Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Авторитаризм, расстрелы, любовь и народная религия

Четыре года назад молодая студия Red Candle Games выпустила инди-хоррор Detention, который предложил игрокам не просто байку про школу и призраков, а полноценную историческую трагедию. За игрой последовала экранизация, сериал от Netflix и мировая популярность. Рассказываем, почему на эту серию стоит обратить внимание и вам.

Кто бы мог подумать, что дебютный инди-хоррор про трагедию одной гордой, но маленькой страны через несколько лет после релиза станет франшизой со своей экранизацией и сериалом? Хотя предпосылки были: после релиза игра моментально забралась на первое место по продажам в тайваньском Steam и на третье — в мировом.

Шесть разработчиков из студии Red Candle Games, которые вместе писали сценарий, сделали невероятную смесь. Тут и личная трагедия, и семейная драма, и религиозные мотивы, и чудовищный период в истории целой страны. В общем, сюжет Detention — её главная изюминка, поэтому сразу предупреждаем:

В этом материале есть спойлеры, которые мы убрали под соответствующую кнопку. Если вы ещё не играли или не смотрели Detention — постарайтесь её не нажимать: рискуете загубить себе половину удовольствия от потрясающего произведения.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Итак. Чтобы понять всю красоту и ужас Detention, нужно сперва погрузиться в историю Тайваня, а именно в период Белого Террора, который продолжался 40 лет, с 1947 по 1987 год. Тайванем тогда безраздельно правил Гоминьдан (или КНП — Китайская национальная партия), который боролся с влиянием коммунизма, настойчиво пробирающегося из материкового Китая.

Эта борьба характеризовалась народными восстаниями, их жёстким подавлением, военным положением, доносами, казнями. Из-за чтения запрещённых книг пропадали целые семьи, за высказывания против режима можно было загреметь на «Зелёный остров» Люйдао (эдакий местный Алькатрас) откуда потом редко кто-то возвращался. Кё Юаньфэн, шеф гоминьданской полиции, описывал подход режима так:

Мы лучше по ошибке расстреляем 99 ни в чём не повинных граждан, чем упустим одного виновного.

Кё Юаньфэн, Глава полиции Гоминьдана

Эти времена застали бабушки и дедушки разработчиков из небольшой студии Red Candle Games, и их рассказы послужили вдохновением для дебютной игры команды — Detention, которая вышла в 2017 году.

Игра рассказывала историю Вэй Чунтина и Фан Рэйсинь — учеников вымышленной средней школы Гринвуд, в которой в 1962 году, в самый разгар Белого Террора, произошли странные события. Началась страшная гроза, дороги смыло кровавой рекой, из школы пропали все учителя и ученики (кроме главных героев), а вместо них появились жуткие призраки.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Зачин банальный, да и геймплей поначалу не кажется особенным: прятки с монстрами, головоломки, поиск предметов на локациях — всё это игроки уже видели, например, в Silent Hill и Lone Survivor, которыми вдохновлялись разработчики. Но на середине прохождения игра меняется: почти пропадают монстры в привычном понимании, загадок становится меньше, скримеры пугают реже.

Зато ярче становится повествование, вдохновлённое инцидентом 1947 года, который произошёл в средней школе Цзилуна — портового города на северо-востоке Тайваня. Тогда десятки учеников попались на создании подпольного кружка, распространявшего коммунистическую литературу. Многие из них надолго оказались в тюрьме, а их учителя казнили.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Вторая половины игры раскрывает истинную историю, которая произошла в школе. Гринвуд не заброшен — да и вообще это не реальный мир, а персональный ад Фан Рэйсинь, в который девушка загремела по двум причинам: за то, что сдала с потрохами местный подпольный книжный клуб, в котором ученики и пара преподавателей изучали запрещённые произведения, и за прыжок с крыши — Рэйсинь не смогла принять последствия своего поступка.

Слоняющиеся по школе призраки — воспоминания об учениках, состоявших в книжном клубе, — во второй половине игры сменяются на одно вполне конкретное чудовище: образ инспектора Бая, который следил за соблюдением гоминьданских порядков в школе. А вся история оказывается интерпретацией реальных, страшных событий.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Благодаря Detention студия оказалась на слуху — про неё говорили все тайваньские медиа, а профессоры истории в местных университетах приводили игру в пример на своих лекциях. Разработчики тут же взялись за следующий проект — Devotion, ещё один хоррор про историю и социальные проблемы Тайваня, — а параллельно с этим продали права на полнометражную экранизацию первой игры.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

К выходу фильма слава об оригинальной игре разлетелась настолько, что «Снова в школу» (так игра и экранизация называются в оригинале) моментально стал в Тайване одной из самых кассовых картин, что когда-либо снимались в стране. За пределы азиатского проката фильм так и не добрался, но попал на несколько кинофестивалей, на которых собрал 13 наград. Больше всего критики хвалили адаптированный сценарий, актёрскую игру и режиссуру Джона Сюя, для которого Detention стал дебютным полнометражным фильмом.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Сюжет экранизации почти полностью повторяет игру, разве что в фильме два главных героя почти всё время ходят в месте, тогда как в игре разделяются ещё во вступлении. Такое изменение оправданно — история в Detention довольно неспешная, и если в оригинале игрок развлекался прятками и чтением записок, то в фильме ритм спасают диалоги между персонажами. А сюжетным темам находка не повредила: в центре повествования всё те же Белый Террор и доносы, вина и искупление.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

После выхода фильма Red Candle Games вместе с PTS (Общественным телевидением Тайваня) начала разработку сериала, а вскоре проектом заинтересовался и Netflix, выкупивший права на международный релиз.

Сериал Detention — это сиквел и игры, и фильма. Сюжет, который помогали прорабатывать разработчики оригинала, прокручивает историю на 30 лет вперёд. Тайвань к этому моменту уже избавился от бесчинства Китайской национальной партии и уверенно шёл по пути процветающей демократии, так что тема Белого Террора стала менее актуальной. Поэтому авторы сериала рассказали другую историю про других героев (хотя без участия Чунтина с Рэйсинь тоже не обошлось), и акцентировали другую важную тему Detention — чувство вины.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Чувство вины довело Фан Рэйсинь до попытки свести счёты с жизнью, но отрицание ответственности не позволило ей спокойно покинуть этот мир. Ведь из-за неё, из-за ревнивой девочки, которая просто пыталась добиться увольнения ненавистной учительницы, десятки учеников были казнены, как и учитель Чэнь Миньхуэй, в которого Рэйсинь по неосторожности влюбилась.

Так мало того: девушку, согласно законам того времени, объявляют героем школы, чествуют как истинную патриотку, которая спасла других учеников от тлетворного влияния. Прыжок с крыши в этой ситуации становится способом сбежать не только от своего поступка, но и от конфликта личных переживаний и общественного восхваления. Сбежать не получается — пока Рэйсинь не смирится со своим прошлым, она обречена скитаться по своему чистилищу, и раз за разом в вечных муках проходить один и тот же путь, который всегда заканчивается на крыше школы.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

В фильме переживания Рэйсинь показаны примерно так же, как в игре, а вот сериал обыгрывает их иначе, причём отталкивается от плохой концовки — той, в которой девушка застряла в цикле чистилища. За 30 лет душа Рэйсинь вспомнила события 1962 года, но так и не смирилась со своей виной, потому ожесточилась.

Теперь она винит в своём поступке других людей — инспектора Бая, которому девушка когда-то донесла на книжный клуб, и Шэнь Цзина — директора школы, пообещавшего, что в результате расследования никого не казнят. Бесконечные смерти в чистилище привили Рэйсинь мрачную привычку — доводить до такого же прыжка с крыши других учениц, в которых призрак пытался вселиться, но по разным причинам не мог.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

В обоих временных промежутках дух Рэйсинь постоянно истязает себя — проходит через знакомые события, места, воспоминания, эмоции. Эти же эмоции переживает и игрок, ну или зритель: история устраивает эмоциональные качели для психики аудитории, особенно когда та приходит к озарению — одновременно с героиней. Конечно, вы не начинаете чувствовать себя виноватым в смерти учеников, но все страдания Рэйсинь понимаете сполна.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Даже если бы Detention обсуждала только чувство вины и период Белого Террора, игра всё равно осталась мощным произведением. Но авторы пошли дальше и расширили историю с помощью других тем.

Например, тут есть проблемы в семье — родители Рэйсинь постоянно ссорятся, отец изменяет матери и по любому поводу бьёт её. Из-за этого родительской любви девушка не чувствует, дом становится для неё агрессивной средой, а в школе она находит утешение на уроках Чэня Миньхуэя, в которого в итоге и влюбляется. Но отношения между учителем и ученицей — тоже запретная тема. Рэйсинь не может никому про них рассказать, прячет эмоции и даже невинный поступок со стороны Миньхуэя воспринимает чуть ли не как предложение руки и сердца.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Сериал расширяет эту тему, вводя в сюжет новую главную героиню — Лю Юньсян, которая только-только перевелась из столичной школы в Гринвуд. Да, после ужасного инцидента учебное заведение все ещё работает, правда порядки в нём не сильно изменились.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Персонажи регулярно обсуждают строгие, чуть ли не военные правила, досмотр учеников и рукоприкладство со стороны учителей. Даже инспектор Бай сохранил должность. Вот только старый корпус, где разворачивались события игры и фильма, стоит заброшенный на огороженной территории. Учеников туда не пускают — по слухам, в здании завелись призраки.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Судьба Лю Юньсян во многом повторяет историю Фан Рэйсинь. У девушки тоже проблемы в семье, в её классе тоже появляется добрый, а главное красивый и молодой учитель, молодое сердце тоже не сдерживает чувств… Но дальше всё развивается по-другому.

Проблемы в семье Юньсян, хоть и связаны с изменой отца, но начинаются задолго до рождения героини. Добрый учитель Шен Хуа оказывается таким только на первый взгляд, а на самом деле он — прогнивший и жестокий человек. Если любитель запрещённой литературы Миньхуэй бережно относился к чувствам ученицы и старался не давать ей ложных надежд, Шен Хуа пользуется этой влюблённостью, упивается ею и в итоге пытается изнасиловать девушку, зная, что уйдёт безнаказанным — ведь он сын директора. Наконец, главное различие: в обеих историях переломным моментом становится предательство, но одна героиня предала сама, после чего ожесточилась, а другая, наоборот, стала жертвой предательства, и теперь считает, что из-за неё у всех происходят беды.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Наконец, последняя из важных тем Detention — это фольклор, обычаи и народная религия. Буддийская и даосская философия занимала огромное место в сюжете ещё оригинальной игры, в экранизации ей уделено меньше внимания, а в сериале она снова оказывается в центре истории. Один из режиссёров шоу Йи Лю признавался, что авторы намеренно акцентировали местные традиции — даже те, которые разработчики игры упоминали только вскользь.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Чтобы как следует раскрыть обряды, в сюжет ввели ещё одного персонажа — Ченг Вэньляна: одноклассника Юньсян, эдакого школьного оболтуса, которому поначалу глубоко плевать и на образование, и на религию. Но когда в Гринвуд возвращается паранормальщина, Вэньлян понимает, что все эти даосские сказки — совсем не сказки, и начинает относиться к семейному жреческому ремеслу серьёзнее.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Религиозными мотивами объясняется и то, почему Рэйсинь попала в своё чистилище. Тут мы отходим от даосской традиции и обращаемся к конфуцианству: согласно учению Конфуция, праведный человек должен следовать «вечным Ли» — традициям, среди которых есть и подчинение старшим, руководителям и правителям. Но в этом подчинении должна быть обоюдная справедливость, о которой во времена Белого Террора никто и не вспоминал. Поэтому, хотя формально Рэйсинь и следовала законам Конфуция, когда сдала книжный клуб руководству школы, на самом деле она их нарушила — потому что оказалась слишком слепа и не увидела, насколько эта система несправедлива.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Неудивительно, что серия Detention так популярна в Тайване — людям интересно как рассказывать о своей истории, так и по-новому знакомиться с ней. Но и популярность франшизы за пределами Тайваня тоже можно понять: трагедия конкретной страны, личные переживания героинь, даже школьный сеттинг — всё это делает историю доступнее и понятнее для любого человека, который что-то слышал про авторитаризм, когда-либо влюблялся и ходил в школу.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

И тут пора бы обсудить, в каком виде лучше знакомиться с Detention, но… Правильный ответ, как нам кажется, тут один: в полноценном виде, то есть сначала игра, потом фильм, потом сериал. Благо, игра проходится на одном дыхании за два часа, фильм просматривается так же быстро. С сериалом посложнее — шоу довольно долго разгоняется, знакомит зрителя со своим маленьким городком, с его жителями и проблемами. Но через пару серий действие становится настолько стремительным, что оторваться уже не выйдет.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Все три итерации одного произведения вышли отличными, без просадок по качеству. Все три дают разный взгляд на одну историю, дополняют её деталями, задают новые вопросы. Фильм и сериал ещё и радуют актёрской игрой, а серия в целом поражает музыкой — печальными, но прекрасными композициями, в которых акцент сделан на траурном звучании тайваньских похоронных инструментов.

Ещё интересно, как в разных интерпретациях меняются настроение и жанр произведения. Игра — философский постхоррор, фильм склоняется в сторону драмы. А сериал вообще получился психологическим триллером. Правда, как классический «ужастик» со скримерами Detention вряд ли кого-то удивит. Это произведение — нарочито повествовательный хоррор, который пугает не выпрыгивающими призраками, а сюжетными поворотами, после которых история становится ещё мрачнее и тяжелее.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

Отрадно видеть, что оригинальный сюжет со временем расширился, оброс персонажами, местами и мотивами. Из локальной, пусть и важной, основанной на реальных событиях истории про сельскую школу, рождается целая сага о чувстве вины. И самое интересное: кажется, эта сага ещё не закончилась — в сериале есть сцена после титров, которая допускает появление второго сезона.

Феномен Detention: как тайваньский инди-хоррор попал в современные тренды и вышел на Netflix

P.S. Red Candle Games уже работает над новой игрой, в которой, судя по тизеру, будет меньше хоррора и больше фольклора. Студия регулярно подвергается нападкам со стороны китайских игроков, поэтому их последнюю игру — Devotion — не найти на площадках Steam и GOG. За творчеством разработчиков можно следить на их официальном сайте.

6666
10 комментариев

Решил добавить в список желаемого и заметил на страничке в стиме, что в такой-то период в 2019 очень, ООООЧЕНЬ много отрицательных отзывов и в основном только на китайском языке. Как будто какой-то рейд устроили в отзывах. Из-за чего? Из-за фильма? Спрашиваю из любопытства, редко встречаю такие явления в отзывах в стиме

5
Ответить

Там не очень приятная история. У Тайваня с Китаем давние тёрки на тему независимости островного государства. И кто-то из художников Red Candle Games вставил во вторую игру студии (Devotion) маленькую бумажку с подписью «Си Цзиньпин — глупый Винни Пух». Когда её нашли китайские пользователи, устроили в отзывах массовую травлю и Devotion, и (ну а что уж там) Detention. В итоге шутку про Си Цзиньпина удалили, а задно и игру вместе с ней. Сейчас Devotion можно легально купить только через сайт Red Candle Games.

12
Ответить

Игра была замечательная. Немного скучная по геймплею, но интересный сюжет и незаезженные темы - рекомендую попробовать.

2
Ответить

Silent Hill и Lone Survivor, которыми вдохновлялись разработчики.

нет, по игре в целом (и визуал и геймплей) мгновенно можно понять источник "вдохновения" (в кавычках потому что это не вдохновение, это тупое копирование) - cat lady/downfall ремигуша михальски. я прекрасно понимаю идеи, которые разрабы хотели донести, это часть их истории и для них это очень важно, но когда я играл, меня не покидало чувство, что я играю в азиатский клон cat lady/downfall. всё то же самое. в целом то игра достойная, но лично меня напрягало, что чуваки просто скопипастили поляка.

2
Ответить

Про Silent Hill и Lone Survivor сами разработчики признавались в интервью, что ими вдохновлялись. Насчёт проектов от Harvester Games — тоже, кстати, признавались, просто мы в материале не упомянули.

И не сказали бы, что скопипастили. Визуальный стиль похож, но обоснован стремлением походить на фотографии той эпохи, а вместе с этническими мотивами эффект получается совершенно другой. В геймплее тоже есть пересечения, но игровой процесс в Detention будто бы нужен просто чтобы дотащить игрока до той части истории, где начинается самая жесть.

Но опять же — это всё субъективно) Возможно, мы просто не очень погружены во вселенную Cat Lady и Downfall.

Ответить

Держал в желаемом много лет. В итоге, похоже, это такая нудятина, что можно смело убирать.

1
Ответить

Что вы, совсем наоборот! Быть может, это мы слишком сосредоточились на нарративной стороне Detention, но и как интересная игра произведение отлично работает. По крайней мере, мы прошли запоем и остались под большим (положительным) впечатлением!

1
Ответить