Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Отступление

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Densetsu Kyojin Ideon - это сериал в жанре фантастической военной драмы / приключенческого боевика с элементами real robot, выпускавшийся с 1980 по 1981 года и состоящий из 39 серий. В 1982 году по нему вышел никому не нужный фильм-коллаж Sesshoku Hen (добавили парочку новых сцен), а затем уже долгожданное завершение сюжета также в виде фильма под названием Hatsudou Hen.

Я очень давно хотел награфоманить буквы про Ideon. С ним я впервые познакомился в районе 2011 года: тогда, просматривая проходящие по тропам с кучей драмы и kill 'em all тайтлы, я наткнулся на сабж, который был описан как идеальный кандидат на просмотр. А уж, когда я узнал, что Ideon являлся идейным вдохновителем для Евангелиона, у меня вновь разгорелось так знакомое всем посмотревшим в первый раз Еву чувство: "ХОЧУ ЕЩЕ ТАКОГО!! СРОЧНО!!!!"

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Моей основной целью был, разумеется, завершающий фильм, от тэгов которого у меня потекли слюнки. На фоне обилия аниме в вотчлисте, рисковать просрать время не сильно хотелось, поэтому я сразу к фильму и приступил, скипнув сериал. Фильмец меня дико порадовал: в нем все оказалось как надо - и сюжет, и действие, и персонажи, и концовка; все, что обещали - я получил сполна. Разумеется, фильм предполгает , что зритель уже знаком с предысторией, поэтому начинается он предсказуемо сумбурно; тем не менее яркие персонажи с широкой гаммой эмоций, мрачный сюжет и шок-контентный конец заставили меня серьезно заинтересоваться, как же эти ребята до такого докатились, что пошло не так? Спустя пару недель сериал также был просмотрен: я остался очень доволен, скажем так, затравкой для фильма и благополучно про него забыл.

В 2020 году мне взбрело пересмотреть DKI, ведь как-то так странно вышло, что тайтл мне очень понравился, а смотрел я его лишь единожды; в этот же момент появилась идея слегка попиарить этот тайтл в интернетах. Пересмотр я по тем же причинам опять начал с фильма, который в моих глазах вновь прошел проверку временем. Вначале я собирался приступить к статье сразу после фильма, полагая, что я и так прекрасно помню сюжет сериала, но потом пришел к выводу, что память все-таки надо освежить, а реклама Идеона чисто на основе сцен, скринов и впечатлений от одной только концовки выглядела бы как-то совсем тупо. Очевидная нехватка скринов из сериала (в наличии было лишь 12 штук) поставила точку в моем начинании и отдалила статью на несколько недель. Я думал, что хорошо помню все, что было крутого в сериале - как же я ошибался.

Чем он знаменит?

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Densetsu Kyojin Ideon сделала замечательная студия Sunrise, подарившая нам бесчисленное количество годноты всех возможных жанров - от Love Live до Gundam, от Inuyasha, Gintama и Keroro Gunsou до Cowboy Bebop, от Dirty Pair до Mai-Hime. Режиссером и автором сюжета выступил бессменный трудяга Tomino Yoshiyuki. Я уже сто миллионов раз описывал в предыдущих обзорах, чем он и его контора знамениты, поэтому не буду превращать этот раздел в копипасту. Скажу только, что меня удивляет, как Томино, несмотря на свои, прямо скажем, некислый вклад в индустрию и культуру, творческий талант, безграничную фантазию и трудолюбие, очень малоизвестен за пределами Японии. Понятно, что "железный занавес" с аниме сняли лишь недавно, но прошло уже лет так 20, за которые можно было узнать все на свете. В то время как такие банальные и простецки составленные фантастические циклы произведений как Battletech, Star Wars, Warhammer 40К известны всем и каждому (вокруг них возник реальный культ, который считается окей, поскольку его организовали норми), творчество Томино (окромя Гандама) остается в тени. Я предлагаю не зачмырить первых, а хотя бы воздать дань уважения действительно классному и недооцененному фантасту. Почему про него мало говорят? Очень просто: Томино выбрал для реализации своих проектов самое подходящее с точки зрения фантастики в вакууме средство: мультипликацию. Однако, как вы все знаете, продвинутая зарубежная аудитория, в чьих фильмах кровь и кишки текут рекой, школота отстреливает головы своим одноклассникам в школах, а ебля и разврат - обыденное дело, очень переживает, что их дети увидят в мультиках невероятную жестокость (например там покажут, как ребенок ударит другого ребенка кулаком). Из российских и зарубежных научных публикаций нам известно, что японская мультипликация - это мешанина из хардкорного порно, шок-контента, суицидальных и эскапистских призывов, женской суксуализации - и как на фоне такой мерзости пустить на рынок фантастическую космооперу? Эти люди нашли, что зацензурить даже в Pokemon, Digimon и Sailor Moon - мультиках для маленьких мальчиков и девочек (причем там не просто убраны некоторые сцены, а вырезаны целые эпизоды), поэтому у аниме тогда не было никаких шансов. Та же латинская америка с рядом европейских стран с радостью хавала весь японских импорт, но фокус остался именно на США, увы.

Теперь времена изменились, но результат - нет. Были придуманы и новые предрассудки, в частности:

1) "Я не буду смотреть старье", хотя никаких прямо вот серьезных залетов я в старых тайтлах не замечаю. Я бы еще понял, если речь шла о продукции 60-70х, где часто проскальзывает вот уж действительно днищенская анимация, но это дело основательно пофиксили к концу 70х. Сюжеты и музыка тоже резко хуже не стали за эти 40-50 лет. Никто же не говорит смотреть тупо все, речь идет просто о принятии факта, что старье не становится автоматически дерьмом просто из-за года выпуска.

2) Был придуман "жанр" "меха" - по-моему это главный мразотный фактор, который отталкивает большинство зрителей. Я уже сбился со счета, сколько человек, увидев надпись "меха", заявляли в комментах, что "такое говно они смотреть не будут из принципа", ведь "меха - это нереалистично" (лол, всегда уссыкаюсь с адептов "IRL-РЕАЛИЗМА" в фантастике. Произведение должно быть реалистичным в рамках своего сеттинга, а не в реальной жизни). Порой мне кажется, что этот "жанр" специально придумали хейтеры фантастики, чтобы клеймить им все на свете и отталкивать потенциальную аудиторию.

3) Рейтинги. Эта мерзость - раковая система, которая, по мнению толпы, отражает качество произведения, а по факту - просто частоту его просмотра этой самой толпой. Популярные и часто просматриваемые произведения всегда будут вверху, поэтому создается следующая ситуация: любой ориентирующийся на рейтинги мимокрокодил пойдет в первую очередь смотреть именно верхние позиции, затем будет ставить им оценки и т.п., таким образом еще сильнее укрепляя первенство этих тайтлов, ведь новые формулы построения рейтинга всегда учитывают еще и количество голосов. При такой тенденции старье не имеет никаких шансов. Раньше, при покупке той же кассеты в ларьке, люди читали описание, смотрели актерский состав, скриншоты и упаковку, то есть выбирали самостоятельно, теперь за них это делает рейтинговая система. И я еще даже не дошел до самой системы оценки. Использующиеся 10- или 100-бальные системы не могут ответить даже на банальный вопрос "какой балл должен быть у среднего тайтла - 5 или 6?". Как можно использовать систему оценки, если невозможно на словах пояснить простейшую логику ее построения? Критикуешь - предлагай. Окей, я предлагаю вместо рейтингов использовать тропы и тэги (например так, как это сделано на tvtropes); это будет самый близкий к "аналоговому выбору кассеты" вариант. В качестве рейтинговой системы - зеркальную нечетную с 5ю или 7ю баллами (для себя выбрал последнюю).

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Так чем же тайтл знаменит? С 1995 года и далее для любителей посмотреть мрачный сюжет, полный смертей, драмы и заставляющий пораскинуть мозгами был идеальный кандидат: Shinseiki Evangelion. 15 лет до него эту роль выполнял Densetsu Kyojin Ideon. Он же и послужил вдохновением для Anno Hideaki, автора Евы: сам Анно отзывался о своем творении как о смеси DKI и Devilman, про который на ДТФ есть замечательная статья:

Также сабж восхваляется как выворот наизнанку популярного в то время клишейного сценария, который нынче обозвали "super robot": главный герой, в качестве которого выступает задорный юноша защищает землю от набегов монстров (пришельцев); враги в каждой серии присылают одного-двух монстров (роботов), которых главный герой, провозмогая, побеждает, при помощи большого робота. Точкой отправки сюжета серии выступает база, на которой постоянно околачивается ГГ и его окружение: часто в роли персонала базы выступают ученые, которые за исключением оповещения героя о нападении врага или же подсказок во время боя ничего полезного не делают и сюжетно не особенно нужны. Сами серии можно клепать до бесконечности, пока зрителям не надоест хавать одно и то же. Всем вам эта формула должна быть знакома с детства по Грендайзеру. В свое время Идеон порвал множество шаблонов, например: пилот робота не являлся избранным, не только он мог управлять роботом; робот не являлся условным символом "защиты добра и справедливости", стоящим на страже благополучия землян; пришельцы не были злые или плохие (или даже сильно "инопланетной" внешности; напротив, они очень адекватные, логичные и вменяемые, визуально слабо отличимые от землян), равно как люди не были хорошие; робот подавался исключительно реалистично и приземленно с механической точки зрения; не было "базы", а вспомогательный персонал также втягивался в бои; масса времени уделена развитию самих "антагонистов", а последствия боевых действий или даже сам факт наличия такого мощного робота в руках землян приносит им и окружающим одни сплошные неприятности.

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Именно начиная с Идеона Томино получил свою модную кличку "Kill 'em all Tomino". Килкаунт в DKI просто зашкаливающий; полагаю это аниме можно назвать абсолютным лидером по количеству трупов. На ютубе есть ролик длиной более 12 минут только со смертями. Не буду сильно провоцировать смотреть спойлеры, поэтому сами поищите :)

По сети гуляет и периодически всплывает известная гифка, выведенная в качестве наживки в заголовок статьи, где высунувшемуся карлану отстреливают голову.

В чужих работах DKI периодически вспоминают, но как-то вяло: в Daicon была сцена с Идеоном; в обоих Ганбастерах и ТТГЛ фигурируют атаки, очень похожие на те, что были в здесь; в Махороматик есть вяленькая словесная отсылка (все это, кстати, продукция Gainax), в шестом эпизоде Широбако также ссылались на Идеон (серия даже имеет одинаковое с последним фильмом название - Hatsudou Hen). Еще небольшие отсылки есть в Kill la Kill и недавнем сериале Pet.

Что-то слабовато для такого важного аниме, не правда ли? Сейчас мы это будем исправлять :)

Затравка

Опенинг.

На дворе 24ый век; человечество, освоив технологию подпространственных перелетов, уже вовсю занимается колонизацией нравящихся уголков космоса. Действие разворачивается на одной из таких планет под названием Solo, которая расположена в соседней галактике Андромеды. На поверхности расположен прекрасный мирный город с населением в 5 000 человек, которое вот-вот пополнят новые, привезенные в этот момент колонисты.

За полгода до начала событий сериала археологи раскопали неподалеку от поселения целый ворох артефактов инопланетной расы, которую, следуя порядку, обозвали "Шестая цивилизация" по числу ранее встречавшихся в космосе пришельцев. В число находок вошли три огромные машины, которые местные военные решают немедленно конфисковать, т.к. полагают, что они являются вооружением и были в разобраном виде привезены с Земли и собраны на месте, либо просто построены на Соло с нуля. Для того, чтобы аргументы были более убедительными, Jordan Bes, офицер ВВС, отвечающий за экспроприацию, прихватывает у армии парочку танков.

Как же я кайфую с этой сцены (1:03) :)

В это время экспедиция расы людей с крутым названием Buff clan прибывает в ближайшее космическое пространство планеты Logo Dau. Двумя годами ранее на планету пришельцев, которая тоже называется Земля, стали периодически падать метеориты; исследование показало, что исходили они из этой системы и прилетали именно с этой планеты. Как вы уже догадались, Лого Дау - это и есть Соло, с Бафф клан станет уже Седьмой цивилизацией, встреченой землянами. Разумеется, БК сразу же обнаруживают на планете каких-то пришельцев и, пока команда осторожно обсуждает план дальнейших действий, технический потенциал и возможный первый контакт, любопытная и своевольная Karala Ajiba (мое убеждение, что Karara, т.к. именна Бафф клана часто идут с удвоением последнего слога, но мы ведь будем делать как все, да?), дочь верховного главнокомандующего флотом БК, решает слетать на поверхность и воочию увидеть диковинных пришельцев. Естественно за ней сразу же посылают несколько истребителей, чтобы вернуть Каралу обратно, но той удается оторваться от преследователей и незамеченной приземлиться в лесу рядом с карьером, где ведутся археологические раскопки.

Обе расы вменяемые, готовые к диалогу - что может пойти не так? Все! Преследователи прибывают к месту последнего сигнала истребителя Каралы и обнаруживают там целую кучу танков и солдат пришельцев заодно с огромным треножником, так похожим на их собственные боевые машины. Солдат БК, пребывая в ужасе от того, что пришельцы могут убить Каралу, после чего их самих отправят на пожизненную карторгу или вообще казнят за потерю адмиральской дочки (суровые нравы Бафф клана), в страхе делает первый выстрел, взрывая к чертям танк землян. В карьере происходит резня, в которой БК без особых проблем склеивает ласты земным танкистам и невооруженным гражданским. За всем этим действом из леса наблюдает беззаботная Карала. Часть землян прячется в машинах Шестой цивилизации, надеясь попробовать на них уехать подальше от боя, несмотря на то, что запустить их за полгода исследований хоть раз археологам ранее не удалось. Тем не менее в какой-то момент машины включаются самостоятельно, трансформируются и совершают мужское слияние гуррен лаг... собираются в Идеона. При помощи этого 105-метрового гиганта людям удается добить силы сбитых с толку пришельцев. Потеряв все способы вернуться обратно на корабль (истребитель, на котором она прилетела также был уничтожен в бою), Карала смешивается с толпой эвакуирующихся в город землян.

Полагая, что раса воинственно настроенных пришельцев взяла Каралу в заложники, БК осуществляет авианалет на единственный город планеты и превращает его в пылающие руины, заодно подавляя последние очаги сопротивления военных для последующей высадки десанта. У землян не остается другого выхода, кроме как попытаться спрятаться в частично раскопанном ранее строении Шестой цивилизации, которое в последствии окажется космическим кораблем Шестой цивилизации (Solo ship). Он-то и станет домом для отстатков населения планеты Соло на весь метраж цикла.

С первых эпизодов килкаунт идет ввысь.

Вот так начинается череда случайных стечений обстоятельств (случайных ли?), которые, собираясь в снежный ком, навсегда изменят судьбу как самих колонистов, так и обеих цивилизаций в целом. Почему все так произошло? Что это за Шестая цивилизация, и почему она исчезла? Что такое Идеон и зачем его сделали? Почему Идеон и Solo ship порой функционируют самостоятельно? И, самое главное, чем все это закончится? Ответы на эти вопросы вы узнаете, посмотрев этот шикарнейший тайтл :)

За что его стоит смотреть

1) Рисовка

Самое простое, самое очевидное и первое, что бросается в глаза. В фильме графоний и анимация на топовом уровне - все высокобюджетно, суперплавно, везде красивые сочные цвета, видны мелкие детали в каждом кадре и т.д. Это проще увидеть, чем описывать. Самое главное - не нищебродьтесь на трафик и смотрите BD-версию.

А что же сериал? Тамошная графика просто параша - тухлые цвета, мутная картинка, одним словом УГ из 80х... так я все это время думал, пока не отыскал БД. Вот кто бы мог, что восприятие может так резко поменяться просто на основе другого исходника. Вроде как я и отдаю себе отчет, что разница не сказать, чтобы космическая, но чисто психологически после просмотра блю-рея отношение у меня поменялось на 180 градусов. Что еще порадовало - во втором варианте внезапно оказался еще и вменяемый перевод.

Кассета vs BD (сериал):

Дизайн персонажей сделан с уклоном в реализм: ненавистником анимешности, почему-то смотрящим аниме и адептам Гибли придется по вкусу: глаза нормального размера, тела пропорциональные, без "стилизации", широкое разнообразие причесок и одежды. Одним словом, в лучших традициях восьмидесятых. Анимация очень детальная, персонажи не двигаются как палочники. Я давно заметил, что по какой-то невероятной причине одно из самых слабых мест в анимации движения у анимешных деятелей - процесс ходьбы. Удивительно, но 40 лет назад ни у кого с этим проблем не возникало...

На анимации техники тоже не скупились - везде есть мелкие фишечки, детали. Например очень понтово анимирован истребитель Бафф клана, к которому в "походном положении" пристыковываются еще три другие машины. Разумеется в комментах кто-нибудь немедленно завизжит про то, что это "бред и нереалистично", но ведь это развлекательная фантастика. Она со своей задачей развлекать всякими фантастическими штучками справляется.

И еще один момент: черт побери, как же приятно смотреть полностью рисованную картинку старого образца! Это абсолютно неповторимое чувство - никакой компьютерной графики, никакой обработки. Лепота да и только.

Не без косячков, но меня радует детальность: тип перекладывает пушку в другую руку и лишь потом берет меч.
Анимация не разочаровывает.

2) Сеттинг и мелкие детали

Первый раз я смотрел сериал в трясущемся вагоне метро на микроскопическом 4" экране древнего КПК, поэтому (мне хочется так думать) масса деталей от меня ускользнула. При пересмотре внезапно обнаружилось, что DKI - это чрезвычайно годная фантастика в плане детальности подачи. Наверное это единственный тайтл из всех космоопер, которые я видел, где ответили, на абсолютно все потенциально возникающие вопросы зрителя: команда Solo ship действительно ведет себя как семья, постоянно обсуждая вместе все важные действия (обычно этот момент опускается и решения принимает капитан, с которым все заочно соглашаются); показываются все бытовые стороны - стирка, готовка, стрижка, шитье одежды, выращивание еды в оранжерее, скотоводство - чего там только не показали.

Корабль и составляющие Идеон машины для команды неизведаны, поэтому зрителю чуть ли не в каждой серии понемногу демонстрируют, как люди их исследуют: например, как механики изучают двигатель, настраивают радар, устанавливают компьютеры и кресла в кабинах Идеона, прокладывают проводку для вспомогательного оборудования, расчищают отсеки корабля, устанавливают рельсы для вагончиков "обещственного транспорта", производят исследования энергии, на которой работает инопланетная техника; как на ней крепят лучевое и ракетное вооружение и т.д. Никакого оружия ни на корабле, ни на Идеоне изначально не было, поэтому там чуть ли не полсерии было потрачено на выяснение, в какие дыры какую пушку или ракетные установки поставить, а потом нарисовать план их расположения. Причем после трансформации оказалось, что часть вооружения неюзабельна из-за того, что места их установки оказались направлены уже внутрь Идеона.

Никогда за весь сериал пришельцы ни разу "случайно" не находят вечно спасающихся бегством главных героев: при любой подвернувшейся возможности БК заваливает Solo ship передатчиками, которые за весь сериал земляне как минимум трижды находили, но каждый раз не выбрасывали, полагая, что это какой-то очередной важный артефакт Шестой цивилизации.

В сериале учтена известная фантастическая фича, по которой крупные корабли из-за своих огромных массы и размеров сами на планеты не садятся, а для высадки используют челноки - почти каждый корабль Бафф клана имеет отделяющуюся и полностью автономную от мазершипа часть, содержащую мостик. В каждом крупном роботе также имеется мелкая эвакуационная капсула. По этой причине пришельцы дико удивляются, когда видят огромный Solo ship, самостоятельно взлетающий с поверхности Соло. Истребители БК способны без допоборудования садиться и взлетать на поверхность планеты, а аналогичная земная техника для этого использует бустеры. Гиперпространственные перелеты осуществляются с помощью двигателя на антиматерии, который, при включении, уничтожает за собой абсолютно все (таким образом ГГ в одной из серий пробурили на Соло дополнительный кратер).

Раз у нас пришельцы, значит и языки должны различаться. Этот момент неоднократно учтен: пришельцы для связи с людьми юзают автоматический переводчик. Как только экипаж Solo ship накладывает на него свои лапы, устройство сразу же пытаются пустить в ход для расшифровки языка Шестой цивилизации.

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Обнаружив и схватив Каралу, ее немедленно подвергают допросу на местном "детекторе Лжи", заставляющим честно отвечать на любые вопросы. Авторы виртуозно в своей простоте и логике оформили, почему при таких обстоятельствах земляне не смогли выяснить, где главная планета пришельцев: Карала могла бы показать героям расположение Земли Бафф клана, но вот ведь не задача - звездные карты у них разные, обозначения на них тоже, а сама деваха ни разу не астроном. По этой причине земляне получают лишь словесное описание локации. Такое просто объяснение, на которое потратили жалких 5 секунд, реально добавляет глубины и жизненности сеттинга. Не понимаю, почему на разъяснение мелких моментов фантасты обычно кладут болт... Опять же, развивая эту тему: когда механики на корабле землян изучают двигатель и индикаторы Ide, принципы их работы, материалы, из которых они сделаны, в какой-то момент они наталкиваются на непонимание части функционала и материалов, о чем они сообщают на очередном совещании своему капитану. Вроде бы и фигня, но как же приятно видеть, как персонажи действительно отыгрывают свой сеттинг.

Мелкая и очень классная деталь: для землян Бафф клан являются пришельцами (их так периодически и называют), но для БК земляне ведь тоже являются пришельцами, из-за чего те, в свою очередь, кличут их по названию планеты, на которой произошел первый контакт: пришельцы с Лого Дау. Честно говоря эту забавную мелочь я тоже вижу впервые. Некоторые другие термины (еда, технологии) у двух представленных рас тоже различаются. Авторы придумали определенные закономерности в названиях техники и космических кораблей пришельцев (вся она имеет озвученные названия, а не просто "рандомный робот XYZ"), даже в части имен пришельцев кое-где присутствуют закономерности (у пришельцев часто встречаются имено с удвоением последнего слога - Karara, Haruru, Mayaya, Rukuku). Различна и символика: пытаясь уломать БК на переговоры, земляне вывешивают над своим кораблем знакомый нам всем символ капитуляции - белый флаг. Да вот только для пришельцев этот цвет имеет ровно противоположное значение - "резать глотки врагам до последней капли крови" (если подумать - все логично: военная форма у БК белая, цвет части кораблей и техники - тоже белый).

Меня прет, как Космо "притормаживает" мужиков за тряпку

Пришельцам не составляет труда замаскироваться под землян даже в своей инопланетной одежде: на первых порах незнающие, как вообще выглядят пришельцы, колонисты полагают, что это просто свежие колонисты в модных Земли.

Земляне жутко трясутся от того, что их враг может узнать расположение родной планеты и затем вторгнуться туда. Самое интересное, что Бафф клан испытывает ровно такие же опасения, гляда на то, насколько агрессивно себя ведут враги и как долго им не удается ничего сделать с Solo ship и Идеоном. Обе стороны подчас ведут себя как аморальные мрази, готовые на любые ухищрения ради поставленной цели, но больше всего, как ни странно выделились именно не относящиеся к экипажу Solo ship земляне. Глядя на их поступки, опасения Бафф клана видятся мне совершенно небеспочвенными :) Самое интересное, что главные герои с довольно ранних эпизодов прекрасно отдают себе отчет, что пришельцы испытывают ровно такие же чувства, что и они: страх за отечество, желание отомстить за товарищей, отчаяние и т.п.

На каждой планете, которые в процессе своих скитаний посещают главные герои, показана своя уникальная фауна. В списке достопримечательностей есть планета с неандертальцами (Планета Обезьян, ага), планета с огромными Червями (Дюна). Единственные другие произведения, где, на моей памяти, было такое дикое обилие живности - это Seisenshi Dunbine и Sentou Mecha Xabungle (... тоже за авторством Томино).

Интересный момент: обычно крутым роботом управляет один пилот или же по одному человеку на каждую составляющую его машину. В DKI же на каждый компонент Идеона приходится целая ватага народу: как минимум по 2 пилота и энное количество бортовых стрелков.

Мочилово изображается довольно детально, порой даже слишком:

Вполне годная анимация и постановка, как для "дерьма малеолита", не так ли?
Ну где еще можно увидеть таких годных пришельцев?

3) Звук

За звук отвечает Sugiyama Kouichi, подаривший нам ну прямо шикарнейший саундтрек, который к тому же заметен на фоне происходящего и грамотно применяется к сценам. Почему я про это пишу? Сейчас в любом фильме с бюджетом больше консервной банки идет дорогой саундтрек, а порой еще и оркестровый. В 90% во время просмотра я даже не могу себя поймать на мысли, что я "слышу сейчас музыку". Никаких впечатлений, никаких эмоций - тупо какая-то средняя звуковая заглушка. Не хочу никому плевать в душу, но для меня яркий пример - творчество Hisaishi Joe. У него дорогие и качественные саундтреки, но после просмотра я не могу вспомнить ни одну мелодию. Его работы очень профессиональные с точки зрения исполнения, но совершенно бездушные.

Ну вот это просто удар ниже пояса. Эта музыка четко впихнута в самые психологически омерзительные места. После просмотра поймете, о чем я говорю.
Что-то такое чувствуется из Евангелиона и Утены, не так ли? Ну или может быть это просто мои ассоциации после просмотра.
Аналогично второму ролику
Тоже потом будет четко ассоциироваться с определенным моментом в 25 серии

Песни опенинга и эндинга написаны не просто так. Текст в них также четко ассоциируется с кое-какими поворотами сюжета, поэтому, дабы сохранить интригу, особо в него не вслушивайтесь и не вчитывайтесь :)

Персонажи озвучи живенько и с душой. Во время первого просмотра меня мальца подкумаривали голоса Каши (Кааши) и Дека: не сказать, чтобы они были плохо озвучены, но голоса весьма специфические. Тем не менее, я к ним довольно быстро привык, да и к тому же персонажи были настолько приятными, что о тембре быстро забываешь. Больше всего понравились голоса Космо (Shioya Yoku), Беса (Tanaka Hideyuki), Гиже (Hayashi Kazuo) и Дамидо (Tanaka Takashi, он же Ginga Banjou). Хотел написать какие-то другие знаменитые роли этих трудяг, но никаких вот прямо дико популярных тайтлов среди коммьюнити не нашел (жаль, они все шикарно постарались, настоящие профессионалы). Единственный действительно плодовитый и популярный сеиюю среди перечисленных - это Танака. У него просто кайфовеший голосище. Уверен, каждый из вас помнит голос Саузера из Hokuto no Ken. Если нет - я напомню:

Господи, ну какие же там у всех КРУТЫЕ голоса!

Из других его известных ролей на ум приходят: Pipimi (Pop Team Epic), Ghiren (MS Gundam), Tongpu (Cowboy Bebop), De Villier (Ginga Eiyuu Densetsu), Timp (Sentou Mecha Xabungle). Жаль, что его так редко нанимают на крупные роли.

Из озвучек есть только оригинал; из сабов - только ансаб и недавний огрызок русика на 4 серии. Из ансаба советую EG (там и перевод хороший, и картинка от BD), т.к. другой распространенный вариант, Shin-Getter, поражает своей легендарной ублюдочностью перевода (да и видео рипнуто то ли с кассеты, то ли с LD). Симптомы - как обычно: общий смысл переведен туда-сюда, но вместо вменяемых диалогов пойдет полный бред (ходят слухи, что общий сюжет был переводчиками понят не из сериала, а из описания серий, которые те получили на какой-то анимешной конвенции). В общем я вам настоятельно не рекомендую смотреть УГ от Shin-Getter.

Анспеакеры, для вас этот тайтл - lost media. Впрочем ничего страшного, сюжет я вам распишу и заспойлерю в специальном разделе. Те, кто планируют смотреть - вам тот раздел читать не стоит :)

4) Персонажи и сюжет

Это самый, самый годный момент в сериале. А при повторном просмотре, зная, чем все закончится, я кайфанул с них двойне. Начнем стого, что большая часть персонажей на начало сериала уже друг друга знает, ведь они уже черти сколько живут в одном городе, поэтому зрителя не пичкают осточертевшими сценами "вхождения в коллектив", доказательств своей полезности, затем братаний людей, которые несколькими эпизодами ранее считали персонажа за чмо, а теперь вообще лучшие друзья и готовы умереть друг за друга. Таким обычно грешит Bones, в чьем репертуаре целая куча "командных" сюжетов, в которых, разумеется, есть обязательный этап чмырения. Здешние персы уже изначально друзья и заботятся друг о друге; никакого конфликта между ними нет; все ответственно относятся к своим задачам, глупостей как правило не делают, а малейшие раздоры быстро сглаживаются. В моем понимании это укрепляет их образ как семьи или же отдельной нации (колонии), проживающей на Solo ship. В том же Гандаме (на выбор) корабль главных героев всегда был военным (ну может кроме Victory), поэтому и нравы там также царили соответствующие, ну а в DKI они подчеркнуто более свободные, гражданские, основанные на равенстве; в общении совершенно нет формализма. Аналогично представлены и пришельцы, чьи узы, правда, больше основываются на гипертрофированном кодексе чести и оппортунизме (БК кличет себя самураями), чем на дружбе, но без продолжительных срачей и конфликтов. Дальше по сюжету будут небольшие эпизоды раздора, но они грамотно вплетены в сюжет и не вызвали у меня никаких вопросов.

Я уже писал, что диалоги меня сразили своей простотой и адекватностью:

По вышеназванным причинам персонажи сходу расположили меня к себе. Экипаж Solo ship сплошняком состоит из действительно заботливых, приятных и думающих людей, которые при первой же возможности эвакуировали всех граждан Solo на свой корабль, долгое время избегали контакта с другими колониями, дабы не подвергнуть их опасности быть втянутыми в сражения, приходили на помощь всем, кто был в беде и т.д. И тем обиднее смотреть, как все окружающие относятся к ним, как к откровенным мразям. Честно говоря, в сериале была всего одна земная колония (самая первая, Brazillier), которая показала героям человеческое отношение; остальные имели в своем репертуаре сплошняком предательства, обман, попытки завладеть техникой Шестой цивилизации, взятие заложников, шкурную риторику и прочее. Даже на фоне Бафф клана, которые, вроде как, плохие ребята и инопланетные агрессоры (нет), действующие порой непоследовательно (расстрелять ракетами из космоса полпланеты, превратив ее в лунную поверхность, а потом сильно удивляться, что тамошние жители, "варвары" не идут на переговоры - это в духе Бафф клана), земляне отличаются невероятной беспринципностью поведения: даже зная, что они ничего уже не смогут сделать пришельцам, жители разнообразных колоний даже и не думают объединяться и помогать отщепенцам с Соло - дело доходит до того, что главным героям приходит брать в заложники высокопоставленных военных и силой забирать боеприпасы, чтобы... отразить атаку на эту же самую колонию.

Несмотря на все мерзости, герои не унывают и держат оптимистичный настрой: прекрасно понимая отношение к ним окружающих, беглецы ставят себе целью найти свою планету где-нибудь на отшибе вселенной и жить там тихо и мирно. Но ведь это Томино, правда :)?

Стандартное клише про то, что только избранные дети-смельчаки способны управлять роботом в DKI неактуально. Ранее я писал, что народу в роботе как грязи: более того, кто только им по сюжету не управлял - и профессиональные военные, и гражданские, и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины. Причем Бес регулярно устраивает тренировки - не получается такого, то такой-то перс вдруг становится гениальным пилотом, едва посадив очко в кресло. Добрая половина именных персонажей сериала проторчала за штурвалом Идеона.

Я долго думал, как расписать самих персонажей и пришел к забавному выводу: чардевелопмента в аниме практически нет, ведь все они уже сформировались как личности. Можно сказать, что Космо и Каша стали больше прислушиваться к мнению Беса, что Шерил стала чутка менее сварливой. Пожалуй наибольшее изменение претерпел Бес, который в первом эпизоде представлен как слегка беззаботный молодой офицер, но буквально в этой же серии, во время атаки пришельцев он понимает, что является единственным оставшимся в живих человеком, который может хоть как-то организовать испуганую толпу. Бес сразу же берет командование на себя и грамотно выступает в этой роли весь сериал. Что же тогда интересного в них, если никакого развития нет? Начну немного со стороны. Все вы помните, что в Еве (она ведь была вдохновлена Идеоном - поэтому сравню сериал с ней) одна из основных сюжетных ветвей - это мутный заговор, какая-то мерзость, которая творится за спинами персонажей. В определенный момент они это замечают, пытаются выяснить правду, как-то на что-то повлиять, но ничего не могут сделать, т.к. заговор осуществляется сильно выше, в кругах, в которые главные герои совсем не вхожи, они вынуждены с обочины наблюдать за происходящим. Заговор производит перемену в жизни персонажей и ломает их лишь под конец. В Идеоне немного другой подход: в зависимости от трактовки, "заговор", начинает влиять на происходящее уже с первого эпизода; все персонажи являются прямыми его участниками, причем по мере исследования вопроса они начинают это понимать уже к середине сериала, но по различным человеческим причинам (месть за убитых, выполнение задания, боязнь за родину, желание получить власть, ревность, ответственность, обида, чувство справедливости), течение событий им остановить не удается. Ко второй половине Hatsudou Hen обе стороны, до этого в той или иной степени полагавшие, что поступают правильно, уже четко понимают, куда все это идет, но запущенный "процесс" остановить не в состоянии. Самое интересное в персонажах - как они реагируют на развитие событий, как они собираются их предотвратить, как они исследуют Шестую цивилизацию, как пытаются найти общий язык с Бафф кланом и, самое банальное, но самое ключевое в сериале - как они пытаются выжить. "Заигрывая" с довольно сильной цивилизацией пришельцев, герои доводят ситуацию до максимальной точки кипения, когда за их головами отправляют ВСЕ, что есть в распоряжении БК; инопланетян вынуждают сражаться до тех пор, пока даже самый распоследний безобидный повар или ребенок из экипажа беглецов не будет вырезан. Пришельцы реально начинают сражаться, просто чтобы выжить. Тема выживания - основная линия сюжета Densetsu Kyojin Ideon; весь фильм Hatsudou Hen представляет из себя одну последнюю операцию по уничтожению Solo ship, одну непрерывную резню длиной в полтора часа. Поток действия настолько интенсивен, что у героев даже нет времени оплакивать потери. В Еве персонажи ломаются под грузом обстоятельств и невозможности в них встрять и их предотвратить, а в Идеоне - от невозможности перестать в них участвовать.

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Мне нравится, когда драма вызывается действительно серьезными событиями, а не, всякой хренью типа взрослых произведений божественного Идола, где персонажи сталкиваются с... вопросом поиска работы или же... просто не знают, чем себя занять (извиняйте за постоянные нападки, наболело :) ). Вообще уровень настоящей экзистенциальной драмы в DKI зашкаливает, слезы текут натуральной рекой, особенно под конец, когда персонажи просекают бесполезность своих действий, но уже поздно. В какой-то степени сюжет напоминает подоплеку и развязку отношений Май и Шихо в Mai-Hime - то, к чему все идет, логично и закономерно, на определенном этапе обе стороны это понимают; кто бы ни выиграл, проиграют все, но остановиться никто уже не в состоянии, ведь у всех уже есть своя личная причина, почему надо продолжать весь этот фарс. После того, как герои старались, как защищали свои идеалы, какие строили планы... Все закончилось вот так..

Бедных персонажей мне было дииико жалко на поздних этапах повествования. Приятно было осознавать, что при пересмотре ряд сцен продолжают выбивать слезину больших размеров вне зависимости от того, в какой раз я их смотрю, тем самым показывая, что подача сохранила свой чувственный характер, а музыка и голоса VA продолжают задевать за душу (ну или просто я очень сентиментальный). Тут надо бы подкрепить свои заявления доказательством, но тогда придется заспойлерить сюжет (что произойдет многие, наверняка и так знают, но тогда заспойлерится КАК оно произойдет). Я нашел такой ролик без всяких переводов и прочего, чисто чтобы передать атмосферу. Причем, как водится, переживания усиливаются тем сильнее, чем лучше знаешь тройной контекст сцены (после чего, о чем и во время чего все это происходит), а также предысторию и продолжение. Станция и блестящая точка тоже имеет свой смысл, и от этого становится еще грустнее. В общем Hatsudou Hen вам идеально подойдет, если вы ищете, над чем бы всплакнуть, но наибольший эффект получается лишь после просмотра сериала, так что держите этот момент в памяти. Да и, в конце концов, чего вы переживаете по поводу жалких 39 серий? Вспомните, сколько вы смотрели всякой параши, от которой потом плевались - а старый конь уж точно борозды не испортит.

Трек "Cosmos e" будет ассоциироваться у вас с этой сценой.

Центральный персонаж (не буду говорить главный герой, ведь их много) - простецкий паренек с крутой прической и не менее крутым именем Yuuki Cosmo (Юуки - это фамилия, если что). Это исключительно приятный герой, совершенно не похожий на все то, что обычно нам показывают в схожих сценариях: наглый, смелый, уверенный, веселый, добрый, эмоциональный, прозорливый. Космо, как и остальные персонажи - не шавки своего командира, которым нужно вбить послушание дрессировкой, а равные среди равных. Я не знаю, как лучше описать - получается какая-то хрень; вам просто нужно посмотреть это аниме, чтобы понять.

Шикарная сцена (обе). Вот вы себе представляете, чтобы Амуро (или какой-нибудь Рентон) смог разбить харю Брайту (Холланду), защищая свою позицию?
Космо часто выдает запоминающиеся реплики.

Единственная моя жалоба будет только в сторону того, что мало времени уделили Каше: она одна из редких "главных" женских пилотов робота в аниме (в основном они всегда сайдкики и терпилы, управляющиеся всяким ограниченно полезным шлаком, который вечно нужно спасать); все ее реплики - одна сплошная концентрированная адекватность.

Вы уже заметили, что в лучших традициях Томино, у персонажей классные имена? Banda Lotta, Jordan Bes (имя - Bes), Afta Deck, Yuuki Cosmo, Gyabari Techno, Mars Vent, Ira Joliver. Вот за что я обожаю его творчество, так это за имена. Ну кто еще бы нам смог подарить такие шедевры как Maria Maria, Fatman Big, Carring Cargo, Ramba Ral, Full Flat, Daba Myroad, Amandara Kamandara, Mirao Kyao, Haman Karn, Jamaican Dannigan, Kacricon Cacooler, Sayla Mass, Chara Soon, Agrippa Maintainer, Renda de Paroma, Full Frontal, Maria Pia Armonia, Marida Cruz, Gavlet Gablae, Bring Stabity, Hiling Care, Devine Nova, Anew Returner? По-моему только японцы могут превратить любой словесный бред во что-то круто звучащее :)

Пересказ сюжета

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Я честно начал писать сравнительно детальный пересказ, с кучей скринов, роликов и тоннами текста. В итоге как я понял, писанина, удвоив размер этой статьи, достигла лимита по картинкам и абзацам, после чего ни в какую не жалала сохраняться (понял это экспериментальным путем). Сюжет пришлось перекопипастить (и поебаться с переносом скринов) в другую статью, которую я запощу через пару дней, так что потерпите чутка. С другой стороны таким образом можно будет четко отделить спойлеры от безопасного текста. Ну, что теперь поделаешь...

Densetsu Kyojin Ideon 1980 года

Послесловие

Кстати в Идеоне есть истер эгги и куча мелких моментов, которые можно заметить лишь прокручивая сцену покадрово (на скринах не все истеры). На фоне своей редкости я даже порой забываю, что такие подходы к анимации все еще существуют, благо всякое старье сразу же приходит на помощь :)

Этот момент с жабой нереально заметить, если не щелкать отдельные кадры.

Я надеюсь мои мыслеизлияния подстегнут вас приобщиться к классике. Ведь глупо пренебрегать качественными произведениями просто потому, что "старое аниме - старое" и прочего бреда, не правда ли? Вместо того, чтобы постоянно скулить про то, как в современных тайтлах надоела убогая компьютерная графика, исекаи, магические академии и шаблонные школьные гаремы, можно просто пойти и посмотреть что-то более достойное и уж точно не менее качественное. Вы не смотрите на возраст; во время просмотра тех же L-Gaim, Bubblegum Crisis, Riding Bean, Ideon, Xabungle, Dunbine, Akai Kiba Blue Sonnet, Baldios, Dragonar, Bismarck и прочего добра, я был в натуральном культурном шоке от того, "как раньше умели", как моторика персонажей не ограничивалась набором поз "стою", "сюжу", "ротирую" звезд российских сериалов, а операторская и постановочная работы постоянно заставляли вырезать понтовые сценки на память.

Нарезка с разбиванием морд на закуску :) Кстати это падение на 0:27 - реальный боевой прием, которому тренировали британских спецов в ВМВ (исполняется вот прямо как в ролике).
Densetsu Kyojin Ideon 1980 года
Densetsu Kyojin Ideon 1980 года
284284
186 комментариев

Комментарий недоступен

94

А что плохого в экспрессии? Это вроде манифеста. Автор эмоционален, что говорит о его заинтересованности в предмете разговора. Да, его взгляды порой радикальны, но быть ватным и податливым, как не-будем-называть-кто, и вставлять после каждого слова какой-нибудь убогий англицизм.

Это не рекламная или новостная статья, это именно монолог по конкретной теме, а значит и осветить её нужно с позиции одного человека, а не бояться лишнего слова сказать, как бы кого-нибудь слабонервного не задеть, чтобы у него не истерика случилась и он начал всё и вся минусить.

3

из какой-то агрессии и позиции уровня "мне нравится = хорошо, мне не нравится = плохо", Это нормально, у всех так :) А если есть чувство, что на тебя давят, то посыл статьи ты понял правильно :) 
скорее всего виновата неосведомленность автораХочешь, я тебе фоточку своих книг по БТ скину, хотя тебя это стопудово не убедит в обратном. Ты, естественно скажешь, что книги не те и ресурсы, которые я читал про сабж - ерунда. Такое уж у меня сложилось мнение о БТ. Сами по себе книжки - хорошие, но вселенная дико оверхайпнутая при ее вторичности (в моих глазах). 
Замена рейтингов списком тропов вообще дичьТы плохо прочитал мою писанину. Тебе при выборе аниме что даст больше информации: рейтинг толпы или холодные факты о сценарии? Проблема рейтинга в том, что он ничего не отражает - я же писал об этом в статье... Ты ведь сам согласен с идеей, что рейтинг ничего не отразит, но споришь.
Алсо, с гифки примера "хорошей анимации" посмеялсяАнимация отличная как для 1980го года; я действительно считаю ее очень качественной как для старья, так и при сравнении с новыми сериалами.

А вообще, если эта графомания у тебя вызвала хоть какие-то эмоции, то это уже хорошо. 

Комментарий недоступен

13

Умели же раньше!

5

Как перестать графоманить и начать жить.
Воды больше, чем в Амуре.

12