Возвращаясь к началу. Если все так круто, то как же так вышло, что простой люд Эпик ненавидит? У меня есть теория. Простой ответ мог бы быть - из-за эксклюзивов. И это правда, но не исчерпывающая. Почему Сони мы за эксклюзивы любим, а Эпик - ненавидим? Думаю дело в том, что Сони инвестирует в свои эксклюзивы на ранней стадии, в следствии чего в момент их анонса, они уже воспринимаются публикой как собственность платформы. Тогда как эксклюзивность уже известных ранее тайтлов либо внезапная эксклюзивность тех, которые ранее были анонсированы для других платформ - воспринимается как нечто, уже бывшее достоянием общественности, а затем отнятое. Вроде бы, это даже так очевидно, что невольно задумываешься, а каким же тогда образом Эпики умудрились за свои же деньги нанести такой ущерб своей репутации? Почему нельзя было поступить как сони и начать инвестировать в эксклюзивные долгострои? Очень просто. Ответ несколькими абзацами выше. Фортнайт. И его внезапный успех. У эпиков на руках внезапно оказалась труба с трафиком, которая уже лилась в их лончер. Пока они делали бы новый эксклюзив, этот трафик просто проливался бы вникуда. А речь, напомню, идет об уникальном окне возможностей. Сделать из своего лончера полноценную платформу, которую затем можно будет использовать как рычаг давления на другие платформы, которые за годы доминирования превратились почти в мафиозные организации с непомерно раздутыми, даже не комиссиями, поборами. Либо сейчас, либо никогда.
Но даже при всем при этом. Неужели так сложно сопоставить плохое, что принесла эта конкретная история, и хорошее, что сделал и делает эпик за все время, и увидеть положительный баланс?
Я бы окрасил действия эпиков несколько иначе. Их действия на поприще доступности анрила и крестового похода против Эппл у некоторых ребят приобретают этакий рыцарский флёр - вот молодцы они какие, ради нас, игроков, стараются. Ну и разработчиков, конечно. Но, сугубо на мой личный взгляд, это по-прежнему бизнес-подход. Эпики получили неожиданно мощный актив в лице фортнайта, и они сейчас достаточно грамотно распоряжаются им, играя по долгосрочной стратегии. Рынок цифровой дистрибуции изменился, и Эпики как молодые игроки на нем остаются фактически единственным кандидатом в революционеры. Зачем они это делают, ведь можно было сохранить статус кво? Помимо очевидного пиара, тут есть несколько ключевых моментов. Во-первых, это обращает дополнительное внимание на анрил как доступный движок. Конкуренция с юнити. Зайдите на страницу анрила, он продвигается как ультимативное решение для всего, а не только для игр. Во-вторых, это толкает разработчиков в сторону эпик стора. Комиссия ниже повышает маржинальность игр (вы в курсе, что инди студия за свою игру ценой в 20 евро получает на руки в лучшем случае 5 евро, а обычно где-то 2-3?), а политика выкупа под раздачи, как верно замечено в статье, даёт избранным столь необходимый приток финансов. В-третьих, это задел на будущую монополизацию. Да, эпики достаточно амбициозно смотрят на рынок. И на мобильник они тоже хотят выйти со своей площадкой, суд с Эппл не только ради фортнайта затеян. Эпики планомерно и сосредоточенно двигаются к захвату значительной части доли рынка, вливая в это огромные средства. Имхо, молодцы. Ребята делают бизнес, четко и аккуратно, это вызывает уважение. Но считать их этакими альтруистами нельзя.
А вот будет ли нам на пользу их гипотетическая победа по всем фронтам - спорный вопрос. Достаточно вспомнить, что та же текущая комиссия в 30% не на пустом месте взялась - монополист волен творить что угодно, никто ему не указ. Я не верю, что эпики останутся единственной значимой платформой, поэтому такой расклад маловероятен, но они нацелены лидировать среди конкурентов, что в конечном итоге может развязать им руки. Время покажет, конечно. И ещё раз, все вышесказанное - строго имхо. Я не аналитик, а просто скромный нарратившик из инди-студии)
В целом со всем согласен, альтруизм - это плохая бизнес модель и явно не характеристика Эпиков. Поэтому я это назвал скорее «граничащим с альтруизмом». А так, повторю свой камент выше: Просто есть стратегии про максимальную прибыль, а есть стратегии про сделать индустрию лучшим местом, а по дороге постараться заработать, чтобы потом иметь возможность делать еще больше. Я лично так это вижу :)
А еще я бы скорее проголосовал за будущее, где победил бы Эпик, чем за будущее, где лидирует эпл и стим. Но победил - не значит уничтожил конкурентов без следа :) все и вся - это продукт конкуренции, поэтому шоу маст го он
С точки зрения разработчика Эпики круты:
1. Гранты.
2. Покупают инструменты и делают бесплатными/снижают комиссии.
3. Бонусы за эксклюзивность.
4. И т. д.
С точки зрения игрока:
1. Неудобный Стор, разработка которого вечно не вписывают в родмеп по эстимейтам.
2. Эксклюзивность.
3. Лишнай Лаунчер.
Ну, гранты - это оч сильно громко сказано. Особенно сейчас, когда игры в большей степени их перестали интересовать, и основная задача захватить все сферы IT-инудстрии.
Раньше давали гранты даже прям ну совсем не проектам. Сейчас и нормальным проектам могут не давать. Сейчас они хотят в IPO. А значит, хотят быть больше и дороже.
На рынке геймдева в целом они себя зарекомендовали и гранты там особо уже не помогают продвигать себя, титаны индустрии подхватили движок еще сильнее, а мелочь настолько мелочь, что эпики сняли отчислениядо ляма баксов. А вот во всяких там других сферах интертеймента - там да. Туда вливать надо, там они новёхонькие. Там гранты проще сейчас схватить.
Поэтому гранты на игры сейчас - крайне редкое, долгое и особо выборочное удовольствие.
Про IPO инфа не точная, но они искали специалистов по продвижению IPO в начале этого года (где-то вычитал). Не думаю, что такие вакансии открываются просто так =)
Эпики удивительны. Столько инструментария и все бесплатно (за небольшой процент в случае успеха). Тут тебе отличный движок, фотореалистичные ассеты окружения, для персонажей metahuman, недавно стали публиковать курсы по работе с Ue4. Но во всем этом хочется видеть подвох. Ну не бывает так, что столько всего классного и при этом бесплатно. Посмотрим что будет в будущем, возможно политика распространения поменяется, когда все "подсядут" на этот инструментарий.
Просто надо понимать личность самого Тима Суини, чтобы понять, что никакого подвоха нет :) Просто есть стратегии про максимальную прибыль, а есть стратегии про сделать индустрию лучшим местом, а по дороге постараться заработать, чтобы потом иметь возможность делать еще больше. Я лично так это вижу :)
с бесплатным движком
Бесплатно — не покупка :-)
5% отчислений всему рынку
5% от выручки это достаточно большая сумма, особенно для крупных студий. Ну что бы было понятно, GTA V принес около 6 млрд долларов выручки к текущему моменту, так что будь GTA V разработан на UE, то Рокстару пришлось бы занести Эпикам около 300 млн. долларов. Так вот общий бюджет GTA V составляет менее 300 млн. долларов и пацанам из Эдинбурга и Сан-Диего проще и дешевле самим разрабатывать движок и технологии, что они успешно и делают.
Но это большие дяди ворочат многомиллиардными выручками, а инди-компаниям куда сложнее. Бизнес сам по себе низкомаржинальный для 9 студий из 10, и большинству разработчикам приходиться балансировать на грани между "сможем протянуть до следующего проекта" и банкротства. И вот эти самые пресловутые 5% могут оказаться критичными. Если сравнивать UE с прямым конкурентом в дивизионе инди-игр — Unity — то внезапно окажется, что Unity-то выгоднее.
Допустим, маленькая инди-студия из Восточной Европы состоящая из 5 человек поимела выручку за год 200 килобаксов, так вот в Unity Technologies им надо будет занести всего 2000 баксов, т.е. 1% от выручки, а Эпикам все 10 тысяч.
Так что никакой особой революции для инди-разработчиков Эпики не свершили, а вот сначала Microsoft (XNA), а затем Unity Technologies (Unity3D) действительно свершили революцию — сделав разработку проще и доступнее для инди-разработчиков. Вот тут на DTF недавно вышла статья про Bastion, ну вот Bastion писан на XNA (затем они ожидаемо перешли на Unity), а где в те времена UE был (а он уже был)? Так что тут UE, как движок обладающий куда большей историей, выглядит скорее в роли догоняющего в плане доступности, однако я не уверен что их акции по продвижению UE в массы в долговременной перспективе будут иметь положительные последствия, скорее только дальше будут раздувать пузырь движков.
А затем вторая революция, которая, впрочем, еще не завершилась, но уже дает свои плоды - Эпик стор и его священный поход против завышенных комиссий платформодержателей.
А вот тут никакой революции еще пока не случилось. Более того, вся грызня по итогу сводится к тому, что Эпики хотят получать больше бабла с Фронтайна (а заодно это хороший пиар). В глобальном плане, если случится чудо и Apple снизит комиссию, а за ними последуют и другие, то остальным разработчикам тоже будет хорошо, но это она и есть, та самая "невидимая рука рынка": каждый участник действует сугубо в своих личных интересах, но в итоге их действия могут иметь для общества положительные последствия (а могут и не иметь, тут уж как повезет).
При этом все мы знаем какой кривой и недоработанный эпик стор, но ведь дело совсем не в этом.
И это тоже. Клиент кривой, функционала с гулькин нос, в итоге я не понимаю в чем его преимущество перед Steam и GOG. Вероятно Эпики тоже не понимали в чем их конкурентное преимущество, поэтому пошли напролом — через эксклюзивы, причем достаточно грубовато я бы сказал (с позиции игроков, конечно же).
А еще, конечно, можно вспомнить десятки инициатив от Эпиков по-меньше, таких, как постоянно действуюшие гранты для инди-разработчиков
Ну разработчики это понятное дело оценят. А вот игрокам, очевидно что пофиг. Вот в этом то весь и прикол заключается — с позиции сторонних разработчиков многие инициативы Эпиков выглядят замечательно (ровно до тех пор пока они внезапно не станут монополистами), а вот у игроков (а это наверное 99% аудитории DTF), как у потребителей, на это может быть совершенно иной взгляд, а потребительский опыт Эпики пока никак не улучшили, скорее всего только больше инфоповодов создала для негативного обсуждения.
С глобальной же точки зрения, я вижу как Epic Games уверенно движется в сторону монополизации рынка технологией. Пока они только движутся и у них есть конкуренты которые пытаются делать тоже самое и уравновешивают друг-друга таким образом — все хорошо. Вот только с конкурентами у них как-то не густо, и потенциально они смогут захавать и монополизировать большую часть рынка — а вот это уже будет очень и очень плохо.
Вот как-то так ¯\_(ツ)_/¯