Enter Shikari, снова Enter Shikari и я
Введение
Мне 26. И ощущаю себя так, будто чего-то нового для себя не нашел, а то, что было со мной много лет, уже перестает быть таким же любимым. В музыке уж точно.
Предпочтения меняются, уже немного скучно слушать как кто-то в очередной раз ненавидит этот мир\систему\определенную социальную группу. Слышать громкие вибрирующие “вуб-вуб, вабба-бабба-ба”. Да, есть музыка, которая никогда не надоест. Например, ни одна попойка не обходится без поп-музыки конца нулевых и начала десятых. Итс Бритни, бич! Но это немного не то.
Но есть и обратный пример. Музыка, которая со мной давно, меняющаяся вместе со мной, оттого оставаясь новой и актуальной, но не перестающе�� быть очень близкой. Поэтому и хочу рассказать о Enter Shikari — моем знакомстве с этой группой, о том, как менялся мой мир и параллельно менялась и музыка “шикарей”.
Наверняка могу не совпасть с вашими впечатлениями от группы, как и не раскрыть какие-то события в ее жизни. Я хочу рассказать как я слушаю Enter Shikari, а не как надо слушать Enter Shikari, и надеюсь, что это будет интересно.
Начало
Ну и как это принято, начнем с начала. Первый раз услышал Enter Shikari где-то в 2008 из-за своей любви к круглосуточному просмотру\прослушиванию музыкального канала “Bridge TV” на кабельном. Там вообще можно было услышать разную музыку, в том числе и молодой британский коллектив со своим “Sorry, you’re not a winner”.
Вообще, сам по себе этот канал был для меня каким-то пространством, в котором мог раствориться, но не об этом сейчас. Тогда я просто воспринимал группу как очередных ребят орущих в микрофон и ждал не менее орущих в микрофон Slipknot.
Прошло пару лет, мы как-то гуляли с другом, и вот, забравшись на козырек подземного гаража — особое место, где очень спокойно, он включил мне уже другую песню, которую я сейчас уже и не вспомню, но песня точно показалась мне другой по настроению и была как будто вовремя. И можно подумать, что сейчас я скажу, что именно тогда я начал слушать группу так плотно, что больше не представляю свою жизнь без них, но нет. Условные BMTH, Asking Alexandria справлялись с заполнением музыкой моих прогулок (в наушниках, естественно) куда лучше. Так что Enter Shikari закрепились в моей голове уже тогда, но их время не настало.
Настоящее начало
А настало их время на первом курсе универа. Я сменил свой статус с абитуры на студента, к тому же закончились первые отношения, с которыми как раз-таки вышеназванные BMTH и AA и ассоциировались, а потребность в подобной музыке осталась. Плюс появилась нужда в сложных, замудренных текстах “сас мыслам”. Я наткнулся на свежий альбом 2012 года “Warm smiles do not make you welcome here”. И вот там я уже оценил и брейкдауны, и все эти протестные настроения, и электронные вставки, которых будет все больше и больше, в каждом альбоме — в общем все, что нужно молодому и энергичному организму.
Поконкретнее. Если говорить брейкдаунах, сразу вспоминается “Hello Tyrannosaurus, Meet Tyrannicide”, который начинается после выкрика этому самому Тираноз��вру этим самым Тираноубийцей. Туда же идет попадает “Gandhi Mate, Gandhi”, которая будто такая наваристая солянка из агрессии, ненависти и, естественно, злого электронного “уоб-уоб” брейкдауна. Но если говорить о тех песнях, которые я гонял на репите чуть больше, чем остальные на этом альбоме, то это “Search Party” и “Stalemate”. У них замечательно получалось разгрузить уши и голову, в целом из-за их такого мечтательного настроения песни и довольно легкого звучания. Переслушивая их сейчас, хочется жить этой фантазией как и участники группы.
Вот с э��ого момента я начал слушать группу так плотно, что больше не представляю свою жизнь без них. Естественно, была найдена и скачана вся дискография на тот момент, которая слушалась сначала систематически — альбом за альбомом, затем разбирались тексты, признаться честно, в которых основным призывом была борьба за все хорошее против всего плохого, что сложно назвать оригинальным решением, особенно для тех лет, но это было сделано очень круто: хор, призывающий объединиться на разных языках, в том числе и на русском (“Common Dreads”, “Solidarity”), электронные вставки, появляющиеся из ниоткуда ("Zzzonked"), и так же уходящие в никуда - все это заставляло переслушивать песни снова и снова.
Первые два альбома: “Take to the Skies” и “Common Dreads” — это такой чистый сгусток энергии. Простите, что я с легкой руки их объединяю, но для меня они действительно будто один альбом, растянувшийся на два года, полный агрессии ("No Sssweat", "Havoc B"), обиды, равно как и сильного желания исправить все. Но чем они точно запомнились и что мне кажется отличительной чертой того времени, так это некая театральность музыки. Сейчас объясню.
Я говорю не только о том, что песни стараются перетечь одна в другую, будто бы без склеек, а в целом ощущение того, что все песни надо слушать подряд и все вместе. У них есть ощущение связанности. Радость и облегчение “Fanfare For The Conscious Man” или “Jonny Sniper” невозможны без напряжения и злости от” Zzzonked” и “Return to Energiser”.
Говоря о чувствах, которые вызвал этот альбом, некоторые треки не имели какой-то социальной направленности. Например, Adieu из аль��ома 2009 года — удивительно сентиментальная песня о любви, в которой нет места политике, социальному устройству и прочим радостям современной общественной жизни. И такая песня есть в каждом альбоме, что позволяло уже тогда найти музыку по настроению. Даже этой полярности хватало, учитывая, что в студенчестве у человека два, три состояния: sad, angry, horny (опциональное). И вот запрос на все три “Шикари” прекрасно выполняли.
Переходный период
Перед тем как я дождался свой “новый альбом” — тот, который застиг, будучи уже поклонником, группа выпустила три сингла - “The Paddington Frisk”, “Rat Race” и “Radiate”. Вообще больше, но плотно осели именно эти три. И тогда меня разорвало. Первая песня, несмотря на то, что идет полторы минуты, успевает несколько раз измениться, как будто самому предстоит отправиться на виселицу за правое дело.
“Rat Race”, в целом, делает тоже самое, т.е. несколько раз меняется, а из-за того, что она длиннее, ребята дают нам время привыкнуть к этим переходам, выделить что-то. Например, басист Крис поет в ней заметно больше, дольше и протяжнее. А последний сингл из списка дал нам один из лучших клипов группы. Мне кажется, эти синглы в целом отражают настроение будущего альбома - и музыкально, и лирически.
"The Mindsweep" (2015) заложил те изменения, которые в последующих альбомах только усилятся — больше песен без тяжелого звучания, меньшее количество агрессии к “антагонистам” в текстах, а наоборот, желание выйти на диалог и выразить личные переживания. Если посмотреть на трек-лист, то значки "explicit" (ненормативная лексика и грубые выражения) в предыдущем были на всех песнях, а в этом всего на 4-ех из 12, что кагбэ намекае…..
Конкретнее. Enter Shikari любили сделать так, чтобы в начале альбома одна песня плавно перетекала в другую ("Stand Your Ground; This Is Ancient Land" - "Enter Shikari", "Common Dreads" - "Juggernauts", "System… - … Meltdown"). Здесь этот переход выражен в одной "The Appeal & The Mindsweep I", (закончили кстати ей же, только немного измененной "The Appeal & The Mindsweep II") — изменения с самого начала! Попробуем найти тяжелые композиции, обвиняющие кого-то сверху во всех тяжких грехах. Опять-таки с натяжкой можно сказать, что это “Anaesthetist”.
Основной же мотив альбома уже больше смещается от “них” к “нам” (“Torn Apart”, “The One True Color”) - группа рассуждает о своем месте; как музыканты, которые меняют людей вокруг (“The Last Garrison”). Что они и кто они, достигли ли тех вещей, которых хотели 6-7 лет назад. И кажется, понимают, что четкого ответа на все эти вопросы нет, и от того приходит желание просто выплеснуть все эмоции и отложить ответы на потом ("The Appeal & The Mindsweep II").
И все заново
А потом я закончил универ и переехал в другой город. Надо иска��ь работу, принимать новые правила жизни, двигаться в невероятно быстром для меня темпе. И как-то стало совершенно не до музыки. Такой ритм жизни стал забирать сил больше, чем отдавать, и хотелось услышать чего-то нового, но, что немаловажно, спокойного. И тут я увидел, что у “шикарей” вышел новый альбом. Если бы я хотел послушать Enter Shikari в стиле предыдущих альбомов, то очень сильно разочаровался. Но не в этот раз.
В “The Spark”, а именно так назвали альбом 2017-го года, британский коллектив сделал крутое пике в плане звучания: никаких жестких, агрессивных хлестких песен, никакого экстрим вокала, и если говорить о плашечке “Explicit”, по которой я уже сравнивал альбомы выше, то тут одна торжественно вручена только одной “Rabble Rouser”.
Подробнее о том, что звучит в песнях. Если говорить об инструментах, то электронной музыки становится все больше, дисторшна — меньше. Как будто основная цель мелодий в этом альбоме — это максимально расслабить тебя, собрать всю грязь, которая прилипла к слушателю, помочь стать немного чище.
Далеко ходить не будем. Та самая “Rabble Rouser”, напоминаю, единственная “E” песня, хоть и может звучать немного гнетуще, постоянно будто наваливаясь на тебя, в припевах становится очень легкой и воздушной.
А что по остальным песням? Да все тоже! “The Sights” и “Live Outside” используют одни и те же ноты для заглавных тем песен, никаких тебе тяжелых, тучных, грузных моментов — все предельно мажорно, но при том без излишеств. “Shinrin-Yoku” могла бы спокойно стать саундтреком к какому-нибудь эпизоду “Даши-путешественницы” в джунглях. Все очень дружелюбно. И это совсем не то, чего обычно ждешь от этой группы.
Вешать ярлык "Странный и неудачный эксперимент" на этот альбом мне не хочется, хоть и некоторые фанаты со мной не согласятся. Такое ощущение, что сами участники группы будто захотели замедлиться и может заглянуть внутрь себя.
Есть песни о глобальных вещах (“Rabble rouser” “Take my country back”), в которых поется о бюрократах, не делающих ничего полезного, а только закручивающих гайки там, где не надо, из-за чего стране так и не получается двигаться дальше. Как и треки о личных страхах, переживаниях (“Live Ouside”, “An Ode to Lost Jigsaw Pieces”). О способах справиться с ними и жить спокойнее (“Shinrin-Yoku”). Это действительно хороший музыкальный альбом, если вам хочется послушать то, что расслабит вас, даст возможность выдохнуть и перевести дух.
К слову о звучании. В 19-ом году ребята решились на поездку по всей России и доехали д�� моего города. Быть на концертах твоей любимой группы уже праздник, но само исполнение песен, в том числе и новых, на тот момент не разочаровало. Песни 17-го года совсем не затерялись среди лучших треков из предыдущих альбомов.
Modern Living….
Ну, пора как-то закруглять эту историю. В 2020-м году вышел 6-й альбом группы “Шикарей” под названием “Nothing is True & Everything is Possible”.
Этот альбом я ждал. Enter Shikari выпустили несколько хороших синглов, по которым стало ясно, что ждать условного “возвращения к корням” не стоит, но и продолжения того, что было в “The Spark” не будет. Альбом вышел в середине весны 20-го года, на улице уже было по-весеннему тепло и спокойно. Может это повлияло на восприятие альбома, он чувствовался таким же — теплым и спокойным. Это не значит, что в нем ребята просто организовали “пляжный эпизод” и записали приятный уху, не хватающий звезд с неба альбом.
Участники группы взрослеют, как и их слушатели, поэтому могут позволить себе высказывать свое мнение и слушать чужое более размеренно, без фраз невпопад и излишней эмоциональности.
Так о чем же он? О современном мире в целом, о современных людях вокруг, о себе прямо сейчас. Мир жесток, беспощаден, (“Waltzing off the Face of the Earth”) и его время скоро подойдет к концу (“Elegy For Extinction”, “Crossing The Rubicon”), а люди, его населяющие, должны быть готовы расстаться со всем важным - с тем, что они любят (“modern living….”). Но Апокалипсис - совсем не плохо, и его стоит ждать (“the pressure’s on”), попивая джин-тоник (“modern living….”).
Я немного слукавил, когда сказал, что никакого возвращения к корням нет. Просто на темы, о которых ребята пели 5, даже 10 лет назад, они взглянули немного под другим углом. И я говорю о “Reprise 3” (первая и вторая репризы вышли на первом альбоме в 2007), с её пробивающей до мурашек фразой “And still we will be here...” и идущей вслед за ней “T.I.N.A.”, в которой поется о том, что альтернатива есть всегда. Хоть в будущем и поджидает неизвестность, но зато какая! Великая Неизвестность (“THE GREAT UNKNOWN”)! И чтобы попасть в нее, достичь ее пределов, нужно продолжать мечтать в безлюдном отеле (“{The Dreamer’s Hotel}”), а потом собраться и встретить конец всего (“Elegy For Extinction”), избавившись от титулов, корон, королей и королевств (“thē kĭñg”). Встретить его вместе с близкими, не стесняясь своих чувств (“satellites* *”).
Вот так вот. Мне кажется, что все альбомы отражают естественный путь этой британской группы. Музыканты открыты к переменам, которые не воспринимаются как что-то чуждое, непонятное и экспериментальное ради экспериментального.
Даже если тебе не повезло, и ты не победитель, всегда можно найти таких же как ты, мечтателей, и, борясь с общими страхами, идти к своей цели, ориентируясь на созвездия.
Да, это было наивное попурри из названий песен. И именно эта группа повлияла на то, что я позволил себе это написать. Ведь Enter Shikari — это про свободу самовыражения, про неутомимый и неуловимый дух перемен. По крайней мере, в рамках их творческого пути, спутниками которого являются и их слушатели. Спасибо, что прочли. До встречи!