Как в старом кино: интересные чёрно-белые фильмы последних лет
Арт-хаусные работы, лауреаты «Оскара» и даже необычные версии блокбастеров.
В январе в российский прокат выходит фильм ужасов «Маяк» режиссёра Роберта Эггерса («Ведьма»). Этот автор нестандартно подходит к жанру хоррора, превращая свои картины в арт-хаусные произведения. В частности, «Маяк» полностью снят в чёрно-белой цветовой гамме, что создаёт более мрачную атмосферу.
И это далеко не единичный случай отказа от цвета в современном кино. Иногда такой подход обусловлен чисто финансовыми соображениям. В других случаях так создают ретро-атмосферу или же просто стараются обратить внимание зрителя на сюжет, а не на форму.
«Рома»
Возможно, самый личный фильм Альфонсо Куарона стал триумфатором «Оскара» 2019 года. «Рома» получила десять номинаций и выиграла в трёх из них. В частности, за «Лучшую режиссуру» и «Лучший фильм на иностранном языке».
Сюжет картины разворачивается в начале семидесятых годов в районе Мехико под названием Рома. Именно там и вырос сам Куарон. Фильм рассказывает о служанке Клео Гутиеррес: её работе в доме семьи с четырьмя детьми, личных переживаниях, а также о событиях в стране.
В «Роме» нет какого-то слишком сложного сюжета, Куарон скорее пытается передать ощущения главной героини — как через простой рассказ о её жизни, так и через множество символов. И здесь чёрно-белая цветовая гамма полностью работает на атмосферу.
Во-первых, она создаёт ощущение ретро-кино, которое как раз и смотрели в семидесятых. Во-вторых, серость и отсутствие ярких цветов может быть отражением постоянной грусти и чувства одиночества героини — она только к финалу понимает, что её окружают родные люди.
Ну а главное, такой подход к съёмкам помогает сгладить неприятные или жестокие моменты. Фекалии, которые убирает героиня, не кажутся такими уж реалистичными, и даже сцена в роддоме не пугает натурализмом, помогая сосредоточиться именно на эмоциях Клео.
«Безумный Макс: Дорога Ярости». Black and Chrome Edition
Это довольно странно, но один из самых ярких фильмов последних лет существует и в чёрно-белом варианте. Причём, как рассказал сам режиссёр Джордж Миллер, желание показать обесцвеченную версию своего кино появилось у него ещё во время работы над вторым «Безумным Максом».
Тогда оркестр записывал саундтрек под чёрно-белую высококонтрастную копию фильма, и Миллеру очень понравилась простота картинки, делающая образы более абстрактными и аутентичными.
Однако остальные фильмы всё равно выходили в цвете. И при просмотре «Дороги ярости» не вызывает сомнений тот факт, что жёлто-оранжевая цветовая гамма просто необходима этой истории. Картинка очень хорошо передаёт ощущение жары и сухости пустыни с вечной нехваткой воды.
Причём Миллер специально выискивал реальные локации, подходящие под антураж. Из-за этого даже пришлось перенести съёмки из обычно засушливого Брокен-Хилла в Австралии, где неожиданно начались проливные дожди, в Намибию.
Но всё же режиссёр хотел выпустить и чёрно-белую версию. В итоге она появилась как бонус на Blu-ray, и даже немного прокатывалась в американских кинотеатрах. В первую очередь, нужно понимать, что «Дорогу ярости» не просто обесцветили, недаром эта версия названа Black and Chrome Edition.
Изображение сделали максимально контрастным, и поэтому многие кадры кажутся почти страницами из комиксов Фрэнка Миллера. Взрывы и огонь смотрятся не так естественно, что придаёт им необходимый гротеск, а сами персонажи выглядят даже интереснее. Сложновато эту версию смотреть только в экшен-сценах с быстрым монтажом. Там цветная картинка позволяла лучше рассмотреть происходящее.
«Логан: Нуар»
И ещё один фильм, который вышел в прокат цветным, но позже обрёл и очень подходящую ему чёрно-белую версию. На самом деле, даже театральный вариант «Логана» намного более бледный, чем все остальные части франшизы «Люди Икс». Такой подход подразумевает сама тема: это нуарный фильм о старости и усталости от жизни. Яркие краски обычного комикса ему бы просто не подошли.
Во время работы над «Логаном» постановщик Джеймс Мэнголд регулярно делился чёрно-белыми кадрами со съёмок. И часть зрителей уже заранее решила, что и сам фильм будет монохромным. Нельзя сказать, что итоговый результат кого-то разочаровал. Но сам режиссёр говорил, что положительная реакция на снимки зародила в нём мысль выпустить специальную версию картины.
Как и в случае с «Безумным Максом», чёрно-белая версия вышла бонусом на Blu-ray. Но «Логан: Нуар» выглядит не необычным экспериментом, а лишь усиливает ощущения от картины.
В картинке с сильным контрастом морщины Логана и профессора Ксавье кажутся ещё более глубокими, а их жизнь в начале истории — совершенно мрачной и беспросветной.
Экшена в сюжете совсем немного, так что отсутствие цвета может помешать лишь в финале, где всё происходит среди зелёного леса. В остальное же время роуд-муви выглядит совершенно естественно. А некоторые ночные сцены стали даже более чёткими из-за небольшого осветления и контраста.
«Лето»
Российский фильм Кирилла Серебренникова изначально оказался в центре скандала. Но это было связано не с картиной, а с арестом режиссёра. Само же «Лето» публика приняла очень тепло, хотя сборы по итогу оказались низкими.
Это история знакомства знаменитых ленинградских музыкантов Виктора Цоя и Майка Науменко. Причём в основу сюжета легли воспоминания Натальи Науменко, которая рассказала о своём мимолётном романе с новым протеже мужа. И в этом плане можно придираться и к реальности показанных событий, и к не совсем правдоподобным образам музыкантов.
Но Серебренников не ищет документального соответствия, а скорее передаёт атмосферу ленинградского андеграунда начала восьмидесятых. И именно поэтому чёрно-белая картинка очень подошла фильму: герои как будто сошли со старых фотографий, снятых на плёночный фотоаппарат.
Отдельный плюс «Лета» в том, что действие не зацикливается только на музыке Цоя и Майка, а иногда превращается в фантасмагоричные видеоклипы, в которых поверх кадра появляются рисунки. И здесь уже в ход идут композиции Talking Heads, Игги Попа и многих других мировых звёзд.
Один из героев напрямую может обращаться к зрителям, разрушая четвёртую стену, а иногда и вовсе заявлять, что показанного на экране никогда не было.
«Лето» сочетает в себе фильм-концерт, набор необычных клипов и просто ретро-стилистику, которой цвета может не хватать только в тёплых сценах на Финском заливе. В остальном же ностальгирующие по временам расцвета русского рока зрители буквально окунаются в атмосферу коммунальных квартир, кухонь и полуподпольных выступлений.
«Я люблю тебя, папочка»
Чёрно-белый фильм Луи Си Кея должен был выйти в прокат в ноябре 2017 года. Но из-за обвинений автора и исполнителя главной роли в сексуальных домогательствах, студии и прокатчики разорвали с ним все контракты, и релиз отменили. А позже пираты слили на торренты версию картины, которую рассылали критикам.
Иронично, что сюжет фильма отчасти перекликается с реальностью. Луи Си Кей, как обычно, играет некую версию себя — сценариста сериалов Глена Тофера. Герой разведён и начинает заигрывать с беременной актрисой.
Параллельно он пытается воспитывать дочь-подростка, у которой неожиданно начался роман с престарелым режиссёром. Причём последнего неоднократно обвиняли в растлении малолетних, да и сам он не скрывает интерес к юным девушкам.
В целом, картина полностью типична для Си Кея. Здесь много разговоров о шоу-бизнесе. Например, главный герой сам до конца не понимает, зачем он взялся снимать новый сериал. Потом настаёт время неоднозначных разговоров о сексе школьников, значении совершеннолетия и прочих полузапретных тем.
Но фильм не просто так снят в чёрно-белой цветовой гамме. Несмотря на то, что действие происходит в наши дни, и герои вовсю фотографируются на айфоны, картина создаёт ощущение старого кино.
И дело не только в отсутствии цвета — фоном звучит музыка в духе фильмов пятидесятых, причём саундтрек зачастую прямо дополняет эмоции героев, заменяя собой текст.
Всё это напоминает ранние работы Вуди Аллена и прочих классиков разговорного кино. Хотя всё же во второй половине сюжет сильно проседает и держится лишь на отличных актёрах.
«Вечеринка»
Камерный фильм от британского режиссёра Салли Поттер («Орландо») больше похож на театральную постановку. Действие разворачивается в одном доме, а по большей части даже в одной комнате, где собирается семь человек. Хозяйка Джанет празднует свои успехи в политике — она стала теневым министром здравоохранения.
Как выясняется, у каждого из гостей тоже есть свои новости: немолодая пара расходится, одна из героинь ждёт тройню, а самый молодой гость и вовсе приходит с пистолетом.
Но всё меняется, когда муж хозяйки Билл объявляет о своей болезни. Тут же всплывают всевозможные недомолвки и обиды друг на друга, что приводит к скандалу.
«Вечеринка» очень схожа сюжетно с другими камерными фильмами о встрече друзей вроде «Идеальных незнакомцев», «Резни» или «Игры в правду». Всё строится исключительно на диалогах, а герои за час из близких друзей превращаются в непримиримых врагов и обратно.
Хотя здесь помимо драмы в действие добавляется некое подобие детективной линии — первая сцена получает совершенно неожиданную развязку.
Отсутствие цвета в «Вечеринке» не сильно влияет на сюжет. Просто вкупе с ретро-саундтреком картинка кажется чуть более нуарной и заранее настраивает, что добром дело не кончится.
«Ноябрь»
Чёрно-белый эстонский мистический фильм у многих может вызвать ощущения, сходные с «Ведьмой» уже упомянутого Роберта Эггерса. Это основанная на фольклоре история о бедной деревушке 19-го века. Здесь мёртвые возвращаются домой по праздникам, а жителям помогают в хозяйстве кратты — что-то вроде големов, но собранные из любых подручных материалов.
Основной сюжет картины прост: деревенская девушка, к которой сватается немолодой противный жених, влюблена в местного парня. А тот думает только о дочери аристократа-иностранца, поселившегося неподалёку. И бедная девушка идёт на сделку с нечистыми силами, чтобы приворожить юношу.
Сочетание любовной трагедии и фольклорных ужастиков очень напоминает истории Гоголя, разве что в максимально мрачном тоне. И тот факт, что за производством стоят эстонцы, в данном случае делает сюжет ближе для российского зрителя. Антураж деревни, да и сказочные элементы выглядят знакомыми.
Съёмки в «Ноябре» явно недорогие, но очень необычные. Даже если не брать сцены, где герои буквально лижут объектив камеры, здесь немало режиссёрских находок. А уж кратты выглядят действительно пугающе.
Отсутствие цвета, разумеется, отчасти прячет дешевизну съёмок. Но по итогу такие тона только дополняют атмосферу, превращая фильм в жуткую старую сказку.
«Холодная война»
Фильм поляка Павла Павликовского получил три номинации на «Оскар», правда во всех уступил уже упомянутой «Роме». Но всё же чёрно-белая картина от автора знаменитой «Иды» тоже заслуживает внимания.
В этом фильме явно немало отсылок к биографии самого Павликовского, недаром герои носят имена его родителей, которым и посвящена картина. Действие разворачивается в послевоенной Польше. Музыкант Виктор записывает по деревням различные фольклорные мотивы и собирает местные дарования для ансамбля. Так он и встречает певицу Зулу, связь с которой продлится всю его жизнь.
Судьба персонажей выглядит одновременно и повторением вечной трагедии «вместе невозможно и врозь никак», и зеркалом политической ситуации. Зула признаётся, что «стучит» на возлюбленного, позже Виктор сбегает на Запад, а она не решается следовать за ним. Но герои раз за разом будут сталкиваться и годы спустя.
За сюжетом следует и музыка: народные мотивы сменяются джазом, а потом перерастают в танцы под рок-н-ролл. Причём Павликовский создаёт достаточные ощущения давних времён уже самим сюжетом, музыкой и даже узким кадром.
И потому чёрно-белая картинка в «Холодной войне» не слишком стилизована под ретро: она очень контрастная, и герои чётко выделены светом. Так что фильм выглядит достаточно современным, но при этом отлично погружает в прошлое.
В этот небольшой список попали чёрно-белые фильмы, которые запомнились лично мне. Разумеется, интересных картин было гораздо больше. Поэтому дополнить подборку можно и даже нужно в комментариях.
Черно-белая версия "Дороги ярости" — это просто обдрочиться, ребят. Такой суровый хоррор из забойного приключения и пестрящего красками боевика сделался, что таблеточки от нервов в кашу по утрам. Хромированное безумие, массовый психоз, еще более громкая агония медленно умирающего мира.
продано! прекрасный повод пересмотреть один из лучших фильмов последнего десятилетия. и под лучшим я понимаю безумно шикарный симбиоз визуала, саунда и сюжета.
Вот бы ещё сюжет завезли
Сообщение удалено
Комментарий недоступен
Случайно скачал её (до этого фильм не видел), посмотрел. Боевик нормальный. Музыкальное сопровождение огонь конечно, сам экшон годный. Но сюжетно местами как-то тупо что ли... От чёрно-белого фильма особого прям эффекта не ощутил. Удивился, что одна из жён была рыжей, когда посмотрел фанатский клип с цветным видеорядом.
Не знаю, насколько «Небраска» считается старым, но советую к просмотру. Годное роуд-муви про закат жизни.