История Серии Final Fantasy - Часть 5

Приветствую всех кто сюда заглянул! Сейчас мы будем изучать игру под названием Final Fantasy 5, не буду томить и сразу к делу!

Начну с того что поиграл я в сие чуда на Playstation 1 и сразу что бросилось в глаза это то что игра у нас потеряла серьезность происходящего, то есть, если предыдущая часть строилась на более менее серьезных щах, то теперь мы имеем сказку, по крайней мере добрую половину игры. Плохо ли это, не думаю, ведь в серии этой франшизы уже была подобная часть за номером 3, да и самая первая финалка была по большей части такой же, однако после прохождения «серьезной» четверки, пятерка кажется детской и наивной, однако, в любом случае перед нами все еще добротная часть франшизы Final Fantasy.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Видимо есть какая-то закономерность, а точнее очередность выпуска темных и более светлых частей, я имею ввиду что двойка и четверка была, скажем так, более приближены к реалям dark fantasy, когда как тройка и пятерка враз подойдет именно подросткам. Не знаю, будет ли такая очередность сохранятся в будущем, поживем увидим.

Как всегда за игру взялись с нуля, во главе проекта продолжал стоять Хиронобу Сакагут(ч)и (Hironobu Sakaguchi), однако из-за расширения штата сотрудников до 45 человек, рядом с Сакагути появился еще один продюсер и сценарист по имени Ёсинори Китасэ (Yoshinori Kitase). Этот человек уже принимал участие в разработке игры Final fantasy adventure для платформы gameboy.

​Hironobu Sakaguchi
​Hironobu Sakaguchi

Про взаимоотношения Сакагути и Китасэ можно сказать, что они были соперническими. К примеру, когда кто-то из команды приносил свою работу или какое-нибудь предложение на рассмотрение Сакагути и Китасэ, то внося коррективы оба руководителя пытались обойти друг друга, и сделать свой вклад лучше, чем у соперника. Это не говорит о том что между двумя девелоперами возникли враждебные отношения, нет конечно, в каком-то смысле они были друзьями, которые просто соперничали друг с другом за более лучший контент.

Сакагути в отличии от Китасэ занимался в большей степени возможностями игры, ограниченными техническими характеристиками консоли Super Famicom. Действительность была такова, что новая часть его творения не могла порадовать игроков чем-то новеньким, поэтому в самой игре все нововведения не представляют из себя что-то фундаментальное как это было в предыдущей части на примере боевки Active Time Battle (ATB) или как в тройке смена профессий, в связи с чем пришлось взяться за заимствование механик из предыдущих частей и их улучшение. Вы можете сказать что так было всегда, да именно так, но как правило новая часть приносила что-то свое, здесь же у нас сборная солянка от предшественниц, поэтому сделали упор на графику настолько насколько это было возможно и на доведения до ума того что финалка уже имела.

​Yoshinori Kitase
​Yoshinori Kitase

Графически игра выглядит лучше предшественницы, была повышена детализация, да и немного расширилась палитра цветов при использовании магии. Добавили так называемый Mode 7 который при должном умении создавал качественный эффект перспективы, когда различные объекты под разными углами отображаются как бы на правильном расстоянии. Мое объяснение чудесно XD просто представьте что появляется эффект трехмерности пространства.

За дизайн этих самых пространств отвечал Еситака Амано (Yoshitaka Amano), уже известным нам художник по предыдущим частям серии. На роль отрисовки монстров взяли на то время молодого и не особо известного Тэцуя Номура (Tetsuya Nomura). Когда молодому художнику исполнилось двадцать лет, он попал в компанию Square, до этого же он работал в одном из японских училищ и рисовал информационные брошюры. Именно в этой части финалки Тэцуя зарекомендовал себя как талантливого специалиста, в 6-ой части ему доверят отрисовку второстепенных персонажей, ну а дальше Номура станет ведущим дизайнером финалки, да друзья, именно с седьмой части серии этот человек заменит Амано, но, а пока что, Тэцуя рисовал игровых монстров.

Tetsuya Nomura​
Tetsuya Nomura​

Хироюки Ито (Hiroyuki Ito), тот самый отладчик, который предложил ввести систему ATB в предыдущую часть, теперь как вы можете догадаться отвечал именно за эту боевую систему. Помогал ему Акихико Мацуи (Akihiko Matsui), отладчик и дизайнер, который так же хорошо зарекомендует себя и свяжет свою работу с франшизой на очень долгое время.

Боевая система претерпела небольшие изменения, а именно была добавлена визуальная загрузка шкалы боя, в четвертой части ее не было, и в какой-то момент времени игрок мог теряться и не понимать, кто из бойцов уже готов атаковать, а кто нет. Теперь же перед геймерами маячила специальная шкала при заполнении которой персонаж мог действовать. И по большому счету это все.

Akihiko Matsui​
Akihiko Matsui​

Хироюки Ито помимо боевки занимался системой профессий, коих сюда занесли аж 22 штуки. Тут у нас заимствование от третьей части, когда игрок волен менять профессию своему персонажу тогда когда захочет. Понятное дело, что эту особенность игры пришлось немного изменить, чтобы порадовать игрока, а именно если персонаж изучает свою профессию и открывает новые приемы, то при смене профессии игрок волен использовать уже выученные приемы предыдущего класса. Есть, конечно, определенные ограничения, по количеству этих самых приемов, однако такая комбинация классов хорошо разбавляет прохождение игры, а в некоторых случаях даже упрощает это самое прохождение.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Музыкальное сопровождение как всегда писалось композитором Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu), и судя по всему, Уэмацу здесь экспериментировал либо же пытался создать что-то что не уступало по уровню звучания музыкальных сопровождений из предыдущей части. В связи с этим музыкантом было создано более 100 различных композиций, из которых только половина вошла в игру.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

В целом аранжировки выдержанны в традиционном стиле финалок, прикопаться не к чему, однако! Есть в звучании что-то иное, да я знаю как глупо это звучит, но мое сугубо личное мнение таково, музыкальные сопровождения не вызывают ощущения «ностальгии» как раньше.

Вполне возможно, что композитор просто устал, и не смог найти ту стезю в которой стоило написать аранжировку к игре, именно поэтому Уэмацу создал запредельное количество композиций в попытках хотя бы из большего выудить меньшее что более менее отвечало бы качеству франшизы. Закинуть минус в корзину игры за это смысла не имеет, так как рано или поздно это должно было случиться, да и вообще за такое минус не ставят, так как Нобуо в любом случае проделал очередной тяжелый труд и запредельное количество этих самых композиций тому подтверждение.

Традиционно так сложилось что мелодии по франшизе Final Fantasy, после релиза игры, выпускались следом отдельными сборниками и альбомами и давайте бегло пройдемся по ним.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Стандартный альбом вышел в том же 1992 году что и игра и включал 67 композиций, скажу что в игре их было всего 56. Чуть позже было выпущено дополнение, а точнее компиляция из 6-ти композиций, куда вошел трек под названием «пещера Матойи», переписанный под новые возможности тех времен. Кто забыл Матойи то это гномка из первой части, которой мы помогаем вернуть зрение.

В 1993 году свет увидел сборник композиций с вплетенными звучаниями симфонического оркестра под названием Final Fantasy V Dear Friends. Следом вышел Piano Collections Final Fantasy V тут я думаю из названия ясно, что мелодии сопровождаются партией фортепиано, ну и завершает парад Final Fantasy V: Mambo de Chocobo несмотря на название это были ремиксы основных композиций игры.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Друзья, помните что-нибудь по поводу английской локализации третьей части франшизы? Если нет, то напоминаю, что в целом локализация тогда, в 1990 году, была практически завершена, однако продукт на западе не вышел. Видимо мы выявили еще одну традицию финалки, это остановка локомотива несущегося на западный рынок.

Мы этот вопрос, вопрос о релизах частей финалки на востоке и на западе, рассматривали во второй части серии, но естественно мы коснемся этого и сейчас.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Дело в том, что на западе к данному моменту было выпущено всего две части этой франшизы. Первая под номером один, тут логично, и четвертая часть под номером два. Пятая же часть должна была выйти под номером три, но так и не вышла, почему?

Ответственным за локализацию был назначен Тэд Вулси (Ted Woolsey). Разработчик со своей задачей в целом справился, однако компания Square не спешила выпускать релиз в Америке, в то время как японская аудитория уже вовсю игра в новенькую часть.

Ted Woolsey​
Ted Woolsey​

Официально американская локализация была заморожена в связи с нехваткой персонала, так как тот был занят разработкой шестой части, однако на самом деле причина была в следующем. Руководство Square просто посчитала пятерку слишком сложной для американцев. Да, не удивляйтесь. В противовес было предложено облегчить пятерку, вшить локализацию и выпустить уже на западе без опасок, на что был дан ответ что вполне возможно так и произойдет, но как вы понимаете этого так и не произошло.

Позже конечно появилась англоязычная версия. Да и сейчас ее можно скачать без проблем, но это все благодаря, в первую очередь фанатам игры, а во вторую пиратам.

В итоге игра вышла в Японии в декабре 1992 года, опять под самые праздники, загибайте пальцы друзья, похоже мы опять наткнулись на очередную традицию игры, но тут есть небольшая изюминка.

По непроверенным источникам, игра была готова к релизу уже к осени, однако в компанию Square обратились представители власти с просьбой попридержать релиз игры до праздников, так как высока вероятность того, что школьники будут проводить время за игрой, вместо того чтобы посещать школу, а дома делать уроки, на что Square дало согласие. Однако еще раз подчеркну, что это может оказаться просто слухом, ведь все таки с маркетинговой точки зрения куда более выгодно делать вот такие вот релизы под какие–нибудь праздники. Особенно под новый год. Но пора браться за игру плотнее.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Как и положено очередной части Final Fantasy все основы мы имеем такие же как и в предыдущих частях, чего я касался в предыдущих выпусках, поэтому в этом видео я либо этого вообще рассказывать не буду либо уделю только минимум внимания.

В самом начале игры, геймеру сразу же выдают практически несменный отряд героев из 4-х персонажей за исключением одного, без каких-либо закрепленных профессий или знаний.

Путешествия происходят в стратегическом режиме по глобальной карте, либо же по городам, подземельям и другим локациям игры, которые к слову проработаны на твердую пятерку, для того времени конечно.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Во время путешествий на отряд будут нападать враги, и партию будет переносить в тактический режим. Здесь хочется сказать, что в игру вернулась запредельная частота битв. Я уже на второй части серии думал, что разработчики избавились от этого «бича», однако здесь все вернулось на круги своя, и цикличность сражений напоминает аж первую часть, когда отряд успевал пройти ровно один «экран» и начиналась новая битва. Не знаю, как вам, а меня вот это бесит ужасно.

В тактическом режиме всем заправляет ATB, у каждого врага, так же как и у героя, есть шкала «действия» при заполнении которой персонаж может атаковать противника, применяя физическую атаку, магию, предметы из инвентаря, используя способность класса или становясь в защиту. И давайте о способностях поподробнее.

Ранее я сказал, что когда персонаж выучивает ту или иную способность своей профессии, ее можно комбинировать с другой, как же это работает?

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Для начала нужно знать, что у каждой профессии есть одна уникальная «способность» и несколько заменяемых, будем называть их так. Уникальные не комбинируются и доступны только данной профессии. К примеру, у рыцаря есть способность «охрана», благодаря которой данный класс может защищать любого члена отряда и снижать входящий физический урон. Эта способность уникальна и доступна только данному классу.

Со временем герой будет получать повышение в уровне профессии, и да тут есть разделение на уровни персонажа и уровни профессии. Так вот с таким Level Up’ом класс будет получать новые заменяемые способности. Например «прикрытие», то есть защита героев с более низким уровнем здоровья. Если геймер захочет отойти от класса рыцарь и поиграть, скажем за вора, то он сможет использовать уже выученное «прикрытие» этим самым вором, да и вообще любым другим классом.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Далее вступают в силу ограничения. Для способностей выделено два слота, один под уникальную другой под заменяемую. В бою герой способен использовать только то, что стоит в этих слотах. Таким образом геймеру доступна комбинация изученных возможностей, но в тоже время ограничение не даст вам создать элитного бойца, поэтому всегда придется что-то да менять.

Как по мне такое нововведение неплохо разбавляет прохождение и делает его более интересным и гибким, заставляя игроков думать над тем, какими способностями они укомплектовывают отряд.

И тут по тактическому режиму все, так как остальное осталось без существенных изменений, единственно добавлю, что после битвы отряд получает очки опыта и умений. Очки умений нужны чтобы повышать уровень профессии, а очки опыта для уровня персонажа.

С каждым увеличением уровня персонажа, как и всегда, повышаются характеристики. Эти самые характеристики делятся на основные и второстепенные. К основным относятся Сила (strength), Ловкость (Agility), Выносливость (Stamina) и Магия (Magic). Я думаю не стоит разъяснять, что за что отвечает, так как тут и так все понятно, тем более по сравнению с предыдущими частями мы впервые видим классическую четверку основных характеристик, которые являются каноном для большинства РПГ.

К второстепенным относятся Урон (Attack) напрямую зависящий от экипированного оружия и силы, Защита (Defense) подкрученная к экипировке и выносливости персонажа, Уклонение (Evasion) зависящее от обмундирования и щитов, Магическая защита (Magic Defense) увеличивающаяся от брони и последняя характеристика это Снаряженный вес (Equip Weight) и тут я попал в затруднительное положение, так как не понял на что и как влияет данная характеристика, было бы уместно предположить, что чем больше веса имеет герой, тем меньше у него шанс уклонения, но как оказалось это в корне не так, поэтому прошу отписаться кто знает что это такое и с чем его едят.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Ну и раз мы заговорили об оружии и броне то давайте бегло пройдемся по видам этого снаряжения. Из оружия мы имеем кинжалы, простые мечи, рыцарские мечи, катаны, копья, топоры, молоты, луки, арфы, кнуты, посохи, пруты они же магические палочки, колокольчики и вооружение ниндзя, которые к слову включают как катаны с клинками так и сюрикены, но в тоже время практически все вооружение ниндзя способно использоваться как метательное, отсюда можно сказать что это класс метательного оружия.

Как понятно, каждый вид вооружения имеет определенное количество оружия этого самого вида, так вот около 65% этого оружия имеет магическую особенность, например при атаке может накладываться случайное заклинание или же увеличивается шанс нанести критический урон, а некоторое оружие так вообще является уникальным что дает, как правило, серьезное преимущество в бою. Здесь видно что разработчики уделили оружию особое внимание что очень радует, так как магическое вооружение всегда интересней обычного.

Ну а что же касательно брони, то разработчики и здесь постарались разнообразить ее разными фитчами от стандартных поглощений физического урона и элементальных магических атак до полной защиты от различных негативных статусов. Броня подразделяется на саму броню как таковую, головные уборы, щиты, и аксессуары с обувью. Последние два класса занимают одну и ту же ячейку, поэтому по факту мы имеем четыре слота под броню. К слову тут уже нет уникальных вещей, однако благодаря достаточно широкому разнообразию экипировки этого и не требуется.

При сражении, как и в предыдущих частях, персонажи могут получать негативные статусы, такие как Слепота (Darkness) снижает точность физических атак, Отравление (Poison) отнимает очко здоровья за каждое действия в тактическом режиме и за ход в стратегическом, старая знакомая Мини (Mini) уменьшение в размерах влекущее за собой и уменьшение урона и защиты, Превращение в жабу (Toad) так же сюда занесли, помимо снижения урона и защиты как у мини так еще нет возможности использовать магию, Окаменение (Petrify), Умерщвление (Death), Тишина (Silence) запрет на магию, Берсерк (Berserker) атака случайной цели, лечится только магией или окончанием битвы, ее собрат Смятение (Confuse) атака по своим, лечится магией либо же дружественной атакой персонажа под этим статусом, Паралич (Paralyze) и Сон (Sleep). Все эти статусы уже нам знакомы по предыдущим частям, а некоторые так вообще тянутся от самой первой части.

Из четвертой части сюда перекачивали такие статусы как Замедление шкалы ATB (Slow) и остановка этой самой шкалы (Stop).

Из новинок мы имеем Старение (Old) статус снижает все характеристики персонажа, далее это Иссушение (Sap) снижающее показатель защиты от магии и последний статус самый интересный под названием Зомби (Zombie) делающий персонажа бессмертным и агрессивно настроенным к своим союзникам, лечится только святой водой.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Предметов в игру занесли как всегда порядочно. Перечислять мы их не будем, однако их можно разделить на предметы поддержки в основном это стандартные лечения жизни, манны и негативных статусов. Далее это усиливающие предметы позволяющие увеличивать характеристики персонажа в бою. Метательные предметы (не путать с вооружение ниндзя) могут быть использованы любым персонажем, имеют вид свитков и сюрикенов. Существуют в игре так называемые артефакты или реликвии, их всего несколько штук, некоторые из них позволяют вызывать саммонов, а некоторые просто даются как трофей за победу над некоторыми боссами. И последний вид предметов как по мне самый интересный, это ингредиенты для смешивания с другими предметами (например метательными). Благодаря им, во время боя, можно комбинировать эти самые ингредиенты и предметы и использовать получившийся Hand made благодаря чему появится дополнительный случайный эффект магии при использовании этого самого предмета.

Что же касательно магии, то тут у нас тоже есть новинки, но сначала о старинках. Белая и черная магия, как и ожидаемо, остались без изменений, и имеют различные спелы поделенные на 6 уровней, чем выше уровень, тем сильнее заклинание. В общем-то того же касается и магии песен, способной накладывать положительные эффекты на союзников и негативные на врагов, а так же магии призыва, дающая возможность призыва саммоннов, коих я насчитал 15 штук, где большая часть перекочевала из четверки.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Но что же по счет новинок. И давайте сначала рассмотрим синюю магию. В игре у нас есть даже такая профессия как синий маг. Суть данной магии заключается в копировании магии монстров, однако есть несколько условий, чтобы маг смог благополучно изучить магию врага. Во-первых, у мага должен быть уровень равный или выше уровню используемой против него магии, во-вторых, магия должна подействовать на мага, промах считаться не будет. Только в таких условиях синий маг успешно выучит заклинание врага.

Следующий вид магии это магия времени имеющая градацию по силе из 6 уровней магии аналогично белой и черной, и это очень специфичная магия способная контролировать шкалу АТВ как у союзников, так и у врагов, ну то есть ее замедление, остановку или ускорение. Помимо этого в арсенале временного мага будет находится ряд заклинаний способный уменьшать количество здоровья у врагов, накладывать негативные статусы типа старения, открывать порталы засасывающие противника в другое измерение и так далее. Приобрести такие вот спелы можно у торговцев в городах, и кстати да в игре есть торговцы как магией так и оружием с броней и предметами, помимо этого старая добрая гостиница не оставит вас без отдыха.

С магией на этом все, однако, вообще рассказывать за магию в пятерке достаточно не простое дело, так как на самом деле ее в разы больше благодаря некоторым уникальным профессиям, и давайте бегло пройдемся по профессиям.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Рыцарь (Knight), этот класс способен носить тяжелое обмундирование и все виды мечей. Является прекрасной атакующей и защитной силой в отряде.

Вор (Thief), ворует предметы у противника во время боя, а так же находит потаенные места на стратегической карте.

Монах (Monk), как и всегда данный вид бойца дерется безоружным, что не делает его атаки слабыми. Огромный запас здоровья компенсирует нехватку защиты из-за отсутствия возможности ношения тяжелых доспехов.

Белый (White mage) и черный (Black) маг, тут говорить не о чем, так же как и о красном маге (Red), который представляет из себя комбинацию из двух вышеперечисленных магов с максимальным 3 уровнем черной и белой магии.

Синий маг (Blue mage), возможности данной профессия озвучил ранее, однако, помимо этого данный боец способен неплохо сражаться кинжалами, да и имеет неплохую защиту.

Драгун (Dragoon) боец способный совершать атаки в прыжке, благодаря чему некоторое количество времени остается недосягаемым для атак противника. Хорошо защищен и использует копья.

Ниндзя (Ninja) боец с высоким показателем ловкости, а так же владеет некоторыми уровнями черной магии.

Самурай (Samurai) по характеристикам похож на рыцаря, однако имеет больший шанс нанесения критического урона, а так же может, так сказать, привлечь внимание противника валютой, что ускорит победу над врагом.

Берсерк (Berserker) самый сильный боец, сильный в плане физических атак. Способен носить молоты и топоры, однако управлять атаками невозможно. Цель, данный класс, выбирает сам. Минусом является низкая вероятность попадания.

Танцор (Dancer) использует танцы как вид магии, самих видов танца немного, да и сама магия слаба. Плюсом является только то что имеет иммунитет ко всем видам негативных статусов.

Бард (Bard) умеет использовать арфы и магии песен.

Элементальщик (Elemental) по сути схож с Геомантом из третьей части. Использует природную магию в зависимости от положения отряда во время битвы, например под землей использует атаки связанные с элементом земли, рядом с водой связанные с водой или льдом.

Лучник (Archer) как понятно из названия данный боец использует луки, а так же имеет способность атаковать до 4-х раз за ход, помимо этого урон от его атак не уменьшается если даже он бьет по дальним противникам. Как правило дальние противники получают меньший урон.

Рыцарь-мистик (Mystic knight) этот профи способен накладывать магические эффекты на свое оружие, что будет давать дополнительный урон при атаке, по сути зачарователь. Сам по себе слабее обычного рыцаря, во всем остальном точная его копия.

Временной маг (Time mage) может использовать магию времени.

Призыватель (Summoner) может призывать саммоннов, существ которые единовременно используют какой-либо вид атаки или накладывают эффект защиты на союзников. Данные маги имеют самый огромный запас очков манны.

Химик (Chemist) интересный класс, именно он может с повышенной эффективностью использовать ингредиенты для смешивания, а так же лечащие зелья, что делает его хорошим мед братом на поле боя на равне с белым магом.

Тренер (Trainer) или же дрессировщик монстров, способен перенаправлять атаки монстров на других монстров. В остальном этот класс бесполезен.

Мимик (Mimic) эту профессию можно освоить только в одной локации при определенных условиях. Уникальная особенность это копирование команды отданной первому бойцу. Помимо этого, можно убрать мимику такие функции как физическая атака и использование предмета из инвентаря, и поставить на их место любую способность другого класса, а теперь вот представьте себе беспредел этой профессии))

Ну и последний это фрилансер (Freelancer), с него начинают путешествие все персонажи. Может таскать все, однако никаких способностей не имеет.

И по поводу путешествий, помимо стандартного передвижения пешком отряд способен передвигаться уже на всем до боли знакомой птичке Чокобо (Chocobo) которая тут делиться на два вида это стандартный желтый птиц, остающийся при хозяине если даже слезть с него, и черный, который перенял все характеристики из предыдущей части, а именно способность летать и совершать посадку только в лесном массиве.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Пиратский корабль будет доступен игроку с самого начала игры, однако данный вид транспорта не что иное, как комбинация корабля как такового и движущей силы под названием Гидра (Hydra, Syldra, Сильдра), морской дракон если можно так выразиться, который тянет корабль на цепях.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Следующий транспорт это дирижабль, который будет восстановлен героями игры. Способен переносить отряд по воздух и приземляться только в океане и травянистых районах суши.

Огненный корабль он же корабль с двигателем внутреннего сгорания, по своей сути улучшенный дирижабль. Способен перемещаться по воздуху без помощи сил воздушных потоков. Технологии потихоньку просачиваются в мир Final Fantasy)).

Подводная лодка, переделанная из дирижабля способна, да я думаю понятно, на что она способна.

Что же касательно новинок то тут мы имеем нескольких драконов, а точнее виверн (Wind drake, wyvern), так как именно они тут имеются ввиду, когда в сюжете проскакивает упоминание о драконах, хотя сказать что это ошибка я тоже не могу, так что называйте этих летающих ящеров как вам нравиться.

В предыдущих частях мы уже совершали неконтролируемые полеты на вивернах, однако здесь эти звери совсем иные, да и летать они могут не где угодно, а точнее где угодно кроме высоких гор, такой перелет драконам не под силу.

И на этом мы заканчиваем изучение механик и геймплея игры, и переходит к портам и ремейкам.

Первый порт вышел в 1998 году на первую Playstation в Японии. Сначала это была отдельная игра без каких-либо сборников с некоторыми графическими и музыкальными улучшениями + занесением нескольких кинематографических роликов. В 1999 в Японии 5-ка снова появляется на этой консоли в составе сборника final fantasy collection вместе с 4-ой и 6-ой частью франшизы.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

В этом же 1999 году 5-ка вместе с 6-ой стали доступны в Северной Америке в составе альбома Final Fantasy Anthology. Под этим же названием альбом появился и в Европе в 2002 году, однако там шестую часть заменили на четвертую. В обоих релизах были изменены некоторые имена персонажей и диалоги, позже это вызовет критику со стороны фанатов, когда те сравнят оригинальный фамикомовский вариант и соневский.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Далее в 2006 году в Японии и в Северной Америке выходит порт на Gameboy Advance, а в 2007 году и в Европе. Порт обзавелся новым, более точным, английским переводом. Помимо этого 5-ка на GBA была тепло принята фанатами по ряду причин таких как занесением нового 30-ти этажного подземелья, локацией под названием Cloister of the dead где игрока поджидало запредельное количество боссов, а так же появился бестиарий, музыкальный проигрыватель, новое снаряжение и 4-ре новые профессии такие как Гладиатор (Gladiator) имеющий самые сильные атаки, но в тоже время и слабую защиту, далее это Оракл (Oracle) класс который может отнимать на время определенное количество очков здоровья у врага, замедлять их шкалу АТВ, а так же предсказывать катастрофу после чего эта катастрофа и случается нанося урон всем кто находится на поле боя, по идее самый неадекватный класс из новых. Канонир или же артиреллист (Cannoneer) профессия позволяющая стрелять из пушек и накладывать негативные статусы. И последний класс это некромант (Necromancer) владеющей новым видом магии и давайте о ней поподробнее.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Магия называется темное искусство, и в лавках, заклинания этого вида магии купить нельзя, а для того чтобы выучить какое-либо темное заклинание необходимо чтобы некромант совершил добитие врага и только тогда выпадет шанс изучения нового спела. По поводу самой магии можно сказать что это, в большей степени, комбинация черной магии и наложения негативных статусов, к примеру, некромант может атаковать группу врагов льдом и параллельно наслать на одного противника статус остановки заполнения шкалы ATB.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

В 2011 году, только в Японии на сервисе Virtual Console появляется порт пятерки. Соответственно фанаты желающие поиграть в данную игру на Wii рады, остальным же болты.

В 2012 году Playstation Network заполучает пятую часть франшизы, вместе со всеми дополнениями от gameboy’я в свое распоряжение, а значит, игра появляется на Playstation Portable, Vita, и на 3-го и 4-го большого консольного брата. Естественно графику и музыку подтянули, но в целом это все еще тот старенький порт.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

В 2013 году игра стала доступна на такие платформы как IOS и Android. И наверное в этот момент, мобильную игру, можно назвать ремейком, да друзья не удивляйтесь, так как визуальная составляющая была изменена. В целом она остается схожей с 16-ти битной версией однако глаз сразу видит новую стилистику и графику которая имеет только закос под старину, но ей по факту не является. Таким образом, 5ку на мобильные платформы можно назвать хотя бы полуремейком (или ремастером ?). В тоже время музыкальное сопровождение осталось фамикомовским. Из новинок сюда занесли систему достижений.

В 2015 году игра появилась на PC, выглядит она как ремастер мобильной версии, а в остальном это все тот же порт с фамиком с геймбоевскими бонусами. Сейчас игра стоит около 500 рублей, имеются русские субтитры да и ачивки стороной этот релиз не обошли. Помимо этого было заявлено о доработанной боевой системе, однако это скорее ускорение всех действий в тактическом режиме, дабы подвести динамичность боя под современные реалии.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

И на этом друзья по портам и ремейкам все, хотя ремейки наверно слово лишнее, но давайте двигаться дальше, к сюжету игры.

Действия игры разворачиваются на Планете Р (Planet R). Правитель Тайкуна (Tycoon) по имени Александр Хайвинд (Alexander Highwind Tycoon) попадает в сложную ситуацию. Его жена тяжело заболевает, а самый быстрый способ лечения состоял в том чтобы убить виверну (Vivern, Wind drake) короля по имени Хирью (Hiryu), так как железы, которые находятся в языке этого существа, способны помочь королеве, однако та против такого метода лечения и король собирается в морское путешествие по другим странам, чтобы отыскать лекарство там. В одном из очередных путешествий король теряет свою пятилетнюю дочь, которую взял с собой, что только усугубило здоровье королевы и та спустя несколько лет умирает, оставив короля растить в одиночестве еще одну, и уже единственную дочь Ленну.

​Alexander Highwind
​Alexander Highwind

В самом начале нам показывают замок Тайкун, где король садится на виверну и улетает в убежище кристалла ветра, оставляя свою дочь Ленну Шарлотту Тайкун (Lenna Charlotte Tycoon) присматривать за королевством. Причина, по которой король оставил правление, проста и в тоже время достаточно серьезна. Ветер стал слабеть, а это в свою очередь говорит, что один из кристаллов слабеет, что может повлечь за собой серьезные печальные последствия.

Вскоре ветер слабеет настолько, что корабли в море останавливаются, а птицы перестают летать. Такое поведение стихии заставляет Ленну беспокоится о своем отце и о том что происходит в убежище кристалла, поэтому девушка собирается следом за королем предчувствуя беду.

​Lenna Charlotte
​Lenna Charlotte

В это время недалеко от замка падает гигантский метеорит, чье падение ощущает странник по имени Барц Клаузер (Bartz Klauser) вместе со своим другом по имени Боко (Boko) его верным Чокобо.

По пути к метеориту парень видит, как пара-тройка гоблинов пытаются атаковать девушку, и естественно Барц защищает ее. Вместе они подходят к метеориту и находят старика, который никак не может вспомнить, что с ним происходило в последнее время и что он вообще тут делает, однако имя свое он называет. Его зовут Галуф Хельм Бальдейшин (Galuf Halm Baldesion).

Ленна говорит, что направлялась в убежище кристалла ветра, на что Галуф отвечает, что тоже туда собирался, однако не помнит зачем. Старик верит в то что со временем он все вспомнит если отправится вместе с Ленной и оба приключенца отправляются туда, а Барц решает что им не по пути, однако в какой-то момент времени Боко дает понять хозяину что тот сделал неправильный выбор, и, в конце концов, Барц присоединяется к отряду.

​Bartz Klauser
​Bartz Klauser

Далее приключенцы видят как пиратский корабль заплывает в бухту, причем без помощи ветра, что вызывает любопытство у героев, да и транспорт им сейчас не помещает для того чтобы добраться до кристалла.

Пробравшись в убежище пиратов, Барц и Галуф решают украсть корабль, и их план накрывается медным тазом. Пираты ловят воришек. Капитан пиратов по имени Фарис Шервиц (Faris Scherwiz) сначала пленит группу, но отняв кулон у Ленны, тот задается интересным вопросом, почему он имеет точно такое же украшение?

На следующий день Фарис решает не отправлять незнакомцев на корм рыбам, а наоборот присоединяется к отряду, чтобы выяснить, почему у Ленны точно такой же кулон.

​Galuf Halm
​Galuf Halm

Группа быстро вводит Фариса в курс дела и просит доставить их до другого берега где находиться храм воздуха. Фарис соглашается, а параллельно рассказывает, а точнее показывает по какой такой причине корабль пиратов может плавать без парусов.

Гидра (Сильдра) морской дракон, который некогда спас еще маленького Фариса, когда тот оказался за бортом неизвестного корабля, стал первым другом маленького ребенка. Дальше Фариса приютили пираты, а Гидра стала у них чем-то вроде запряженной лошади. Когда ветер стихает, Гидра тащит корабль собственными силами благодаря цепям, соединенным с кораблем.

В храме воздуха герои находят осколки кристалла, которые даруют каждому герою частичку своей силы. Мужество в видя бушующего огня в сердце для Фариса, преданность водных потоков для Ленны, почва, которая дарует надежду всем кто живет на планете Галуфу, постоянное пылкое движение ветра для Барца.

​Faris Scherwiz
​Faris Scherwiz

На месте разрушенного кристалла появляется дух короля и сообщает что они теперь воины света и на них возложена особая миссия по спасению планеты от зла, которое будет пытаться уничтожить кристаллы воды, земли и огня.

Сердце Ленны разрывается от горя и утраты столь близкого человека, однако они должны двигаться дальше чтобы выполнить возложенную на них миссию и самый ближайший кристалл оказывается водяным.

Чтобы добраться до водного храма героям необходимо преодолеть канал Торна (Torna Canal), где стоят водные врата, которые закрыты на ключ, так как за каналом объявился монстр по имени Карлабос (Karlabos), поэтому никто из местных жителей не рискует их открывать.

Ключи находятся в городе Туле (Tule) у местного архитектора по имени Зок (Zoke) к которому в итоге герои и прибывают.

Архитектор сначала не хочет отдавать ключ так как он хорошо был знаком с королем, а значит и с Ленной, и он за нее переживает, но, в конце концов, он вручает ключ приключенцам и те отправляются за канал Торна.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Как и ожидалось, появляется Карлабос и топит корабль, а Гидра пропадает в водоворот сделанным этим монстром.

Партия оказывается на кладбище кораблей. Фарис все время корит себя за то, что не смог спасти Гидру, друга детства. Остальные же пытаются успокоить его, но все тщетно.

Спустя какое-то время приключенцы останавливаются на привал, чтобы высушить одежду и тут для всех открывается тайна капитана пиратов. Оказывает Фарис это девушка, которая скрывала свой пол все это время по одной простой причине. Она пират, а женщина пиратом быть не может, благо ее команда осталась в Туле и этого не знает.

Практически выбравшись с кладбища кораблей, перед героями, неожиданно для всех, появляются близкие люди. Барц видит свою мать Стеллу (Stella) которая умерла еще до того как Барц стал путешественником. Ленна и Фарис видят покойного короля, а Галуфу мерещится маленькая девочка, до боли знакомая, но он не может ее вспомнить, благодаря чему чары Сирены, посланные на отряд, на него не действую и тот приводит в чувство отряд. Приключенцы атакуют и побеждают монстра, что пытался заморочить им голову.

Герои попадают в город Кавен (Caerwyn, Carwyn, Kerwin, Carwen) где узнают что в городе Вольс (Walse, Walz, Worus) местный правитель использует усилитель кристалла воды, что может подтачивать материю кристалла, а значит, отряду необходимо спешить туда, однако попасть в Вольс можно только по морю, а корабли уже перестали ходить по воде из-за отсутствия ветра.

В одной из таверн приключенцы узнают, что недалеко в горах видели виверну, а это в свою очередь возможность попасть в Вольс без помощи кораблей.

На вершине горы герои находят раненого Хирью, виверну короля. Драконья трава, что растет неподалеку, может помочь существу и Ленна решается на опрометчивый поступок, она прокладывает путь за травой сквозь ядовитые горные цветы. Девушка добывает целебную растительность и дает Хирью, а тот в свою очередь вылечивает дочку короля.

Теперь же отряд отправляется в замок Тайкун, чтобы затем отправиться в Вольс.

Ночью Ленна признается Фарис, что она считает ее своей давно потерянной сестрой по имени Сариса Шервил Тайкун (Sarisa Scherwil Tycoon). Пиратка отрицает эту связь, но в глубине души осознает что это, скорее всего, правда.

Прилетев в Вольс герои просят местного правителя отказаться от усилителя кристалла воды, так как это ослабляет его, на что король дает отказ ссылаясь на то что таким способом королевство защищено лучше чем когда-либо, и усилитель уже много раз доказывал это.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Внезапно с неба падает второй метеорит и король со своими солдатами спешит туда, однако существо по имени Гарула (Garula) побеждает местных воинов, а значит приключенцам ничего не остается, как вступить в бой.

Монстр повержен однако Галуф тяжело ранен да и кристалл не удалось уберечь, из-за чего тот рассыпается на мелкие осколки, одаривая героев своей силой. С уничтожением кристалла башня, в которой находился священный камень, начинает уходить под воду, и тут неожиданно для всех появляется Гидра и спасает приключенцев.

Отряд возвращается к метеориту, чтобы исследовать его, и случайным образом, наступив в портал или же точку искривления, приключенцев переносит в Карнакский метеорит (Karnak Meteorite).

Местные стражники, сразу же арестовывают всю группу, по подозрению в сговоре с оборотнем, который покинул этот же метеорит чуть ранее.

Воины света оказываются в тюрьме, где встречают Сида, уже до боли знакомого нам персонажа. Этот талантливый изобретатель построил машину для усиления мощности огненного кристалла, а точнее для его усиления и изъятия энергии.

Cid​
Cid​

Когда Сид понял что натворил, он попытался отключить устройство, однако не успел и был арестован по приказу местной королевы.

Канцлер Карнака, понимая что машина изобретателя разрушает кристалл, против воли ее величества, освобождает группу из тюрьмы чтобы те смогли урегулировать сложившуюся ситуацию.

В машинном отделении воины света встречают королеву, явно одержимую и неспособную адекватно понимать происходящее. Королева вызывает огненного монстра с которым приключенцы конечно же справляются.

Неожиданно для всех появляется и тот оборотень, из-за которого их посадили в тюрьму, и оказывается что он союзник, как минимум для Галуфа.

Один из Карнакских одержимых солдат, запускает машину Сида на полную мощность, что приводит к разрушению кристалла, а так же и замка Карнак.

Оборотень помогает партии с побегом, однако при этом жертвует собственной жизнью.

Сид во всем винит себя и по итогу скрывается в местном пабе, однако ненадолго, так как его внук по имени Мид (Mid Previa) быстро приводит того в чувство.

Mid​
Mid​

Галуф видя, как внук погоняет деда за проявление слабости, вспоминает похожую сцену между ним и его внучкой Криль Майер Бальдейшин (Krile Mayer Baldesion, Kururu, Cara). Это дает толчок для воспоминаний и тот рассказывает отряду, что он из другого мира, и 30 лет назад он и еще трое героев запечатали злого колдуна по имени Экзодус (Exdeath, X-Death, ExDeath, Exodus, Exodes) благодаря кристаллам, и великие камни силы стали его тюрьмой.

Используя темное влияние, Экзодус стал манипулировать людьми. Подталкивая их на разрушение кристаллов, таким образом, его план по собственному освобождению подошел к концу, так как остался последний кристалл, кристалл земли и группа отправляется на его защиту.

Волею судьбы воины света оказываются в городе по имени Гон (Gohn, Gorn) где они встречают отца Ленны и Фарис. Помимо того что само его появление достаточно неожиданно, так и сам король ведет себя очень странно, что в итоге приводит к противостоянию Барца и Галуфа против правителя Тайкуна, который оказывается одержимым.

​Exdeath
​Exdeath

Девушки пытаются остановить серьезно настроенных спутников, так как не хотят, чтобы те ранили их отца, но неожиданно для всех на землю прибывает очередной метеорит, из которого появляется Криль, благодаря которой Галуф окончательно вспоминает все забытое, а его величество оказывается под лечащим заклинанием нового союзника и приходит в себя.

Однако радостная встреча длится недолго, так как Экзодус все таки смог выбраться из своей тюрьмы, и он направляет острые осколки разбитого кристалла земли на группы воинов света. Отец Ленны и Фарис прикрывает воинов света собой от смертельных осколков и погибает.

Теперь же миссия сводится к очевидному, но далеко не простому решению. Остановить Экзодуса.

krile​
krile​

Первое столкновение с этой личностью чуть не лишает Криль жизни, однако Галуф, ценной собственной, спасает свою внучку, и дальше Криль принимает от дедушки роль воина света.

Партия отправляется в замок Экзодуса, где снова сталкиваются с ним лицом к лицу. Бой труден. Однако воины света побеждают его, и в этот самый момент выясняется, что эта сущность обрела силу пустоты. Силу, которая балансировала между мирами, и теперь под руководством нового повелителя эта пустота поглощала эти самые миры которые слились воедино.

Чтобы победить Экзодуса, партия отыскивает 12 легендарных оружий, с помощью которого тысячу лет назад был побежден другой колдун по имени Энуо (Enuo). Этот некогда бессмертный волшебник обменял свое бессмертие на контроль над пустотой и стал сеять хаос и разрушение на планете R, но по итогу был повержен с помощью специальных оружий и был поглощен собственной мощью пустоты.

Завладев необходимым легендарным вооружением, воины света отправляются прямиком в пустоту, где встречают Экзодуса в его новой форме. Но и здесь победа оказалась не окончательной.

​

Нео-Экзодус, трансформированная форма колдуна в новое существо, оказывается очередным испытание для силы и храбрости молодых воинов, так как эта сущность грозит уничтожить все живое во всех мирах, и в том числе поглотить под конец самого себя.

Бой необычайно труден и смертелен, но воины света не зря были выбраны кристаллами, чтобы восстановить баланс в мире, что в итоге и происходит. Нео-экзодус терпит поражение, а к уничтоженным кристаллам вновь возвращается их первоначальная форма.

Вот такая вот история дорогие друзья. Я думаю, вы понимаете, что я коснулся далеко не всех сюжетных аспектов игры, многое, наверно около половины или даже больше, осталось за кадром, поэтому если у вас возникнет желание поиграть в пятую часть финалки, то можете смело садиться, так как она еще сможет вас удивить. Помимо этого повествование, почему то воспринимается очень легко, что дает очень быстрое погружение в мир игры.

Отмечать какие-то минусы не хочется, хотя все же скажу что частое появление монстров, а соответственно битв в игре, зашкаливает, мне такой Round Battle Timing вообще не по душе.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

В 1994 году из-под кисти компании Madhouse выходит анимационная экранизация пятой части, ну как пятой. За основу берется мир пятерки и ключевые элементы. Действие же аниме происходит спустя 200 лет после событий игры. Очередной могущественный колдун по имени Дэтгиюнос собирается овладеть силой пустоты, а случайно собранные герои в определенном месте и времени нарекаются воинами света. Судьба колдуна, в общем, точно такая же, как и у его предшественников, я думаю это само собой разумеющееся, поэтому пересказывать аниме я не буду, но пару слов скажу.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Лично я посмотрел его полностью. По сути это полнометражка разбитая на 4-ре части. Это первая мульт экранизация финалки и сделана она добротно, несмотря на годы. Обычно когда начинаешь смотреть старенькое аниме в глаза бросается медленность происходящего, абсолютно любого процесса, которое вам показывают (за исключением некоторых картин). Здесь же все происходит в нормальном темпе, если можно так выразиться, поэтому оно и смотрится интересно и не надоедливо.

Все персонажи хорошо прописаны, а рисовка радует. Ведь это все-таки рисовка от руки, что сейчас в большинстве случаев используется в анимации только наполовину и не более. Одна из героинь оказывается потомком Барца, да и Мид встречается отряду в виде призрака. Сид предстанет перед зрителями в виде больших мозгов, которыми пользуется темный колдун для сбора информации. В общем, это хорошее аниме с отсылками к пятой игровой части серии, как к сюжетными, так и музыкальными.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Критики да и рядовые геймеры отзывались о игре очень хорошо, да и разве это удивительно? В очередной раз компания Square (на то время уже Square Soft) доказала что они все еще на коне и готовы радовать людей своим продуктом, благодаря чему на момент выхода пятой фамикомовской части игра продалась тиражом около 2-х миллионов копий.

История Серии Final Fantasy - Часть 5

Такое положение вещей естественно только подбрасывало дров в несущийся локомотив square в связи с чем в 1994 году выходит final fantasy 6, но как вы понимаете это уже совсем другая история.

4747
11 комментариев

Жду рассказы про 7-9 части.

3

Эй, не отбирай хлеб у Даура. Он и так худенький.

3

Начал своё знакомство с серией как раз с 5-й части. В целом очень понравилось, хотя до конца не допрошёл, на последней трети отпугнули увеличившиеся гринд и однообразие, jrpg для меня была новым жанром.
После запустил 6-ю часть, и был уверен что она - сиквел пятёрки и отсылки к "Древним временам богов и магов" - это как раз рассказ про пятую часть. Вот начиная с 6-й части в серию и влюбился, до сих пор считаю её одной из лучших. С нетерпением жду ваш, Константин, пост про FF6!

1

Артур Давицбак как всегда хорош

1

Жду рассказ про 15 😆😆😆

Вот пятый раз читаю и пятый раз не могу понять зачем так делать. Супер информативно, отличная статья, но зачем столько совершенно бесполезной информации? Для чего нужен разбор каждого героя? Зачем так подробно описывать каждый сюжетный поворот, каждую профессию? Это же не гайд. А по факту получается полная каша, смесь гайда с рассказом о... В чем идея? Его реально можно сделать на две трети меньше и при этом вообще ничего важного не упустить.