"5 сантиметров в секунду" Макото Синкая. Почему Такаки одинок?

"5 сантиметров в секунду" Макото Синкая. Почему Такаки одинок?

«В 10 лет у меня было ощущение, как будто я под простынёй, которая мешает мне взаимодействовать с людьми. Видимо это послужило появлению этих барьеров в моей истории». Макото Синкай.

«5 сантиметров в секунду» - из ранних произведений Макото Синкая это самое популярное аниме. А так же оно является конечной вариацией истории о недостижимой близости, с персонажем в актёр-агентской рефлексивной перспективе в главной роли. Некоторым кажется, что такие проблемы типичны только для подростков, однако моя клиентская практика говорит, что, увы, многие взрослые тоже испытывают похожие трудности. Давайте смотреть, в чём же проблема.

«А chain of short stories about their distance» - такая фраза написана в названии аниме. И действительно у многих первая ассоциация с произведениями Макото Синкая – расстояние и любовь на этом расстоянии. И кажется, что расстояние – это есть то зло, что не даёт героям быть вместе.

В психологии есть понятие «локус контроля». Это убеждение человека о том, что или кто управляет его жизнью и является причиной текущего положения дел. Внешний локус контроля – это когда человек перекладывает ответственность за свои успехи или неудачи на судьбу, сверхъестественные силы или окружающих людей. Внутренний – это когда человек хвалит или ругает себя и уровень своих навыков, если результат собственных усилий ему нравится или не нравится соответственно.

Конечно, люди не делятся на тех, у кого локус контроля исключительно внешний, и тех, у кого внутренний. Чаще мы встречаем ситуацию, когда в случае неудачи люди сетуют на внешние обстоятельства (пробка на выезде, ретроградный меркурий, домашку собака съела), а в случае успеха – в приоритет выводят собственные усилия (я много для этого трудился, я заслужил, я тренировался 3 раза в неделю). Это фундаментальная ошибка атрибуции – когнитивное искажение, при котором мы в случае собственной неудачи переоцениваем роль и силу внешних обстоятельств, а в случае успеха наоборот – недооцениваем.

Если это понятие рассматривать с точки зрения полинарративного анализа, то для я-позиции, которая находится в актёрской или актёр-агентской рефлексивной перспективе, характерен локус контроля внешний, а для я-позиции в агентской перспективе – внутренний. Если нужно припомнить определения, то они ниже во врезке.

Я-позиция – это позиция в коммуникации, с которой вы взаимодействуете с людьми или выполняете задачи. Каждая такая я-позиция может иметь свои цели, функции, ограничения и привилегии.

Я-позиция при актёрской рефлексивной перспективе (далее сокращу до РП) в сфере профессионального становления концентрирует своё внимание на своём статусе или победе в чём-то. Ей не важно, что в итоге получилось, а важно, как это выглядит.

Я-позиция при агентской РП выполняет задачи, не имитируя бурную деятельность, а для достижения конкретной цели. Она не выполняет задачи ради процесса. Локус контроля у такой я-позиции внутренний, т.е. ответственность за происходящее берёт на себя.

Актёр-агентская РП – переходная между этими двумя. Т.е. с одной стороны у я-позиции уже есть достаточное количество инструментов для того, чтобы закрывать собственные цели, но в то же время ещё важен факт выигрыша и нет готовности брать ответственность за результаты своей деятельности. При агентской РП проигрыш – нормален, я-позиция нацелена на достижение цели любыми инструментами, неважно при этом, как она будет выглядеть. При актёр-агентской РП важно это сделать каким-то конкретным инструментом. А при актёрской РП – проигрыш немыслим, самое важное – исполнять изначально задуманную роль.


Так вот главный герой аниме Такаки на протяжении всего аниме находится в актёр-агентской рефлексивной перспективе, его текст центрируется на коммуникации. И проблемой главного героя, на мой взгляд, является не расстояние, на котором находится его подруга, а барьер в коммуникации.

Они прекрасно поддерживали с Акари коммуникацию на протяжении года после её переезда: писали друг другу письма. И потом на поезде Такаки преодолел расстояние, приехал к Акари. Здесь даже можно увидеть, что замерцала агентская РП: он принял решение, проложил маршрут, приложил усилие несмотря на сложные внешние обстоятельства и добрался до конечной точки). И потом, после их свидания под зимней сакурой, они тоже переписывались. Что же случилось?

"5 сантиметров в секунду" Макото Синкая. Почему Такаки одинок?

«<…> но с каждым разом ответы приходили всё реже» - снова внешний локус контроля. Ответственность за то, что связь прервалась как будто лежит на Акари. Герой не рассуждает о себе как о человеке, который тоже в какой-то мере мог сделать вклад в прекращение общения или прикладывал недостаточно усилий.

Думаю, стоит сказать, что я не считаю внешний локус контроля плохим, а внутренний – хорошим. Есть ведь люди, например, с «обострённым внутренним локусом контроля», скажем так) Когда человек чувствует себя причастным ко всем бедам человечества. Например, подругу облила грязью машина? – Это я виновата, это ведь я предложила идти по этой дороге. Это уже другое когнитивное искажение - «персонализация». Я думаю, что важно стараться держать баланс: в каждой конкретной ситуации проанализировать, где обстоятельства были против тебя, а где – сам оплошал.

Что же случилось у Такаки с Акари? Я думаю, здесь больше сыграли роль обстоятельства. Они всё-таки учились в разных городах на разных концах страны. Они росли, менялись, скорее всего, менялись и их интересы. У них были совершенно разные жизненные контексты и не было никакой совместной деятельности. Наверняка, вам знакома эта ситуация, когда какое-то время очень плотно общался с человеком, а потом он как будто постепенно выветрился из твоей жизни. Вот примерно это произошло у ребят. Но в нормальных обстоятельствах на смену одному человеку, приходит другой. Но этого не происходит у Такаки.

В истории главного героя я вижу куски нарциссического текста. Я хочу их продемонстрировать на отрывках из манги, потому что там эти моменты прописаны проще для восприятия: текстуально, а не визуально) А так же я введу ещё одно новое понятие – валюация. Это центрирование смысла повествования вокруг какой-то конкретной темы. Сейчас покажу на примере нарциссической пятёрки.

Недостижимая близость, торг, честность, боль, власть – это пять валюаций, характерных для нарциссов. Сразу оговорюсь, что я здесь говорю о субклиническом нарциссизме, который включён в триаду тёмных личностных черт. Эти черты неприятны, но не опасны для общества) Нарциссизм - это не про самовлюблённость. Скорее внешние проявления некоторых нарциссов могут у нас сложить такое впечатление о них. Но далеко не все такие. Это скорее про боязнь быть отвергнутым. Про страх не соответствовать. В тексте Такаки я вижу следующие 3 валюации.

Недостижимая близость. Эта валюация была продемонстрирована на скрине выше, а так же выражается во всём поведении Такаки. Он говорит о невозможности восстановить близкую связь со значимым для него человеком и при этом у него альтернативы такой связи в том месте, где он находится сейчас. Отношения с человеком, с которым явный барьер в коммуникации становятся приоритетнее, чем с более доступным человеком.

Честность. Это вот про какую-то аутентичность. Про чистоту отношений. Про настоящую любовь. Вот про самую-самую. И возможна она только с одним конкретным человеком, вот с конкретными свойствами, и проходить всё должно по определённому сценарию.

"5 сантиметров в секунду" Макото Синкая. Почему Такаки одинок?

Боль одиночества. Эта валюация очень связана с недостижимой близостью. Такаки влюблён в Акари, но не может с ней общаться в силу внешних обстоятельств. Логично было бы найти новых друзей, но он не делает этого. Ведь сейчас он в городе, из которого собирается уезжать после окончания школы. Т.е. высока вероятность того, что значимая связь снова оборвётся. А это опять боль. И он «выбирает» быть в социуме, но при этом ни к кому не привязываться. И то же самое продолжается и в Токио, когда он уже повзрослел. Он чувствует себя одиноким в огромном мегаполисе.

"5 сантиметров в секунду" Макото Синкая. Почему Такаки одинок?

Это одиночество – не как побег от общества. Тогда Такаки скорее всего был бы хикикомори. А это одиночество – как тоска по настоящей близости, но при этом «добровольный» отказ от неё, во избежание гипотетической боли. Некоторые слова я ставлю в кавычки, так как я не имею ввиду здесь осознанный выбор.

Мы видим, как Такаки становится одержим недостижимой близостью через метафору смены его увлечений. В токийской школе он занимался футболом – спортом, который сочится коммуникацией. А в новой школе он уходит в стрельбу из лука, где он один на один с далёкой целью.

"5 сантиметров в секунду" Макото Синкая. Почему Такаки одинок?

В манге гораздо лучше проиллюстрировано разрушение иллюзий Такаки. Он приезжает на ту самую станцию со своей девушкой, с которой находится на грани разрыва. Перед этим он с ней поделился своей историей. Если любите это аниме, рекомендую прочесть 3-ю часть именно в манге, т.к. там всё гораздо подробнее расписано.

Когда Такаки оказался на той станции со своей девушкой, он увидел, буквально, что Акари осталась далеко в прошлом, а рядом Риса – человек, который его любит здесь и сейчас. Несмотря на то, что они всё-таки расстались, эта странная поездка запустила механизм трансформации в тексте Такаки. Хотя, скажу откровенно, куски нарциссического текста на практике извлекаются гораздо тяжелее)

В конце аниме действительно есть образ, где два поезда едут в противоположных направлениях, будто пути Такаки и Акари разошлись навсегда. Но я вижу ещё один образ. До железнодорожных путей ему кажется, что он видел Акари. После того, как поезда проехали, там никого не было. Он не погнался вновь за иллюзией, а пошёл навстречу реальности.

Следующие произведения автора уже отличаются. Подробно об этом я рассказывала на своей лекции в СПб. Она скоро будет доступна в записи, ссылку на неё я выложу в своей телеге @psykatekreytor , подписывайтесь)

А как вам это аниме? Понравилось ли? Менялось ли ваше отношение к нему в зависимости от возраста? И как вообще относитесь к творчеству Макото Синкая? Расскажите, мне интересно)

160
63 комментария

Комментарий недоступен

37
Ответить

читай смело, тут столько непонятных слов, что нихуя не понятно кроме базы - 5 см/сек есть годное произведение

13
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я еще статью не читал, но сразу же скажу свое мнение. Мне ГГ не нравится, он завис во времени и считает, что мир так же должен остановиться и ждать его. Он отталкивает всех, цепляясь за прошлое, одновременно придумывая сладкое будущее.

Я, в 16 лет так же поступил летом. Встречался-целовался. Да-да, в 90-е не все в 16 трахались как кролики. Так вот. А лето прошло, мне было лень пёркать через весь город на встречу. Метро, холод, грязь. А летом я с чего то решил, что продолжу с того же момента, как остановился 9 месяцев назад. Был послан.
Это хорошо меня отрезвило, и я понял, что если что то надо, надо добиваться и не упускать.
Тут ГГ, именно забил, т.к. долго и далеко. Ему проще думать, что пройдет 10 лет и он придет к своей любви, а она кинется к нему на шею роняя влагу изо всех мест. Я не желаю ему успокоения и счастья, он сам себе деревянный буратино. Кмк он не сможет сделать счастливым партнера в настоящем, т.к. за всю жизнь учился жить исключительно прошлым.

Как пример, могу сказать про себя. С женой познакомился по инету и встретился на 2 недели в городе. Потом год ездили друг к другу за 1500 км, пока не решили жить вместе. Вот, уже почти 17 лет живем. Если бы я забил из-за лени или еще чего, была бы другая история. Более грустная или счастливая, я хз.

20
Ответить

Прочитал. Не со всем согласен. Я все равно считаю, что если бы ему действительно нужна была та девушка, он бы приложил усилия встречаться. В школе не бывает выходных и каникул? Когда стал взрослым, он много лет работает без отпуска, нет телефона? Это все отговорки. Если его это так мучило, надо было поехать и поставить все точки над i. И жать дальше, а не цепляться за иллюзию. Он какой то мазохист. Все его слова и рассказы-самообман по типу, перестану жрать торты с понедельника. Начну новую жизнь с новой недели, но, разумеется, не сейчас.

И про настоящую любовь. Я считаю, что это глупость. Нельзя любить эфемерного человека. Это самообман и желание самобичевать себя. Страсть проходит, и начинаются отношения, близкие или нет, но без каждодневного букетно-шоколадного периода. Вот, есть хороший старый фильм, там как раз рассказ о настоящей любви, на 2:25. Я не верю в такое.
https://youtu.be/oaszlv9UYTM?t=143

8
Ответить

Если это понятие рассматривать с точки зрения полинарративного анализа, то для я-позиции, которая находится в актёрской или актёр-агентской рефлексивной перспективе, характерен локус контроля внешний, а для я-позиции в агентской перспективе – внутренний. Если нужно припомнить определения, то они ниже во врезке.На этом абзаце я перестал читать.

7
Ответить

В своё время с первой девушкой расстались как раз по причине её переезда в столицу на учёбу. Расстались в более-менее дружеских отношениях, она даже говорила, что после расставания ещё какое-то время любила меня. И вот, когда она приехала после обустройства на последний месяц лета домой, мы посмотрели эту анимеху. Она прям дико разрыдалась.

6
Ответить