В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Тщательная и мучительная попытка большого фаната (как книжной, так и игровой серии) беспристрастно взглянуть на сериал.

Кадр из второго сезона сериала "Ведьмак"
Кадр из второго сезона сериала "Ведьмак"

Ох.

Я прекрасно отдаю себе отчет, по какому тонкому льду сейчас ступаю. С каждым напечатанным дрожащими пальцами на клавиатуре словом я чувствую, как вокруг меня сгущаются тучи.

"Придёт век Меча и Топора, век Волчьей Пурги. Придёт Час Белого Хлада и Белого Света, Час Безумия и Час Презрения, Tedd Deireadh, Час Конца. Мир умрёт, погруженный во мрак, и возродится вместе с новым солнцем. Воспрянет он из Старшей Крови, из Hen Ichaer, из зерна засеянного. Зерна, кое не прорастает, не проклюнется, но возгорится пламенем!"

Пророчество Итлины

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Перед тем, как непосредственно перейти к ощущениям от второго сезона, важно обозначить пару моментов.

1. Я прочитал цикл романов Анджея Сапковского от корки до корки и считаю его одним из величайших произведений в жанре фэнтези.

2. Я прошел все три (а не только Wild Hunt) игры от CDPR несколько раз. И я считаю, что это одна из величайших игровых серий за всю пока недолгую историю игровой индустрии.

3. Я все равно готов давать шансы сериалу от Netflix, потому что:

  • наверное, я большой оптимист (а может быть, и просто дурак)
  • я могу воспринимать его как отдельную интерпретацию, и мне интересно, что из этого в итоге получится и как будут разворачиваться события
  • слишком мало нормальных сериалов в жанре фэнтези, чтобы игнорировать большие проекты
  • это бывает очень смешно, а смех продлевает жизнь
  • для меня сериал никак не бросает тень ни на великую серию книг, ни на великую серию игр, а, скорее, увеличивает к ним интерес, что, вообще-то, замечательно!
  • по-моему, во втором сезоне он пытается учиться на своих ошибках
  • по-моему, он вполне ... смотрибелен и может доставить удовольствие

Уф. Лед трескается, ломается и я чувствую, как проваливаюсь под воду. Я барахтаюсь, в тщетных попытках выбраться на поверхность, но волна негативных комментариев утягивает меня на дно, в темную, холодную бездну презрения.

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Если вы еще здесь - давайте же попробуем объективно взглянуть на второй сезон адаптации вселенной от Netflix, чтобы понять: настолько ли она ужасна, что заслуживает шквала критики, или же просто затрагивает что-то слишком личное и сокровенное, а оттого не может восприниматься беспристрастно среди фанатов вселенной.

И начнем, пожалуй, с персонажей и кастинга.

Кастинг и персонажи

Предлагаю поделить основных персонажей на три группы:

  • Зеленую - когда скорее хорошо, чем плохо. И на первоисточник похоже, и актер справляется на ура.
  • Желтую - когда актер/персонаж слишком далек от первоисточника, но в целом персонаж, воплощенный на экране, не вызывает гнева или недовольства.
  • Красную - когда плохо все: начиная от полного несоответствия прообразу, заканчивая самой актерской игрой.

Зеленая группа:

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

1. Геральт (Генри Кавилл)

2. Лютик (Джои Бэти)

3. Тиссая де Врие (МайАнна Бёринг)

Объективно: ну очень неплох Генри Кавилл в роли Геральта. Вслед за ужасным промо и тизерами (помните это "видео из качалки") мы в итоге получили достойное воплощение персонажа: во втором сезоне Геральт становится более многословным, приобретает некоторые каноничные штрихи, и как кажется, смотрится еще более органично.

Аналогично можно сказать и про Лютика: да, пока он явно не особо глубокий персонаж и нужен сериалу скорее в качестве источника юмора (впрочем, это одно из его ключевых призваний и в книгах, и в играх) но, кажется, Джои Бэти вполне неплохо справляется с ролью.

Главная удача кастинга на женские роли: МайАнна Бёринг в роли Тиссаи. Непроницаемая, мудрая, холодная и сострадательная: на мой взгляд, актриса круто передает образ могущественой чародейки. Во втором сезоне за ее персонажем было приятно наблюдать.

Желтая группа:

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

1. Йеннифэр (Аня Чалотра)

2. Весемир (Ким Бодния)

3. Кагыр (Имон Фэррен)

4. Истредд (хотя его почти не было в книгах, так что тут, по сути, образ создается почти с нуля)

5. Францеска Финдабаир (Месия Симсон)

6. Дийкстра (Грэм Мактавиш)

Мне нравится Аня Чалотра как актриса. Она убедительна играет, органично смотрится на экране.

Только вот она не совсем Йеннифер: она слишком ... очевидная. Слишком открытая, слишком поверхностная (в хорошем смысле). В ней слишком мало загадки, чтобы она была той самой Йеннифер, которую мы так любим.

И да, я думаю, Ева Грин было бы потрясающим вариантом на эту роль. И вовсе не из-за внешности, а именно из-за ее актерской ауры.

Примерно то же самое и с остальными персонажами в этой группе: кто-то бесит больше (истеричный Кагыр), кто-то скорее даже интригует в новой интерпритации (брутальный Дийкстра), но общая проблема одна - они уж слишком далеки сейчас в своих образах от первоисточников.

Красная группа:

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

1. Цири (Фрейя Аллан)

2. Трисс (Анна Шаффер)

3. Фрингилья Виго (Мими Дивени)

4. Почти все, кто связан с Цинтрой

5. Все короли и правители

6. Вильгефорц (Махеш Джаду)

7. Филавандрель (Том Кэнтон)

С Цири все сложнее. Я не скажу, что мне очень не нравится Фрейя Аллан - мне, скорее, все равно. И в этом то и заключается главная проблема.

Потому что Цири - центральный персонаж истории, ее краеугольный камень. Вокруг нее вращаются жизни всех центральных персонажей саги.

Она - это Элли из TLOU. Она - яркая, озорная девушка, которую ты должен полюбить, иначе ничего не сработает так, как нужно. Иначе ты не сможешь прочувствовать все события, которые будут происходить дальше.

Это идеально срабатывает в книги, идеально срабатывает в игре, и не работает в сериале. Цири в сериале больше похожа на капризную модель, чем на сильную и волевую девчушку, и это огромная проблема проекта от Netflix и ключевая проблема кастинга.

С остальными в этой группе тоже все печально. Про Трисс говорить не особо хочется, скорее, хочется поразиться тому, как нелепо выглядят в сериале все короли и правители, а также эльфы-цыгане (на местного Филавандреля смотреть больно).

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Если подводить итог: несмотря на удачные решения, в кастинге сериала слишком много промахов, в том числе и на ключевые роли.

Некоторые незначительные вещи можно быстро поправить (например, покрасить волосы Трисс в каноничный цвет), но другие поправить будет очень сложно.

Картинка и визуальная составляющая

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Здесь, если быть объективным, все неплохо.

Во втором сезоне авторы провели работу над ошибками: монтаж перестал быть дерганным, визуальное повествование стало куда более плавным и понятным.

Порой получется даже вполне себе хорошая и натуральная картинка: я слышал много негативного о первой серии второго сезона A Grain of Truth (серия с Нивелленом), но что в ней определенно удалось, так это атмосфера, переданная через визуал.

Вообще, на мой взгляд, в снежных локациях сериал выглядит очень достойно. Да и в целом, повторюсь, картинка не раздражает, хотя восхитительных кадров или локаций также практически нет.

Что авторы точно не смогли сделать, дак это создать атмосферу настоящего славянского фэнтези: впрочем, наверное, ожидать этого от американского медиагиганта вообще не стоило. Ну и современные тренды здесь смотрятся слишком неуместно. Как вы понимаете, игнорировать их шоураннеры сериала не могли, но вот могли ли влиять на масштабность их наличия в сериале, вопрос открытый.

Масштаб, натуральность и боевые сцены

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Начнем, пожалуй, с воспоминаний о первом сезоне.

Лучше не делать сражения вообще, чем делать так кошмарно, как в конце первого сезона (когда не имея достойного бюджета, нам решили показать Битву на Содденском Холме).

Ты же хочешь знать, что произошло там, на Холме. Так слушай – были гул и пламя, были огненные стрелы и разрывающиеся огненные шары, были рев и грохот, а я вдруг оказалась на земле, на какой то куче тлеющего, дымящегося тряпья, и неожиданно поняла, что эта куча тряпья – Йойоль, а рядом, то ужасное, то тело без рук и ног, которое так жутко кричит, – Коралл. И я думала, что кровь, в которой я валяюсь, это кровь Коралл. Но это была моя собственная кровь. И когда я увидела, что со мною сделали, я начала выть, выть, как побитый пес, как незаслуженно обиженный ребенок…

Анджей Сапковский "Кровь эльфов"

В книгах это сражение никогда не описывалось: лишь упоминалось, в страхе от пережитого ужаса его очевидцами. И это крайне грамотный прием.

То, что с ним сделали в первом сезоне сериала - настоящее неуважение к первоисточнику, если честно.

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Благо, во втором сезоне не было подобных кошмарных сцен. Но основная проблема в том, что там вообще толком не было сражений: я даже не говорю о масштабной битве двух армий, скорее, просто о запоминающейся боевой сцене.

Была средняя битва в храме Мелитэле, финальное сражение с чудовищами, пара мелких стычек, и, пожалуй, все. Сезону, на мой взгляд, сильно не хватало эпика, размаха и по-настоящему крутых сцен.

После просмотра сложно сказать "а помнишь, как в той серии Геральт сражался с ..." потому что ты ничего не помнишь. И на мой взгляд, это большая проблема.

Очевидно, первый сезон коммерчески удался, даже не смотря на очень прохладный прием от фанатов книг и игр, поэтому с финансовой точки зрения сериал бы не стали зажимать. Но масштаба и эпичности ему по-прежнему не хватает, а ведь это могло бы стать его большим преимуществом.

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Сериалу вообще не хватает эпика, размаха, вау-эффекта. А раз он не может брать за счет атмосферы, душевности и натуральности оригинала и игровой серии, то должен найти для себя другие козыри.

Причем, сразу же, без времени на расскачку: но первый сезон в плане экшена был просто нелеп (кроме сцены сражения в первой серии), а второй - просто ничем не примечателен.

Впрочем, шоураннер проекта считает по-другому. Посмотрим. Видимо, пора готовиться к размаху третьего сезона уже сейчас.

Мы уже написали сценарий третьего сезона, и он просто потрясающий! Я в большом предвкушении от него, ведь он будет основан на моей любимой книге в цикле — «Час Презрения». На мой взгляд, первые два сезона закладывают отличный концепт для тех масштабнейших событий, которые произойдут в третьем.

Лорен Хиссрич, Шоураннер проекта

Сюжет, история и логика

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

На самом деле, я бы сильно не останавливался на сюжете. Центрального конфликта второго сезона, так скажем, никогда и не было в книгах Сапковского.

Плохо ли это изменение само по себе - да нет.

Игровая серия от CD Projekt RED тоже рассказывала свою собственную историю, вольно продолжая сюжет книг - и все мы знаем, какое великолепие из этого получилось.

Ведь это, по сути, интерпретация: а значит, авторы вполне вольны отходить от дословного пересказа событий и развивать историю в рамках собственного видения.

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

Гораздо важнее - как они это делают. А делают они это довольно средне. История второго сезона не хороша и не плоха: она не раздражает, но вызывает лишь умеренный интерес к событиям.

Учитывая исходный материал, который есть у авторов сериала, возможности для развития у них практически безграничные.

Гораздо больше проблем с логикой постороения сюжета: вопросы к действиям главных героев периодически возникают, хотя и не в критических количествах. Порой герой странно себя ведут - совсем не так, как вели бы себя опытные охотники на чудовищ, мудрые интриганки-чародейки или военачальники.

И да, в сериале присутствуют нелепые моменты, из которых уже понаделали всевозможных мемов, наподобие того, что ниже:

В поисках утраченной объективности: второй сезон "Ведьмака" от Netflix

И да, за это сериалу тоже стоит сказать спасибо:)

Резюме

Давайте подведем итоги.

Если быть объективным: "Ведьмак" от Netflix не такой уж плохой сериал. И свою оценку в 7 с небольшим баллов на КиноПоиске он вполне заслуживает (судя по той реакции, что обрушилась на адаптацию "Колеса времени", могло быть намного хуже).

Это не откровенная халтура и не откровенный плевок в лицо оригиналу.

У него есть две огромные проблемы: великая серия книг и великая серия игр, которые так горячо любимы фанатами по всему миру.

Проигрывая им в атмосфере, сюжете, глубине проработки, сериал (пока) не имеет ярких плюсов, будь то масштаб, потрясающий визуальный ряд или что-то подобное, чтобы постараться перекрыть ту разницу, которая бросается в глаза любому фанату вселенной.

При этом, я думаю, люди, которые совсем не знакомы с книгами или играми (к сожалению, ядро зрительской аудитории Netflix) искренне получают от сериала удовольствие как от вполне себе неплохого, голливудского фэнтези.

Означает ли все это, что им нельзя наслаждаться. Вовсе нет.

Означает ли это, что его нельзя полюбить также горячо, как книги и игры? К сожалению, да.

Но давайте постараемся взглянуть на это с другой стороны: если даже каждый десятый зритель, которому понравится сериал, решится после этого прочесть серию книг или пройти игры от CDPR, то ... это же круто! Представьте, какое крутое приключение у него впереди.

Я же, вопреки всему, с удовольствием дождусь третьего сезона "Ведьмака" от Netflix: он может меня или приятно удивить, или как минимум, здорово поднять настроение. Что же в этом плохого:)

...

Пишите в комментариях, как вам второй сезон "Ведьмака" и какие чувства у вас вызывает сериал от Netflix.

Если есть желание — подписывайтесь на мой телеграмм канал: там, бывает, пишу небольшие впечатления о фильмах, сериалах, книгах и играх.

Хорошего вам дня)

129129
220 комментариев

Комментарий недоступен

65

Комментарий недоступен

8

Какую бы объективность там не искали, кал в золото никак не превратится.

52

Ну вам, ценителям, никогда не угодишь)

9

Та это просто мы зажрались и теперь отличным называем 1 из 10, и то не отличным, а так себе, типа норм. Помню в конце 90, начале 2000 смотрели всё и нравилось, хотя такое сегодня бы назвали говном. Тупо зажрались.

3

Смешной комментарий)

Актеры странные, Кэвил играет робокопа, Цири выглядит по возрасту как Йенифер.
Картинка стала по лучше, но например момент где они типо сражаются с летающим монстром выглядит на уровне охоты на дракона из 1 сезона, супер дичь.
Экшен куций, Кэвил двигается как увалень, даже битва в конце по большей части состояла из того что Кэвил, тупо стоял и тупо пиздел, Цири мы твоя семья Цири, Цири у тебя тоже иксбокс, Цири это я Доминик.
Диалоги тоже срань, персонажи постоянно рассказывают друг другу кто они, где они, зачем они, как они. Показывают вообще мало че, только расказывают, рассказывают, рассказывают.
К примеру Виго убивает генерала, и тут же пять минут пиздежа, о том как, зачем, почему, для чего. И главное вне всякой логики, типо кто кроме нее мог совершить такое убийство? Типо Эмгыр клинический идиот и не догадается?
Короч не так много смотрел сериалов в 21, но этот худший.

42