Почему жанр сюжетных шутеров от 1 лица сдулся

Почему жанр сюжетных шутеров от 1 лица сдулся

Движки, бюджеты и блэкджек

Раньше разработать культовый шутер от 1 лица могла и небольшая команда. Конкуренции в жанре было меньше, Duke Nukem 3D спокойно мог сосуществовать рядом с Quake. Дебютный Half-Life открыл дорогу студии Valve и многим другим студиям. Разработчики с охотой предоставляли лицензию на свои движки. Процесс удешевлял разработку сторонних игр. Движок Quake 3 использовался в Return To Castle Wolfenstein, Medal of Honor Allied Assault, Jedi Knight 2 и других. Затем настал черед преуспеть Epic Games с Unreal Engine 2. Движок имел физику тел и предстал во всех частях Splinter Cell, Swat 4, Postal 2. Затем настал черед Half-Life 2 и Vampire The Masquerade Bloodlines и Dark Messiah of Might and Magic. Больше всего игр вышло и до сих пор выходит на Unreal Engine 3. Помню впервые увидел этот движок впервые в Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas, прямо поразившим меня пост-эффектами и картинкой. Правда в 2009 году Epic перешли на бесплатную модель движка UE 3 с отчислениями, это ознаменовало собой скорое перенасыщение рынка играми на этом движке, что в итоге привело к тому, что каждая вторая игра была сделана на UE3, что отразилось на неконкурентоспособности многих достойных игр. В шутерах перестало преобладать такое понятие, как ПК-экслюзив. Заметьте, продажи большинства шутеров начали падать еще с начала 2010 года. Singularity, Bulletstorm и многие другие одиночные шутеры категории Б на движке Unreal Engine 3, бюджеты которых вряд-ли превышали 25 млн $. К слову, типичными и успешными играми того поколения были шутеры с укрытиями, поначалу даже с мрачной и серой цветовой палитрой. Конечно чуть позже цветовая гамма улучшилась. Даже один из лучших шутеров поколения, да и вообще всех времен, Bioshock Infinite не был большим хитом в плане продаж. Бюджет такой игры составлял уже 50 млн $.

Stalker 2
Stalker 2

Не секрет, что сейчас разработать большой шутер от 1 лица стоит 100 миллионов долларов. И для большинства компаний это риск. Проще выпустить игру по лицензии, допустим авторам первого F.E.A.R - Monolith Production, доверили разработать экшен от 3 лица по лицензии, вроде Middle Earth Shadow of Mordor / War. Клон сами знаете чего. Разве что разработка от студии из СНГ, вроде 4A Games, это обойдется дешевле, с учетом сделок на временную экслюзивность. По прошедшим отчетам, игра быстро окупилась. Факт, что бюджет Control составляет 30 млн евро, а его разрабатывали 3 года (пусть это и шутер от 3 лица). Так что можно представить бюджет Metro Exodus / S.T.A.L.K.E.R. 2 от вышеуказанной суммы, без учета временной экслюзивности. Вряд-ли бюджеты этих игр превышают 50 млн $. Некоторые разработчики рарабатывают шутеры чуть ли не в одиночку, на примере Bright Memory Infinite. Да и середняки, вроде Necromunda, все еще изредка выходят.

Black (2006) оказался пустышкой, а нахвалилали то
Black (2006) оказался пустышкой, а нахвалилали то

Выход игр на закате прошлого поколения

Как уже писал, всегда удивляет, что иногда на консолях прошлых поколений выходят довольно технологичные шутеры, которые остаются в тени некстгена, вроде того-же Black или Urban Chaos Riot Response для PS2/Xbox, вместо выхода сразу на PS3/Xbox360. В общем, многие шутеры заката 2005-2006 годов были бы достойны выхода и на более свежих платформах. Перенесемся на закат поколения PS3/Xbox360. Допустим тот-же недооцененный Crysis 3 вышел на PS4 только недавно, а издатели могли еще тогда перенести релиз на полгода, чтобы выйти сразу на 4-5 платформах в конце 2013 года.

Выход игр на начале нового поколения

Killzone Shadow Fall местами напоминал Half-Life 2 Episode 2
Killzone Shadow Fall местами напоминал Half-Life 2 Episode 2

Стартовая линейка шутеров от 1 лица так-же может стать жертвенным агнцом на только вышедших консолях, где еще отсутствует база игроков. Допустим кто-то вспоминает выход Resistance на старте PS3? Или Killzone Shadow Fall на старте PS4? Куда успешнее у Sony выходят игры от 3 лица, не удивительно, что компания ушла от этого. Halo Infinite в принципе может повторить их судьбу. Другое дело, как повлияет на игру модель подписки. Напомню, что Halo 3 и Halo 5 вышли только спустя 2 года после старта консолей. Хотя сюжетная кампания и выходит ближе к 2022 году.

Шутеры-сервисы

Borderlands 3
Borderlands 3

Кто преуспевал в продажах в прошедшие годы в жанре шутеров, так это кооперативные игры-сервисы с прокачкой, вроде Borderlands и Destiny. Так-же просто командные шутеры, вроде Left 4 Dead, Overwatch и Rainbow Six Siege. То есть в Borderlands и Destiny игрокам выпадало много видов разных пушек. Этакий диаблойд от 1 лица. В Destiny была прокачка и принцип лута снаряжения. Rainbow Six Siege бесспорно неплоха, как стелс-аналог Counter-Strike. По собственному опыту, как минимум десяток часов было интересно провести в этой игре. Но для кого-то и сотни часов был не предел. Так-же никула не делись шутеры-сервисы, вроде Escape From Tarkov, в которые тоже играют. До сих пор пользуется спросом бесплатный Warface. Как и бесплатные баттрояли Call of Duty Warzone и Apex Legends.

Монополия крупных издателей

Far Cry 6
Far Cry 6

Есть "три кита", которые узурпировали рынок шутеров от 1 лица. Выкидывают из игры сюжетную кампанию, делая ее частью мультиплеера, либо растягивают одиночный сюжет на десятки часов. При этом предлог у издателей может быть любой, что игра против ботов ничего не дает, никто не проходит сюжетный режим, на который тратят половину бюджета. Продолжений Crysis 3 и Killzone Shadow Fall так и не последовало. Bethesda продалась Microsoft в том числе из-за провальных продаж одиночных игр. Так как в игровых механиках ничего нового. Каждый издатель отхватил свой кусок рынка, врубив маркетинговый хайп-трейн. Конечно серии, вроде Half-Life и Medal Of Honor ушли в область игр для VR, но все таки VR пока что не массовая технология, где люди скорее развлекаются в чатах и играют в казуалки. Даже Sony пока что отошли от этого. Только Resident Evil 7 имел поддежку VR на PS4. 8 часть серии отошла от этого.

Crysis 3
Crysis 3

По поводу монополии. Знаю людей, кто провел и по 1000 часов в сетевых шутерах, вроде Call Of Duty, разумеется поэтому нормальные сингловые шутеры от 1 лица почти не выходят от сторонних издателей. Так что раз не конкуренции, то зачем и стараться прыгнуть выше головы? Не считая Halo Infinite, кампания которой еще не вышла, мы имеем в 2021 году три рескина прошлых частей больших шутеров на тех-же движках (без учета Resident Evil 8, все таки эта часть сильно отличается от 7 части, больше кстати в сторону шутера). Три известных игры от больших издателей получили оценки в районе 70% на пк, а на актуальных консолях оценки даже ниже. Конечно может на играх сказалась самоизоляция сотрудников. Культура отмены и мягкотелость руководства так-же до добра не доводит. Высшее руководство издателей боится сказать лишнего и всем потакают сотрудникам, которые не хотят плодотворно работать. Сторонние активисты за права меньшинств создают токсичную атмосферу в коллективах, ценные кадры заменяются кадрами по повестке. Кресло руководителей шатается. Что называется, "когда крыша протекает, то и потопа не избежать". Можно сказать высший менеджмент сидит ровно на своих местах и аморфно терпят, боясь сказать лишнего. Монополизация своего куска в жанре все равно сделает знаменитой "троице" издателей существенные продажи в этом году, даже не смотря на довольно спорные оценки, причем на консолях местами даже ниже.

Press F?

Halo Infinite
Halo Infinite

На самом деле не все так плохо. Cyberpunk 2077 можно считать шутером 2021 года. А Resident Evil Village переизобрела шутерные механики с фентезийными боссами. Deathloop обладал большой реиграбельностью. В декабре выйдет кампания Halo Infinite. Так-же смело себя показали Bright Memory Infinite и Necromunda. 2022 год год обещает быть заметным в плане сюжетных шутеров от 1 лица в лице S.T.A.L.K.E.R. 2 и Dying Light 2. Возможно игроков порадуют и новыми анонсами. Так-же интересно, что получится из Starfield и Outer Worlds 2. Что называется при безграничных ресурсов можно вылепить конфетку. Даже Bethesda жаловалась на упадок в продажах одиночных шутеров, благо они решили эту проблему. Некоторые платформы успешны и без обилия жанра экслюзивных FPS, ограничиваясь изданием сторонних игр на платформе. Лично я еще лет 10 назад стал проходить старые и мультиплатформенные шутеры времен PS3 и Xbox360 и поколений ниже. Много еще не игранной годноты есть на ПК и PS2. Поверьте, шутеров еще играть, не переиграть, библиотеки игр хватит еще надолго. Особенно если играть не только в жанр шутеров от 1 лица. А какое мнение насчет одиночных шутеров у Вас?

Играете в сюжетные шутеры от 1 лица?
Играю часто, проблема преувеличена
Почти не во что играть из жанра сюжетных FPS
Играю по сети, играть против ботов - прошлый век
FPS ждет судьба шутеров с укрытиями (TPS) и стратегий в реальном времени (RTS)

P.S. Кстати Black занимает "всего-лишь" 324 место в списке лучших игр на PS2. Urban Chaos Riot Response и Cold Winter 550-560 места соответственно

4040
329 комментариев

Потому что выгоднее сделать донатную помойку, чем качественную сингловую игру с хорошим сюжетом.

59

Комментарий недоступен

3

Я не понял про что пост. Видимо у автора наболело и надо было высказаться.
Штош.
Есть что сказать вот по этому поводу:
В шутерах перестало преобладать такое понятие, как ПК-экслюзивCам лично играл в Duke Nukem и Quake 2 на PSone. В Quake 3 на Dreamcast.
Любимый автором Black выходил на PS2 и Xbox.
Величайший Half-Life 2 заглядывал на PS3 и X360.
То, что в РФ исторически сложился ПК-гейминг, как наиболее дешевый способ потребления игрового контента, не говорит о какой-то особенности жанра да данной платформе. С середины девяностых, шутеры от первого лица успешно выходят на всех видах игрового железа.

21

Аналогично, играл в это все на пс1, дримкаст, но речь в целом о жанре

1

Starfild, Cyberpunk, Dying Light 2 - это скорее штуки с элементами шутера, чем шутер

1

Писать про шутеры и не упомянуть богоподобный Дум Этернал.....
Ваше очко уходит в зрительный зал

16

А что из FPS еще вышло за 2020 год? Который с кружочками из марио? Да вроде отзывы у него такие, что лучше и не вспоминать. Кстати Бефезда продалась майкам из-за неудачных продаж шутеров в том числе (Wolfenstein 2, Rage 2, можно отнести и Fallout 76)

16