Где логика в этом сюрреалистичном геймплее?

Сверхреализм, надреализм, причудливые образы, парадоксальное сочетание объектов, иррациональные ситуации – все это сюрреализм. Этот стиль проявил себя в разных медиа и в конце концов пришел и в видеоигры. Сюрреалистичных игр накопилось уже много, но все они работают в основном только лишь с художественным языком стиля, то есть создают сюрреалистичные образы (персонажи, предметы на локациях), используют цветовую гамму, характерную для живописных работ сюрреалистов или же в оформлении локаций применяют прямые референсы к известным картинам. Проще говоря, художники создают мир игры по законам сюрреализма как художественного стиля, чтобы они были похожи на картины Сальвадора Дали, Рене Магритта, Джорджо де Кирико и др.

Разработчики игры Back to Bed используют цветовую гамму известного художника Джорджо де Кирико
Разработчики игры Back to Bed используют цветовую гамму известного художника Джорджо де Кирико

Но есть особые игры, которые идут не только по визуальному пути, но и осмысляют сюрреализм в геймплее. Именно к таким играм и относятся все игры студии Rusty Lake. Как признаются сами разработчики, вселенная их игр вдохновлена известным сериалом «Твин Пикс» Дэвида Линча, который наполнен мистикой, таинственностью, странными ситуациями и персонажами, именно такую атмосферу разработчики и стремятся создавать в своих играх и не безуспешно. Давайте разберемся в том, какие для этого они используют приемы.

Во-первых, разработчики преподносят игроку образы, в которых по законам сюрреализма сочетается несочетаемое. Самый явный в данном случае пример – это неоднократно встречаемые люди с головами животных, птиц или же насекомых. Данный визуальный прием мы можем встретить в работах известного живописца-сюрреалиста Рене Магритта в произведении «Коллективное изобретение», на котором изображено фантастическое существо – полуженщина-полурыба.

Rusty Lake Paradise
Rusty Lake Paradise
Коллективное изобретение. 1934 год Рене Магритт
Коллективное изобретение. 1934 год Рене Магритт

Во-вторых, разработчики, что самое главное, создают сюрреалистичный геймплей. На статичных полотнах сюрреалистов мы видим только лишь образы, которые сочетают несочетаемые в себе вещи. Кино способно воспроизводить абсурдные ситуации, нелогичное поведение персонажей и странные диалоги. Но только игры могут заставить ДУМАТЬ в сюрреалистичном ключе. Игры студии Rusty Lake созданы в жанре квест, то есть в жанре, где логика является основополагающим элементом, но при этом в геймплее серии Cube Escape, серии Rusty Lake, в The White Door и в Samsara Room отсутствует логика привычных действий. Все эти игры наполнены парадоксальными ситуациями, которые игрок никак не ожидает увидеть. Разработчики выстраивают иррациональные и ломающие логику причинно-следственные связи, например, спрятанный в часах персонаж, у которого можно открыть сосок, и попасть в новую локацию, и игроку по идее надо было предположить или иметь в виду, что сосок может выполнять роль двери. Со схожей ситуацией можно столкнуться в игре, посвященной Винсенту Ван Гогу - Cube Escape: Arles, где после того, как вы совершаете прославленный акт художника – отрезание уха -, ухо Ван Гога становится новой локацией с головоломкой.

Rusty Lake: Roots

Сюрреалистичный геймплей ломает привычную логику игры и как результат заставляет игрока буквально думать в сюрреалистичной парадигме – соединять несоединимые вещи, ожидать абсурдных последствий и думать нелогичными причинно-следственными связями. И это не та ситуация с плохо проработанным геймдизайном головоломок, когда при соединении вещей в классическом квесте отсутствует здравая логика.

Почему то, что делает студия Rusty Lake, важно: используя сюрреализм не только с точки зрения визуальной составляющей, а применяя его к игровым механикам, разработчики дают развитие классическому художественному стилю в новом медиа – видеоигре, создавая новые законы работы стиля сюрреализм, таким образом встраивая игры в общекультурный контекст развития истории искусства и культуры.

Говорить о сюрреализме в видеоиграх можно не только на примере игр Rusty Lake, саму суть сюрреализма, его отличительные черты и как вообще определять где сюрреалистичная игра, а где нет, мы раскрываем в видео.

P.S.: идея видео о сюрреализме в играх возникла после того, как мы посмотрели ряд видео на данную тематику на youtube, и пришли к выводу, что основная масса авторов не корректно трактует и применяет к играм этот стиль.

Текста и видео: Ирина Шедько – искусствовед, автор Новой видеоигровой критики

3131
12 комментариев

Да нет, связи то как раз таки логичные, просто они абстрактные и отвязанные от конкретных предметов.

Что-то уровня тестов на формальную логику:
Выберите правильный ответ на основе тезиса: "Я знаю, что все коровы зелёные, на основе чего я могу сказать что:"1) Среди коров есть синие коровы2) Любая случайно выбранная корова будет зелёной3) Среди коров нет ни одной зелёной4) Нет верных ответов

В реальном мире этот тезис не является правдой, но для проверки собственной логики необходимо абстрагироваться от сущностных характеристик клаузы и опыта, который связан с этими сущностями.

12

Комментарий недоступен

8

Я в Rusty Lake чуть не умер, когда на муху в мышеловке рыбу поймал. Но мне нраиццо

2

Прошёл однако все квесты этой студии ни разу не гуглив прохождение. Сюрреализм хорошо так зашёл, главное сразу принять правила. В отличии от крупных игр типа monkey Island, full throttle и grim fandango. Многие загадки в них такие же нелогичные но комплексные, и игры сами по себе намного масштабнее.

1

Вот ведь и здание специальное построено, для принятия законов. А вот черта с два, помимо убийств, рабства и каннибализма основными проблемами законодательства являются трансгендеры, гомосексуалисты и вегетарианцы, как выяснилось. На данный момент игра не очень. И я сомневаюсь, что что-то изменится.

1

Комментарий недоступен