А как там «Digimon Ghost Game» в качестве новой вехи франшизы?

Уже второй сезон как продолжается новейший сериал довольно немолодой франшизы «Digimon» с припиской «Ghost Game» в названии: на счету новинки сейчас восемнадцать эпизодов. Оглядываясь назад, примерно на том же этапе началось топтание на месте и качественный спад предыдущего сериала — «Digimon Adventure:» (2020) — являющегося спорным и неровным ввиду пандемии перезапуском самой первой экранизации — «Digimon Adventure» (1999). Вот и выясним, каковым оказался «Digimon Ghost Game» в сравнении с некоторыми своими же предшественниками и выдержал ли, в отличие от «Digimon Adventure:», проверку тринадцатью сериями. Но сперва аннотация:

Лучшая девонька «Digimon Ghost Game» — Джеллимон-сама
Лучшая девонька «Digimon Ghost Game» — Джеллимон-сама

Даже с технологическим развитием недалёкого будущего из повестки дня современного человека никуда не делись городские легенды. Слухами земля полнится, и всё чаще в них обращается внимание на загадочный феномен «голографических духов» — AR-образов, столкновения с которыми заканчиваются для их свидетелей весьма печально. Обычный учащийся средней школы Хиро Аманокава и не придал бы значения всему этому, если бы не загадочное исчезновение его отца-учёного и не оставленное тем устройство, позволяющее взаимодействовать с «голографическими духами», на самом деле являющимися «цифровыми монстрами». Заручившись помощью одного из таких «дигимонов» по имени Гаммамон, Хиро начинает расследование исчезновения своего отца, а также других происшествий с участием проблематичных гостей из цифрового мира. Вскоре к нему присоединятся и его сверстники, трусливый и суеверный IT-гений Киёсиро Хигасимитарай и модная девушка-блогер Рури Цукиёно, также нашедшие с «дигимонами», Джеллимон и Ангорамоном, общий язык…

Рекламный ролик к «Digimon Ghost Game»

Уже на этапе анонса «Digimon Ghost Game» был способен одновременно предостеречь и заинтриговать: именитая франшиза и оккультно-мистический сеттинг с налётом городских легенд или семи школьных чудес-страшилок привлекали, но общее визуальное исполнение и разочарование сценарной проработкой тайтла, на смену которому выходит этот, подсказывали быть настороже. По прошествии времени впечатления от просмотра так и остались неоднозначными: «Ghost Game» можно охарактеризовать целым рядом как положительных, так и отрицательных особенностей. Достаточно блеклая и невыразительная картинка, примитивные, совсем плоские дизайн персонажей и бэкграунды, в основном экономичная анимация и зачастую несложные поверхностные сюжеты — это то, что бросается в сериале в глаза, если говорить о нём в целом. Но, как у любого правила есть свои исключения, так и в качественном уровне эпизодов и даже отдельных сцен или элементов «Ghost Game» есть свои позитивные скачки: так, дизайны и сценарные детали таких персонажей, как Гаммамон, Рури и Джеллимон, не могут не обратить на себя внимание, да и многочисленные аниматоры сериала (причём значительная их часть — аутсорс, если верить перечню на ANN) способны тут и там зацепить взор эпизодическими явлениями сакуги, будь то сцены эволюции «дигимонов», их отдельных особых атак или первого появления в сюжете истории (опять же, Джеллимон с её разворачиванием из медузоподобной формы в фееподобную / антропоморфную). Ещё музыкальное сопровождение тут пишет не абы кто, а аж Ко Отани (автор OST'ов к аниме «Haibane Renmei», видео-игре «Shadow of the Colossus» и т.д.), да и на основании одного лишь характера истории совершенно несложно согласиться с данными о том, что оба режиссёра обсуждаемого проекта, Кимитоси Тиока и Масато Мицука, ранее в самом деле работали над теми или иными экранизациями «Gegege no Kitaro». Ведь именно смесью оного с «Digimon Tamers» (2001) нынешний «Ghost Game» более всего и видится.

Постеры к «Digimon Tamers», «Hakaba Kitarou» и «Digimon Ghost Game»
Постеры к «Digimon Tamers», «Hakaba Kitarou» и «Digimon Ghost Game»

Ну, то есть микро-сюжеты в вышедших до сих пор эпизодах тоже были явно вдохновлены кайданами, городскими легендами и прочими суевериями, но адаптированными под реалии вполне обозримого будущего. Да и основное на данный момент место их разворачивания - не альтернативный цифровой мир, как, например, в «Digimon Adventure», а наш с вами современный, как в «Digimon Tamers» как раз. С той лишь поправкой, что большее развитие получили AR-технологии, которые местными «цифровыми монстрами» и эксплуатируются при вторжении в человеческий мир. Сами «дигимоны» (и даже ничуть не странно, что второе их здесь название «Hologram Ghosts» не сократили до «Hologhosts», а то сразу подтексты лезут) тут представляют собой будто бы некие застывшие во времени навязчивые идеи-заблуждения или неверно воспринятые элементы культуры, своего рода ошибки, требующие опровержения, а иначе - губительные для живых людей. Во многом потому, что, напитываясь человеческими эмоциями, они обретают возможность взаправду материализовать себя в физическом мире и ввергнуть его в ещё больший хаос. В принципе, неплохой, способный местами удивить или даже напугать концепт, вот только раскрывается он всё равно ожидаемо поверхностно и по-детски (а иной раз даже откровенно нелепо, особенно когда в центре ситуации недели оказывается гениальный Киёсиро). Как и сквозной сюжет, пока что довольно примитивный и недостаточно акцентированный: отец главного героя Хиро является учёным и явно намеренно ускакал покорять цифровой мир ввиду некоего надвигающегося кризиса, оставив сыну минимум подсказок и инструментов для самостоятельного поиска ответов — всё! Несложно догадаться, что оставленные зацепки неминуемо приведут Хиро с товарищами в цифровое пространство, дабы приключение продолжилось уже там. Вопрос только в том, когда этот переход состоится. Данное направление развития сюжета в самом деле очень похоже в ключевых элементах на оное в «Digimon Tamers». И такие сходства находит, судя по всему, и западная ЦА сериала:

Обзор 4-го эпизода «Digimon Ghost Game» от YouTube-блогера TheDigiKnow
Обзор 6-го эпизода «Digimon Ghost Game» от YouTube-блогера TheDigiKnow

Вообще на основании всего вышеприведённого ни разу не удивительно, что «‎Digimon Ghost Game» сравнивают с «‎Digimon Tamers», но с аргументами про «‎взрослость» автор видео выше, имхо, всё-таки слегка перебарщивает. В сюжеты вплетены вполне убедительные, но таки типичные детские страшилки, не выбивающие из зоны комфорта полностью. Да, есть тут некоторая толика шок-контента, но за ней неизменно следуют совсем примитивное разрешение конфликтов с последующими морально-этическими выводами, порой наивными. Но ведь так во франшизе было всегда с некоторыми скачками в тех или иных параметрах от тайтла к тайтлу— вон, например, ДанДевимон какой шизоидно-жуткий был в перезапуске «Digimon ‎Adventure:» (особенно на фоне всего остального монотонно-банального «детсада» в этом сериале) или тот не по годам замороченный психоз совсем юной Дзюри Като в «Digimon Tamers». И не сказать чтобы «‎Ghost Game» пока был в этом плане чем-то сильно лучше своих предшественников. Но всё равно приятно, что нынешний онгоинг ЦА пришёлся по вкусу: нынешнее среднее 7.05 на MAL говорит само за себя (но это значение, справедливости ради, медленно падает вниз: четыре месяца назад было 7.17), да и автор видео тоже одобряет увиденное. Одобряю и я, хотя от ощущения примитивизма местной сюжетной проработки отделаться сложно.

Жутковатая сакуга противостояния ДанДевимона и Мугендрамона в «Digimon Adventure:» (2020)
Одна из сцен с кошмарами Дзюри из «Digimon Tamers» (2001)

В чём же тогда может крыться секрет удержания «Digimon Ghost Game» своей популярности, несмотря на многие его недостатки? Скорее всего всё дело в персонажах сериала, ибо он относится к тем из них, что больше акцентируют внимание на рассеянном раскрытии героев истории в формате «монстр недели» (на манер любимой многими «Сейлор Мун» из девяностых также от Toei Animation), нежели на фокусированном событийном развитии основного сюжета (лежащим на виду примером этого будет, скажем, «Ousama Ranking»). Собственно, ключевые события тут можно пересчитать по пальцам одной руки, а всё остальное — филлер. Вот в итоге и получается, что именно через призму взаимодействия персонажей друг с другом и получают мало по малу раскрытие история с лором. Знакомство со всеми тремя центральными парами состоялось уже на момент пятого эпизода, а в дальнейшем они лишь получали развитие и обрастали всё новыми деталями, что продолжается до сих пор и обещает продолжаться в дальнейшем. Пары, как и многие другие элементы «Digimon Ghost Game», получились неравнозначными, но, по крайней мере, достаточно разнообразными, чтобы охватить более или менее широкий вкус ЦА. Плюс, в подходе к представлению действующих лиц истории авторы пошли на некоторые инновации в сравнении с прошлыми проектами франшизы — в частности, решили ещё более развить идею партнёрства между человеком и его подопечным «цифровым монстром», ещё более равняя последнего с первым. Теперь «дигимоны» выступают уже не просто фантастическими питомцами своих «укротителей», а ведут себя с ними на равных: имеют свою личную жизнь, отдельную от человека, испытывают гораздо более человеческие чувства к своим напарникам и даже могут тех менять, притом сами проявляя к тому инициативу, что для франшизы, долгое время придерживающейся концепции «диги-избранных» и их уникальных вторых половинок, немного в новинку. Собственно, по трём основным парочкам и их различиям сейчас и пройдёмся.

Три центральные пары «Digimon Ghost Game» и визуальное представление характера их отношений
Три центральные пары «Digimon Ghost Game» и визуальное представление характера их отношений

Хиро и Гаммамон - центральный и совершенно типичный для франшизы тандем простого классного пацана (того же поля ягода, что и Таити с Такато) и, выражаясь на сленге собачников, «хорошего мальчика», который может выглядеть хоть динозавром, хоть кем угодно ещё, но в душе быть славным дружелюбным собакеном, восхищённым любой мелочью и всегда охочим до еды. Таковыми в прошлом были, например, Агумон и Гилмон (уверен, ими список «хороших мальчиков» на главных ролях во франшизе не заканчивается). Но в случае Гаммамона и Хиро в обозначенную выше классическую связь добавляется ещё и двусторонняя братская солидарность как между старшим и младшим. В общем, эти двое — неплохие базовые персонажи, в которых почти и нет ничего необычного: возможно, с такими типажами японским детям проще себя ассоциировать, а ещё с ними может ассоциироваться и вся франшиза. Но выше не просто так было вставлено наречие «почти»: у Гаммамона есть одна немаловажная особенность, что отличает его от остальных «цифровых монстров» сериала — четыре разных варианта эволюции с уровня «Новичок» до «Чемпиона» против всего одного варианта у остальных. Подобное решение не ново для франшизы (разные трансформации в зависимости от соблюдения тех или иных условий встречались и в прошлых сериалах, и в играх), но в рамках конкретно «‎Ghost Game» подчёркнуто выделяется и выставляется одной из основных интриг, тем более что одна из «дигиволюций» имеет зловещую неуправляемую природу. И с ней приходится считаться, потому как между «младшим братцем» Гаммамоном и его пугающей старшей версией существует разрыв в понимании ряда сложных концепций — например, смерти…

Рури и Ангорамон — вторая значимая связка человека и «цифрового монстра» в «Digimon Ghost Game». Девочка-гяру сама по себе достаточно интересная: модная, современная и общительная блогерша, а также пианистка, берущая своей кавайной женской назойливостью, социальной активностью, лидерскими качествами, неуёмным стремлением к новым инфоповодам и пребывающая где-то на стыке между «нормиками» и «нёрдами». Через призму этого даже подано знакомство Рури с Хиро, где последний с первого взгляда понимает, с кем имеет дело и до последнего держит формальную дистанцию как младший по отношению к кажущейся «нормиком» модной старшей девчонке. И только с обретением Рури диги-напарника грань между ней и Хиро с Киёсиро быстро стирается, и она начинает, иной раз бестактно, совать нос в жизнь новых друзей и вносить изменения в их планы, таская за собой по разным социальным активностям. Позже окажется первой, кто сформирует эмоциональную связь с другим «дигимоном». Ну, и Ангорамон — довольно скучный «цифровой монстр» тоже «собачьего» типажа, но более флегматичного: этакий большой, инертный, мягкий и пушистый сторожевой пёс, стоический рыцарь или преданный паж, воспринимающий Рури как объект защиты. Своего рода отеческая фигура или попечитель. Надёжная пушистая гора, которая не даст в обиду ни в каких смыслах. Серьёзный, рассудительный, ответственный напарник и немного зануда, в каждом эпизоде выдающий некую «капитанскую» мораль дня, тем и скучный. На момент восемнадцатого эпизода имеет одну «дигиволюцию» до уровня «Чемпион», обращающую его в более стремительного, агрессивного, мобильного, энергоэффективного и изящного «принца» СимбарэАнгорамона. Хотя вот характер, в отличие от Гаммамона, в данном случае остаётся прежним.

Ангорамон и Рури в естественных условиях
Ангорамон и Рури в естественных условиях

Киёсиро и Джеллимон — третья и наиболее интересно проработанная основная пара персонажей, которая, в отличие от первых двух, реально может зацепить и где-то даже очень удивить. Киёсиро - гениальный хакер-программист, добровольно отказавшийся от университета в пользу школы, потому что отаку с характерной любовью ко школьной поре. Он к тому же ещё и «чунька», а также суеверный трус. При этом где-то в глубине его души за всем этим прячется некая ответственность сэмпая и «лидера школьной общаги», способная в ключевые моменты перевешивать трусость. К сожалению, поводы для трусости и геройства ему зачастую создаёт его же непомерная и мало поддающаяся здравому смыслу гениальность, лениво обоснованная и топорно поданная сценарием. И что же за цифровое существо свалилось на голову этому славному противоречивому юноше? А свалился на голову ему, возможно, самый необычный диги-персонаж из всех виденных мною во франшизе до сих пор! Визуальный образ Джеллимон самый хитрый из всего центрального трио и явно слизан, помимо очевидной классики в лице Лиллимон, с традиционных представлений о фэйри или пикси (может, даже в варианте «Megami Tensei» или вот кибер-эльфов из «Megaman Zero» / «Megaman ZX», не исключено), с добавлением «медузной» темы в название и визуальный дизайн, имеющий две формы: антропоморфную и мультяшную медузоподобную. А ТеслаДжеллимон, эволюция до уровня «Чемпион», принимает ещё более взрослые пропорции и обретает сходства с Футабой Сакурой из «Persona 5» в её Метаверс-облике — Оракул / Нави. Джеллимон, как и Киёсиро, подкована в информационных технологиях, и ей свойственна очень близкая человеческой озорная натура нахального пранкера. То бишь персонаж это с явно достаточным для вороньего злорадства интеллектом, но всё ещё недостаточным для такой штуки, как тактичность. Эта маленькая дрянь любит тыкать пальцем в слабости характера тех, у кого они явно имеются, и сыпать на них солью в больших количествах.

Наглядный пример нахальства Джеллимон в 5-ом эпизоде «Digimon Ghost Game»

Изощрённость, ироничность и саркастичность, с которой Джеллимон это делает, указывает на культурную подкованность этого цифрового существа во многих вопросах, порой очень даже странных. Так, для своих шуток она вооружается человеческими представлениями о приведениях и проклятьях, хотя ничего общего с ними не имеет. Знает она и об «отакунских» заморочках, над которыми с большим удовольствием прикалывается. Своего незадачливого человеческого мальчика для битья она заставляет обращаться к себе через формальное «-сама», что лишь подчёркивает садистскую натуру Джеллимон и, внезапно, осведомлённость о, кхм... БДСМ-культуре!? Так, когда мальчик-слюнтяй вдруг собрал волю в кулак и проявил, наконец, решимость, Джеллимон сразу же обмякла и на смену роли хозяйки нацепила маску влюблённой жены с ласковым «My darling!» в активном словаре. Ох уж и несносная эта пришелица: и током бьётся, и бузит на любимого, разве что фирменное окончание реплик сменилось с «-датча» на «-са» — даже спустя 40 лет типаж «электрической кавайной 2D-вайфу», подобной Лам, до сих пор себя не изжил! Короче, химия между «хозяйкой» Джеллимон и её «рабом» Киёсиро что надо! Сию парочку уже можно считать существенной причиной смотреть данный сериал: обещает быть самой интересной из трёх, ибо из тролльши-феечки и труса-балбеса априори должно получиться что-то более-менее путное, раз уж и для их описания потребовалось в два раза больше текста, чем для остальных двух дуэтов. Да, Джеллимон же ещё и достаточно сознательна для «сотрудничества» с другими партнёрами: отвесить пощёчину Рури, тем самым раскрыв новый совместный с ней потенциал и выправив почти безнадёжную ситуацию — это было сильно!

«Darling!» в исполнении Джеллимон из 5-11 эпизодов «Digimon Ghost Game»
«Darling!» в исполнении Лам из тизера новой экранизации «Urusei Yatsura» (2022)

И теперь, когда с персонажами зрителя достаточно хорошо познакомили, всё в «Digimon Ghost Game» зависит от дальнейшего подхода к подаче глобального сюжета, антагонистов и лора. На момент восемнадцатого эпизода оно до сих пор существует лишь как набросок, полный пробелов и интриги, а новая действительно важная информация раскрывается скудными крохами в моменты нечастых ключевых событий. Отсюда из сериала всё ещё можно как получить конфетку, так и испортить её с размахом. Первому поспособствовало бы разделение истории хотя бы на условные арки-главы (банально поделить её пополам на расследование в человеческом мире и путешествие — в цифровом) и увеличение концентрации удачных «сюжетов недели» в общем их массиве. Тем более что городской сеттинг «Ghost Game» / «Tamers» для этого подходит куда лучше, нежели бесконечный «роуд-муви» по цифровому миру в варианте «Adventure:», когда в какой-то момент из-за монотонности, однообразия и низкой частоты запоминающихся ярких событий забывается и цель рокового путешествия, и его конечный пункт назначения. Хотя, казалось бы, и в «Digimon Ghost Game», и в «Digimon Adventure:» эксплуатируется одна и та же хорошо знакомая, старомодная, «монстронедельная» структура изложения истории.

«Kuyashisa wa Tane» — закрывающая песня в «Digimon Adventure:» и песня-вставка в «Digimon Ghost Game»

Получается, разница восприятия возникает как раз из сценарных отличий в сеттинге. А если вспомнить ещё и «Digimon Adventure» (1999), то его от ребута 2020-го года выгодно отличает именно разбитие на главы, пусть не одинаково интересные и хорошо проработанные, зато придающие форму истории в целом. А у ребута «Adventure:» именно вот этой формы-то и нет. Надо заметить, что не оформлена она пока ещё и в «Digimon Ghost Game», как и микро-сюжеты здесь не с достаточной пока регулярностью радуют интересным раскрытием диких «дигимонов», среди которых, между прочим, попадаются как классические существа вроде Шеллмона или Хокмона, так и относительные новички вроде Систермон или Сиренмон (кстати, пытающейся петь закрывающую песню «Kuyashisa wa Tane» из «Digimon Adventure:» голосом Мидзуки Наны). Так что берут местные еженедельные сюжеты пока разве что кайдановой жутковатостью, которую притащили за собой режиссёры, ранее работавшие над тайтлами франшизы «Gegege no Kitaro». И, надо полагать, именно выход посредственных эпизодов раз за разом снижает потихоньку среднюю оценку сериала на MAL все эти месяцы. Так что совсем скоро немногих хороших качеств «Digimon Ghost Game» в отсутствие интересных сюжетных поворотов и промежуточных итогов может перестать хватать, но это покажет лишь время. А пока «Digimon Ghost Game» всё ещё неплохо смотрится на фоне своего предшественника, хотя и до уровня «Digimon Tamers» дотягивает не во всём. Главной же причиной давать шанс сериалу и продолжать его просмотр можно смело назвать задорный дуэт Джеллимон и Киёсиро, хотя и Гаммамон с Рури явно сделаны центрами притяжения внимания определённых групп зрителей. Кому в итоге можно порекомендовать «Digimon Ghost Game» к просмотру? Ну, в основном только поклонникам франшизы да любителям городских легенд / страшилок и конкретных типажей персонажей, остальным сериал покажется либо детским, либо посредственным. Тем не менее сериал неплох и способен быть лицом франшизы в 2022 году. Вот такой ответ на вопрос в заголовке…

Постер к «Digimon Ghost Game»
Постер к «Digimon Ghost Game»

Подробнее о «Digimon Ghost Game» на: MAL WA WIKI ANN

1010
10 комментариев

Ну, в дигимонах 20 года хотя бы был неплохой поворот «зло — это зло, но оно хотело так остановить еще большее зло». Хотя бесконечные серии с боссами недели (порой по 15 серий подряд), которые не то что не двигали сюжет, а даже мир не раскрывали — это токое себе.
Просто возможно я ничего не ожидал от детской серии, потому и удивился (смотрел не совсем добровольно, лел)

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

После оригинального «Adventure» и его пилота с полнометражным сиквелом от Мамору Хосоды перезапуск мне понравился куда меньше. Я не говорю, что он совсем плохой. Начали так вообще за здравие, включив в сюжет отличные наработки из «Bokura no War Game». Просто потом сериал превратился в безостановочный «Boss Rush Mode» или стресс-тест детей, за которым забылось и начало сериала, и потерялись интереснейшие сюжетные линии оригинала вроде дружбы Тэйлмона и Визармона, тёмной сети Этэмона, осознания себя Тэйлмоном, осознания своего одиночества Пинокимоном и так далее. Всё это было выкинуто взамен совершенно новой истории с новым противником. Да, там тоже была зарыта интересная аллюзия на современный Интернет, но не такая интересная, как в наивной фантазии сериала 1999. Такое вот личное впечатление. Плюс, оценка на всё том же MAL 7.77 у сериала 1999-го против 6.40 у перезапуска 2020-го. Тоже о чём-то говорит. Но если вам понравился и перезапуск тоже, то и хорошо. Вы только в выигрыше.

1
Ответить

Мой самый любимый сериал по дигимонам это "Дигимон Теймерс".
(не только потому что там есть лучшая девочка)

Всё хотел чтоб по нему было продолжение, но похоже у Дигимонов каждый сериал всегда всё ставит заново.

1
Ответить

Да, мой тоже. С него начинал. Необычное было знакомство.

Ответить

А есть дигимоны где-то в нормальном переводе вообще? AniDub только? Или есть что получше?

Ответить

«Ghost Game» я смотрю с ансабом, но видел и русаб до 13 серии (не знаю, чьего авторства). Плюс, Persona99 озвучивает тоже. Сериалы-предшественники точно есть и с английскими, и русскими субтитрами, если покопаться по торрент-сайтам.

Ответить