Blue Gender 1999 года

Коротенькое отступление

Blue Gender - сериал 1999-2000 годов в жанре приключенческого боевика / роудмуви с элементами фантастики. Сам по себе этот жанр - довольно распространенный гость в анимешном поле, но реализуют его 99% не так, как я бы того хотел. Обычно для затравки нам вводят одного или двух привлекательных главных героев, которые заставляют влиться в тайтл и с нетерпением ждать его продолжения, однако, спустя 4-5 серий, вместо того, чтобы продолжать показывать приключения этих персонажей, в тусовку ГГ начинают добавлять всякого рода "интересных личностей" (тошнотворных скучных аутистов). Повествование постоянно пытается перетянуться в сторону новеньких персов, которые буквально воруют эфирное время и сюжет у ГГ, в результате чего интерес к тайтлу падает. Обычно этот прием характерен для сюжетов про попаданцев, вокруг которых со временем начинает появляться целая ватага омерзительных дятлов. Приведу парочку всем известных примеров. Когда в далеком 12 году выходили первые серии SAO, затравка была просто шикарная (хотя и подсосаная у ./hack): сольный нагибатор-ГГ оказывается один против целого фентезийного мира без шанса на ошибку. Под атмосферную музыку Каджиуры герой решает, что обязательно выживет и выберется из этой ММО - в этот момент я просто сгорал от любопытства, какие же дальше будут показывать приключения. Понятно какие - добавят кучку унылых ботов в пати ГГ: заунывную Асуну (вначале подавала надежду, а потом...), просто помойную личинку Юи (на этом месте все мои надежды умерли) - дальше вы знаете, что пошло. Такая же лабуда была в Tate no Yuusha no Nariagari - начали активно показывать Фило, остальных героев; одним словом поезд пошел под откос. Тот же Bleach, о котором на этой неделе яро спорили на DTF тоже начинался ооочень ярко: я думаю всем понравилась комбинация Ичиго и Рукии в главных ролях; однако далее включается обычная формула. Не проходит и 17 эпизодов, как в кодлу добавляются скучный бот Чад, грудастая тэпэха Орихиме, более-менее интересный Ишида, а одного из всего двух, двух!!! классных персонажей, Рукию, просто исключают из сюжета. Шедеврально! Дайте два! Кстати, наверняка многие были бы в восторге, если бы в пати ГГ Кубо добавил Тацки, а не ее туповатую подругу? Конторка Bones обожает делать приключенческие сериалы в своем неповторимом стиле - с невменяемо огромной командой главных персонажей: например Eureka 7 (это вообще отдельный разговор - там самый омерзительный ГГ из всех, что я видел эвар. Хуже - нет) или Bounen no Xamdou. Главных героев обязательно должны активно чмырить другие члены команды; ГГ должны в обязательном порядке доказать свою состоятельность остальным, выполнить квесты на репутацию у каждой корабельной крысы и т.д. Одним словом мерзость - я хочу видеть приключения, а не вымещение накопленной обиды авторов на персонажах мультика. Мне думается, что такие сценарные ходы идут из-за неспособности автора делать увлекательный сюжет именно на основе исходных персонажей - ведь так велик соблазн применить легкую тактику шок-фактора: рушим повествование, вводя новых персонажей, переводим фокус на них, а когда их арка кончается - просто вводим еще персонажей.

Пример хороших роудмуви именно в плане соответствия моему концепту - Michiko to Hacchin, трилогия Машимо Коичи Madlax / Noir / El Cazador de la Bruja, первый Kino no Tabi, Shoujo Shuumatsu Ryokou, вся манга Нихея Цутому в в сеттинге Blame (сам Blame, Biomega, Abara, Noise), Kaze no Na wa Amnesia. Во всех этих тайтлах допперсонажи, разумеется, вводятся (как же без этого?), но они не замещают роль главных героев. Сюжет в них - приключения главных героев, а не истории об их сайдкиках на фоне ГГ тайтла.

Во всех, перечисленных в абзаце выше тайтлах, вроде бы все в основном окей, но чего-то каждый раз нехватало (кроме Kino no Tabi - там нехватало только еще Kino no Tabi. Это шедевр, end of story): где-то история была слишком затянутая и тормозная, где-то не было изюминки, где-то сами ГГ были не ахти, а что-то было, напротив, слишком коротким. Идеальным исполнением концепта для меня оказался Blue Gender, в котором все мои хотелки были совмещены.

Чем тайтл знаменит?

Blue Gender 1999 года

Поразительным образом ни сам BG, ни его создатели, AIC, никогда на слуху не находились и ничем по мнению толпы не знамениты. Единственная "именная" студия, которой везде константно вылизывают очко, и чьи произведения постоянно носят на тарелочке с голубой коемочкой - это Ghibli. Все остальные анимационные конторы люди отчего-то упоминяют только вскользь. А между прочим AIC - ветеран рынка с почти сорокалетней историей. Эти ребята сами по себе / через свою дочернюю студию или же в кооперации подарили нам такие великолепные и запоминающиеся аниме как:

Многое из перечисленного содержит в себе несколько сериалов / ов / фильмов, так что эти тайтлы далеко не исчерпываются именно тем, что изображено на картинке. Причем это только аниме, про которое я вообще в курсе, а между тем в их репертуаре намного больше тайтлов, основная часть которых давно сидит в моем вотчлисте на будущее. Ребята, я вам настоятельно рекомендую ознакомиться с репертуаром AIC; эта студия более чем достойна постоянных упоминаний как минимум не в меньшей степени, чем набившая оскомину Ghibli с ее идолом, на которого молится полмира.

Blue Gender также разделил грустную судьбу своей создательницы и канул в небытие. Народ, как на иностранных сайтах, так и на отечественных, вечно скулит словно безумный (тошнит уже от таких комментариев), как им всем надоели ОЯШи, гаремники, эччи, исекаи, школьные комедии, как им подавай взрослые сюжеты, однако по какой-то совершенно невероятной причине именно вся перечисленная требуха занимает 99% верхних позиций рейтингов, а большая часть аниме с "взрослыми сюжетами" даже в топ-1000 не влезает. Хмм... как странно... Blue Gender, имея все задатки быть одобренным народными экспертами, случайным образом на том же ворлд-арте также застрял где-то на помойке рейтингов за номером 1285. На anidb BG не просочился даже в первые 2400 позиций. А ведь тут есть все "так любимые" экспертами моменты: красивая графика, приятная музыка, взрослые персонажи не-ОЯШи, серьезный сеттинг, шок-контент уровня кровь-кишки-распидорасило...

Сам я обнаружил Blue Gender совершенно случайно: в 2010 году, лазая по тытрубе, я натолкнулся на ролик с треком из Blue Gender. Весь видеоряд составляла вот эта картинка из разделителя серии:

Blue Gender 1999 года

Понять, о чем вообще тайтл было совершенно невозможно, но музыка меня сильно зацепила. С мыслями "аниме с такой музыкой не может оказаться дерьмом" я полез качать Blue Gender. Сам ролик уже канул в лету, но я приведу его аналог с другой картинкой:

Затравка

Итак, сюжет: 2009 год; главный герой по имени Kaidou Yuuji во время медосмотра узнает, что он болен болезнью, излечить которую врачи сейчас не в состоянии. Им требуется время на изучение недуга, подготовку методов лечения и прочее, поэтому, чтобы состояние пациентов не ухудшилось, эскулапы решают поместить Юджи и остальных со схожими симптомами с состояние заморозки при помощи медицинских капсул. Как только будет подготовлено лекарство, "счастливчиков" разбудят и вылечат.

На дворе 2031 год. Проснувшийся Юджи обнаруживает, что все стало как-то очень хреново: здание в разрухе, медперсонала нет, по коридорам больницы разгуливают чудовища, а его коллеги по несчастью уже проиграли в лотерею жизни и лежат завернутые в тошнотворный ком зеленой слизи. Небольшой отряд военных, отправленный для эвакуации больных, находит в живых только Юджи.

Второй главный персонаж тайтла, солдат Marlene Angel, рассказывает Юджи, что несколько лет назад люди стали замечать появление странных монстров, которых обозвали Blue. Сначала им не придавали особого значения из-за малого количества существ, а когда те расплодились как кролики в огромных количествах, стало уже поздно: инвазивная форма жизни вытеснила людей с планеты, а последним оплотом остатков человечества стал орбитальный комплекс Second Earth. Blue представляют из себя крупных насекообразных существ, защищенных крепким панцирем; пород у Blue великое множество, и все они отличаются внешним видом и повадками - есть и пустынный вариант в виде огромного червя, и часто встречающийся рогатый "городской" образец, вроде тех, что шныряли в больнице; есть совсем крупные Blue размером со слона; встречаются также и летающие вариации. Разумеется, основной пищей монстров являются люди - их либо употребляют по назначению сразу, либо убивают и маринуют в шары для поедания позже. Существа они проворные и крепкие, а быстро убить их можно лишь выстрелив в незащищенную панцирем ноздрю, расположенную, как правило, на голове. Интеллект у Blue развит на уровне собаки, но со временем попадаются твари и поумнее.

Blue Gender 1999 года

Для борьбы с Blue люди используют традиционное огнестрельное вооружение, а также хигх-теч под названием Armor Shrike - небольшого пилотируемого робота (даже скорее большой бронекостюм) размером несколько больше погрузчика из Чужих. Они бывают двух вариаций - двухместный тяжелобронированный для ближнего боя и одноместный легкобронированный для дальней поддержки. Перемещаются эти машины, используя встроенные в ноги колеса (а-ля как Votoms).

На момент повествования люди подкопили силы и начали потихоньку совершать вылазки на землю с целью выяснить что да как, а также подготовить плацдарм для обратной колонизации Земли. Тем временем отряду с Юджи сейчас предстоит короткая дорога на базу передового развертывания для последующей переправки на орбиту. What could possibly go wrong? Как насчет все?

Почему это стоит посмотреть?

1) Оформление

Blue Gender совмещает в себе интересный набор лайтового постапокалипсиса, военной тематики, приключенческого боевика и фантастики. Авторы знатно потрудились над атмосферой разрухи и загнивания, подобрали подходящую для этого музыку. Сеттинг сделан с мрачным уклоном: те немногие люди, кто остался на земле, влачат жалкое существование, прячась в руинах и подыхая от голода. Обитателей космической станции этот момент не особенно беспокоит - всех оставшихся обителей Земли просто сходу объявили мертвыми; сами "космонавты" больше озабочены сохранением своей собственной популяции (себя и 300 000 эскимо в криокапсулах). Нравы у свежего поколения колонизаторов тоже немного не такие: земным страдальцам они не сочувствуют, о смерти напарников особо не парятся. Обзорщики обычно любят прилепить яркое словцо "выращены как машины-убийцы", но я бы так не сказал - им просто привили другую систему ценностей, более актуальную для ситуации.

Космическая обитель людей сделана на удивление продуманно и состоит аж из нескольких станций - военной, медицинской, учебной и ресурсной, расположенной на луне.

В BG агрессивная окружающая среда, поэтому персонажи там долго не живут: из всех "полноразмерных" аниме, что я смотрел, здесь именных персонажей утилизируют быстрее всего. Да что там, можно вообще смело записывать в расходники абсолютно всех персонажей, которых не зовут Марлен и Юджи. Все попытки главного героя пытаться традиционно образом спасти всех встречных-поперечных оборачиваются обсерами. Во второй половине сериала персонажи проживают чуть дольше, но... ведь это Blue Gender, не так ли? Техника показана вполне жизнено - как расходник. 99% сериала роботы представлены не так круто, как в опенинге - и пушки у них попроще, и стреляют в основном одиночными, а для Blue, несмотря на их сравнительную тупость, не составляет большого труда завалить робота мясом. Да что там - на начальных порах героям приходится применять по несколько штук таких роботов, чтобы убить всего-лишь одного монстра. Модель для ближнего боя окажется настолько бесполезным убожеством, что от ее применения по назначению начнут отходить (тоже оснастят огнестрельным оружием).

В аниме присутствует очень клевый английский и еще более классный русский :) А уж какая тут география!

Любопытный факт: "остроумные" (как они считают) западные акулы пера заявляют, что сабж - это смесь Звездного десанта и Футурамы (ппц, просто нет слов). С первым BG роднит килкаунт, а со вторым - ... ничего. Шок-контент, кстати, показывают вполне умеренно, только когда он необходим.

2) Графика

Графика тут хорошая, особенно как по меркам застойных девяностых, причем тут даже есть суперредкий момент в анимационной индустрии: где-то в районе третьего эпизода наблюдается просадка в качестве исполнения, но в районе шестого графончик берет себя в руки и опять поднимается на планку выше. Я привык, что просадки необратимы, но Blue Gender возвращает веру в индустрию :)

Персонажи сделаны в собственном стиле, с уклоном в реализм; техника и оружие нарисованы так, что от них глаз оторвать невозможно. Все, что есть в сериале - нарисовано, а не отрендерено.

3) Звук

За музыку отвечает Haishima Kuniaki (делал звук для Spriggan, Monster, Macross Zero, Neoranga). ОСТ, сходу скажу - просто огонь; ну ооооочень атмосферно звучит. Blue Gender - один из немногих тайтлов, где действительно классные звуки стрельбы огнестрела. Интересно, что в Monster они тоже были отпадные. Опенинг и эндинг лучше английские - там песня перепета и немного изменена аранжировка; как ни странно, получилось намного лучше. Сам андаб - как всегда отстой. Мало того, что озвучивальщики явно "играют", так эти мегамозги еще и умудрились сбить тайминги песни в финальной сцене последнего эпизода и, тем самым, убили яркий момент. В часть диалогов щедро добавили отсебятины.

Этот лучше оригинала (на удивление)
Я бы поверил, если бы мне сказали, что это трек из какого-нибудь Casshern Sins
Хороший трек :)
Тоже как будто бы прямо из Casshern Sins
А этот словно из Needless

По поводу остальных двух озвучек: вы уже догадались, что я напишу, да? Разумеется надо смотреть только оригинал с ансабом. А теперь самое вкусное - русик. Начну издалека. Субчики бывают двух вариантов: от Kornel (серьезных ошибок вроде не нашел) и saoya Megami (1-4 эпизоды - формулировки сильно упрощены) / Mozg, Oni (5-26 эпизоды - легендарное говно). Я понимаю, что ребята старались, но засирать хороший тайтл откровенно промтовскими субтитрами тоже не очень красивый шаг. Так вот, разумеется, озвучка от Slava62 сделана по вторым субтитрам. Т.е. вместо Марлен там будет Мари, а вместо Джои - Джой (стик, наверное - эта срань во всех сабах). Сам голос неплохой, но обработка - как обычно, т.е. про "слышать музыку" можно забыть. В общем, анспеакеры, вам надо отыскать видео от G_P и сабы от Kornel, и все станет в шоколаде.

Это был пример мразотности, а теперь крутое - звуковое оформление, музыка и звуки огнестрела (самые, САМЫЕ, С.А.М.Ы.Е. крутые звуки пушек и мелкого оружия - это к Blue Gender):

Охренеть, как даже нищебродский бюджет этой серии вывозит звук. Крутой звук = 50% успеха
Очень атмосферно
Стремная музычка словно бы прямиком из Saya no Uta

Ах да, я забыл упомянуть, что главную героиню озвучивает Kuwashima Houko: ее голос подарил нам таких замечательных персонажей как Misumaru Yurika (Nadesico), Kagura (Azumanga), Clare (Claymore), Kaiba (Kaiba), Bocca (Boukyaku no Senritsu), Tomoyo (Clannad), Yuki (Yamato 2199). Короче, она большой ветеран индустрии и большая няшка. Любой женский персонаж, которого она озвучивает, инстрапревращается в вайфу.

4) Повествование

Сам сюжет в принципе простой, как и в 99% приключенческих боевиков - более важно, как его подают, а вот с этим, по моему мнению, у авторов все замечательно. В 2010 году, когда я увидел Blue Gender впервые, я смотрел его взахлеб. Пару лет назад я решил его пересмотреть: обычно такие моменты как раз и дают адекватную оценку тайтлу - со зрителя спадают розовые очки ностальгии, и аниме оценивается заново. Однако BG не подвел - даже через 18 лет после своего выхода и 8 лет после предыдущего ознакомления он смотрелся бодро и свежо, качество подачи материала не поменялось, музыка и графика все так же радуют.

Сериал сюжетно разделен на две арки: до прибытия на Second Earth и после. В первой арке идет уклон в сторону Юджи, а во второй - к Марлен. В обеих арках главные герои активно борятся с обстоятельствами за свою вторую половинку. У обзорщиков принято заявлять, что вторая арка неудачная, потому что там меньше жуков и шок-контента, но давайте не будем оценивать все западными мерками. Blue Gender все таки о Юджи и Марлен, а не о жуках и мочилове. Это все равно, что сказать "в Гандаме сюжет о Гандаме" - бредовость такого заявления подтвердит любой человек, смотревший Гандам глазами, а не задницей. Если начать докапываться, за что покритиковать разумеется есть, но делать этого совершенно не хочется, ведь видно, что AIC очень старался. Первая арка - просто путешествие от А до Б, а во второй уже добавились политические интриги, фокус сместился на человеческие взаимоотношения, биологию. Под конец добавили небольшой налет мистики - не сказать, чтобы я сильно фанател от этой идеи, но она вполне acceptable. Ну а когда показали самую последнюю сцену с космической станцией под отчасти веселую, отчасти клоунскую музыку, я был в полном восторге. Да, это конец именно в стиле Blue Gender - другой бы здесь точно не подошел.

Послесловие

По BG существует также фильм - его вам смотреть не надо, т.к. это простая нарезка, ничего нового не привносящая. Глядель кастрированную историю - такое себе удовольствие.

Я надеюсь, что у меня получилось убедить вас кинуться смотреть это замечательное аниме. А если нужен еще один пинок, вот вам "трейлер":

!!!!СПОЙЛЕРЫ НА ПЯТЬ ЭПИЗОДОВ!!!!
Blue Gender 1999 года
Blue Gender 1999 года
337337
111 комментарий

Как же мне нравится рисовка/анимация мех из 90-х - начала 2000-х (оригинальная Ева в этом плане вообще топовый топ). Сейчас их делают слишком вылизанными и сверкающими, а зачастую и менее детализированными. 

62

а зачастую и менее детализированными.Да если бы. Сейчас каждая вторая меха - это нагромождение деталей и геометрии.

7

Сейчас их делаютЕсли бы, сейчас их почти вообще не делают, жанр скорее мертв, чем жив.

2

Или просто из графики.

1

Что касается анимации в Еве - на неё потратили столько денег, что на последние две серии аниме денег уже не осталось, в итоге нарезали что то из того что было.

Какой еще такой гендер 

59