Что делать, если вашу посылку задержали на таможне
Объясняем всю процедуру.
Новость о возможном понижении порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов вызвала множество огненных комментариев на DTF — и это объяснимо. Ведь из слов Антона Силуанова буквально следует то, что при каждом международном почтовом отправлении дороже 20 евро россиянам придётся сталкиваться с таможенными органами и дополнительными тратами.
На деле ваше потенциальное знакомство с таможенниками может начаться гораздо раньше — уже в 2020 году. Это обусловлено понижением порога ввоза международных почтовых отправлений (далее — МПО) до 200 евро за одну посылку. И для того, чтобы прояснить, как происходят все процессы взаимодействия продавца, покупателя и государства мы решили написать этот подробный материал.
Краткий ликбез
Но для начала — разберёмся с основами. У нас нет цели запутать вас в юридических тонкостях, а потому поясним лишь самое необходимое.
Так, само определение «беспошлинный ввоз товаров из зарубежных интернет-магазинов» не совсем точное потому, что в 107 решении Совета Евразийской экономической комиссии нормы беспошлинного ввоза в нашу страну различаются в зависимости от того, как именно товар пересекает границу.
Наш случай с интернет-магазинами попадает под пункт «Товары для личного пользования», пересылаемые в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза», потому что купленные в интернет-магазинах товары мы получаем по почте.
Важный момент — в этот же пункт попадают и прочие международные почтовые отправления. А значит, если ваш заграничный друг решил отправить вам рождественский подарок, ставить стоимость товара на почте следует ниже предельной планки допустимой таможенной стоимости за календарный месяц. В этом году она составляет 500 евро, но уже в следующем мы видим изменения не только в предельной стоимости посылки, но и в самой формулировке ограничения.
Так, если в 2019 году в период с начала и до конца календарного месяца на ваше имя могли беспошлинно приходить посылки суммой до 500 евро и 31 килограмма, то в 2020 году предельная сумма снижается до 200 евро. Однако вместе с этим уходит и само ограничение в один месяц — теперь правила действуют на каждую отдельную посылку.
Таким образом, в 2020 году, заказав за один календарный месяц четыре товара стоимостью меньше 200 евро и весом менее 31 килограмма каждый в разных посылках, вы не попадёте под таможенные платежи, хотя общая сумма может быть существенно выше 500 евро.
Второе важное понятие — «Товары для личного пользования». Согласно таможенному кодексу, это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц.
Логика здесь простая. Если товары приобретаются в пользование для себя, супруга, братьев, сестёр, детей и родителей — государство предоставляет льготу в виде отмены любых видов проверок, вплоть до нотификации. Если же товары приобретаются для извлечения выгоды или дальнейшей реализации — государство затребует пройти необходимые процедуры сертификации.
На примерах это выглядит следующим образом: заказанные 10 пар туфель в подарок жене, сестре, маме и дочкам забираются из таможни при наличии доказательства родства без предоставления иных документов. Но на заказанные 10 пар туфель на продажу, государство затребует наличие массу сертификатов о том, что ваши проданные туфли не вызывают грибок и прочие неприятности у покупателей.
Геймерский пример ещё проще: пара заказанных видеокарт будет считаться апдейтом компьютера, а вот комплект из трёх — набором для майнинг ферм. А поскольку майнинг в нашей стране приравнен к бизнесу, просто так свои три видеокарты вы не получите.
Как работает контроль
Теперь разберём путь вашей посылки. Это важно для того, чтобы понять, где и как начинается взаимодействие государства, покупателя и продавца.
Итак, вы заказали товар в зарубежном интернет-магазине. При отсылке этого товара в ваш адрес отправитель заполняет международную почтовую декларацию. В подавляющем большинстве случаев это типичный формуляр CN 23 или CP 72.
На фотографии выше изображен формуляр CP 72. Нам важно обратить внимание на три графы. Это графа с описанием товара, указанием веса и стоимости. И то, и другое заполняется самим продавцом — и в данном случае он написал, что отправляет б/у телефон стоимостью 227,5 долларов и весом в 7 килограмм.
А дальше происходит следующее. Когда посылка прилетает в Россию, она отправляется на специально оборудованный терминал, где сотрудник таможенных органов просвечивает её на большом рентгене, взвешивает на весах и сверяет увиденное с тем, что видит в CP 72 или CN 23. Если у сотрудника не возникает вопросов по таможенной стоимости и соответствию увиденного на рентгене с задекларированным — посылка спокойно отправляется на почту, где вы её забираете.
Однако уже в следующем году мы придём к порогу в 200 евро, и существенная часть посылок не сможет пройти этот барьер — и что же ждёт нас тогда?
Взаимодействие с таможней
Тогда на почте, вместо посылки, вы получите таможенное уведомление — и вам придётся проехать в ближайший таможенный орган. И это — проблема, о которой Антон Силуанов умолчал.
На сегодняшний день взаимодействие таможенных органов и физических лиц — редкое явление. Всё дело в том, что нынешние нормы (1000 евро в 2018 году и 500 евро в 2019-м) при уровне жизни большинства населения можно считать даже чрезмерно либеральными. Вспомните сами, часто ли вы покупали товары стоимостью выше 500 евро в заграничных магазинах за последний год?
В городах масштаба Кемерово или Саратова за 2018 год было зарегистрировано порядка ста выпущенных МПО для личного пользования. Даже если допустить, что выпускалась одна посылка из трёх, то за год с проблемой взаимодействия с таможней в вопросах МПО в городах с населением 500-700 тысяч сталкиваются порядка тысячи человек. Это меньше 1% населения города.
Однако с понижением порога до 200 евро количество «задержанных» посылок увеличится в разы. И потому сейчас мы расскажем о процедуре, которая действует в таможне сегодня.
Итак, вы получили таможенное уведомление вместо посылки и прибыли в таможенный орган. Передав документы сотруднику таможни вы наверняка услышите вердикт по вашей посылке уже в ближайшие пару минут. Чаще всего посылки задерживают по следующим причинам:
- превышение порога стоимости;
- указание юридического лица в адресе ��оставки;
- подозрение на товарную партию;
- подозрение на то, что товар не является товаром для личного пользования.
На этом этапе у вас остаётся два варианта. Отказаться от посылки — и в этом случае через 2 недели пребывания на почте она отправится обратно к продавцу, а вы сможете вернуть свои деньги. Или начать таможенное оформление.
С вашего согласия таможня запускает процедуру выпуска товара. В рамках этой процедуры сотруднику таможни необходимо лично убедиться, что товар на почте соответствует тому, что указано в CP 72 или CN 23, а указанная цена — рыночная. От вас потребуется написать заявление на вскрытие товара, после чего вы вместе с сотрудником таможни приедете на почту и вместе вскроете вашу посылку для таможенного осмотра.
Если содержимое посылки соответствует заявленному в CP72/CN23, то вам снова придётся вернуться в таможенный орган и теперь уже написать заявление о выпуске товара. С собой вам потребуется взять следующие бумаги:
- распечатка заказа из личного кабинета на сайте, где был произведён заказ;
- распечатка вашей оплаты через банк (или систему оплаты типа PayPal).
Всё это нужно для того, чтобы сотрудник убедился в стоимости заказа.
После этого таможенный орган выносит решение о признании/непризнании содержимого посылки товаром для личного пользования и, при превышении порога стоимости МПО, сотрудник таможни выдаст вам таможенно-приходной ордер (далее — ТПО), согласно которому вы внесёте платежи. Чаще всего это можно сделать прямо на месте по курсу евро на день оплаты.
Методика расчётов простая. В 2019 году это 30% от суммы превышения предельной стоимости посылки или 4 евро за каждый килограмм превышения.
В 2020 году это 15% от суммы превышения предельной стоимости посылки или 2 евро за каждый килограмм превышения.
Когда деньги поступают на счёт таможни, сотрудник таможни возвращает ваше уведомление с печатью «Выпуск разрешён», после чего вы можете забрать товар на почте.
Итого, получается следующее количество действий:
- получение таможенного уведомления на почте;
- первое прибытие в таможенный орган и написание заявление на осмотр посылки;
- осмотр посылки на почте вместе с сотрудником таможни;
- второй приезд в таможенный орган вместе с подтверждающими оплату бумагами и написание заявления на выпуск посылки;
- оплата платежей и возвращение на почту за посылкой.
На деле эти пять несложных и логичных, в общем-то, шагов, могут занять какое-то безумное количество времени. Потому что почта сотрудничает с таможней лишь несколько дней в неделю, а вал посылок образует очередь на осмотр. Потому что вы можете неправильно понять сотрудника таможни и привести неправильные бумаги. И потому что каждый случай, на самом деле, уникален. Попробуйте, например, понять, что именно находится в посылке на фотографии ниже?
Направление развития
Описанная процедура говорит о том, что сам факт оплаты — это лишь половина беды. Куда важнее то, что на сегодняшний день в России нет механизма быстрого принятия решений и выпуска товаров для личного пользования. Процедура выпуска занимает много времени, а сами таможенные органы и без того перегружены работой и вряд ли легко справятся с повышающимся наплывом граждан.
Определённые сподвижки и решения есть уже сейчас. Так, с прошлого года часть «задержанных» посылок приходит уже с рассчитанным таможенным сбором, который успевают насчитать прямо в таможенных терминалах — тех самых, где вашу посылку взвешивали и просвечивали.
Таким образом решение о выпуске товаров принято ещё до того, как вы обратились в таможенный орган — и потому вам остаётся лишь заплатить пошлину и забрать товар.
Судя по всему, именно модернизация этой рабочей схемы и будет основой для последующего уменьшения порога норм беспошлинного ввоза — иначе таможенные органы попросту не справятся с валом людей, приходящих «оформлять» свои посылки.
И поскольку на данный момент подобная схема только начинает свою работу, в 2020 году вряд ли стоит ожидать снижения порога до 100 евро. Сложно в это поверить и исходя из опыта изменения таможенного законодательства: вводить поправки в уже существующие нормы всегда непросто, а в уже упомянутом 107 решении прописаны правила до конца 2020 года — и было бы логичным оставить их без изменений.
Так что с большой долей уверенности можно сказать, что до конца 2020 года в нашей стране будет действовать норма в 200 евро и 31 килограмм на каждую отдельную посылку.
Возможные хитрости
А сейчас — построим догадки.
Так, нам кажется, что новые нормы практически не затронут посылки с Aliexpress. Потому что китайцы уже давно столкнулись с подобной проблемой в странах Европы и намеренно занижают стоимость своих посылок в декларациях. Вы можете убедиться в этом сами — просто посмотрите стоимость, которая будет указана в вашей следующей посылке из Китая. Какой-нибудь Redmi Note 8 вполне может значиться там как «музыкальный плеер» с заявленной стоимостью в 50 евро — и с точки зрения таможенного законодательства здесь не прикопаться.
К тому же, у Aliexpress существует Tmall, отправки в котором изначально идут из России.
А вот крупные магазины вроде Amazon и даже любимого нами Computeruniverse на такое пойдут вряд ли. Причина очень проста: заявленная в CN 23 или CP 72 цена — страховая. В случае утери посылки почтой именно её отправитель будет требовать к возврату у сервиса доставки. И потому на преднамеренное занижение цены для российского рынка крупные поставщики, наверняка, не пойдут. Да и это просто не в менталитете таких стран, как Германия, Голландия или Америка, откуда и происходит основной товаропоток.
Впрочем, именно Computeruniverse очень дорожит покупателями из России и в начале 2019 года даже делали всплывающую памятку с обновлённым таможенным законодательством нашей страны для российских покупателей. Они же часто разбивают посылки на несколько штук и отправляют в разные месяца. С учётом того, что, с 2020 года лимит в 200 евро действует на каждую отдельную посылку, здесь покупателям и продавцу наверняка удастся найти компромисс.
Понижение порога беспошлинного ввоза — процесс, который неизменно случился бы в нашей стране. У этого процесса слишком серьёзные лоббисты: и члены АКИТ, очевидно недополучающие выгоду из-за более дешёвых зарубежных вариантов, и правительство, теряющее в НДС, который не платится при покупках из-за границы.
Можно лишь возмущаться тем, что, представляя планы по снижению порога беспошлинного ввоза нам не предоставляют других планов. Об ускорении выпуска посылок, о создании системы интернет-оплаты таможенных пошлин или заключении торговых союзов с европейскими государствами.
Не говорится и о том, как это скажется на конкуренции внутри страны. Прямо сейчас цены в условном «Эльдорадо» выше, чем у серых импортёров или заграничных магазинов — и это при том, что они вынуждены конкурировать. А что случится при таком серьёзном занижении порога ввоза и последующем предоставлении тепличных условий для крупных игроков рынка?
К сожалению, прямо сейчас подобные изменения действительно выглядят кабальными. Они бьют по здоровой конкуренции, повышают нагрузку на и без того перегруженные таможенные органы, вынуждают людей проходить долгие процедуры оформления посылок, платить дополнительные пошлины и искать лазейки. И очень хочется, чтобы вместе с повышением налогов повышалось и качество работы всех служб, задействованных в товаропотоке, но об этом в высказываниях Антона Силуанова, к сожалению, нет ни слова.