94% положительных отзывов — что может пойти не так?
Жестокий обман, или почему всегда следует читать негативные отзывы на примере Littlewood (2020).
Рейтинг у игры 94%/4522, казалось бы, что может пойти не так? Глупый я даже не подумал посмотреть в отрицательные обзоры (спойлер: очень-очень зря). Но давайте обо всё по порядку.
Новый дом
По здешнему сюжету мы — герой, победивший зло. И теперь настал миръ во всём міре. Да только одна беда — память нам отшибло напрочь. Да и чем нам теперь заняться — зло-то уже побеждено, да?
Благодаря своей команде мы решаем зажить тихой мирной жизнью, разбив городок на опушке близ торгового тракта.
Нас быстро учат стандартным стардьювильским занятиям: рубке дров, добыче руды, земледелию и собирательству, а ещё торговле.
Фишечка игры — у каждого жителя есть свои пожелания насчёт дома. Сюда входят: кровать, стол, стул, лампа, обои, пол из одного набора; несколько тематических украшений в виде фигурок и плакатов, внешнее убранство — цветочки, бочки и ящики вокруг дома. Но самое главное, что, собственно, влияет на планировку города — это пожелание быть (или не быть) рядом с определённым зданием и на определённой высоте.
Так наша боевая подруга жаждет жить рядом с нами, но подальше от торговой площади. А боевой товарищ — поближе к магазину, которым он заведует. Не все пожелания известны сразу, так что город постепенно перестраивается в угоду жителям (благо, это совершенно бесплатно). И не зря — те часто дают полезные подарки.
И это правда здорово: ты каждую неделю бегаешь в магаз, закупаешься чертежами, а потом с удовольствием делаешь домики жителей красивее.
Слухи о городке распространяются, так что приходят новые жители, и пополняют список наших занятий ловлей насекомых, цветоводством, рыбалкой, готовкой, ремеслом и игрой в местный «гвинт».
Ещё несколько ключевых зданий: кафе, где мы получаем временный буст к опыту; таверна, где готовим еду и получаем бабосы; музей, куда мы сдаём вещи для выставки; ратуша, где мы расширяем наш огород и сад (почему-то можно только ограниченное количество грядок и деревьев садить).
Вот так и зарождается наш городок. Всё классно и интересно, собираем ресурсы, строим здания, болтаем с жителями. Правда, пока непонятно, в чём конечная цель...
Новая угроза
И живём мы тихо и спокойно, пока не открываем локацию с библиотекой. После болтания с местными мы приходим к заключению, что мир по-прежнему в опасности, а мы вылечили только симптом. Да вот беда, все знания были утеряны: книги есть, но они у торговцев, разбрёдшихся по всему свету.
Так — спустя 5 часов игры — перед нами наконец встаёт главная задача: вернуть все 24 книги, чтобы восстановить знания и вернуться на поле битвы, дабы завершить начатое.
В принципе, этому и будет посвящена оставшаяся игра. Ведь, чтобы приманить торговцев, нужно продать определённые товары. А тут и фрукты, и овощи, и рыба, и насекомые, и руда, и древесина, и цветы-гибриды, и продукты животноводства, и всякие редкие предметы. А ещё часть торговцев спряталась в глубинах бесконечного леса и пыльного карьера, до которых с начальным навыком не доберёшься. Так что придётся качаться и качаться.
Каждой твари по паре
Со всеми жителями мы можем раз в день пообщаться — это повысит ваш уровень отношений. Так же раз в день можно кому-то сделать комплимент. Если вы будете осыпать кого-то комплиментами очень долго, тот заподозрит, что он вам нравится. Затем три свидания, на которых вы узнаёте партнёра поближе, и, наконец, предложение свадьбы. К сожалению, супруг тупо стоит в доме и ничего не делает, кроме поцелуев и обнимашек.
Подарков тут дарить нельзя, зато можно предложить позависать вместе с тобой. Периодически товарищ будет находить небольшие суммы денег и улучшать своё отношение.
Прокачивая отношения, мы также открываем небольшие сценки между жителями города. Впрочем, достаточно прокачать всех до 35 уровня (из 99 имеющихся) — на этом сценки заканчиваются.
Для отношений имеем на выбор: 6 девушек, 7 парней и 1 птиц. Причём две девушки, судя по отношениям, лесбы, а ещё одна симпатизирует другому парню. А ещё мне хотелось подразнить боевую подругу, которая чуть ли не в каждой фразе намекала, что нас что-то связывало. Так что мой выбор остановился на Аше — милом шахтёре, которого я нашёл в пыльных пещерах. Тем более что он даёт одно из самых полезных улучшений — механизм, превращающий обычные камни в очень редкие, так что я до конца игры забыл о проблеме с редкими рудами.
Улучшение домов и отношений влечёт дарение подарков. Кто-то дарит совершенно бесполезные вещи, типа ловлю соседних рыбок за раз или собирание всех сорняков за один клик, намного повышающие вашу эффективность и экономящие кучу времени. Кто-то же, наоборот, дарит красивые плюшевые игрушки для дома; точнее их чертежи, потому что для постройки ещё нужны некоторые очень редкие предметы, которые фиг добудешь.
Собственно, тут же крутится и основная сюжетная линия: мы встречаем Дарка — бывшего злодея. Ему тоже стёрло память, и он хочет начать новую жизнь. Сначала его все шугаются, но потом понимают, что он был просто сосудом зла по воле случая. Сам ни в чём не виноват, так что у него появляются товарищи, готовые до конца сражаться в финальной битве.
Прокачка без прокачки
Итак, у нас есть куча навыков; делаем что-то — прокачиваем соответствующий навык. А качать долго — тут аж 99 уровней. Только если присмотреться, а на самом ли деле их 99?
Например, возьмём лесорубство и шахтёрство. На 30 уровне вам открывается дополнительная область для фарма, на 50-ом — даётся статуя, повышающая стоимость древесины/руды на продажу (что, мягко говоря, бесполезно, потому что у вас есть более дорогие предметы, а ресурсы всегда нужны), на 60-ом — ещё одна локация для фарма, на 99-ом — героическое откровение.
Впрочем, ещё за каждые 5 уровней вам присылают 1-3 обычных ресурса, но это несерьёзно — вы их и так добудете за пару минут.
Ещё раз, между 60 и 98 уровнем нет никакой разницы. Чуете чем попахивает?
Каждое здание, лес, шахты, соседний город тоже можно прокачивать. Благо, уровней тут всего десять, зато каждый из трёх ступеней. И да, только 3, 6 и 10-ый уровень что-то делают. (Представьте, если бы в Стардью каждый день на протяжении месяца приходилось бы топать к Робин, чтобы она что-то улучшила.) За остальные уровни вы получаете три случайных редких предмета. И если вы думаете, что это круто, то редкими тут считаются все предметы, кроме базовых древесины/камня/овощей/фруктов и нескольких рыб и мотыльков — то бишь около полусотни.
А теперь финт ушами — героические откровения. Это супер-улучшение для каждого навыка, к которому ты идёшь почти всю игру, делающие тебя почти богом. Есть лишь одна проблема — их… негде применить! Например, для 99-го уровня ремесла тебе надо скрафтить буквально тысячу досок и плит. А откровение удваивает будущий крафт. Но зачем, если это всё просто некуда тратить?
Откровения в торговле и готовке увеличивают доход, но, чтобы прокачивать эти навыки, надо столько продать, что у вас останутся сотни тысяч денег, которые не на что тратить.
Особо меня поразило откровение здешнего гвинта. Вы просто увеличиваете здоровье оппонентов в два раза, делающее победу почти невозможной! Ради чего? Ради жетонов, которые не на что тратить. Ведь на все украшения как раз хватит жетонов, которые вы заработали во время прокачки.
А не сыграть ли нам в Гвинт?
Как я уже упомянул, одним из навыков является игра в карточную игру — монстро-таро. Это занятие идёт отдельно от остальных: всё, что вы получаете — это новые карты, чертежи для украшений и жетоны для покупки карт, покупки чертежей украшений и их постройки.
Надо сказать, система тут интересная, хоть и совершенно имбалансная. Щёлкните на галерею, чтобы почитать подробнее.
Баланса точка нет, точнее тут баланс через хаос. Одна карта может запросто нанести 9 урона противнику, или может быть отражена и убьёт тебя.
Тупость болванчиков компенсируется количеством здоровья и определённой колодой (это нормально, когда у тебя 10 здоровья, а у врага — 30?). В общем, весело. Но совершенно бесполезно.
Трудно быть богом
Чем дольше играешь в игру, тем больше замечаешь странностей.
Так рубка деревьев или копание руды ради опыта имеет смысл только под баффами — иначе вы будете получать жалкий +1 опыт вместо +13 — разница в 13 раз ощутима, поверьте.
Огородничество и садоводство тоже по-своему сломаны. Вы садите фрукт/овощ и затем грядка/дерево каждые три дня даёт новый плод. Причём условная морковка даёт 2 опыта и стоит 4 деньги, а турнопс — 14 опыта и 150 денег. Нетрудно догадаться, чем будут засажены ваши сад и огород.
В какой-то момент вам станут доступны финальное — 11-ое — улучшение для всех зданий. Часть эффектов просто смехотворна. Ратуша даст вам больше очков декора — жаль, что рейтинг красоты хотя и есть, вообще никак не задействован в игре. Воздушный шар улучшит отношения с тем, с кем вы счас чилите, но вспоминаем, что после 35-го уровня отношения ни на что не влияют. Улучшение магазина декораций даст вам… бесполезные декорации.
Правда, есть один предмет, который реально полезен — золотые часы. Они позволяют вам бесконечно гриндить в течение дня, пока вы не выгриндите всё доступное. Зачем это сделано? Ну, потому что некоторые ресурсы днём с огнём не сыскать. Одну особую древесину вы можете безуспешно целую игровую неделю искать, чтобы потом получить скромные 4 единицы ресурса (а надо как минимум 20).
Для финального улучшения леса нужны 10 речных кристаллов. А где их брать? Правильно, в лесных водоёмах. Вот ирония, я выловил только два за всё время, остальное выиграл в рулетку, купил или отжал у залётных птичек. Прокачал, чтобы увеличить размер лесов, которые мне уже не нужны .–.
Некоторые декоративные предметы можно получить, выполняя персональные задания. С одного из них я долго горел. Нужно было найти три цветочка определённого вида и цвета. Что не так? Да то, что спавнятся они только в лесу, очень редко и по одной штуке. И вот такое задание может заблокировать дальнейший прогресс на игровой месяц — благо, время тут ни к чему не привязано.
Отдушиной среди всего этого была свадьба. Любопытно, что даже назначив дату свадьбы, можно и дальше флиртовать с другими жителями. Ну ладно, дожил, прочитал кучу добрых слов от жителей и…
Стоп, какие титры? Верните меня обратно, я ещё не закончил.
Отдельная заморочка была с получением последних книг. Вот нужно тебе три чёрных жемчужины. А у тебя их ноль. Открываешь вики и читаешь, что нет никакого гарантированного способа получить их! Так что проматывай дни, пока жемчуг не появится в магазине или рулетке. Или надейся, что он случайно выпадет с сундуков, но это намного дольше.
Есть в игре несколько интересенок. Например, можно отстроить в соседнем городе приют и взять себе собачек (или кошек). И там же увидеть подсказки, как найти экзотических животных. Жаль, что они ничего не делают, но поиск — хоть какое-то развлечение.
Или праздники. В каждом сезоне случайно выбирается пара штук. По всему городу могут летать куча насекомых, или появиться куча сорняков, или разлететься осколки метеорита. Могут приехать торговцы с редкими предметами. В день фермера ты получаешь больше опыта за собирание овощей (которые в это день гарантированно вырастают) с грядок. Можно побегать за курицами, разбежавшимся по всему городу, или поискать коров, спрятавшихся за разными постройками и деревьями. Или в этот особый день рубка древесины / ловля рыбы / копание руд даёт дополнительные случайные предметы. Жаль, что такого веселья очень мало.
Давайте я подытожу свои впечатления насчёт этой стадии игры. Куча гринда, прокачка долго ничего не даёт, улучшения требуют кучу ресурсов, но бесполезны, часть заданий затянуты и слишком завязаны на случайность, развитие отношений с персонажами ничего не даёт, у вас куча денег и ресурсов, которые не на что потратить, пока других ресурсов не хватает. И даже изначальная фишка с улучшением домов разочаровывает: чтобы всё закупить, нужна куча ресурсов, но половина жителей дают за это лишь украшения. Разбавляет процесс лишь редкие праздничные активности.
Всё это происходит, пока мы наконец не собираем все 24 книги.
Край мира
Ура! Идём в библиотеку, там радуются, что знания восстановлены, и сообщают координаты поля последней битвы между светом и тьмой. Отправляемся — тут мрачновато… Среди всего можно подобрать два предмета, правда, к этому моменту становящимися абсолютно бесполезными.