Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Культовый герой, из-за которого Энди Серкис и аниматоры «Властелина колец» однажды поссорились.

Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Голлум — далеко не первый CGI-персонаж в кино. До него были, например, динозавры из «Парка Юрского периода» и Джа-Джа Бинкс из первого эпизода «Звёздных войн». Однако именно Голлум в исполнении Энди Серкиса стал героем, в реальность которого можно поверить даже сегодня.

В преддверии двадцатилетия «Братства кольца» вспоминаем, как студия Weta Digital создавала Голлума вместе с Серкисом и почему аниматоры разозлились на актёра через десять лет после выхода трилогии.

Человек под маской Голлума

До «Властелина колец» Энди Серкис был неизвестен широкой аудитории. В 90-х актёр в основном играл в театре и лишь изредка появлялся в кино. Серкис получил предложение озвучить Голлума в 1999-м, когда был занят ТВ-адаптацией «Оливера Твиста» в Праге.

Пусть Серкис и не сразу понял, как именно авторы трилогии будут создавать компьютерного персонажа, перспектива поработать в Новой Зеландии над масштабными фильмами воодушевила актёра. Однако один из коллег Серкиса по «Оливеру Твисту» пытался его отговорить, настаивая, что работа того не стоит, если лица артиста не видно в кадре.

Когда я сказал напарнику, что, возможно, поеду в Новую Зеландию работать над цифровым персонажем, тот спросил, будет ли в кадре видно моё лицо. Я ответил, что нет, и тогда он сказал: «Друг, я бы держался от этой роли подальше».

Энди Серкис, актёр

Сомнения неизвестного коллеги Серкиса можно было понять. В конце 90-х и начале 2000-х CGI-персонажи ещё не стали обыденностью для киноиндустрии, поэтому авторы «Властелина колец» и сами не знали, удастся ли им создать убедительного Голлума.

Питер Джексон сказал, что не уверен, как именно они будут работать, но упомянул захват движений — новую на тот момент технологию. Им нужен был человек, чтобы изображать Голлума на площадке, но, по его словам, ни один актёр не смог бы сыграть героя так, как они задумывали.

Энди Серкис, актёр

Над образом Голлума ещё с 1999 года трудились специалисты студии графики Weta Digital, основанной Питером Джексоном в начале 90-х. Так как Серкис присоединился к команде «Властелина колец» только на съёмках второго фильма, в «Братстве кольца» Голлума играли несколько аниматоров. Актёр лишь позднее записал фразу «Моя прелесть» для пролога фильма.

Интересно, что изначально у персонажа был другой дизайн. На первых порах Питер Джексон видел его как существо, совершенно не похожее на человека: к примеру, его кожа свисала с костей.

Но после назначения Серкиса команда увидела, что актёр чем-то похож на героя, и решила усилить сходства через редизайн персонажа. Актёр согласился с наблюдениями, отметив, что первый кинообраз Голлума напоминал ещё и его отца.

Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Энди Серкис работал по системе Станиславского. Чтобы войти в образ Голлума, актёр часто передвигался на четырёх конечностях вне съёмочной площадки. Если он встречался с другими людьми, то притворялся, что ищет на земле потерянную вещь.

А ещё он однажды отправился в одиночный сплав на байдарке по реке Уонгануи, прихватив с собой книгу «Властелин колец». Актёр хотел понять, как чувствовал себя Голлум в изоляции. Через несколько дней его встретили туристы, которые удивились, насколько Серкис был голодным и промокшим.

Съёмочный процесс

Из-за того, что команда только осваивалась с технологией захвата движений, на актёра выпала двойная нагрузка.

Сначала Серкис разыгрывал эпизод с другими актёрами на площадке, и его движения использовались для создания грубого цифрового образа Голлума. Затем он повторял сцену в отдельном кабинете перед 25 камерами, но уже в костюме для захвата движений. Иногда актёр надевал специальные очки, в которых отображалась модель Голлума в реальном времени, чтобы точнее выполнить движение.

Отрывок из дополнительных материалов ко второй части «Властелина колец»
Пример работы Серкиса во время захвата движений

После этого специалисты по motion capture изучали запись и исправляли проблемы с базовыми движениями компьютерного персонажа. Затем все готовые видеоматериалы переходили к аниматорам, которые окончательно калибровали движения и мимику персонажа. Всего Голлума «оживляли» 18 специалистов по анимации.

Важно отметить, что на сессиях захвата движений команда не записывала лицо Серкиса, и аниматорам приходилось настраивать мимику Голлума практически с нуля. Они опирались только на видео со съёмок, заготовленные снимки и цифровые сканы разных выражений лица актёра.

Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Режиссёр Питер Джексон тесно работал с отделом анимации и давал советы. Когда требовалось переделать эпизод или что-то добавить, Серкис приходил к аниматорам и разыгрывал сцену за соседним столом, чтобы они смогли записать видеореференс. Только после этого персонажа начинали озвучивать.

К слову, на съёмках третьего фильма Серкис сразу играл в костюме для захвата движений тела, и процесс анимации Голлума шёл быстрее.

Интересно, что эту сцену из второго фильма снимала сценаристка трилогии Фрэн Уолш. Эпизод придумали поздно, и у Питера Джексона не было времени на его постановку 

Аниматоры уделяли особое внимание улыбке Голлума. Ведущий специалист по лицевой анимации героя Бэй Рэйтт говорил, что если бы они сделали неубедительную улыбку, то во всём фильме не было бы смысла.

По мнению Рэйтта, сюжет «Властелина колец» двигает то, что другие герои не убивают Голлума из жалости. Если бы у персонажа была неподходящая улыбка, то зрители не поверили бы, что кто-то может пощадить хитрое создание.

Глаза Голлума созданы из пяти тысяч полигонов. Сейчас для создания одних зрачков для CGI-героев может потребоваться несколько миллионов полигонов, но для тех лет их было очень много
Глаза Голлума созданы из пяти тысяч полигонов. Сейчас для создания одних зрачков для CGI-героев может потребоваться несколько миллионов полигонов, но для тех лет их было очень много

Ещё Рэйтт рассказывал, что во время работы над персонажем иногда встречал людей, которые улыбались как Голлум. Если аниматор видел такого человека, то наблюдал за ним издалека или заводил непринуждённый разговор. В обоих случаях Рэйтт пытался запомнить, как двигается лицо собеседника.

Авторы уделяли внимание и другим деталям. Они сделали так, чтобы кожа Голлума двигалась в соответствии с мускулами, и придумали технологию Subsurface для создания реалистичных отражений света от тела героя. Благодаря последней на Голлуме можно разглядеть, например, вены.

Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Реализма персонажу добавляют и многочисленные шрамы. Авторы даже добавили Голлуму подёргивания глаз, которые случались у Энди Серкиса на съёмках. Специалист по спецэффектам студии Weta Digital Эрик Сэйндон считает, что именно благодаря этим деталям Голлум настолько похож на реальное существо.

В некоторых старых фильмах графика не рушит погружение. Один из них — «Парк Юрского периода». Команда добавила динозаврам мелкие детали и шероховатости, и поэтому создания до сих пор выглядят потрясающе. Именно такого эффекта мы и добивались во «Властелине колец».

Эрик Сэйндон, специалист по спецэффектам студии Weta Digital

Споры о персонаже

Над Голлумом трудились десятки людей, и Бэй Рэйтт сравнивал этот процесс с созданием симфонии: Серкис писал музыку, руководитель отдела анимации Рэндолл Кук дирижировал, а аниматоры исполняли композицию. Однако после выхода трилогии персонаж начал ассоциироваться исключительно с актёром.

Аниматоры высказались об этой ситуации в 2014-м, когда Серкис в одном из интервью неосторожно сказал, что главная задача сотрудников Weta Digital — убедительно передать игру актёра. В той же беседе он неудачно сравнил труд аниматоров с наложением цифрового макияжа на лица артистов.

Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Рэндолл Кук дал развёрнутый ответ на реплику актёра, с которым они долго продумывали личность Голлума. Он отметил, что неправильно считать его удачное воплощение достижением одного Серкиса, так как аниматорам приходилось скорее переосмысливать игру актёра, а не в точности переносить его мимику на лицо Голлума.

Кук говорил, что иногда команде приходилось точно передавать эмоции актёра. Однако в основном аниматоры работали с лучшим из имеющихся видеореференсов и меняли его, если потребуется.

Как студия Weta Digital создавала Голлума — одного из самых убедительных CGI-персонажей в истории

Так, Куку не понравилась игра Серкиса в сцене, когда Голлум впервые за долгое время слышит своё настоящее имя. Его коллеги изменили анимацию, чтобы показать более тонкую реакцию персонажа.

В концовке «Двух крепостей» именно команда Кука решила, что Голлум должен ползти к камере, а потом схватить ветку словно шею хоббита. Примеры Кука показывают, что мнение Серкиса далеко не всегда считалось решающим.

Концовка «Двух крепостей»

В обращении Кук также напомнил, что они не захватывали движения лица Серкиса во время съёмок трилогии: лицевые анимации собирались по ключевым кадрам в пост-продакшне. Впрочем, он не стал отрицать вклад Серкиса и назвал того одарённым актёром.

Да, Голлума в основном создал Энди. Но между «в основном» и «исключительно» большая разница. Аниматоры, которые помогали отточить образ героя, — тоже своего рода актёры, которые работают на самом высоком уровне. Они помогали Энди и внесли огромный вклад в создание незабываемого персонажа.

Рэндолл Кук, руководитель отдела анимации Weta Digital

После «Властелина колец» Энди Серкис ещё не раз сыграл CGI-персонажей: особенно выделяется Цезарь из трилогии «Планета обезьян». Однако Голлум остаётся его самой известной ролью. Он даже вернулся к герою ради первой части «Хоббита» и помог аниматорам сделать модель персонажа ещё более детализированной.

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»
Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Weta Digital получила несколько премий «Оскар» за визуальные эффекты для «Властелина колец», «Кинг Конга» и «Аватара». Сейчас она считается одной из главных студий, работающих со спецэффектами.

450450
107 комментариев

А ещё он однажды отправился в одиночный сплав на байдарке по реке Уонгануи, прихватив с собой книгу «Властелин колец». Актёр хотел понять, как чувствовал себя Голлум в изоляции.

Фрея Аллан играет Цири: Ну я тип не читала этих ваших книг, чтоб не зацикливаться, а образ придумываю в голове :D

220
Ответить

Фрея Аллан насколько я знаю читала книги всё же, но журналисты конечно же как обычно извратили слова по своему

36
Ответить

Ты еще старичка Ридли покритикуй

6
Ответить

А Джон Рис-Девис устроился шахтером и завел себе друга-эльфа, чтобы понять, что чувствовал Гимли, когда общался с Леголасом... А, стоп, нет, он этого не делал... Ну сразу видно, хуевый актер и сыграл хуево!

2
Ответить

Комментарий недоступен

49
Ответить

Кстати недавно пересматривал - начал подмечать моменты с устаревшей графикой. Но думаю для тех, кто реально любит фильм и книгу, как я - визуальные нюансы не главное

8
Ответить