Эпоха возвращений: впечатления от бета-версии Age of Empires IV

Поиграли в новую часть легендарной серии RTS в рамках технического стресс-теста мультиплеера и делимся впечатлениями.

Эпоха возвращений: впечатления от бета-версии Age of Empires IV

Недавно в цифровых магазинах стала доступна тестовая версия Age of Empires IV. Доступ к игре открыли всем желающим, чтобы проверить нагрузку на сервера и общую производительность новой стратегии от Microsoft.

Мы сыграли несколько часов в пока ещё неполную версию Age of Empires IV за все четыре доступные фракции (Англия, Священная Римская империя, Китай и династия Аббасидов). Тезисно делимся впечатлениями от увиденного.

Age of Empires IV — самое правильное продолжение, которое могла получить серия

После неоднозначной, хоть и хорошей третьей части разработчики приняли максимально правильное решение с точки зрения фанатов: вернулись к кор-механикам и идеям Age of Empires II, самой популярной игры франшизы.

Забудьте колонии с поставками, выборы наместников и торговые аванпосты с поездами. Серия вновь вернулась к четырём ресурсам, сеттингу раннего-позднего Средневековья и смеси идей Civilization с градостроительным симулятором.

В игре везде стоит вотемарка технического стресc-теста, поэтому скриншоты и футажи будут с ней
В игре везде стоит вотемарка технического стресc-теста, поэтому скриншоты и футажи будут с ней

Вернулись сбор овечек по всей карте и война с дикими волками, знаменитое «Wololo», а также «камень-ножницы-бумага» в балансе юнитов: копейщики бьют конницу, лучники — копейщиков, а конница — лучников.

Возвращение к корням было очевидно ещё по трейлерам. Были опасения, что разработчики создают максимально безопасный сиквел: ни новых идей, ни заимствования самых удачных находок излишне экспериментальной Age of Empires III. На деле всё ровно наоборот.

Из нового: усиление роли оборонительных сооружений. Теперь юниты могут залезать на стены и вести с них огонь, превращая игру в упрощённый аналог Stronghold. Тут так же весело застраиваться слоями стен и расставлять по ним гарнизон из лучников и арбалетчиков. Разве что поставить баллисту на башню нельзя, как и откопать ров или волчьи ямы под стенами своего бастиона.

Эпоха возвращений: впечатления от бета-версии Age of Empires IV

Теперь переход в новую эпоху осуществляется через постройку особого исторического здания, которое даёт свои бонусы: обычно, их два на выбор для каждого этапа развития. Это открывает новый небольшой тактический пласт: переходить в новую эпоху можно быстрее, если назначить на постройку ключевого здания нескольких рабочих.

Чтобы уничтожить игрока, нужно снести все городские центры и эти самые особые постройки. Снос уникальных сооружений — одно из условий победы, наравне с постройкой финального чуда света и захвата святых мест, аналога ключевых точек из Dawn of War и торговых постов из Age of Empires III.

Добавление третьего ключевого условия для победы решает одну из проблем старых стратегий в реальном времени: борьбу «черепах», когда игроки просто закрываются в неприступных крепостях и не могут победить друг друга. Если сломать стены не получается — можно просто захватить ключевые точки. Ну, или по старинке, построить чудо света.

Эпоха возвращений: впечатления от бета-версии Age of Empires IV

Остальные нововведения — скорее переосмысление самых удачных идей Age of Empires III. Фракции разнятся ощутимо, а в случае некоторых — очень сильно. Забудьте о паре десятков фракций, отличающихся лишь озвучкой, парой юнитов и бонусов из Age of Empires II. Юниты разных фракций даже внешне друг на друга не похожи, тогда как раньше бойцы одинакового типа (например, копейщики Италии и Испании) делили одну модельку.

У европейских наций в Age of Empires IV разница скорее в очень большом количестве мелочей и небольших уникальных технологий (Римская империя пассивно «лечит» здания неподалёку от городского центра, а у англичан дешевле фермы и стреляющие крестьяне) — кор-механика у них примерно одинаковая, поэтому скорее всего они станут точкой входа в геймплей серии и конкретно четвёртой части. Во время перехода в новую эпоху европейцы выбирают одно из двух уникальных сооружений, каждое со своими бонусами — очевидная эволюция идеи богов из Age of Mythology и губернаторов из Age of Empires III.

А вот страны других культур предлагают радикально иной геймплей. Китайцы могут зарабатывать золото, нанимая специальных имперских сборщиков налогов, которые забирают деньги с ваших построек. Сама цивилизация получает мощные глобальные бонусы в зависимости от выбранной династии в ходе эволюции в новые эпохи.

Аббасиды развиваются не постройкой, а «достройкой» ключевых зданий. Им нужно создавать не уникальные большие сооружения, а постепенно расширять одно-единственное: встраивать дополнительные крылья с улучшениями и возводить дома в зоне действия главной постройки.

Эпоха возвращений: впечатления от бета-версии Age of Empires IV

Ну и по мелочи хватает различных приятных изменений. Например, найденные разведчиком бесхозные домашние животные теперь увязываются за ним следом, а не стоят столбом на карте — к тому же, овечки сами сбегаются к скаутам. Появились нейтральные торговые посты, с которыми можно торговать с помощью караванов, нанимаемых на рынке — на случай, если в матче нет союзников, готовых зарабатывать вместе с вами.

3D-модели выглядят очень дёшево — но в остальном игра красивая

Юниты, животные и некоторые другие объекты выглядят бюджетно, если не сказать плохо. Нечёткие текстуры, угловатые части тела, очень упрощённая визуализация. Также картинку портит то, что и без того слабая детализация срезается ещё сильнее при большом отдалении камеры.

Смешно сказать, но визуально четвёртая часть выглядит хуже Age of Empires II: Definitive Edition и по уровню графики напоминает HD-мод для Stronghold 2. Age of Empires IV не выглядит, как RTS 2021 года за фулл-прайс.

И это при том, что предыдущие части серии были очень красивыми для своего времени, особенно третья часть, которая заставляла напрягаться компьютеры 2005 года ничем не хуже вышедшей позже Crysis.

Возможных оправданий, почему игра выглядит столь бедно, два. Первое — оптимизация. На графику можно закрыть глаза, если Age of Empires IV заработает на практически любой машине без проблем. Это особенно важно, если учесть, что бои в игре очень массовые — армии могут исчисляться сотнями бойцов.

Второе — отсутствие мелких деталей в графике улучшает читаемость юнитов на поле боя. Они не смешиваются с отвлекающими деталями окружения, и вы всегда можете понять, что происходит на экране. Аргумент, конечно, спорный: в той же Starcraft II прекрасный детализированный визуальный стиль никак не мешает считывать информацию на поле боя.

Это лишь небольшой отряд для разведки
Это лишь небольшой отряд для разведки

В остальном Age of Empires IV выглядит достойно: здания динамически рушатся от вражеских снарядов, толпы юнитов оставляют за собой следы из пыли, с точки зрения работы художников нареканий нет. Юниты нарисованы ярко и с выдумкой в лучших традициях серии. Разноцветные ландскнехты, величественные замки, серые кирпичные стены, зелёные леса и милые белые овечки.

Ещё одна интересная находка дизайна — это золотые линии и силуэты, напоминающие эффекты в какой-нибудь исторической документалке. Это фишка не только рекламных роликов и катсцен, но и всей игры в целом. Например, силуэты рабочих появляются, когда идёт постройка дома или развёртывание осадного орудия.

Звучит игра тоже хорошо: конница гремит копытами, солдаты кричат различные команды. Причём в зависимости от дистанции звук их воплей меняется, становясь тише и отдавая эхом.

Особенно выделились требушеты, рекламе которых был посвящён отдельный ролик. Осадные орудия в Age of Empires IV действительно внушают. И дело не столько в их размерах или уроне, сколько в сочном звуке рассекания ветра и попадания булыжника в постройки врагов. Без шуток, требушеты хочется строить просто ради того, чтобы ещё разок услышать этот «вушшшш». И треск вражеских укреплений, конечно.

И саундтрек в целом вышел достаточно приятным и местами грандиозным (хор, оркестр, динамическая смена композиций в зависимости от ситуации в игре), хотя пока что ощущается слабее музыки второй и третьей частей. Но это тоже стоит оценивать уже на релизе: послушать композиции как следует, причём все, а не пару доступных в стресс-тесте.

Технические странности

О производительности судить сейчас рано — это стресс-тест мультиплеера и сражений с ИИ. Кроме этого и обучения азам сейчас в Age of Empires IV ничего нет.

Единственное замечание — отсутствие паузы при игре против ИИ. Возможно, это опять проблема тест-версии. Однако может сложиться так, что даже кастомные матчи будут завязаны на серверах игры, как это сделано в Starcraft II и Warcraft III: Reforged — там остановить игру можно только ограниченным числом глобальных пауз. В тест версии Age of Empires IV нет и этого — начатый матч остановить никак нельзя.

В остальном игра работает нормально. Провисания и тормоза случались только при проблемах с соединением с серверами или с самим интернетом.

По трейлерам и анонсам Age of Empires IV совершенно не впечатляла. Новая часть знаменитой серии выглядела как самый аккуратный, безопасный и даже беззубый сиквел — к тому же, достаточно дёшево выглядящий.

Эпоха возвращений: впечатления от бета-версии Age of Empires IV

Но, как оказалось на деле, за неправильным первым впечатлением прячется достойная RTS. В каждом игровом элементе чувствуется, что разработчики «сделали свою домашку»: исправили мелкие неувязки геймдизайна старых RTS, обновили удачные идеи предыдущих частей и добавили пару совершенно новых, чтобы новая часть не была лишь попыткой повторить успех Age of Empires II. Со своей главной задачей Age of Empires IV уже справляется на отлично: в неё интересно играть, в неё хочется играть.

Если всё будет хорошо, то фанатов ждёт чуть ли не идеальное продолжение: то же самое, что они полюбили много лет назад, но при этом новое и улучшенное. Остаётся только ждать и верить, что Microsoft сможет хотя бы немного возродить давно умерший жанр RTS.

248248
148 комментариев

 возродить давно умерший жанр RTS.wait what?
Hallo Wars 2 Iron Harvest Homeworld: Deserts of Kharak AoE 2 remasted Ремастер C&C Total War: Three Kingdoms Northgard

20
Ответить

Комментарий недоступен

113
Ответить

Обзор то хороший но блин, кортез явно не следит за rts...

6
Ответить

Ремастеры в список пихать - такое себе, это ж все-таки не новые игры в жанре. Да и Northgard на RTS по формату не тянет, равно как и Total War: Three Kingdoms. По итогу из твоего списка остается три тайтла, размазанные на четыре года...

11
Ответить

Я уж точно не слежу, но камон. Hallo Wars 2 - 2017 год

5
Ответить

Что то ты только подтвердил эти слова. 4 игры из списка вышли 4-5 лет назад, 2 ремастера. Разве что Iron Harvest годичной давности в списке выделяется, но он довольно meh...

5
Ответить

Spellforce 3Правда, на релизе были проблемы как раз РТС частью, но сейчас уже 3й аддон, и как "сюжетная" РТС - лучшее, что есть сейчас на рынке.

3
Ответить