ПИКСЕЛЬ АРТ от появления до нашего времени

Введение

С момента своего появления в начале 70х годов прошлого века, пиксель арт остается одним из наиболее популярных направлений в компьютерной графике.

Он прошел долгий путь от бессмертной классики, до дешевых безделушек со дна Стима.

Почему пиксель арт вообще появился? Откуда взялось слово пиксель и что оно значит? Почему пиксель арт остается популярным на протяжении почти 50 лет и как он связан с французскими живописцами 19 века? Обо все по порядку.

Истоки

Начнем с простого — что такое пиксель? Ну, разумеется вы знаете, что же мы, за дураков вас держим? Вовсе нет, ведь слово “пиксель” давно и плотно вошло в современный лексикон, и всем прекрасно известно его значение, но откуда взялось само слово — предмет отдельных споров.

Наиболее распространенная версия звучит так — пиксел, именно такое произношение является верным, без смягчения на конце, это сокращение от picture element. В свою очередь слово pictures в английском языке принято сокращать до короткого pics, которое позже трансформировалось в жаргонное pix.
Таким образом появилось словосочетание pix element, которое затем сократилось до уже знакомого нам pixel.

И так, Picture element, он же pixel, означает наименьший элемент в растровой графике, основу основ.

Пикселы как атомы, или кирпичики, из которых собирается нечто большее. Такой прием построения графики был продиктован техническими ограничениями железа тех лет.
В те времена никто и подумать не мог, что когда-нибудь в играх можно будет выстраивать всю сцену целиком, поэтому оставалось кропотливо, подобно строительству дома или созданию мозаики, собирать картинку из небольших плиточек-пикселей.

Однако, придумали этот прием не разработчики прошлого, а живописцы прошлого, а именно представители французского неоимпрессионизма.

В 1884 году парижский художник Жорж-Пьер Сёра написал картину “Воскресный день на острове Гранд-Жатт”, которая дала начало пуантилизму.

Пуантилизм, буквально переводится с французского как “точечность”. Технически, в основе пуантилизма лежала техника нанесения точечных, раздельных мазков прямоугольный формы.
При этом художник отказался от традиционного смешения красок, потому что мозг сам смешивает краски в нужные цвета, когда цветные точки создают на полотне единый визуальный образ.

Очень похоже на пиксель арт, не находите?

Первооткрыватели

Прародителем пиксель арта, как и современных видеоигр вообще, является легендарный Pong — аркадный настольный теннис.

Игра вышла в далеком 1972 году для игровых автоматов, а спустя 5 лет, в 1977, и для домашних консолей Atari 2600. И хотя на самом деле Atari позаимствовала идею Pong у своего конкурента, консоли Magnavox, в историю вошла именно версия Atari.

В незамысловатой, как сейчас кажется, аркаде, всего несколько графических элементов. Pong можно назвать апофеозом минимализма, и современный игрок может подумать, что игра выглядит так из-за технических ограничений тех лет, но это не совсем так. На Atari 2600 были гораздо более богатые в визуальном плане игры, поэтому минимализм консольной версии Pong — осознанное творческое решение.

Перед тем как продолжить, пройдемся по самым значимым игровым событиям индустрии тех лет.

Начало 80-х ознаменовалось приходом легендарной Nintendo Entertainment System, она же NES, она же Денди.
Именно NES видеоигры обязаны повсеместной популяризации.

Ну а мы запомнили первую Нинтендо как консоль с самым трушным пиксель артом, ведь эпоха 80-х подарила индустрии много эпохальных игр изменивших историю. Именно в этот период появились Pac-Man, Mario, Donkey Kong, Galaga, Mega Man, Metroid, Legend of Zelda и многие другие.

В 1984 году студент Йельского университета Джордан Мехнер выпустил игру Karateka. Сначала игра была доступна только на компьютерах Apple 2, но затем набрала невероятную популярность и разошлась по всем основным платформам той эпохи.

Джордан Мехнер решил не останавливаться на достигнутом, и в 1989 году создал легендарную Prince of Persia. Кроме стильного минималистичного дизайна, в игре была передовая на тот момент система анимаций.

Если честно, принц 89’ года до сих пор двигается реалистично.

Секрет в том, что для создания анимация Мехнер использовал технику ротоскопирования — это такой прием, пришедший из мультипликации, когда сначала на камеру снимают движения реального человека, а потом буквально обводят его и таким образом точно переносят его движения на нарисованного героя.

Тем временем, в 1987 Nintendo закрепили успех обновленной версией легендарной консоли под названием Super Nintendo, или просто SNES, которая успешно просуществовала аж до конца 90-х, а в Японии поддержка вообще прекратилась только в 2003 году.

Вообще 80-е по понятным причинам стали символом пиксель арта, других графических технологий просто не существовало. Разработчики пытались разнообразить видеоряд, но в основе все равно лежали пресловутые пиксели.

Конец 80-х также отметился появлением серии Final Fantasy, игры которой долгие годы оставались верными пиксель арту, ну и невозможно пройти мимо пиксельных point-and-click квестов от Lucasarts.

Кроме пиксельных игр никаких других в 80-е не было, поэтому нам не хотелось бы зацикливаться на этом периоде и пытаться вспомнить вообще все классные игры, мы все таки про сам пиксель арт хотим рассказать, поэтому двигаемся дальше.

Итак, пиксель арт начал терять популярность в 1994 году с выходом пятого поколения консолей, которые поддерживали полностью трехмерную графику. Не смотря на общую неказистость первых 3d-игр, сама технология очень впечатляла.

Двухмерная, так называемая спрайтовая графика продолжала повсеместно использоваться в 90-е годы, но мы не будем относить ее к классическому пиксель арту, потому что в это время спрайты были скорее необходимостью, а не творческим решением.

Например, создатели оригинальной DOOM создали полностью трехмерные уровни, который стали основой левел-дизайна, но враги и оружие были спрайтовыми, пиксельными.

В данном случае уместно привести в пример Mortal Kombat и Street Fighter — первый был пиксельным лишь формально, потому что пиксель артом были оформлены задники на локациях и некоторые эффекты, а герои же были перенесены с помощью фотографии.

В то время как Street Fighter использовал классический пиксель арт вплоть до 1997 года.

Также не стоит забывать, что 90-е — это и Sonic, и Metal Slug, и продолжение Final Fantasy, и тот же Street Fighter, и адвенчуры Lucasarts которые вообще являются выдающимися образцами арт дирекшена, просто посмотрите как выглядят The Secret of Monkey Island, Day of the Tentacle и Full Throttle.

Однако было очевидно, что эпоха пиксель арта подходит к концу, уступая новым измерениям.

Закат

Трехмерная графика изменила основы геймплея и переход в 3d до сих пор остается наиболее масштабным событием в истории индустрии. Со временем, трехмерные игры просто заменили собой пиксель арт как основной прием технического и визуального исполнения.

С середины 90-х по начало 2010-х, более чем на 15 лет, про пиксель арт практически забывают. До конца 90-х продолжали выходить многочисленные продолжения известных серий, но про что-то принципиально новое говорить не приходилось...

Возрождение

Переход в 3D, кроме всего прочего, привел так же и к коммерческому успеху. Люди были готовы платить за инновационные технологии, инвесторы обратили внимание на рынок видеоигр, и в индустрию хлынули деньги. Именно по этой причине в начале нулевых начал зарождаться легендарный конвейер, производство ААА-игр поставили на поток, и все решили, что время небольших и скромных творений закончилось, но не тут то было.

В 2005 году Microsoft представляет Xbox Live Arcade. Запуск новой площадки знаменует появления индустрии небольших игр от независимых разработчиков. Сейчас инди игры занимают огромную часть рынка, но тогда все только начиналось. Microsoft хотели впечатлить игроков, поэтому среди простеньких развлечений, вроде Dash of Destruction и The Maw, в Arcade выходили серьезные игры от серьезных ребят, вроде Shadow Complex.

Где тут уже традиционный для инди пиксель арт, спросите вы? Так вот же он, в многочисленных HD-версиях старых игр, которые заполонили Arcade. В разное время в сервисе выходили Gauntlet, Streets of Rage, DOOM, Castlevania и многие другие, но использовать пиксельную графику в новых играх разработчики не торопились.

Ситуация изменилась лишь в 2011 году, когда независимый разработчик Эдмунд Макмиллен, который до этого создавал flash-игры, выпустил пиксельную Binding of Isaac.

Binding of Isaac не была первой пиксельной игрой после долгих лет застоя в жанре, но скорее всего, оказалось самой важной не только для пиксель-арта, но и для инди рынка в целом. Невероятных успех игры вдохновил многих независимых творцов на создание новых игр.

Инди-разработчики располагали очень скромными бюджетами и не могли позволить себе графон уровня старших братьев. Во многом именно из-за нехватки денег пиксель арт стал самым распространенным визуальным стилем независимых игр. Для крутого арт-дирекшена было достаточно одного талантливого художника, а не целой команды аниматоров и визуализаторов, как того требовали ААА-проекты.

Вдохновленные успехом Макмиллена, разработчики начали творить шедевры. Начало 2010 подарило нам Hotline Miami, Papers Please, и Terraria, середина 2010 порадовала Faster than Light, Hyper Light Drifter и Undertale, ну а дальше маховик закрутился так, что мы, пожалуй, закончим с перечислением конкретных игр.

Все они по-своему прекрасны, и что важно, очень по-разному используют визуальные основы пиксель арта.

К примеру, Hyper Light Drifter — настоящий шедевр, яркий но минималистичный. Undertale и Baba is You с их предельно простым артом возвращают нас к истокам видеоигр, а долгострой The Last Night, Octopath Traveller и недавно анонсированная Replaced наоборот выводят пиксель арт на невиданный уровень проработки, добавляя картинке глубину и объем.

Итоги

Сейчас пиксель арт всем порядком надоел. Игроки клеймят все пиксельные игры дешевым инди, да и не все разработчики работают с пикселями одинаково хорошо.

Из единственно возможного технического решения, пиксель арт превратился в модный прием независимых студий, а сейчас и вовсе стал раздражающей обыденностью.

Тем не менее, инновационные приемы, вроде тех, которые используются в уже упомянутых The Last Night и Replaced дают надежду на светлое будущее пиксельной графики, которую, на наш взгляд, недолюбливают совершенно незаслуженно.

2424
22 комментария

С момента своего появления в начале 70х годов прошлого века

 У нас в Беларуси пиксель-арт на флаге появился задолго до этого :)

4
Ответить

"Двухмерная, так называемая спрайтовая графика продолжала повсеместно использоваться в 90-е годы, но мы не будем относить ее к классическому пиксель арту, потому что в это время спрайты были скорее необходимостью, а не творческим решением."

и тут же

"Metal Slug"
Который был спрайтовый и выходил на нео-гео, которая не могла ни во что, кроме спрайтов.

3
Ответить

Пиксели на чёрном фоне не перестают быть пикселями. Визуальный приём другой, технология та же.

1
Ответить

В Metal Slug это было полностью творческим решением и до сих пор выходит в таком формате, в отличие от шутеров того времени. Правда сейчас есть пару шутеров, которые копируют стилистику DOOM и Duke Nukem 3D, но это уже осознано так скажем.

Ответить

"Кроме пиксельных игр никаких других в 80-е не было"

3
Ответить

Ну пиксельные игры хотя бы выглядят гораздо симпатичнее чёрно-белой векторной графики. Ещё тут надо упомянуть ASCII графику в старых Roguelike и текстовые игры.

1
Ответить

Хорошая статья. Да и не забудем, что ещё в древние времена люди создавали мозаики, где изображение делали из небольших частиц.

Я люблю хорошо детализированный пиксель-арт. До сих пор удивляюсь играм 16-битной эпохи, чья графика и поныне смотрится отлично.

Ну а насчёт клишированности пиксель-арта в инди сегменте вы правы. Если раньше подобные игры были прикольными, то сейчас они уже надоедают. Хочется чтобы в сегменте инди игр было больше проектов с детально прорисованной графикой как в каком-нибудь Hollow Knight и Little Nightmares. А то весь минимализм уже задолбал.

3
Ответить