Эскапизм, империализм и гаремы. Анализ жанра исэкай

Или о том, как застой, национализм и видеоигры повлияли на лицо современного аниме

Взглянем на жанр с научной точки зрения "У меня мало друзей"
163163

Немножко покритикую. Империализм тут в чистом виде притянут за уши, именно в таком контексте, как говорит шлепа с картинки, и любом другом. Единственный тайтл, где можно пытаться искать импереализм, который могу вспомнить, это Врата, но и там позиции Японии - разведка территорий и ресурсов, это скорее обычный реалистичный реалполитИк, а в культурном и цивилизационном это обычная классическая либеральная парадигма, как и практически в любом другом аниме.
С национализмом все сложенее. В аниме действительно полно мягкого национализма, или культурного националистического патриотизма, если хотите. Ну, это позитивный национализм в трактовке Шульман, например, и с ним вполне можно мирится. Единственное аниме, которое мне сейчас вспоминается, где меня кольнуло до боли знакомым отечественным ватным национализмом (НАШИ сделали ихних), был последний сезон Хаджиме но Иппо. Кто видел тот поймет. 
Ну и важно упомянуть, что российский отечественный исекай почти целиком построен на национальном ресентименте, чего практически не встречается у японцев, проигравших войну, что отдельно забавно. (Помню, было аниме, где японский военный корабль из настоящего попадает в прошлое, как раз в период второй мировой, и вместо помощи японцам становится сторонним наблюдателем) Вот эта тема как раз была бы достойна серьезного исследования.

6

Немножко критики никогда не помешает.
Соглашусь, что империализма в виде "Над империей никогда не заходит солнце" в исэкаях нет. Только его культурный аспект в виде сравнения быта местных и пришлых в пользу последних, чаще всего в очень ограниченном объёме, потому что японцев гораздо меньше и они не о собственном государстве/протекторате думают. В этом плане идея "Эх, могли бы всем показать" больше в головах авторов, чем в сюжетах. С другой стороны, в мирных исэкаях, о еде, аптеках и т.п., превосходство модернизированной, перегнавшей Запад нации хорошо показано, причём в формате "технологичнее, значит лучше во всём", который присущ как раз колониальным отношениям между метрополией и покорёнными территориями. Всё происходит по-доброму, поэтому без работорговли, карательных экспедиций и принудительного перевоспитания не так выпячено, но это именно оно.
С национализмом проще, в том смысле, что это более приемлемое сегодня явление: не только радикалы, но и защита собственной культуры, что неплохо. ЮНЕСКО что-то похожее делает. Так что да, он в аниме весьма мягкий, няшный такой.
А отечественное попаданчество в прошлое как раз изучено неплохо. Я, например, на такую работу натыкался, когда искал параллели с русской фантастикой, в том числе отталкиваясь от того аниме с современным эсминцем на ВМВ. Быстрая перепроверка показала, что таких текстов сравнительно много. Аригато за такой комментарий.

4

Врата, на сколько я знаю, вообще были проплачены силами самообороны с задачей "сделайте онеме что б молодые люди шли служить, покажите армию как способ стать сильными, смелыми и уверенными в себе", отсюда и ноги растут

А тема с реваншизмом и иже с ним - увы, стоит сравнить уровень жизни, экономики и всякого прогресса в России и Японии и сразу станет понятно, почему одни, проиграв в войне, забили на это в целом хрен, а вторые, одержав великую победу, мечтают лишь об ещё одной.