Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Иногда без модов не обойтись.

Долгие годы игроки ждали Half-Life 2: Episode Three, но в последние несколько дней стало окончательно ясно, что официального продолжения истории Гордона Фримена мы не увидим. Сначала сценарист Half-Life Марк Лэйдлоу выложил сценарий третьего эпизода, а затем в сети появились карты из так и не вышедшей игры.

Теперь вся надежда на моддеров — они уже восстанавливали ранний билд Half-Life 2 по материалам из украденной в 2003 году беты, и наверняка смогут хотя бы в каком-то виде воссоздать Episode Three. Уже даже объявлен соответствующий конкурс.

Самое время вспомнить случаи, когда фанаты делали работу разработчиков: возвращали в игры вырезанный контент, выпускали патчи или добавляли дополнительные возможности.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Вырезанный контент

Среди моддеров студия Obsidian знаменита не столько тем, что создаёт не очень успешные сиквелы к успешным играм, сколько тем, что она всегда оставляет в своих проектах контент, не вошедший в их релизные версии. Задача вернуть игры в изначально задуманное состояние ложится на плечи создателей модификаций.

Так, в 2009 году появился Restored Content Mod для Knights of the Old Republic 2 — он добавил в игру 2004 года вырезанные диалоги, квесты, альтернативные концовки, случайные события и дополнительные сюжетные линии.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Из Fallout: New Vegas тоже много чего убрали перед релизом — моддер moburma80 уже несколько лет восстанавливает недоделанные квесты и возвращает в игру персонажей и локации. Одно из его крупнейших достижений — мод Freeside Open, который превращает город Фрисайд в большую единую локацию с новыми NPC и сценариями их поведения.

Немало контента было вырезано и из классических RPG, над которыми работали будущие основатели Obsidian Entertainment. Для Icewind Dale, Planescape: Torment и обеих частей Baldur's Gate есть серия модификаций под общим названием Unfinished Business, а для Fallout 2 фанаты разработали мод Restoration Project. Эти пользовательские дополнения добавляют в игры огромное количество локаций и квестов, не дошедших до релиза.

Vampire: The Masquerade — Bloodlines от Troika Games тоже вышла совсем не в том виде, в котором планировали разработчики — всё из-за того, что Activision хотела выпустить её как можно раньше. В результате многие аспекты игры остались недоработанными.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Фанатский патч Unofficial Patch был призван исправить все технические проблемы и баги проекта, но за годы разработки вырос в крупный мод, возвращающий удалённые из Bloodlines миссии, локации, музыку, эффекты и даже геймплейные возможности — к примеру, новые «дисциплины» (специфические для разных кланов умения) и экран выбора биографии персонажа в начале игры.

Одна из наиболее известных модификаций, восстанавливающих утерянный игровой контент, — Lost Alpha для S.T.A.L.K.E.R. Моддеры проделали титаническую работу: с помощью ранних билдов игры, выложенных разработчиками в 2009 году, а также скриншотов и видео с начальных стадий разработки они как можно более точно воссоздали тот «Сталкер», который GSC Game World планировали сделать изначально. Более того, в Lost Alpha есть разработанная с нуля сюжетная линия с новыми персонажами и квестами.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Иногда возможности вырезают из игры не из-за недостатка времени, а, например, из правовых соображений: как было с Hot Coffee в GTA: San Andreas. Покопавшись в файлах проекта, фанаты нашли, как включить в нём мини-игру про секс.

Несмотря на то, что мини-игра не была доступна в оригинальной, не модифицированной версии San Andreas, политики начали обвинять Rockstar в негативном влиянии на детей, а ESRB повысила возрастной рейтинг игры с Mature до Adults Only.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Из культовой игры Rockstar было удалено и много другого контента: в релизную версию не попали несколько сюжетных и дополнительных миссий и как минимум ещё одна банда. Модификаций, возвращающих почти весь вырезанный контент или какую-то его часть, множество — к примеру, Things To Do In San Andreas, GTA San Andreas Beta или Blast From the Past.

Фанатские патчи

Бывает, что студия, выпустив игру, закрывается (как в случае с Troika Games и Bloodlines), сразу приступает к другому проекту или по другим причинам не может разработать патч для своего произведения. Тогда исправлять ошибки разработчиков приходится фанатам.

В 2013 году на ПК вышла Deadly Premonition: The Director's Cut, максимальным разрешением в который почему-то было 1280x720 пикселей. Уже через несколько часов появился небольшой патч от пользователя форума NeoGAF с ником durante, решавший проблему. В течение нескольких дней durante дорабатывал патч: в финальной версии мод улучшал глубину резкости, сглаживание и добавлял в игру SSAO.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Таким же образом моддеры «чинили» Dead Island: у релизной версии игры были ужасные технические проблемы — к примеру, отсутствие элементарной вертикальной синхронизации. Официальные патчи улучшили положение, но фанатские вышли гораздо раньше.

ПК-версия появившейся в этом году Nier: Automata тоже была далека от идеала, и Platinum Games до сих пор не выпустили ни одного патча для неё. За них это сделали моддеры: мод FAR даёт возможность выставить Full HD-разрешение (игра умеет только растягивать 1600x900 до 1920x1080) и значительно улучшает производительность игры.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Более того, разработчик модификации включил в неё проверку лицензии игры: если пользователь попытается установить мод на нелегальную копию Nier: Automata, программа установки будет бесконечно показывать ему окно с принятием условий лицензии, сколько бы раз он ни нажимал на кнопку «Принимаю».

Кооператив

Помимо исправления ошибок и возвращения в игру вырезанного контента, моддеры нередко добавляют в проекты возможности, которые настолько хорошо в них вписываются, что удивляешься, почему их не было с самого начала. Хороший пример этого — кооперативный режим в Just Cause 2.

Just Cause 2 — игра в первую очередь про веселье: полёты, взрывы, безумные, физически невозможные трюки. А веселее взрывов и трюков могут быть только взрывы и трюки с друзьями — но Avalanche Studios такой возможности почему-то не предусмотрели.

Сделай сам: как фанаты доделывают игры за разработчиков

Зато об этом позаботились моддеры, и в 2013 году в Steam появилось дополнение для Just Cause 2 под названием Just Cause 2: Multiplayer Mod, которое позволило десяткам игроков устраивать гонки, разносить всё вокруг и выкидывать друг друга из самолётов на полном ходу. В июле этого года вышла такая же модификация для третьей части серии.

В целом, количество игр, которые можно было бы значительно улучшить с помощью модификаций, не так уж велико, а невыпущенные альфа- и бета-версии проектов интересуют немногих. Однако в некоторых случаях это необходимо — например, в случае со «Сталкером» до релиза добралась совсем другая игра, а в Bloodlines без патчей было почти нереально играть. Хорошо, что нам есть к кому обратиться за помощью, когда разработчики не могут довести начатое до конца.

3939
63 комментария

Непопулярное мнение: не люблю модификации игр. Ощущение такое, словно берется картина и поверх неё что-то еще сверху малюют. Или в романе между предложениями вставляют какую-то отсебятину.
Фанатские патчи совсем другое дело, это скорее работа редактора, внос закономерных правок. Улучшения графики так же приветствую, если они не выбиваются из начальной стилистики (например http://store.steampowered.com/app/290930/HalfLife_2_Update/). Все остальное же было интересно в юном возрасте, и отношение к модам поменялось вместе с навязчивым желанием использовать чит-коды.

22

Ну вот, например, SkyUI для скайрима. Я никак не усматриваю в чудовищно убогом консольно-ориентированном интерфейсе инвентаря часть картины. С этим модом игра становится однозначно лучше. Или фикс трансмутации без которого если тебе надо превратить всю железную руду в серебрянную надо это делать по одной за раз с выкладыванием из инвентаря по одному куску руды после каждого каста. Это не часть оригинальной картины - это тупо.

4

Конечно, когда мод для DS добавляет броню и оружие из WH40k, автора хочется забить до смерти разряженным болтером, но есть же и lore friendly. Mod it until it crashes это для случаев когда оригинальное творение не зашло или уже надоело, а делать больше нефига.
В этом деле, как и везде, caveat emptor.

4

Фанатские патчи эт и есть модификации.

1

Я ожидал увидеть здесь хотя бы упоминание игр Bethesda. В их творчество без модов фанатов я просто не могу играть. А с модами можно залипнуть и на сотни часов.

19

Так беседка же сразу делает не игры, а платформы для модов :)

15

А вот у меня ситуация с точностью наоборот. Я никогда не ставил моды на игры этой компании, хотя поиграть в обещанный когда-то Обливион хотелось бы

7