Игра года, 2 место — Disco Elysium

RPG, о которой будут вспоминать.

Раз в несколько лет появляются игры, о которых со всех сторон слышно только хорошее. Восторженные отзывы от первых фанатов, от критиков, от ценителей жанра, от обычных игроков. Игра получает престижные награды, её достоинства разбирают в огромных видеоэссе, называя чуть ли не лучшим представителем жанра в истории. Включая такую игру, ты заранее обрекаешь себя на разочарование из-за завышенных ожиданий.

Игра года, 2 место — Disco Elysium

В случае с Disco Elysium поверить в то, что игра действительно соответствует всему тому, что о ней написано или сказано, особенно трудно. Ну не может небольшая эстонская инди-студия, образованная в 2016 году и не создавшая до этого ни одной игры, неожиданно выпустить лучшую RPG десятилетия.

Не может одна и та же игра быть и умным социальным высказыванием, и невероятно сложной и богатой с точки зрения повествования RPG, — и при этом быть достаточно доступной, чтобы не затеряться в списке «нишевых» или «недооценённых» игр, завоевав четыре награды на Game Awards — больше, чем любой другой тайтл.

Игра года, 2 место — Disco Elysium

Не может игра, сделанная нёрдами, мечтавшими воссоздать ощущение от настольных ролевых игр и на огромный процент состоящая из текста, выглядеть и звучать как произведение искусства, а также обладать столь удобным и приятным интерфейсом. Наконец, не может RPG, которую хвалят за невероятное количество веток и вариантов развития событий, быть такой объёмной и проходиться за целых 20-30 часов, да ещё и практически не содержать багов.

Мы не живём в идеальном мире, чудес не бывает — интуиция подсказывает, что где-то во всём этом должен крыться какой-то подвох.

Но его нет. С каким бы скепсисом, или, наоборот, с какими бы завышенными ожиданиями вы ни включили Disco Elysium — она всё равно вас впечатлит. Кто-то удивится уже на этапе создания персонажа, увидев обширное дерево из крайне необычных и специфичных навыков, вроде «эмпатии» или «концептуализации».

Каждый из этих многочисленных навыков — своего рода отдельная личность в голове у главного героя; они могут разговаривать с протагонистом, спорить с ним или даже друг с другом. Такой особенности — герой общается со своими навыками при помощи отдельных диалогов, — хватило бы на то, чтобы сделать необычной и запоминающейся целую отдельную игру. В Disco Elysium это — лишь одна деталь из многих.

Игра года, 2 место — Disco Elysium

Кого-то впечатлит первая локация — банальное задание «оденься и выйди из комнаты» в Disco Elysium превращается в полное неожиданностей путешествие, в ходе которого герой может даже погибнуть. Взаимодействия с обычными бытовыми предметами могут привести к совершенно разным последствиям в зависимости от выбранных способностей персонажа: многие действия потребуют проверки определённого навыка. При этом уровень навыка лишь повышает вероятность успеха, а провалы почти всегда приводят к особым, не менее интересным ситуациям.

Того, кто решит, что так досконально проработана только стартовая комната, призванная впечатлить игрока, ждёт первый диалог с NPC, после которого практически невозможно остаться равнодушным к игре. Это именно такой разговор, о котором, должно быть, мечтал каждый любитель RPG: разветвлённый, вариативный, с кучей возможностей для использования навыков и настоящего ролевого отыгрыша.

Игра года, 2 место — Disco Elysium

Ну а тому, кто продолжит сохранять скептический настрой даже после этого, достаточно будет ещё немного побродить по миру и пообщаться с NPC, чтобы понять, что практически весь этот мир проработан ничуть не хуже, чем пара вступительных локаций. Через полчаса, через час или через два ему, наконец, придётся признать, что окружающие были правы, а Disco Elysium — действительно уникальная игра, достойная всех этих комплиментов, которые порой кажутся избыточными.

В итоге Disco Elysium оставляет после себя главный вопрос: почему маленькая эстонская студия смогла, а десятки и сотни студий до неё — нет? Почему разработчики RPG практически не экспериментируют с механиками и повествованием, полагаясь на набившую оскомину формулу: «поговорили, использовали навык дипломатии, ещё поговорили, подрались»?

Почему мы из года в год довольствуемся банальными фэнтези-сюжетами, к которым все будто бы привыкли относиться снисходительно, а нестандартные сеттинг и конфликт и текст, близкий к уровню серьёзной литературы, воспринимаются как откровение? Наконец, почему мы так привыкли к идее о том, что вариативность в RPG может быть только мнимой или очень незначительной, а «настоящая» нелинейность, проявляющаяся чуть-ли не на каждом шагу — это слишком дорого и неразумно?

Игра года, 2 место — Disco Elysium

Вариантов ответа тут может быть два. Либо Роберт Курвиц и студия ZA/UM — действительно волшебники, и создали нечто, что не под силу обычным людям. Либо RPG, подобную Disco Elysium — нестандартную, умную, взрослую, нелинейную, красивую, стильную, отполированную, большую, — способна сделать любая другая студия, если избавится от стереотипного мышления.

Какой из этих ответов верен, мы узнаем в ближайшие несколько лет. Disco Elysium останется в истории либо как одинокий памятник своим создателям, либо как источник вдохновения для нового поколения авторов RPG. Возможно, прямо сейчас какой-то разработчик или издатель смотрит на успехи Disco Elysium — независимой игры о путешествии копа-алкоголика по миру, напоминающему Восточную Европу 70-х, которая почти полностью состоит из текста и сложным языком рассказывает о конфликте между политическими идеологиями, — и с удивлением спрашивает: «А что, так можно было?»

755755
877 комментариев

Кто же там на первом месте

622
Ответить
269
Ответить
Комментарий удалён модератором

Даже не сомневался

13
Ответить

Очевидно же - Skyrim

12
Ответить

Если так - я не против

11
Ответить

Причем Диско Элизиум ДЕЙСТВИТЕЛЬНО игра не для всех. В отличие от...

7
Ответить