Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Классическая хоррор-манга Хитоси Ивааки «Паразит» — это непростое произведение о человечестве и человечности, о жестокости, о хищниках и их добыче. Мангака начал писать «Паразита» ещё в конце 1980-х, но его темы достойны вашего внимания и сейчас — рассказываем, почему.

На DTF, кажется, больше любят читать, а не смотреть. Так что на этот раз сверстали и текстовую версию материала. Если окажется, что формат пользуется спросом — будем так поступать и впредь!

Но видео всё равно посмотрите — мы там спрятали для вас пушистого котейку.

Оригинальный «Паразит» выходил в Японии с 1988 по 1995 год, со временем обрёл культовый статус и обзавёлся двумя адаптациями — в виде аниме и экранизации с живыми актёрами. Правда, в топы самой психологической и философской манги это произведение всё равно попадает редко. И это странно: несмотря на знакомую (как кажется поначалу) историю про вторжение пришельцев и жёсткие боевые сцены, «Паразит» — это в первую очередь размышление о природе и судьбе человечества.

Только отдалившись от людей, можно разглядеть и понять их как следует. А может, и нет.

Хитоси Ивааки, «Паразит», Хитоси Ивааки

Инопланетяне вторгаются на Землю и захватывают тела людей. Банально, привычно, знакомо — научная фантастика использует этот сюжет в том или ином виде уже лет семьдесят. Чёрно-белый хоррор «Оно пришло из далёкого космоса» по идее Рэя Брэдбери, рассказ Филипа Дика «Отец-двойник», триллер «Вторжение похитителей тел» по роману Джека Финнея — всем этим Хитоси Иваака НЕ вдохновлялся во время работы над «Паразитом».

А вдохновлялся он документальными фильмами о природе и пищевых цепочках. И это важно — скоро поймёте, почему. История «Паразита» начинается с того, что однажды ночью с неба сыпятся споры, то ли прилетевшие из космоса, то ли принесённые ветром откуда-то с нашей планеты.

Из этих спор вылупляются паразиты — похожие на червей создания, которых ведёт один инстинкт: как можно быстрее найти человеческую особь и пробуриться ей в голову. А потом сожрать мозг, захватить контроль над телом, научиться превращать голову во всякие острые штуки и пойти искать пропитание — других человеческих особей.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

В этом контексте главному герою «Паразита» Синъити Идзуми одновременно и повезло, и не повезло. Не повезло — потому что один из этих червей вылупился недалеко от его окна. Повезло — потому что Идзуми в тот момент спал в наушниках, из-за чего паразит не смог пробраться в мозг через ухо, замешкался и… поселился в правой руке Синъити. Существо оказалось вполне разумным: быстро научилось читать и разговаривать, даже получило от Идзуми имя Миги («правый» по-японски).

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Это был зачин истории. Дальше начнутся серьёзные спойлеры, а гневных минусов нам на этом аккаунте уже хватит. Поэтому не будем рассказывать, как главный герой научился отращивать крылья с клювом, и переходим к смысловой части.

«Паразит» — это умный хоррор. Не в том смысле, что он как-то особо изобретательно пугает, хотя всякой мерзости тут много. А в том, как автор расставляет акценты в своей истории.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

У двух главных героев — и да, здесь их именно два, пусть и в одном теле, — совершенно разные моральные системы. Идзуми вырос в человеческом обществе, воспитан заботливыми родителями, ходит в школу, готовится к взрослой жизни. Его приоритеты и отношение к миру нам понятны.

Миги — другое дело: у него нет моральных норм в привычном нам понимании — только холодные, дистиллированные принципы. Если ты голоден — найди пищу. Если твоя пища — живое создание, умертви. Если тебе угрожает опасность — избавься от её источника или беги, коли источник тебе не по зубам.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

В какой-то момент моральные системы начинают смешиваться. Миги постепенно, но с трудом изучает человеческий мир. Ему непросто принять концепцию дружбы, семьи, любви, но он пытается понять эти явления — и в меру сил поддерживать Идзуми, когда тот с ними сталкивается.

Синъити же приходит к мысли, что человечество ничем не лучше паразитов — а в чём-то даже и хуже. Доминирующий на планете вид с развитым эмоциональным интеллектом, который расходует всю свою мощь на удовлетворение своих же потребностей. Который сам решает, что лучше для других видов, населяющих Землю.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Другие паразиты раскрываются со своей стороны. Они не бездумные убийцы, которые наслаждаются самим актом лишения жизни: всего лишь такой биологический вид — животные, пусть и говорящие, хищники, для которых главное — выжить. Просто устроены они так, что питаться могут только особями того же вида, что и носитель, а носители почти всех паразитов — люди.

Кстати, в манге даётся интересная мысль: а что, если паразитов кто-то специально отправил на землю, чтобы уменьшить численность человеков, которые уж больно вальяжно себя чувствуют на планете? Звучит жутко, правда? Но ведь люди и сами не брезгуют этим методом — например, европейские поселенцы в XIX завезли в Новую Зеландию горностаев, чтобы урегулировать численность кроликов.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Д: На контрасте с паразитами выступает не только тандем Синъити-Миги, но и Урагами — почти обычный человек, разве что серийный убийца. Он готов убивать, насиловать, иногда всё вместе (некрофилией не брезгует) — но не ради питания, а просто ради удовольствия. Урагами искренне нравится делать людям больно. Он даже научился чувствовать паразитов, а точнее их хищные инстинкты, которые маньяк сравнивает со своими. Но вопрос — кто здесь хищник, а кто просто чудовище?

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

В итоге получается, что паразиты в этой истории — это не привычные бабайки из хорроров или злые пришельцы, а сюжетный инструмент автора. Сам Синъити за счёт своего пограничного положения меж двух биологических видов раскрывает читателю два разных взгляда на мир. Герой начинает перенимать некоторые принципы Миги, границы смешиваются окончательно: паренёк, который ещё вчера был обычным человеком, становится более холодным, расчётливым, хищным, даже диким.

Это смещение приоритетов позволяет мангаке задавать очень неудобные вопросы: почему убийства прочно вошли в человеческую природу, так ли они необходимы, кто действительно заслуживает смерти? Ответов на эти вопросы манга не даёт — читатель ищет их сам, и иногда приходит в ужас от того, насколько жестокими они могут быть.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Если у вас есть право на жизнь, оно есть и у нас. Предоставление прав на что-либо — это странное явление, которое я замечал только у людей.

Миги, «Паразит», Хитоси Ивааки

Подытожим: «Паразит» наталкивает на очень правильные мысли. Критика человечества, его жестокости и самонадеянности, обсуждение природы, пищевых цепочек и взаимоотношений «хищник-добыча»… Да и главный вопрос — что же значит «быть человеком» — подобных тем обычно не ждёшь от хоррора про инопланетное вторжение. И они потом ещё долго не отпускают: натурально ходишь и перевариваешь прочитанное. Будто сама манга — это паразит, который проникает в мозг читателя и захватывает мысли.

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Сейчас, когда всё больше людей задумываются об экологии и осознанном потреблении, «Паразит» актуален как никогда. Он не твердит в лоб «нельзя мусорить», а показывает отношение человечества к планете в целом. Не осуждает, но изображает так, что читателю становится тошно… Возможно, немного стыдно. Миги даже говорит в какой-то момент:

Синъити, я читал про дьявола в книгах... Мне кажется, что из всех живых существ человек похож на дьявола больше всех.

Миги, «Паразит», Хитоси Ивааки

И тут ты задумываешься: кто такой дьявол? Эгоистичное, манипулятивное создание, разрушающее всё, к чему прикоснётся, не брезгующее обманом и убийством. Кого-то это всё напоминает...

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Ладно, остался вопрос — как лучше знакомиться с «Паразитом». Мы рекомендуем мангу, но это субъективно. Там очень приятная рисовка ранних 90-х, которая отличается от современного стиля, уютная атмосфера эпохи, и читается всё это легко и быстро. Мангака концентрирует внимание на действии, на эмоциях, и будто гонит читателя по сюжету, но в нужных местах даёт передохнуть и обдумать очередное рассуждение о природе человека.

Кстати, если любите мангу в печатном виде, поищите издание от Alt Graph — они как раз недавно издали всего «Паразита» с хорошим переводом, в твёрдой обложке. Нам не заплатили, честно, просто сами в восторге от качества этих книг и хотим поддержать издательство!

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня

Если же формат манги вам не по душе, можете ознакомиться с аниме 2014 года. Оно вполне неплохое! Да, какие-то сцены поменяли местами, некоторые мелкие моменты убрали, жестокости и кровищи стало меньше, но сама история и её посылы — на месте.

Пожалуй, главным отличием стала другая эпоха. Аниме переносит действие в современность, так что вместо газет тут — планшеты, герой носит модные очки, а атмосфера ранних японских 90-х пропала — впрочем, кому-то так даже больше понравится, о вкусах не спорят.

Также существует полнометражная экранизация — но вот её уже смотреть не стоит: фильм этот (точнее, два фильма: экранизация в двух частях) очень проблемный. В четыре часа хронометража сценаристы упаковали восемь томов манги, и без потерь не обошлось.

Под нож пошли отец главного героя и девушка Кана — персонажи, которые помогают Синъити вспомнить, что определяет человека. Из-за этого сцены, в которых Идзуми мучился вопросами морали, превращаются в стихийные откровения: герой постоит, подумает и сам решает для себя сложные дилеммы. Кстати, внутренних монологов из манги тут тоже нет. Паразиты в экранизации ведут себя странно: то теряют, то снова обретают способности. А Миги чаще играет роль обычной суперсилы, а не отдельного разума в том же теле.

Ну а напоследок один интересный факт. В оригинальном японском издании слово «паразит» — именно в варианте «Кисэйдзю», который вынесен в название произведения — упоминается всего один раз. И произносит его персонаж-человек применительно к человечеству в целом. А на этой нелёгкой мысли мы вас оставляем, всем пока!

Мы — два разных вида, и не стоит надеяться, что мы поймём друг друга. Всё дело в человеческом высокомерии — мы считаем, что понимаем других живых созданий, но судим их по своим стандартам. А ведь другие виды — это наши соседи по планете, их нужно уважать. На самом деле, люди — существа очень одинокие.

Синъити Идзуми, «Паразит», Хитоси Ивааки

Кстати, материал вышел очень вовремя. Издательство Alt Graph, книги которого как раз мелькают тут на фотографиях, анонсировало скорый выход двух томиков «Неопаразита» — рассказов от других авторов по мотивам оригинального произведения. Фанатам оригинального произведения уже начинать ждать!

Манга «Паразит» Хитоси Ивааки: хищная история из 90-х, актуальная и сегодня
104104
25 комментариев

Ну аниме мне зашло, особенно нравится образ главного героя - не классический мальчик-нытик. Правда последняя серия, на мой взгляд, там лишняя

14
Ответить

Правда последняя серия, на мой взгляд, там лишняя+++

4
Ответить

А нам показалось, что она как раз красиво подводит черту под основной историей. Что вот герой разобрался с инопланетным злом — а потом столкнулся с совершенно обычным земным. И на контрасте общая идея про «хищник или убийца» срабатывает лучше.

3
Ответить

Совершенно плоская тема, биология давно ответила на все вопросы, но нет блять, рефлексы самопожертвования (которые есть даже у бактерий), во имя особей близких по генетике, мы назовём душой и будем засирать информационное поле

13
Ответить

биология давно ответила на все вопросы

Я за науку, но на все вопросы она ещё не ответила.

5
Ответить

рефлексы самопожертвования Впервые слышу. Расскажешь подробнее? В Гугле такого не нашел.

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить