Манга "Атака титанов". Человек не может желать, что ему желать

После прочтения комментариев к новости о дате выхода продолжения финального сезона, захотелось высказаться по поводу столь противоречивой финальной арки манги. Рассмотрим, что автору (не) удалось показать, какие есть у нее проблемы, причем тут вообще музыкальное видео на один из эндингов и многое другое. Естественно, дальше пойдут спойлеры.

Манга "Атака титанов". Человек не может желать, что ему желать

Ожидание и реальность

Ожидания

Почему фанаты полюбили "Атаку Титанов"? Можно похвалить аниме за отличный продакшен: великолепная музыку Хираюки Савано, экшен от Арифуми Имая и режиссуру Тэцуро Араки.

Но этого всего нет в манге, зато там есть необычный сеттинг, общее ощущения чего-то большего, чем просто сёнэн, и тайна. Тайна – подвал. Когда он будет открыт, он обязательно либо впечатлит либо разочарует. Ведь тяжело оправдать интригу, которая вынашивалась столько лет.

Подвал, скорее, оправдал ожидания, тем более ему предшествовала одна из самых крутых битв, эпизоды её экранизации даже взлетели в топ-10 IMDB среди всех сериалов (не только аниме).

Помимо своего эффекта подвал еще и мгновенно возвысил мангу. Столько чеховских ружей выстрелило, все стало иметь смысл. Если раньше было лишь ощущение что это не просто сёнэн, то теперь-то точно это взрослое произведение. Серьезная драма про войну, на которую мы можем взглянуть с двух сторон и, по задумке автора, понять, что нет правых или виноватых. Просто этот мир – жесток.

Автор же, Хадзиме Исаяма, под впечатлением от Muv Luv Alernative, в какой-то момент начинает играть с воспоминаниями из будущего, общей детерминированностью бытия и подобными темами, с которыми легко обжечься. Эрен теперь может передавать свои воспоминания в прошлое. Оказывается, это он манипулирует своим отцом, чтобы тот убил детей и захватил силу Титана Прародителя. Поворот сюжета – крышесносящий, автор снова провернул поворот уровня подвала, но... стоп, а что это меняет? Ни у кого и раньше же не было проблем с отцом Гришей, зачем это вообще было нужно? Быстрое осознание, что это какой-то поворот ради поворота.

Впрочем, проехали, у нас тут кульминация манги – "Гул Земли" (rumbling). Чистый хайп. "ЭТО УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ!!!" говорят завершающие слова главы в журнале. Эрен – невероятный главный герой, сильный, решительный, патриот своей страны.

Выходит 126 глава и настроение резко меняется, глава сделана весьма посредственно. В ней слишком много событий, моментально решается конфликт с Конни, моментальное воссоединение с Анни (будто-то бы с ней никогда и не воевали) и формирование "Альянса". Это спорная глава, которую очень легко критиковать, но самое главное, она дает очертания дальнейшего направления сюжета. Это, возможно, главная причина ненавидеть ее и Альянс.

Ведь Эрен прав! У него не было выбора, нет другого решения конфликта. Как они смеют ему противостоять! Они хотят спасти мир, они, эти поддонки, cringevengers (cringe + avengers).

Также резко, как пролетает 126-я глава, комьюнити манги разделяется на тех, кто яростно поддерживает Эрена и тех, кто поддерживает Альянс или, по крайней мере, нейтрален.

Ладно, они противостоят ему, но ведь Эрен же теперь всемогущ. Очевидно, что выиграть они не могут. Тогда как закончится манга? Если Эрена остановят, то это не интересно. Определенно, Эрен должен выиграть. Поскольку он не лишил своих друзей и даже воинов Марли титанических сил, значит это только одно – он их убьёт. Появляется интерпретация клипа на эндинг, которая окончательно фиксирует "идеальную" концовку.

Эрен завершает Гул Земли, убивает своих друзей и возвращается к себе домой к своей жене Хистории и их ребенку. Имир же перерождается в виде этого дитя. Эрен держит ее на руках и говорит "ты свободна". Этот кадр сам автор проспойлерил еще очень давно, сказав, что он будет в концовке, поэтому люди нашли куда его добавить.

Какое-то музыкальное видео. Это шутка? Конечно же, видео здесь не причем, многие пришли бы к тому же выводу и так. Ведь идея того, что Эрен победит просто нравится.

Давайте теперь посмотрим на то, что происходит в манге.

Спор в 112-й: Эрен их предупреждает, пытается отдалиться от своих друзей чтобы они не мешали. Потом и вовсю заключает их в тюрьму.

Отец Хистории – фермер? Меня не проведешь, очевидно здесь какая-то тайна. Отец – Эрен. Вот удобно 130-я глава подоспела. Хистория там спрашивает: "что ты думаешь насчет того, чтобы я завела ребенка?" Очевидно, что подразумевается "с тобой".

Воспоминания Эрена в 130 заканчиваются вот так

Все друзья на черном фоне. Над ними повешен death flag - они все умрут.
Все друзья на черном фоне. Над ними повешен death flag - они все умрут.

Примерно в это время Akatsuki no Requiem (AnR) и была рождена.

Желаемое за действительное

Конечно, не все фанаты заскочили на лодку AnR, многие понимали, что это лишь интерпретация. Важно то, что победа Эрена притягательна для большого количество читателей. А когда есть определенный набор идей, разделяемый группой, то часто рождается секта, в терминах реддита: circle jerk. Явление когда группа изживает и затыкает всех несогласных и все более и более убеждается в свой правоте. Жертвой пал самый популярный на тот момент сабреддит по манге r/titanfolk и не только

С этого момента любые события интерпретируются так, как хочется их видеть, а не так, как показывает их автор.

Очень быстро возрастала ненависть к главным героям. Особенно к Микасе, которую называли slavekasa, dogkasa и т.д. Десятки постов посвящаются тому как бы посильнее унизить Микасу. Хорошо общее настроение показывает вот этот пост. Это шуточный и относительно безобидный пост, но тут важно количество апвоутов. 16к+. Менее популярные посты просто показывать стыдно.

Да и остальные члены альянса воспринимались не лучше. Хахаха, вот Рейнор - клоун, думает, что Эрен хочет быть остановленным.

Ну и кто теперь клоун?
Ну и кто теперь клоун?

"You're cringe" говорит Елена всем остальным. На самом же деле в этой главе она лишь отметила, что вы не лучше, чем я, но такое чувство будто никто этого вообще не видит. Лишь единицы отмечают в комментариях, мол люди, вы сами себе накручиваете и будете разочарованы. Конечно же, почти никто не слушает.

Манга "Атака титанов". Человек не может желать, что ему желать

Думаю, настроение понятно. Давайте теперь без остановок сразу перенесемся в финал.

Эффект разорвавшейся бомбы

Итак, огромное количество фанов абсолютно оторвалось от реальности манги. Все решит финальная глава. Первые текстовые утечки появляются в сети. На реддите кипит активность. Пост с обсуждением утечек набирает больше 100к комментариев, это максимум для реддита. Создается второй тред.

Массы фанатов не верят своим глазам, когда читают утечки. Что-то явно здесь не так - это ложь, скоро появится настоящая глава и все прояснится.

Прояснится, что утечки были правильные. Происходит очень болезненное осознание, как если бы плоскоземельцев отправли в космос.

Комьюнити взрывается. Угрозы кидаются редактору манги. Это именно он виноват. Нет это жена Исаямы (лол), нет это сам автор. Предатель, обман, в последний момент все поменяли, нас не проведешь.

Кто-то даже сходит с ума.

Эффект такой сильный, что люди даже не читают главу, но уверены, что она плохая из-за чужой реакции.

Не читал, но осуждаю!
Не читал, но осуждаю!

Самое ироничное это то, как фанаты "исправляли" концовку. Они просто поменяли пару фраз, увеличили число жертв и сделали так, что Эрен любит Хисторию, а не Микасу (которую все ненавидят). Комментарии там, кстати, по делу, но 7k кармы и 200 наград о многом говорит.

Неоправданные ожидания важны на эмоциональном уровне. Например, я не люблю последнюю трилогию "Звездных Войн" и поэтому просто не пошел на 9-й фильм. Я не будут говорить, что это плохой фильм, т.к. мне просто уже не интересно, и тем более я не буду гореть "да как они посмели". А вот если бы сложилось впечатление, что в IX-то все исправят и надо сходить, то, возможно, негативные эмоции от разочарования были бы сильнее простой индифферентности. В случае с Титанами для многих эта ситуация была доведена до критической точки.

Показательно, что такая реакция в основном возникла на западе (не везде) и вроде бы Китае. Японцы и корейцы, например, судя по словам знающих язык, восприняли хорошо. Вот, например обзор с 1млн+ просмотров с положительными комментариями (google translate в помощь). Да и продажи главы в Японии были весьма достойны, во многих местах полностью распродали тираж. Другими словами, здесь явно есть культурные и личные особенности восприятия.

Так что же произошло? Давайте разберемся.

Детерминизм и Эрен

Основная проблема, пожалуй, в том, как воспринимается Эрен. Эрен не до конца понятен, из-за чего каждый видит в нем то, что хочет. Его мотивы многогранны и открываются постепенно. Перед разными людьми он предстает в разных образах . Такая манера повествования, наверное, самая большая ошибка Исаями. Потому, что каждый раз, когда часть пазла открывается может сложиться впечатление, что его поведение противоречит предыдущим действиями или словам. Кому-то он говорит одно, другим - другое, а потом действует наоборот. Вот и возникает это ощущение: "Это не я не разобрался, а просто автор дурак!"

Так кто же такой – Эрен?

По существу, я не думаю, что произведение судит о том, что "правильно", а что "неправильно". Скажем, когда я читал "Himeanole" Фуруи Минору, я знал что общество, следуя социальным нормам, будет считать серийного убийцу непростительным. Но когда я начал рассматривать его жизнь и ее условия, я задался вопросом "Если это для него естественно, то кого винить?". Я даже думал: "Это лишь случайность, что я сам не родился убийцей?". Мы можем оправдывать то, чего не можем достичь фразой "что мы недостаточно старались", здесь есть некая горечь. С другой стороны, для преступника подход "Я таким стал не из-за того, что мало старался" это форма утешения...

Хадзиме Исаяма

Другими словами, манга сочетает детерминизм и свободу воли. В 130 главе Эрен говорит об этом напрямую в своих мыслях: "Даже если все было увековечено в камне с самого начала... Даже если это мои желания...".

Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать

Шопенгаур

Эрен не знает источник своих желаний, он был рожден таким. Еще в 73 главе (3 сезон, эпизод 13) Эрен говорит Армину, что мысли о свободе предают ему сил, но он не знает почему. Затем то же самое он повторяет в финальной главе. В мире титанов, видимо, никто не знает почему они это делают. Ани спасает Армина в первом сезоне, не понимая зачем, Николло спасает скаутов от вина и остается в недоумении.

В известной фразе Эрена "потому что я был рожден в этот мир" важно еще словосочетание в этот мир. Будучи рожден в другом мире тот же самый человек оказался бы в других обстоятельствах и все было бы по-другому. Это часть детерминизма. Если бы Микаса дала другой ответ... это был бы другой мир.

Фатальный изъян Эрена - его помешательство на свободе. На том чего не существует.

Кенни: "Мы все рабы чего-то". Леви: "Они двигаются вперед, потому что всегда опьянены чем-то."

Для Эрена воплощение свободы, это мир за пределами стен, мир из книг Армина. Но выйдя за пределы стен Эрен не чувствует свободы, он не может насладиться моментом. Потому что, в отличие от Армина, его никогда не интересовал океан сам по себе. Его бесило то, что он не может его увидеть. Эрен никогда не достигнет свободы, потому что существование человека всегда ограниченно реальным миром и его физическими возможностям. Единственное, что он в силах - это достичь свободу для своих друзей и частично для себя. Не даром Эрен так смотрит на Армина в последней главе. Видя те самые реки огня, Армин может чувствовать что-то, что Эрену не доступно.

Ах, если бы не было людей за пределами стен. Эрен ненавидит факт существования человечества, потому что это препятствие на пути к свободе. Он хочет его уничтожить, стереть, но он не ненавидит конкретных людей.

Проблема в том, что Эрен не из тех, кто легко может остановиться, когда задета его "свобода". Если работорговцы угрожают тогда еще малоизвестной ему девочке Микасе, то нужно их убить. Уничтожить тварей, колоть и колоть, СДОХНИТЕ МРАЗИ! Если Армина избивают другие дети, то нужно их догнать и отомстить, нельзя ни в коем случае дать им уйти, даже если Армин этого не хочет. Если человечество своим существованием ограничивает свободу, то значит надо уничтожить человечество. СДОХНИТЕ ЖИВОТНЫЕ!

Для человека с молотком все будет гвоздем. В текущих обстоятельствах Эрен не может не использовать "Гул Земли". Причем использовать именно так, как было в манге, потому что мир детерминирован именно так. Пи = 3.14159... и точка. Обсуждению не подлежит. Ягами Лайту нельзя давать тетрадку, Уолтеру Уайту давать варить мет, Эрену силу Атакующего Титана.

Основная двигающая сила – желание. Желание уничтожить человечество. Желание свободы для своих друзей. Желание, чтобы друзья жили долго и счастливо.

Вечная жизнь Элдии? Не в приоритете. Нам 3 сезона показывают какие на острове ублюдки, которым наплевать на людей. Подземный город где условия хуже, чем в лагерях Марли, "геноцид" Aккерманов и азиатов. Эти люди никогда не будут жить в мире. Эрен не патриот, это лишь маска, чтобы манипулировать Флоком и отцом. Но жизнь острова важна, потому что там живут его друзья. Это напрямую следует из аксиоматических желаний.

Эти цели невозможно выполнить на 100% поэтому, выражаясь математическим языком, нужно максимизировать целевую функцию.

В этом плане манга вполне себе завершается их максимумом. Да, не полностью (Саша мертва, часть человечества выживает), но в сумме всех целей – это компромиссный максимум. Нельзя завершить "Гул Земли" или же остановить раньше (50-летний план), ведь останется сила Титанов, а значит Армин (и Хистория во втором случае) умрет.

Но самое главное, "Гул Земли" - это то, что манит, это то, чего хочется, это "этот сценарий" о котором Эрен упоминает в сцене с отцом. Все остальное лишь оправдание и рационализация желания. Эрен не будет ничего делать, чтобы предотвратить "этот сценарий", не расскажет о будущем никому из друзей, не начнет с частичного Гула Земли (всегда можно продолжить, если не помогло). Ему, как Уолтеру Уайту, просто нравится это.

Эрен персонаж с изъяном, который запутался в собственных мыслях. Персонаж, который может вести себя противоречиво. Он так устроен. Критиковать Эрена также продуктивно как критиковать Декстера за то, что он же может просто перестать убивать.

Эрен - это лучшее, что есть в финальной арке. Его главы, где Эрен предстает в своем истинном обличие, 130 и 131 (+ 73 но ее значимость тогда была неочевидной) - жемчужина арки и одни из лучших глав во всей манге. Как же жаль, что автор уделил ему столь мало времени.

Финал и Имир

Как уже отмечалось, финал взорвал сообщество. Я могу лишь согласиться, что он показан в излишней спешке и обладает многими недоработками. Остается лишь мечтать о том, что автор растянул его главы на 2-3. Надеюсь хоть в аниме будут улучшения. Как минимум английский перевод окажется лучше.

Например, Райнор в оригинале говорит что-то вроде "Ну ты и ушлепок, Эрен" (yatsu), а в переводе "What a man you are".

"Спасибо. Ты стал массовым убийцей ради нас." – другая мем-фраза, которую сложно воспринимать серьезно в такой формулировке.

Имир – еще один спорный персонаж эндинга. Про нее мало, что можно написать, т.к. она не произнесла ни слова. Как и остальными персонажами, Имир двигают желания. Из-за ее молчаливости мы можем лишь спекулировать, но одно было сказано четко: Имир испытывала чувства к королю Фрицу и она хотела чтобы Микаса сделала выбор и преодолела свою любовь к Эрену.

Микаса это некая альтернативная версия Имир и ее противоположность.

  • Имир была сделана рабом, Микаса была спасена от рабства.
  • Фритц лишил Имир всего, использовал ее. Эрен же полюбил Микасу. Он даже преодолел себя и пожелал ей двигаться дальше, пожелал забыть о нём, хотя ранее (хронологически) признался Армину, как он этого не хочет.
  • У Микасы была настоящая любовь. У Имир болезненный стокгольмский синдром.

Даже при такой настоящей любви Микаса все равно смогла убить Эрена. Имир понимает это, осознает как на самом деле выглядит любовь, признает свою ошибку и перестает держаться за мир Путей, уничтожая его. Впрочем, можете предложить свою интерпретацию чувств Имир. В манге прямого ответа нет. Автор просто забил.

Понятно, что конкретное желание Имир увидеть выбор Микасы кажется весьма случайным. Признаю, это был некоторый чит от автора. Это важный пункт, замени который, все сложилось бы по другому. Но ведь это и есть основная особенность детерминизма! Это правда, все сложилось бы по другому. Но в этом жестоком мире предпосылки были именно такие и сложилось все именно так. Люди с религиозным мышлением часто используют аргумент подгонки. Мол, наш мир идеально подогнан. Да, но иначе нас бы не существовало.

Наративно произведение выстраивалось вокруг: "повторять ошибки снова и снова", "нельзя забывать историю", "нет оправданий геноциду", "уничтожая мир вокруг вы лишь воссоздаёте его копию в меньших масштабах". Все это не может привести к безусловной победе Парадиза ценой всех остальных. Даже если бы Гул бы завершен, Исаяма нашел бы способ уничтожить Парадиз.

Знаю, что многих сильно триггерят дополнительные страницы. Спустя столетие (столетия?) идет какая-то война из-за неизвестных причин и уничтожается город рядом с могилой. Я надеюсь, все понимают, что интерпретация "Парадиз уничтожен в будущем из-за Гула Земли 100 лет назад", это ваши попытки выдать желаемое за то, что специально оставлено неопределенным.

Мы не знаем как будет выглядеть мир в будущем и каково будет отношение к Элдийцам. Эрен совершил самое серьезное преступление из виданных миром, но своей страной на официальном уровне он не был порицаем. К чему это приведет мы не знаем. Возможно ни к чему хорошему, но определенно, что основная причина почему ненавидели элдийцев все равно ушла. Наивно думать, что элдийцев ненавидит за историю. Причина ненависти была четко объяснена капитаном Гроссом и самим Эреном. Элдийцы - монстры, которые могут в любой момент стать титанами. Представьте, ваш сосед - Элдиец. Возможно, хороший человек, но что если придет кто-то с силами Зика. Все погибнут - именно это камень преткновения, а не история. Когда мир узнает об пацифизме короля во время объявления войны, первая реакция людей: "Если они не собираются вторгаться, то чего мы так паримся?" Только потом Вилли раскручивает толпу, что Эрен Йегер новая угроза. А Эрен, конечно же, с удовольствием подкидывает дров в огонь.

Что же показано на той странице? Да кто его знает? Стандартная для манги идея, что люди всегда будут воевать? Мир не может быть вечен. Уникальные ресурсы или режим иегеристов, неверное, стали причиной будущего конфликта. Это разумная интерпретация и я не вижу почему из разных интерпретаций нужно выбирать не ту, которая соответствует предыдущем идеям манги.

Впрочем, в итоге все равно остается слишком реалистичная, даже нигилистическая картина. Если мир детерминирован, а люди в нем рождаются со склонностью воевать, то в долгосрочной перспективе ничего нельзя изменить. Мира не достичь! Он может быть только временным. Фрэнсис Фукуяма ошибается, не будет "конца истории".

Мысль печальная и не вдохновляющая, а поэтому не вызывающая как положительных так и сильно отрицательных эмоций.

Пару слов про дерево. Сила титанов и пути - это то, что было создано Имир. Что будет с другими людьми при контакте с источником всего сущего неизвестно. Я думаю, последний кадр не более, чем "жизнь всегда найдет путь" из главы 137.

Критика

Статья слишком быстро разрастется. Давайте, я кратко пройду по еще не упомянутой критике и проблемам.

Действия Эрена слишком легко оправдать в рамках сюжета.

Исаяма не пытается раскрыть мир подробнее. Из-за этого тяжело сочувствовать миру. Причем автор не останавливается, наоборот только нагнетает: остальной мир относится к Элдийцам еще хуже, чем Марли. Скауты - идеалисты для них нет оправдания геноциду и жизнь ценой человечества (ради которого они двигались вперед) не стоит того. Быть может Исаяма думал, что смотря столько времени со стороны скаутов для нас это будет очевидно. Но это не было очевидно.

Несправедливо! Манга оправдывает или не наказывает некоторых персонажей, оправдывает любовь к "педофилу", оправдывает геноцид.

Никто и не обещал, что это манга о справедливости. Она о жизни и конфликтах, а жизнь не справедлива. "Оправдание" геноцида я уже рассмотрел. Любовь Имир и не подразумевается как нечто, что должно понравиться. Соглашусь, что Эрен слишком хорошо был принят персонажами в 139 главе. Реакция Анни вообще не понятна. Однако, нельзя сказать, что он не был наказан если уж тема наказаний так важна. Тот факт, что он в каком-то смысле причина смерти матери, самой серьезной травмы в его жизни, мне кажется неслабым наказанием.

К слову, автор осознал это и в финальной редакции добавил к словам Армина "твой омерзительный поступок". В конце концов, давайте меньше смотреть на слова и больше на действия. Эрен говорил, что попробовали все, хотя в реальности он сбежал при первой же проблеме. Армин может говорить все, что хочет, но он рисковал своей жизнью и этим показал свою позицию.

Автор меняет правила на ходу: стирание памяти Микасы, убийство Зика останавливает Гул Земли, хотя Имир должна действовать самостоятельно.

Эрен не менял память Микасы. В 138 главе наратив идет со стороны Эрена, Микаса лишь "подыгрывает". Прошло ли на самом деле 4 года? Не думаю. Это не воспоминания Микасы, Эрен сам произносит, что якобы произошло. В самый последний момент перед смертью он показывает ей альтернативный мир.

С Зиком можно спекулировать зачем он все еще нужен, но на самом деле это не имеет значения. Если Имир сейчас действует самостоятельно, то она также самостоятельно может остановить титанов в нужный момент. Ей так хочется. Дешевое объяснение? Какое есть.

У всех сюжетная броня

Это правда. Сюжетной брони у героев прилично. Я уже отмечал в комментариях, что автор загнал себя здесь в ловушку. Силы Титана Прародителя слишком сильны. В контексте мира он непобедим. Поэтому единственный оставшийся вариант, это то, что непобедимый противник хочет проиграть. В этой ситуации все меняется. Теперь броня частично обоснована. Ведь, как минимум, Микаса и Армин должны были выжить. Само мироздание сделает все, чтобы они выжили. Любые события будут повернуты в нужную сторону. Бертольду не суждено было умереть в тот день. Микасе и Армину не суждено было умереть в этой битве. Чтобы они выжили Фалко обязан был получить его силу.

Есть одно существенное "но". Как только ты понимаешь, что вторая сторона не особо-то горит желанием противостоять героям, то ставки становятся очень низкими. Герои не могут погибнуть, если сами не захотят самоубиться. Поднять ставки автор мог. Для финалы нужны Микаса и Армин (и Фалко как транспорт). Уж из воинов-то Марли можно было кого-нибудь убить. Райнор поднимает руку: "Меня! Меня!".

Для меня же лично это не было совсем уж большой проблемой, ведь герои-то не знают, что они "в броне". Как минимум, мы получили масштабный экшен из-за которого аниматоры MAPPA, я думаю, ненавидят Исаяму. У них впереди много бессонных ночей.

Заключение

Остановлюсь на этом. Финал Атаки Титанов это не пик манги. Он не сравнится с "Возвращением в Шинганшину" или "Объявлением войны", но я все равно рад, что он был. Так уж вышло, что финал очень чувствителен к восприятию и интерпретациям. Разные люди видят в нем разное. Исаяма определенно совершил ошибки в форме повествования. Слишком амбициозным было показать трагедию Эрена Йегера так.

Уолтер Уайт − главный герой, от его лица идет почти все повествование. Аналогично с Декстером и Ягами Лайтом. Эрен же главный герой, который появляется эпизодически. В рамках основной битвы он просто спит.

"Атака Титанов" конечно же, сёнэн выходящий в сёнэн журнале. А значит сюжет здесь – это прежде всего клей, связующий и дающий фон для битв и экшена. Арка Восстания не была так уж хорошо воспринята, поэтому не удивительно, что в финале Исаяма решил не ударяться в психологию слишком сильно.

При этом всем, критика финала, как правило, гораздо более низкого уровня, чем сам финал. Зачастую это лишь рационализация желания увидеть "темный финал как в Devilman" или "патриота, который ни перед чем не остановится ради своей семью и страны" или "Возвращение в Шинганшину 2.0". Эти желания, словно желания самого Эрена так манят, что когда ты понимаешь, что они не исполнятся, наступает сильное разочарование.

"Я хочу все стереть" – в этот момент фрустрации люди максимально близки к тому состоянию, в котором был сам Эрен.

141141
64 комментария

Комментарий недоступен

50

Насчет ЖЖЛ: люди просто уже давно привыкли к ружьям Чехова. Если их повесили на стене, они должны рано или поздно выстрелить. В ЖЖЛ много чего так и не выстрелило, от мелочей вроде Кареры, которая обещала вернуться, вплоть до мотивации главного героя (вылечить больную маму). Делает ли это ЖЖЛ хорошим или плохим произведением? Тут каждый думает как хочет.

2

Комментарий недоступен

37

Полотно не плохое, но люди прицепились к больным фанатикам и упускаю тот момент, что всё таки некоторые вопросы остались без ответа, появилось кучу роялей, не все ружья выстрелили. Эволюция персонажа была слита потому, что финальный Эрен в итоге ничем не отличается от того, что был в начале манги. Также не стоит забывать, что после таймлайна произведение вполне начинало восприниматься, как сэйнэн. И в итоге финал сливается в клишированный сёнэн(с чего и начинался). Слова в статье, мол сори ребята, не будем забывать, что это сёнэн, сюжет причина для драчек, говорит о финальной арке многое. Моё мнение: Исаяма так закрутил, что не смог по человечески раскрутить. А любовная арка с Микасой и в правду странная. Чисто Наруто стайл.

25

Эволюция персонажа была слита То есть ты выдумал себе какую-то эволюция в голове у персонажа и теперь сетуешь на то, что её слили? Понимаю
Печально, что люди ставят эфемерную "эволюцию" персонажа как само собой разумеющийся фактор, который должен быть у всего и вся. И люди даже не задумываются, а нужно ли это всё, а зачем это. Просто должно быть и всё.
Эрена с самой первой серии показывали как человека, который не остановится на пути к своей цели и это лишь проблема зрителя, который не поверил ребенку и был втянут в свой же обман себя самого своими мыслями о каком-то пунктике на развитие . Эрен остался верен себе на протяжении всего сериала и об этом твердили буквально всё время, но в почёте нынче, как я вижу, не следование своим принципам от начала до конца, а "развитие" и "эволюция". Зачем оно правда никто так и не рассказывает, ну да ладно 

8

Со многим согласен. По сути люди загнали самих себя в шаблонные рамки. Если главный герой, то не глупый, целеустремлённый, не размазня и т.д  и т.п. Людям уже давно и в голову придти не может, что автор хочет рассказать историю не о кукольном идеальном человечке. Не дай боже автор попытается сделать персонажа, внимание, человеком! Человеком, который сомневается, не всегда знает чего хочет, разламывается между двумя полярностями и которого, не дай боже, могут посчитать глупым. Нет, сразу сжечь, минус ПЯТЬ баллов, вы чтоооо. 

22