От «Прирождённых убийц» до «Души»: путь Трента Резнора как кинокомпозитора

Как лидер Nine Inch Nails начал работать с Дэвидом Финчером, стал оскаровским лауреатом и навсегда изменил искусство саундтреков.

От «Прирождённых убийц» до «Души»: путь Трента Резнора как кинокомпозитора

Сейчас имя «Трент Резнор» и слово «Оскар» в одном предложении смотрятся привычно. Но в 2011-м казалось абсолютно невероятным, что лидер Nine Inch Nails обошёл в оскаровской гонке таких мэтров, как Ханс Циммер и Александр Деспла, а конверт с его именем (и именем его соратника Аттикуса Росса) вскрыли звёзды первой величины — Хью Джекман и Николь Кидман. Победу им принесла музыка к фильму Дэвида Финчера «Социальная сеть».

Трент Резнор и Аттикус Росс получают статуэтку

Тогда, десять лет назад, Резнор и сам вошёл в число голливудских знаменитостей. Так началась, пожалуй, самая успешная декада в его карьере, в этом году увенчанная ещё одним «Оскаром» — за саундтрек к пиксаровской «Душе».

Мог ли лидер NIN в далёком 1994-м представить, что он напишет музыку к детскому мультфильму и получит за неё самую престижную кинонаграду? Рассказываем, как Трент Резнор стал сотрудничать с известными режиссёрами и менять взгляд на само понятие саундтрека.

Резнор и Стоун

Началось всё в ключевом для музыканта 1994 году, когда вышел его второй альбом The Downward Spiral. Мрачная, жёсткая, наполненная индустриальными шумами, с предельно депрессивной концепцией, да ещё и записанная в доме, где убили Шэрон Тейт, пластинка превратила Nine Inch Nails в одну из популярнейших групп своего времени. Перед Резнором открылось множество дверей.

Одна из них вела в кинематограф, а именно — в кресло композитора фильма «Прирождённые убийцы» Оливера Стоуна. Сама картина, снятая по сценарию Тарантино, повествовала о влюблённой парочке, которая колесит по Штатам, убивая всех встречных и постепенно становясь кумирами молодёжи.

Трейлер фильма «Прирождённые убийцы»

Фильм получился предельно динамичный, с постоянными сменами визуального стиля — цветные кадры, чёрно-белые, 16-миллиметровая плёнка, кадры на «Супер-8», стилизация под теленовости и ситком. Стоуну нужен был такой же динамичный и разношёрстный саундтрек, и Резнор как продюсер справился с задачей: в картине звучат и Леонард Коэн с Бобом Диланом, и Доктор Дре, и Rage Against the Machine.

Не обошлось и без подарка от Nine Inch Nails: мощный боевик «Burn» они написали специально для картины.

Nine Inch Nails — Burn

Одна печаль: и Стоун и Резнор хотели заполучить для фильма одну из песен Снуп Догга, но Warner Bros. были против, так как рэпера в тот момент судили за убийство. Курок Снуп, конечно, не нажимал, но он управлял автомобилем, из которого велась стрельба. Понятно, что песня такого персонажа только украсила бы подобный фильм, но и без неё вышло убойно.

Кстати, над выходом отдельного саундтрека к фильму Резнор работал в гостиницах во время тура в поддержку The Downward Spiral. Вооружившись программой ProTools, он вычленял из «Убийц» запоминающиеся фразы и микшировал их с песнями.

«Прирождённые убийцы» стали отличным началом. Уже следующий, 1995 год ознаменовался первой совместной работой Трента Резнора и Дэвида Финчера. Полторы декады спустя они образуют не менее крепкую команду «режиссёр и композитор», чем Линч и Бадаламенти или Хичкок и Херманн. А пока в титрах второго по хронологии, но первого в сердцах фанатов финчеровского фильма «Семь» звучит авторемикс на главный на тот момент хит NIN — «Closer».

Вступительные титры фильма «Семь», в которых звучит трек Nine Inch Nails «Closer (Precursor)»

Резнор и Линч

От «Прирождённых убийц» до «Души»: путь Трента Резнора как кинокомпозитора

Следующий этапной работой Резнора в кино стал саундтрек к фильму «Шоссе в никуда». На звуковой дорожке Дэвид Линч собрал по-настоящему крутую компанию — это и Трент Резнор, и его тогдашний подопечный Мэрилин Мэнсон, и герои 70-х Дэвид Боуи с Лу Ридом, и свежие герои The Smashing Pumpkins. Конечно, не обошлось без любимого линчевского композитора Анджело Бадаламенти.

Впрочем, ярче других в картине прозвучали малоизвестные на тот момент Rammstein. Шестёрка из Берлина рассылала свои демки всем крутым режиссёрам с надеждой, что кто-нибудь да снимет им клип. Линч клип снимать не стал, но усилия Rammstein не пропали даром. От их записей постепенно зафанатела вся съёмочная группа, включая самого Линча, и в итоге пара песен попала в саундтрек, что вывело немцев на первый виток популярности.

Nine Inch Nails — The Perfect Drug

Резнор же поучаствовал в создании некоторых звуковых эффектов и, как и как и в случае с «Прирождёнными убийцами», впоследствии спродюсировал выход саундтрека. Что для него, что для Линча это была не самая известная работа, но одна из самых крутых.

Резнор и Росс

От «Прирождённых убийц» до «Души»: путь Трента Резнора как кинокомпозитора

Нулевые годы вряд ли можно назвать самым захватывающим периодом в творческой биографии Трента Резнора, но несколько важных событий тогда всё же случилось.

Во-первых, возобновилось сотрудничество с Финчером: режиссёр снял для Nine Inch Nails высокотехнологичный клип на песню «Only». Комментаторы на YouTube справедливо замечают, что, несмотря на подзаголовок «Dirty», это самое чистое видео NIN.

Nine Inch Nails — Only (Dirty)

Во-вторых, примерно в то же время Трент Резнор объединился с Аттикусом Россом — британским композитором и звукорежиссёром, в разное время работавшим над записями Korn, Bad Religion, Rancid и Зака Де ла Роча.

Прежде Резнор безраздельно властвовал в студии и прочих музыкантов использовал скорее как сессионщиков, но с Россом у него вышел по-настоящему гармоничный дуэт.

В-третьих, вышел инструментальный альбом NIN Ghosts I-IV. Начинённый мрачными и атмосферными инструментальными треками, он звучал точь-в-точь как саундтрек к какому-нибудь неснятому фильму Финчера — например, к вымышленному продолжению картины «Семь».

Резнор и Финчер

Ну а в 2010-м вышел первый полноценный саундтрек Резнора и Росса.

Вообще, Трент ничем таким заниматься не планировал — он хотел отдохнуть после изматывающих гастролей Nine Inch Nails, а заодно немного поработать над проектом How to Destroy Angels, где пела его супруга Мэрикуин Маандиг-Резнор. Но тут появился режиссёр со своим предложением.

Поначалу Резнор недоумевал, что вообще могло привлечь режиссёра зубодробительных лент «Семь» и «Бойцовский клуб» в истории про молодых миллионеров. Но потом музыкант прочитал сценарий и понял, что об отдыхе придётся забыть: намечается что-то очень интересное.

Финчер же изначально был уверен в своём выборе.

Кто лучше, чем Трент, может музыкально рассказать об инновациях, технологиях и коммуникациях?

Дэвид Финчер
Первые 10 минут фильма «Социальная сеть»

Первыми в «Социальной сети» звучат не Резнор с Россом, а The White Stripes — их гитарные риффы сопровождают судьбоносную, как вскоре выяснится, сцену в баре, где Марк Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга по-свински ведет себя с подругой и получает от ворот поворот.

Вскоре он покидает бар, и его долгий поход по тёмным улочкам Кембриджа (запечатлённый, кстати, тайком, потому что снимать эти места запрещено руководством университета) сопровождают неуверенные фортепианные переборы и нарастающий басовый гул, вселяющий дурные предчувствия.

Так звучит трек «Hand Covers Brusie» — первый из трех хайлайтов саундтрека. Второй — поступательное техно «In Motion», под которое, кстати, отлично работается.

Ну а самый запоминающийся музыкальный момент фильма — гонка гребцов — сопровождается электронной обработкой композиции «В пещере горного короля» из сюиты Грига «Пер Гюнт». Кто бы мог подумать, что эта затасканная вещь может прозвучать так свежо. И кто бы мог представить, что гребля богатеньких студентов будет выглядеть так эпично.

«Социальная сеть»: сцена гребли

Выяснилось, что Резнор и Финчер — союз, заключённый на небесах: один всю жизнь снимал холодное, технологичное, мрачное и стильное кино, второй писал ровно такую же музыку.

После «Социальной сети» мы были воодушевлены. Ещё до наград и признания мы поняли, что нашли прекрасную творческую среду за пределами мира рок-н-ролла и Nine Inch Nails. Это был очень интересный способ расширить собственный набор навыков. Было здорово. И мы были в восторге, когда Дэвид сказал: «Привет, я работаю над „Девушкой с татуировкой дракона“», давайте продолжать».

Трент Резнор, композитор

Резнор и Ларссон

Музыкант и режиссёр возобновили сотрудничество всего через год после выхода «Социальной сети». Сейчас, когда новый фильм от Финчера приходится ждать по шесть лет, трудно поверить, что в период с 2007 по 2011-й он снял целых четыре картины: «Зодиак», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Социальная сеть» и «Девушка с татуировкой дракона».

Для экранизации детективного бестселлера Стига Ларссона Резнор и Росс выдали три часа льдистого дарк-эмбиента, идеально подходящего для зимних похождений Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста. В отличие предыдущей работы, этот саундтрек вряд ли станешь слушать отдельно целиком, но в ткань фильма и самой истории он вплетается идеально.

The Girl with the Dragon Tattoo [opening] — Immigrant Song

Ну и не обошлось без броского кавера: на по-крутому старомодных титрах картины звучит зеппелиновская «Immigrant Song» в брутально-индустриальной обработке Резнора. А голосит в ней одна из лучших рок-певиц XXI века — Карен О из Yeah Yeah Yeahs.

Резнор и музыка для спа

У многих фильмов Дэвида Финчера есть характерная черта: они заканчиваются вроде бы более-менее благополучно, но заряжают зрителя какой-то подспудной тревогой, которая после просмотра ещё долго вибрирует где-то внутри. Лучше всего эту черту Резнор и Росс смогли уловить, работая над саундтреком к «Исчезнувшей».

На этот раз режиссёр дал композиторам очень образное задание:

Представьте себе действительно ужасную музыку, которую вы слышите в массажных салонах. То, как она искусственно пытается заставить вас чувствовать, что всё в порядке. А затем представьте, что звук начинает сворачиваться и распадаться.

Дэвид Финчер

Разумеется, он знал, к кому обратиться с такой специфической задачей. Музыка и вправду похожа на то, что играет в спа — успокаивающие, усыпляющие бдительность фортепианные аккорды и синтезаторные мелодии, в которые внезапно вторгается дисгармоничный звук, рушащий мнимую идиллию. Идеальное сопровождение для истории о парочке созависимых психопатов.

В работе над этим саундтреком Резнор и Росс часто использовали самодельные инструменты — коробочки с маленькими микрофонами внутри, странные устройства, издающие нестабильный треск и постукивания. Пример одного из таких инструментов — в видео

Среди всех резноровских саундтреков трудно назвать один лучший, но можно выбирать самые-самые по разным категориям: самый хитовый, самый мрачный, самый светлый. И саундтрек к «Исчезнувшей» в таком случае — самый тонко играющий на чувствах зрителя.

После «Исчезнувшей» Финчер ударился в работу над сериалом «Охотники за разумом» и в долгую подготовку к фильму «Манк», ну а Резнор и Росс начали открывать для себя мир других режиссёров.

Резнор и другие

Для ностальгического режиссёрского дебюта Джоны Хилла «Середина 90-х» композиторы записали неожиданно короткий и мирный по духу саундтрек — всего четыре фортепианные пьесы на 12 минут общего звучания.

В противовес этому музыка для семейной драмы Трея Эдварда Шульца «Волны» вышла размашистой: один из треков, «Wounds Heal», и вовсе длится 22 с половиной минуты. Несмотря на такой хронометраж, вещь не кажется раздутой: будучи опытными минималистами, Резнор и Росс с умом расходуют время и выстраивают драматургию.

Масштабной вышла работа над саундтреком к сериалу «Хранители»: Трент и Аттикус, фанаты оригинального комикса, выпустили целых три альбома музыки, на которых нашлось место всему, что они когда-либо делали — потустороннему эмбиенту, перегруженным гитарам, техно-ритмам, экспериментам с джазом. На сладкое — мощный инструментальный кавер на Дэвида Боуи.

Life On Mars? (из саундтрека к «Хранителям»)

Не обошлось и без казусов: печальную известность приобрёл саундтрек к триллеру «Птичий короб». Нельзя сказать, что он совсем не удался: это всё тот же фирменный резноровско-россовский эмбиент, но звучит он так, будто его записали на автомате и без особого вдохновения.

Когда мы погрузились в работу, нам показалось, что кое-кто халтурит. И ещё нам пришлось работать с монтажёром, у которого был очень плохой вкус. Вот такие у нас бывают преграды на пути к тому, чтобы музыка попала в фильм.

А вишенкой на этом дерьмовом торте было то, что звук сводили как раз тогда, когда мы были в туре. И музыку в итоге свели так, что при просмотре её нельзя расслышать. В общем, всё это… [смеётся]. Мы, чёрт подери, просто время впустую потратили. Мы думали, что никто не будет смотреть этот сраный фильм. Но, разумеется, он стал самым крупным релизом Netflix.

Трент Резнор, композитор

Ещё одним казусом стала работа Резнора и Росса над музыкой к триллеру «Женщина в окне». Композиторы написали, по своим словам, «авангардный» саундтрек, но после тестовых просмотров стало ясно, что их музыка к картине не подходит. В результате в фильм попал саундтрек Дэнни Эльфмана.

Nine Inch Nails в сериале «Твин Пикс»

Ещё в тот период Резнор ненадолго воссоединился с Линчем: Nine Inch Nails появились в третьем сезоне «Твин Пикс». Своим зубодробительным исполнением песни «She’s Gone Away» они украсили самый лютый эпизод за всю историю сериала — восьмой, с ядерным взрывом и лесорубами.

Резнор и джаз

А к концу десятилетия композиторы наконец воссоединились с Финчером. Тот работал над «Манком» — биографией Германа Дж. Манкевича, недооценённого сценариста фильма «Гражданин Кейн».

Трейлер фильма «Манк»

Действие разворачивается в сороковые годы, поэтому Финчер решил максимально стилизовать картину под голливудские ленты тех лет. Разумеется, это отразилось и на музыке: Резнору и Россу пришлось полностью отказаться от синтезаторов и задействовать аутентичные инструменты 1940-х.

Росс и я, как обычно, были напуганы, но я думаю, что любой хороший проект начинается с некоторого дискомфорта.

Трент Резнор

К записи привлекли целый оркестр, но из-за Covid-19 его участники записывали свои партии дома. Несмотря на пандемийные ограничения, композиторам удалось добиться звучания настоящего биг-бэнда.

В итоге получился саундтрек из 52 композиций, которые действительно похожи на привет из сороковых, но обладают тёмной аурой, по которой безошибочно угадывается их авторство.

Резнор и Pixar

Трейлер фильма «Душа»

«Манк» стал самой амбициозной работой Резнора и Росса, но подлинное творческое бесстрашие они проявили, взявшись за музыку к мультфильму «Душа». Должно быть, олдскульные фанаты Nine Inch Nails до сих пор недоумевают, как так вышло, что автор песни «Happiness in Slavery» ввязался в эту историю. Но куда интереснее то, что результат получился блестящим.

Сцена из фильма «Душа»

Вообще-то у «Души» два основных саундтрека. Сцены, происходящие в реальности, в суматошном Нью-Йорке, сопровождаются бодрым джазом авторства Джона Батиста. Резнор и Росс же со знанием дела «озвучили» тот свет.

Нас спрашивали: «Ребята, а зачем вам участвовать в фильме о джазе?» Но так его преподносили иначе. Pixar снимал своего рода рискованный фильм, где главный герой умирает в самом начале. Фильм о том, что происходит после смерти, и что делает жизнь достойной того, чтобы жить.

Трент Резнор, композитор

На этот раз они записали столько музыки, что хватило бы на шесть фильмов. Но попали в «Душу» треки в духе берлинской школы электроники (Tangerine Dream, Клаус Шульце и так далее) — пульсирующий космический эмбиент с повторяющимися синтезаторными паттернами.

Работая над саундтреком, Резнор ничуть не изменил своему стилю: например, трек «Terry Time» построен на его фирменных параноидальных интервалах, которые слышны ещё на первом альбоме Nine Inch Nails.

Трент Резнор и Аттикус Росс получают статуэтку. Вновь

Саундтрек к «Душе» принёс Тренту и Аттикусу второй «Оскар». К слову, им пришлось соревноваться с самими собой — музыку к «Манку» тоже номинировали. Впрочем, гораздо важнее то, что работа над «Душой» открыл более лёгкую, светлую и оптимистичную сторону их творчества.

Трент Резнор и Аттикус Росс совершили настоящую революцию в кино и навсегда изменили искусство саундтрека. Они сильно демократизировали жанр, в котором властвовали профессионалы вроде Ханса Циммера и Джона Уильямса, и открыли дверь в кино андеграундным музыкантам.

Теперь Мика Леви, игравшая экспериментальный поп под вывеской Miccachu, озвучивает похождения Скарлетт Йоханссон в фильме «Побудь в моей шкуре», а Даниэль Лопатин, известный по проекту Oneohtrix Point Never, наполняет синтезаторной паранойей картины братьев Сафди. Даже Юрий Быков при создании своих суровых лент вроде «Сторож» и «Завод» ориентируется именно на звуковые пейзажи Резнора и Росса.

Эпоха оркестровых партитур медленно, но верно уходит в прошлое. На место пришли аутсайдеры с синтезаторами, и путь им освещает Трент Резнор.

239
65 комментариев