая, потому что она вампир, а фильм это напоминание ей новой о прошлом. Я считаю, что в данной сцене Эри не существует, а все что здесь происходит – фантазия главного героя.
Та девушка, которая предстает перед нами – это образ, который запечатлел Юта, без очков и ретейнеров. Образ, который считает что он вампир. Это буквально герой сошедший с фильма. Именно такой она всем запомнилась, именно такой ее запомнил Юта. Вся манга это одно большое воспоминание, которое он не может отпустить. Тут нужно вернуться в начало истории, когда происходит взрыв в больнице. Парень кричит "Прощай, мама”. Взрыв четко отсекает завершение арки по рефлексии к матери. Аналогичным взрывом кончается и манга. Горящая заброшка, в которой находится образ Эри, который он сам и создал. Юта уходит молча. Тут Фудзимото намеренно не вставил не одного слова. Но тут должно быть облачко со словами "Прощай, Эри”. История закончилась, герой смог отпустить прошлое.
Взрыв – это та точка, которую герой должен поставить для себя, чтобы отпустить человека. Своеобразный ритуал прощания. В пламени сгорают все негативные воспоминания и остаются только светлые моменты. Героя больше ничего не связывает с ушедшим из жизни, ведь он получил свой грандиозный финал.
«Прощай, Эри» – это застывшие кадры кино, которые отлично себя чувствуют на страницах манги. Любовное послание кинематографу, через рисунок.
Ну вот и все. Не умею я писать концовки. Надеюсь что-то новое для себя открыли.
Берегите себя и своих близких. Цените время проведенное вместе.
P.S. : Скорее всего, подобных обзоров больше не будет. Это была разовая акция.
https://t.me/yunost_na_futbolke