Становятся ли турниры по CS:GO популярнее из-за Нави и насколько?

Анализ на основе 4-х лет и более сотни турниров

Становятся ли турниры по CS:GO популярнее из-за Нави и насколько?

Продолжаем наши небольшие киберспортивные разборы и сегодня попробуем на основе статистических данных более сотни турниров определить, существует ли, так называемый «Фактор Нави»? Влияет ли присутствие «Рождённых побеждать» и их выступление на популярность турнира у зрителей? Попробуем разобраться.

Видео-версия

Конечно же присутствие любой популярной команды влияет на интерес зрителей к турниру, но Нави это настолько масштабная в плане фанатской базы организация, что эффект от её присутствия становится заметен даже невооружённым глазом. Особенно в дисциплинах популярных в нашем СНГ регионе. Зачастую матч четвертьфинала с Нави может быть популярнее финала, если они сами до этого финала не дошли. И сегодня я попробую посмотреть можно ли статистически доказать что Нави вносят существенный вклад в популярность турнира. Но забегая вперёд сразу скажу, что это не серьезное научное исследование, которое можно публиковать в тематических изданиях, в нём очень много обобщений, неточностей и на многие вещи я закрывал глаза, хотя с точки зрения серьезной статистики и эконометрики их стоило рассмотреть и учесть.

Подобный эффект от Фактора Нави присутствует в почти всех дисциплинах где они принимают участие, но сегодня мы пристальнее остановимся на CS:GO. Здесь они уже несколько лет являются лидерами, очень популярны и выступают как крайне удачно, так и провально. Так что мы получим разнообразные данные для размышления, а их сила и популярность действительно могут обеспечить популярность турниру. Скажем в той же Dota 2, в последние года NaVi выступали достаточно плохо, могли оказать эффект только на уровне СНГ команд, но на любом международном турнире эффект от их присутствия выглядит достаточно незначительным. А вот в КС всё сходится для проведения наших подсчётов.

Если говорить о турнирах, то мы собрали данные по всем 59 отдельным турнирам, на которых принимали участие Нави за последние 4 года. Также мы дополнили базу 45 турнирами, на которых Нави не присутствовали. Это все оставшиеся крупные турниры за 4 года и выборочные турниры среднего уровня. В итоге у нас получилось 104 турнира для изучения.

Чтобы понять есть ли эффект от присутствия команды на турнире, сначала стоит определить а какие ещё факторы могут влиять на популярность турнира сами по себе. Самым банальным, который мы и взяли за основу в сегодняшнем исследовании, является размер призового фонда. Но понятно, что влияет не только он. Стоит брать в расчёт и общий уровень команд на турнире, и популярность самого организатора. ESL или Blast традиционно собирают много зрителей. Давно мы уже делали исследование об этом, но, правда, для Dota 2. Но мы сконцентрируемся именно на призовом фонде, как самом простом способе оценить турнир и его масштабность. Иначе потребуется отдельная статья для поиска лучших вариантов оценки. Ну а данные о популярности турнира возьмем с сайта Esports Charts и будем смотреть на пиковое число зрителей и постоянное число зрителей на всех трансляциях.

Влияние Призового Фонда

Для начала, для самого базового анализа, давайте посмотрим, а есть ли вообще связь между призовым фондом и популярностью турнира. Если посмотреть на графики со всеми турнирами, то видно, что некоторая связь есть и действительно самые большие цифры встречаются в основном на турнирах с большими призовыми. Но, конечно, заметно и что при схожих призовых число зрителей довольно сильно отличается.

Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах.
Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах.

Если подойти к вопросу более аналитически, то при помощи простой регрессии мы получаем следующие уравнения для пиковых и средних значений зрителей. Как видим именно фактор призовых оказывается достаточно важным для нашей модели. Однако значение R2 в районе 0,5 показывает, говоря простым языком, что мы таким образом описали только 50% зависимости и есть ещё другие факторы, влияющие на популярность турнира, о чём мы и говорили раньше. Однако сама модель оказывается статистически значимой, а значит, некоторое представление о положении дел она даёт, хоть и достаточно неточно. Условно говоря, вы можете подставить в приведённую выше формулу размер призовых в Долларах и получить очень примерное среднее число зрителей, которое стоит ожидать на трансляциях.

Влияние Присутствия NaVi

И теперь наконец приступим к попытке оценить то, какое влияние оказывают Нави на турнир, приносят ли они большее число зрителей. Для начала попробуем просто оценить оказывает ли общее влияние их присутствие на турнире.

Как мы видим из представленных выше сравнительных графиков, соревнования на которых присутствуют Нави имеют заметно большее число зрителей, чем соревнования без них. Но тут, конечно, вполне возможна немного обратная вещь. Это не соревнования с Нави имеют больше зрителей, а Нави участвуют только на соревнованиях, которые привлекают много зрителей. Возможно, на турниры от мелких организаторов с большими призовыми Нави просто не приезжают. Для идеального сравнения стоило бы попытаться сравнить отдельно турниры одной серии и оценить эффект Нави на них. А пока, конечно, проблема того, что было раньше, курица или яйцо, всё равно остаётся и решить её при наших данных нельзя.

Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Нави - 0 или 1 в зависимости от участия команды в турнире
Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Нави - 0 или 1 в зависимости от участия команды в турнире

Если посмотреть на вопрос с точки зрения математики, то мы вновь видим, что влияние Нави на зрительскую аудиторию вполне очевидно и факт его влияния почти не вызывает вопросов. Эффект от присутствия Нави определённо есть. Да и показатель R2 у нас вырос, а значит наша модель теперь даёт более близкий к реальности прогноз. Но конечно всё ещё возникает вопрос в том какой именно эффект мы получаем от присутствия Нави. Не является ли факт участия Нави в турнире показателем чего-то другого, которое мы просто получаем через косвенно связанную с этим вещь. Мы определённо видим зависимость, но не можем точно сказать, чем она вызвана. Переходя на другие примеры, мы наверняка найдём зависимость между продажами мороженного и числом людей в шортах, но на самом деле последнее является отражением температуры на улице и скорее продажи мороженного зависят именно от температуры на улице. Так и тут участие Нави на турнире может быть следствием чего-то другого. Ну а так мы можем сказать, что в среднем турниры с Нави собирают на 155 тысяч зрителей больше в пике, и на 58 тысяч больше постоянных зрителей.

Влияние NaVi на Эффект от Призовых.

Мы посмотрели, что базово эффект от присутствия Нави на турнире есть, но подсчитали его достаточно топорным способом. Если Нави оказывают влияние, то намного вероятнее что их эффект не просто фиксированное число фанатов, а скорее число более динамическое. Так что теперь мы посмотрим на то, как присутствие Нави на турнире может поменять саму формулу и изменить то, как соотносятся между собой призовые фонды турниров и их популярность.

Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Нави - 0 или 1 в зависимости от участия команды в турнире
Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Нави - 0 или 1 в зависимости от участия команды в турнире

Подсчитав регрессию с добавлением фактора Нави, который будет менять сам эффект призовых на популярность мы получаем такие формулы. Как видим в случае с максимальным числом зрителей, и объяснительная сила нашей модели стала больше и все значения оказываются достаточно значимыми. А сами Нави почти в три раза увеличивают рост популярности от призовых. Ну то есть для мелких турниров эффект будет не такой большой, но зато для крупных эффект Нави становится уже очень заметным и существенным. Для среднего постоянного числа зрителя модель получается не такой хорошей. Кажется, будто само значение призовых при отсутствии Нави вообще не имеет значения. А эффект Нави увеличивает рост более чем в 6 раз. Однако вызвано это скорее малым значением оригинального коэффициента.

Влияние Результата NaVi

Но сам факт участия Нави на турнире не единственная вещь, которая может показать тот эффект, который оказывают Нави на турниры. По моим наблюдениям не менее важной вещью может быть и то, как успешно нави играют на турнире. Логика здесь довольно простая. Если команда успешно выступает, то она играет больше игр, а соответственно привлекает на большее число матчей свою большую аудиторию. Плюс, дойдя до финальной стадии команда способна привлечь ещё больше дополнительной аудитории, ведь многие люди могут захотеть посмотреть турнир только при учёте того, что его любимая команда находится в финальной стадии и вот-вот выиграет.

Для подсчёта результата выступления Нави мы оценили все их места на турнирах и выдали им процентную оценку от 0 до 100. Соответственно 0% это последнее место, 100% это первое место, а промежуточные места зависят от числа команд на турнире. Таким образом мы объединяем все возможные результаты и приводим их к одной форме. А то 6 место на турнире для 24 команд и 6 место на турнире для 6 команд это немного разные вещи.

Базовый эффект можно оценить и на глаз с помощью графиков. Как видим действительно не вооруженным глазом заметно что турниры, где Нави выступали успешно, имеют больший уровень и максимальной и постоянной аудитории. Здесь уже нельзя сказать, что Нави просто участвуют только на популярных турнирах. Здесь мы смотрим только на турниры, где Нави были и даже среди них видно, что результативность Нави напрямую связана с тем сколько аудитории данный турнир может собрать.

Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Рез_Нави - от 0% до 100% в зависимости от итогового места
Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Рез_Нави - от 0% до 100% в зависимости от итогового места

Если посмотреть на аналитическую модель, то мы видим, что успех Нави на турнире оказывает некоторое влияние на популярность, однако по данной формуле эффект от них не настолько очевиден и зачастую выглядит незначительным. В случае с максимальным числом зрителей, победа Нави на турнире увеличивает число зрителей на 250 тысяч, а меньшие результаты, соответственно, дают и меньшую прибавку к результатам турнира. В случае постоянных зрителей эффект от нави кажется совсем незначительным и в максимуме достигает дополнительных 34 тысяч.

Таким образом несмотря на то, что кажется, что некая связь между популярностью турнира и успехом Нави есть, пока её эффект кажется не слишком большим. Но попробуем использовать немного другую модель.

Влияние результата NaVi на эффект призовых

Попробуем вновь совместить рост популярности от призовых и наш «фактор Нави». Теперь мы посмотрим на то, есть ли эффект, если использовать результат Нави как фактор, напрямую влияющий на то насколько популярность возрастает от призового фонда.

Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Рез_Нави - от 0% до 100% в зависимости от итогового места
Пик - максимальное число зрителей, Средн - Постоянное среднее число зрителей, Приз - призовой фонд турнира в долларах, Рез_Нави - от 0% до 100% в зависимости от итогового места

По итогам анализа мы получаем следующие уравнения. Они имеют достаточно большую объяснительную силу и все из указанных переменных оказывают значимое влияние на то, что у нас получается в итоге. Похоже, что действительно эффективность прироста популярности турнира от призового фонда зависит от того насколько успешны на турнире Нави. В случае с максимальной аудиторией, во многом это как раз и объясняется тем, что чем дальше по турниру заходят Нави, тем большая часть их фанатской базы приходит на трансляции. И в финале привлечение аудитории Нави достигает своего максимума, ведь почти любой болельщик, даже если не очень интересуется самим турниром, скорее всего включит его чтобы посмотреть на то, как его любимая команда будет на нём побеждать или как минимум пытаться выиграть его. Ну а в случае с постоянной аудиторией, как я уже говорил, это скорее всего связано с тем банальным фактором что матчи Нави являются более популярными на любой стадии и соответственно, чем больше таких матчей проходит, тем больше аудитории в среднем будет на трансляции в любой момент времени.

Итоги

Таким образом мы с некой уверенностью можем сказать, что действительно названный мной «Эффект Нави» присутствует и имеет некоторую значимость для итоговых цифр аудитории, которые собирает турнир. Само присутствие Нави на турнире уже вызывает приток новых зрителей, а чем успешнее они выступят на турнире, тем больше людей соберётся на трансляциях.

Конечно, вполне вероятно, что мы в данном материале не приняли во внимание множество прочих факторов, которые могли оказать влияние на эти результаты, скорее всего сам эффект Нави, который мы здесь наблюдали, объясняется не только популярностью одной команды, но мог нести за собой несколько не самых очевидных, но достаточно важных вещей, которые помогали турниру выглядеть лучше в плане зрительской аудитории. И скорее всего подобный Фактор существует не только для Нави, но и для многих других команд. Мы могли бы оценить такую-же вещь для других клубов и сравнить вместе чей эффект на турниры оказывается большим, но это уже вещь для совершенно другого материала. Вновь повторюсь что на научность я не претендую, но мне показалось достаточно интересным хотя бы поверхностно посмотреть на данный вопрос и сделать некоторые выводы на основе этого. Есть множество вещей, которые можно было бы добавить в данный материал, но может мы сделаем это когда-нибудь потом.

Ну а я на этом подхожу к концу. Вот такой небольшой и, как надеюсь, интересный материал мы сделали. Если у вас есть какие-то замечания и рекомендации обязательно напишите их. Если есть идеи для дальнейших материалов, то просим ими поделиться. Ну а если вам хочется в дальнейшем получать различные статьи с интересными вещами и их подсчётами в сфере киберспорта, то можете на нас подписаться, ну а я на этом заканчиваю. Всего вам хорошего, и не болейте!

2626
4 комментария
8
Ответить

НаВи Знаю что хлопья делают на ура

Ответить

У Нави очень большая фан база, которую хотят заполучить организаторы турниров.

Ответить

Если отвечать на вопрос в заголовке, то само собой, турики из за НаВи становятся более популярнее. Чего только стоят челики которые с детства за Нави

Ответить