Тимур Бекмамбетов и авиация Второй Мировой
В этой статье х��телось бы сделать разбор высказывания "выдающегося" рекламщика-режиссера Тимура Бекмамбетова.
Хотел написать эту статью ранее, но счел ее неподходящей - делать развернутый разбор лжи человека, который особо не парится, что он откровенно врет, посчитал недостаточно резонным.
Однако все изменилось, когда мне на глаза попался анонс нового фильма от Тимура - «Фау-2: Побег из ада». Он связан с темой авиации времен Второй Мировой войны - история побега советского летчика из Шталага на самолете.
В данной статье я разберу высказывание Тимура, касаемой темы авиации во Второй Мировой войне, озвученное им в интервью Юрию Дудю.
Авиация Второй Мировой и пропаганда
В интервью с Юрием была затронута личность Александра Прокофьева-Северского, русского эмигранта, который был вхож в круг общения Уолта Диснея и посещал его особняк.
Северский является незаурядной личностью - храбрый летчик Первой Мировой, вернувшийся в строй после ампутации ноги (задолго до Бейдера и Маресьева), предприниматель и авиаконструктор. Северский был теоретиком и практиком авиации, занимался конструированием самолетов и военной аналитикой.
После начала Второй Мировой войны Северский пишет книгу о роли ВВС в достижении победы. Книга была издана в 1942 году - после Битвы за Британию 1940го, вторжения Германии в СССР, Операции на Крите 1941го, и других крупных воздушных операций и сражений.
Бекмамбетов дает в интервью характеристику этой книге и ее роли:
Одна из его (Северского) идей была в том, чтобы убедить Американское Правительство, что нужно использовать дальнюю авиацию, чтобы можно было бомбить Германию.
По мнению Тимура, Северский был чуть ли не единственным теоретиком, который осознавал роль дальней авиации в возможности нанести урон промышленности Третьего Рейха.
Деятельность Северского в вопросах дальней авиации можно рассматривать исключительно в контексте военной пропаганды, агитаций и популяризации ВВС США в массовом сознании.
К тому моменту, когда книгу стали раскупать с книжных полок магазинов, ВВС США уже имели практический опыт бомбардировок глубоких тылов противника - в апреле 1942 года был совершен рейд на Токио.
Кинематограф и бомбардировки Германии
Тимур Бекмамбетов в интервью выдвигает свое умозаключение, что кинематограф сыграл важную роль в бомбардировках Германии.
Слово Тимуру:
Он (Северский) придумал хитрый способ. Он пришел к Диснею и уговорил его сделать мультфильм про историю авиации и мультфильм должны были посмотреть 2 человека (так и случилось) - это Рузвельт и Черчилль.
Фильм Диснея и Северского 1943!!! года убедил Рузвельта и Черчилля открыть/разработать технологию и способы бомбардировки дальней авиацией.
После просмотра фильма было принято решение о создании войск дальней авиации и они начали бомбить Германию.
Очень красивая история, не имеющая ничего общего с реальностью и здравым смыслом.
Пройду по пунктам:
1. ВВС США и Великобритании к 1941 году уже имели в своем распоряжении бомбардировщики дальней авиации и соединения дальних бомбардировщиков.
2. Британцы совершили первый крупный рейд на Германию в марте 1942 году - был разбомблен город Любек на севере Германии.
3. В августе 1942 года "8-я воздушная армия США" прибыла в Англию и приступила к бомбардировкам на территориях оккупированной Западной Европы.
Американские дальние бомбардировщики в ходе налетов на Германию, июнь-август 1943 года
4. Постер фильма Диснея опровергает умозаключение Тимура
Постер фильма от июля 1943 года содержит эпизод, произошедший за месяц до выхода фильма. Британцы совершили налет на гидроэлектростанции в долине Рура (Германия) и разрушили плотины. По логике Тимура британцы не могли совершить подобный налет, ведь Черчилль еще не видел фильм и не дал добро на бомбардировки.
Заключение
По итогу своего разбора хочу отметить, что высказывание Тимура Бекмамбетова в очередной раз демонстрирует то, как в России проходит работа с материалом. То, что сценаристы и постановщики не могут качественно работать с материалом подтверждается последними годами - когорта фильмов, созданных на основе "реальных" событий и секретных документов.
Формально, Тимур - продюсер фильма, но режиссер грядущего фильма откровенный петрушка - главный визионер фильма не кто иной как сам Тимур.
Что касается истории о роли Северского, то на мой взгляд это просто красивая байка, которую с легкой подачи Тимура превратят в "историю, основанную на реальном подвиге".
В заключение хотелось бы сказать, что если продюсер и его команда не может проверить факты и просто ознакомиться с темой Второй Мировой войны, то грош цена им за это.
Не могу судить о мотивах создания этой картины - продолжение волны "патриотического кинА" и/или мухлёж с государственными ассигнованиями через Фонд Кино.