«У меня нет цели работать с зарубежными издательствами»: беседа с Викторией Быковой, художницей Bubble

О работе в крупнейшем российском издательстве комиксов, удовольствии от рисования, «Майоре Громе» и ностальгии по S.T.A.L.K.E.R.

«У меня нет цели работать с зарубежными издательствами»: беседа с Викторией Быковой, художницей Bubble

Виктория Быкова, также известная как Lennigen рисовала комиксы Falling, «Сестра», создавала истории для небольших сборников и даже попала в артбук экранизации «Майора Грома».

Мы пообщались с Викторией и узнали, чем она вдохновляется, как выстраивает творческий процесс, как работает со сценарием, как отдыхает и какие игры любит. Заодно — поговорили о продолжении «Сестры», экранизациях и зарубежных издательствах.

Привет, Виктория. Представься и расскажи, как ты решила стать художником? С чего начинала и где уже успела поработать?

Панель из комикса «Сестра»
Панель из комикса «Сестра»

Привет! Я комиксист и иллюстратор, делаю авторский комикс Falling. Он был задуман в 2015-м, рисуется с 2016-го и до сих пор. Делаю иллюстрации и небольшие комиксы на заказ, участвовала в сборниках фестивалей (Бумфеста, Коммиссии, Бигфеста).

Вместе с Александрой Звягиной поучаствовали в конкурсе «Новые герои Bubble» и сделали сингл «Сестра», который вышел в 2019-м. Сейчас мы работаем над продолжением истории в виде книги. Из недавнего — одна из моих работ попала в артбук Bubble «Майор Гром». Ещё мой небольшой комикс можно прочитать в сборнике «Киберпанк, который мы заслужили».

У тебя необычный стиль. Расскажи, как ты его формировала, и какие художники на тебя повлияли.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Спасибо! Поскольку я не была окружена комиксами, сказалась любовь к Врубелю и Васнецову, ещё до того, как я увлеклась рисованием. Сперва это было масло совсем без контуров, увлекали изображения христианских святых, в которых очень интересно разные элементы рассказывали историю их жизни, зачастую трагической. Возможно, это тоже оставило свой след.

Когда увидела комиксы Bubble, меня поразила возможность совмещать целую историю и формат книги. Со временем всё больше восхищают многие художники, которые делают эти комиксы — какие они разные, и в то же время рисунок каждого греет душу. Это многообразие мне очень нравится, и работать с этим издательством, быть ближе к этой среде комиксистов, было моей мечтой с давних пор.

Чтобы работать художником в коммерческих комиксах, нужно рисовать лайн, а с этим у меня были проблемы. Тушь мне не нравилась, пока я не начала продумывать свой комикс, в эстетике которого хаотичные разводы и штрихи имеют большое значение. Чем больше я об этом думала, тем больше влюблялась в эти материалы, а попытки рисовать лайн стали увлекать.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Не могу сказать, что они сразу были удачными. Глядя на многих художников комиксов и зная, что колористу предстоит красить лайн, я предпринимала неудачные попытки рисовать в одну линию, по возможности аккуратно, но это было очень утомительно и слишком грубо. Из-за особенностей здоровья у меня не получается достаточно контролировать руку, но большая часть дискомфорта была от того, что мне не нравится делать ровный, чистый лайн.

Со временем я накопила кисти, которые удобно имитируют материалы для бумаги, и теперь учусь делать лучше, как нравится и получается. Иногда взгляды на то, как лучше рисовать, меняются. Например, пару лет назад меня увлекало делать большие лица и глаза, сейчас это кажется слишком грубым, к тому же мешает показать индивидуальные особенности лиц персонажей. Сейчас я меняю лица в сторону большей реалистичности пропорций.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

И всё же я часто скучаю по бумаге, хотя рисование на экране, а не на планшете-доске (и подобранные кисти) очень помогают ощущению материальности рисования.

На меня большое влияние оказали «Зигфрид» Алекса Алиса и комиксы Юлии Никитиной. Особенно то, как последняя раскрывает болезненные темы, светло и по-доброму, как её история воплощается в рисунке, в формате листов. Так волшебно! Спасибо всем классным авторам, которые вдохновляют! Разговоры с вами дарят радость и тепло!

Как у тебя появилась идея авторской работы Falling и как ты начала рисовать сам комикс?

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Задумка появилась после смерти близкого человека и окончания универа (в 2015-м). Комикс очень долго менялся и обдумывался, даже в процессе рисования (с ноября 2016-го). Говорят, чтобы делать художественную историю, нужно желание донести до людей свою идею и под неё (и свои возможности) подбирать саму историю. У меня было не так.

Конечно, в комиксе есть близкие мне образы и поднимаются волнующие темы. Я стараюсь учиться рассказывать историю хорошо и целостно, но делаю это просто для того, чтобы подарить читателям эмоции, погружение в атмосферу, опыт проживания вместе с героем и радость. Я и сама радуюсь в процессе.

Расскажи о «Джуманне». В чём была идея, и почему был выбран именно мир Элинор?

Это глава о храброй путешественнице из романа Михаила Шелкова «Элинор. Опустевшая долина». «Джуманна» была моим первым опытом коммерческого сингла. Сложным, но очень интересным!

В чём заключаются особенности работы для сборников с фестивалей вроде «Бумфеста», «Коммиссии» и «Бигфеста»? Есть ли различия между ними?

Панели из комикса «Вирус жизни»
Панели из комикса «Вирус жизни»

Сборники фестивалей — отличный способ участия в активностях комиксистов, особенно когда нет возможности приехать. Обычно даётся тема и ТЗ, по которой можно нарисовать короткую историю, а подходящие попадают в сборник, экземпляр которого зачастую получают все авторы, даже если их не было на мероприятии. Остается память и работы многих классных людей в одной книжке. Особенно люблю сборники на тему крипоты и ужастиков.

В сборники и артбуки без конкурса и феста как «Киберпанк, который мы заслужили» обычно приглашают знакомых авторов. Спасибо большое Евгению Францеву и Юлии Варасаби за приглашение! Если задумка подходит, то можно рисовать комикс уже зная, что он точно будет в книжке. В таких проектах бывает чат для общения участников, это очень вдохновляющий опыт!

Как вы познакомились с Александрой Звягиной и откуда пришла идея «Сестры»?

Обложка комикса «Сестра»
Обложка комикса «Сестра»

Однажды я рисовала Александре несколько иллюстраций на заказ (по её задумке) и как только был объявлен конкурс «Новые герои», она сама нашла меня и спросила, собираюсь ли я участвовать. Я так благодарна ей за это и очень рада такому опыту! Найти близкого (в плане взгляда на историю), классного и адекватного сценариста очень сложно, и я не собиралась его искать, начав самостоятельно думать о заявке.

Поделилась этим с Александрой — и началось обсуждение. Её мистические, жизненные и этнические мотивы такие вдохновляющие! Мне очень нравится передавать сочетание природного, старого, страшного, сверхъестественного и ветхой провинциальной застройки.

Как вы участвовали в конкурсе «Новые герои Bubble»? Трудно ли было пройти отбор? Как потом складывались отношения с издательством?

Панель из комикса «Сестра»
Панель из комикса «Сестра»

Сперва все желающие подавали заявки с синопсисом первого выпуска, концептами и портфолио. Затем 9 команд сделали по синглу и из них должны были выбрать тех, кто получит продолжение. Теперь мы делаем книгу, но она долго откладывалась из-за кризисов, пандемии, отмены фестивалей и прочего. В результате сложилось удачно, хоть я тогда много лечилась и боялась подвести команду. Сейчас работать над «Сестрой» — невероятное удовольствие!

Сама работа над комиксом — незабываемый опыт, когда каждый отвечает за свою часть, чувствуется важность, реализация того, что хочется делать, делиться этим. Также ощущается и вклад в общее дело. Удивительный и приятный первый опыт работы с колористом, спасибо ей огромное!

Но сам конкурс дался тяжело, дух соревнования никогда меня не мотивировал, а работать с Bubble очень хотелось. Это повлияло на поиски способа стать удобным, универсальным художником, улучшать качество, всё же имея узнаваемый рисунок, и подходить под нашу историю с «обшарпанным» антуражем. Метания и переживания меня тогда вымотали. Я очень рада, что конкурс закончился.

Сейчас вы с Александрой продолжаете «Сестру». Расскажи немного о том, какой будет книга.

Наброски для комикса «Сестра»
Наброски для комикса «Сестра»

В ней будут развиваться отношения одинокой скорбящей Лады со своим мистическим спутником, откроется окошко в мир волшебных и пугающих созданий, живущих рядом с людьми, и криминальная, но жизненная история. События будут развиваться не только в Ключах, но и в Усть-Камчатске.

Если вам понравилась атмосфера и дух в первом выпуске — тут их будет ещё больше, а я очень постараюсь сделать краше и живее. Там будет кладбище кораблей!

Расскажи подробнее о своей работе над артбуком для экранизации «Майора Грома»? Как относишься к экранизации?

Арт для «Майора Грома»
Арт для «Майора Грома»

О, было неожиданно! Очень рада, что меня позвали и дали возможность нарисовать что-то по любому сюжету о Громе. Несмотря на то, что первая арка Майора была буквально первым комиксом, который я прочитала (недавний фильм основывался на ней), я очень люблю арку «Голодные духи» и атмосферу серии «Игорь Гром». Поэтому хотелось нарисовать именно по ним.

Фильм понравился. Вызвал и ностальгию, и радость от того, как переработали персонажей и реализовали историю. Юлия Пчёлкина, Прокопенко и Гром заиграли новыми красками и очень радостно видеть такого фанатичного Разумовского, почти как в оригинале. Было приятно смотреть. Очень радостное событие!

Расскажи о своей работе над сборником «Киберпанк, который мы заслужили». Как проходил отбор в антологию? Как ты придумала историю?

Обложка комикса «Вирус жизни»
Обложка комикса «Вирус жизни»

Меня просто пригласили и спросили, хочу ли поучаствовать в сборнике на такую тему. Было очень интересно! Жаль, времени немного. Можно было нарисовать по существующему сценарию или по своей задумке.

Я тогда подумала про то, как в цифровом, упорядоченном, проявлялось бы что-то природное, хаотичное, очищающее. Но не природа против технологий, а природный образ в виде лозы поверх экранов, выходящей из черноты, проплывающей за окном электрички, как вирус заменяющей собой шумное пространство мною любимой обшарпанной постсоветской эстетики.

И нужен был герой, который подхватил бы вирус и выпускал его. Давно хотела нарисовать такого нейтрального, почти безликого персонажа с массивными протезами рук. Юлия предлагала сделать более закрученный сюжет, и кто-то не понял о чём вообще этот небольшой комикс, но я рада, что выпала возможность прикоснуться к теме и что сделала историю именно такой абстрактной зарисовкой. Было очень приятно её делать.

Так же было приятно видеть, как делают свои комиксы другие участники и когда сборник приедет, он будет греть воспоминаниями.

Страница из комикса «Вирус жизни»
Страница из комикса «Вирус жизни»

Как ты разрабатываешь идею, пишешь сценарий, делаешь наброски и планируешь страницы?

Люблю ходить кругами по пустой комнате и слушать музыку под настроение того, о чём думаю. Иногда нравится стоять в темноте. Так придумывается практически всё. И много раз меняется.

На бумаге составляю список основных сцен, уточняю, меняю. Затем делаю более подробный список с уточнениями, если нужно, рефы на персонажей, которые появятся. Для своего комикса не пишу полный сценарий до конца, тем более, за время работы взгляд на историю и умения изменились, и я планирую править первые главы.

За ближайшие несколько лет я захочу что-то поменять, если напишу всё до конца. Поэтому пишу итоговый сценарий фрагментами по смыслу, сейчас большой кусок — воспоминания героя, которые приведут зрителя к причине его бед.

Диалоги и разметка страниц прямиком с рабочего стола Виктории
Диалоги и разметка страниц прямиком с рабочего стола Виктории

Мне нравится максимально разделять процесс на отдельные действия, потому что думать обо всём сразу не очень удобно. Для раскадровки печатаю сценарий так, чтобы справа было место для зарисовок страниц, разделяю текст на фреймы и нумерую их, а затем рисую рамки и вписываю номера кадров в их места на миниатюрах страниц.

Затем делаю макет определённого количества страниц с текстом и рисую на них наброски того, что должно происходить (без построения), но, чтобы были понятны ракурсы и эмоции, нахожу референсы на то, что будет в кадре, и сохраняю в скрытых слоях. Отправляю на утверждение, если нужно. Затем делаю понятный, но не очень подробный скетч с построением, потому что мне нравится на лайне не только обводить, но и дорисовывать многое. Иногда могу сделать скетчи на несколько страниц, затем лайны дальних планов и персонажей.

Потом делаю цвет, текст и самое нудное — обрезаю картинки для постов.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Расскажи о работе на заказ. Как происходит процесс, что включают в ТЗ и что дальше происходит с твоими работами?

ТЗ включает сценарий, фрагмент истории или описание событий, героев и технические ограничения формата, если они есть, а также сроки. Процесс отличается в зависимости от людей, с которыми идёт работа: есть ли предоплата, утверждаются все наброски сразу или страницы делаются по очереди и т. д.

Работа над «Сестрой» начинается с разделения сценария на страницы и заканчивается лайном. Я очень долго вникаю в ТЗ, поэтому мне легче долго делать один проект, чем несколько разных.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Как проходит твой рабочий день? Сколько времени рисуешь?

В основном мой день сдвинут в сторону позднего вечера, с закатом я будто просыпаюсь. Поэтому встаю поздно и работать сажусь после активности, без которой теперь не могу жить и рисовать. Если успеваю сделать запланированное до сна, то берусь за свой комикс.

Рисую около 10 часов только за столом, но когда я вижу море, реку или озеро, то хочется работать рядом с ним. Надеюсь, это реализуется. Не умею отдыхать ничего не делая, поэтому, если считать свой комикс работой, то получается, у меня почти нет выходных.

Мечтала быть стахановцем и успевать очень много, но взгляд на это поменялся, и теперь хочется здоровья и работы в радость — однажды закончить всё, что задумано, даже если это будет долго.

Страница из комикса «Вирус жизни»
Страница из комикса «Вирус жизни»

Что слушаешь во время рисования?

В основном видео на YouTube: про историю, сторителлинг, криминал, художественные материалы, книги, научпоп. Ночами слушаю страшные истории. Большие книги читаю редко, сериалы и фильмы тоже смотрю нечасто, — потому что долго нахожусь под впечатлением и «перевариваю» увиденное.

Какие произведения массовой культуры тебя вдохновляют? Расскажи о любимых фильмах, комиксах, книгах.

«Гарри Поттер и Узник Азкабана» Альфонсо Куарона! В нём так много всего, что я люблю!

Ещё «Властелин Конец», конечно. «Бегущий по лезвию 2049», «Дурак», но это скорее болезненное вдохновение. Очень люблю мультфильмы «Принц Египта», «Земля до начала времён», «Американский хвост», «Король Лев». Ещё «Призрак в доспехах», но он пугает до жути.

К сожалению, мало читаю современную прозу, из комиксов отдельно могу упомянуть «Полуночную Землю» Юлии Никитиной, мне не хватит слов описать её обволакивающее повествование и светлый взгляд на всё.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Любишь ли ты игры? Какая тебе дорога больше всего?

Сейчас совсем не играю. Однажды запомнилась трогательная Valiant Hearts, дорога воспоминаниями и атмосферой серия S.T.A.L.K.E.R. Ностальгия! Иногда приятно смотреть кадры и слушать музыку из этой игры, наверное её пасмурный тоскливый настрой тоже сильно повлиял на меня.

В каком состоянии, на твой взгляд, находится отечественная индустрия комиксов?

Для меня отечественная — это украинская, и с ней ситуация ещё сложнее, но мне кажется, что индустрия комиксов на постсоветском пространстве развивается, хотя и остаётся довольно узкой. Будем стараться вносить в эту сферу свой вклад (как пафосно звучит, но это так приятно!) и надеяться на лучшее.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Как ты относишься к работе с зарубежными издательствами вроде Marvel, DC и Image? Русские комиксисты вроде Глеба Мельникова и Артёма Траханова сейчас всё чаще работают именно там.

Радуюсь за тех, кто рос на них, мечтал и пришёл к этой цели, кто нашёл интересную работу. У меня нет цели работать с зарубежными издательствами, желания стремиться туда и менять рисунок ради этого. Мне комфортно в уютном сообществе, но если для какого-то проекта мой рисунок будет подходящим, то я была бы рада разному опыту.

Страница из комикса Falling
Страница из комикса Falling

Какие планы на будущее? Что будешь делать после «Сестры»? Может, хотела бы поработать с каким-то крупным издательством или автором?

Много чего хочется! Много затей, на которые, к сожалению, сложно найти время. Например, хотелось бы принять участие в конкурсе «Бумкниги» вместе с Александрой Звягиной, у которой есть очень интересная автобиографическая история про восприятие смерти. Пока надеюсь закончить заказы и работать только над «Сестрой», а после отдохнуть, делая свой комикс.

В далёкой перспективе я хотела бы его издать, но это будет не скоро, поэтому не буду ничего загадывать. Хотела бы найти баланс и заниматься своей историей более регулярно и спокойно. Также мы очень надеемся, что «Сестра» вам понравится и будет возможность продолжать историю!

Спасибо за всё! Надеюсь, вам было интересно и желаю всем здоровья, радости от любимых дел и удачи!

8383
13 комментариев

беседа с Викторией Быковой, художницей Bubble Нарисовала один комиксА я то думаю почему сразу не не узнал.

22
Ответить

ещё и не прошедшего в конкурсе, к сожалению

5
Ответить

Рисую около 10 часов только за столомто получается, у меня почти нет выходных. мой день сдвинут в сторону позднего вечераНу вот так люди и умирают в 50 лет за рабочим столом, а вы про японскую культуру. Это межнациональное, человек не то что стесняется, он гордится тем что работает за еду убивая себя. Я ещё понимаю инди художников на патреоне которые весь свой успех себе в карман кладут, но работать на издательство за зарплату в таком режиме...
Как художник я определённо вижу своеобразную романтику в "работа - это жизнь", но определённо считаю что такое не должно быть предметом гордости и с таким стоит бороться, как для блага художников, так и индустрии, потому что так она и катится в задницу (на примере восточных аниме и западных кранчей) - зачем платить человеку нормально, если на его место есть сотня людей промытых такой же трудовой романтикой которые готовы работать ещё дешевле и по 10 часов, зато за "идею" и "внести вклад".

20
Ответить

Не стоит беспокоится о художниках. По-моему данная особа просто не умеет рисовать. Я вот сейчас посмотрел картинки в тексте. и похоже у мадам не просто same face, у неё ещё и ограничение на количество ракурсов головы и тел. Я прямо вижу эти чётко выверенные углы для тренировки ракурсов, наподобие пикрелейтед 2, как будто бы она нарисовала пару десятков ракурсов одной головы и везде их вставляет.
И если она и при этом не пользуется достаточным количеством хоткеев, или не организовывает процесс должным образом, то одна эта операция по обмазыванию ракурсов головы у неё будет отнимать процентов 20% всего времени.
Этим можно обмануть пользователей инстаграмма и соцсетей, но редактора и себя этим не обмануть, если тебе для самых базовых операций вроде рисования людей в комиксе про людей нужны костыли, ты не сможешь это делать в темпе достаточном для сериализации. Отсюда и "переработки" скорее всего.
Ну и пикрелейтед 1 . На этих картинках столько голов нарисованных в профиль, что египетские фрски позавидуют.
Серьёзно 75% голов это профиль\анфас.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А что, вариант наличия мужа/парня, который обеспечивает всем необходимым девушку не рассматривается? ) Если условия в жизни есть, то можно только позавидовать людям, которые могут уходить с головой в творчество и им это норм.

Ответить

У меня нет цели работать с зарубежными издательствамиОтвет зарубежных издательств

13
Ответить