Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Небольшой обзор самых известных игр культовой серии, в которые я советую поиграть всем любителям жанра хоррор.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Так сложилось, что из всей серии я прошел только две части — «ультимативный» римейк оригинальной игры с подзаголовком Blood Covered: ...Repeated Fear и её прямой сиквел Book of Shadows. Поэтому я опущу историческую справку о серии, хотя богатая история превращения скромного RPG Maker проекта в целую франшизу с адаптациями в аниме и манга форматах заслуживает отдельного внимания.

Моё первое знакомство с Corpse Party случилось весьма необычным для меня способом — я увидел одну из частей let’s play небезызвестного PewDiePie. Я не поклонник этого блогера, но в тот день алгоритм YouTube сделал мне настоящий подарок. Я посмотрел всего один фрагмент, прохождение первой главы, и сразу же решил пройти её самостоятельно — настолько меня впечатлила завязка.

Blood Covered: …Repeated Fear

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Компания учеников и учительница старшей школы Кисараги проводят время вместе после школьного фестиваля и прощаются со своей подругой, которая вскоре переводится в другую школу. Одна из школьниц увлекается сверхъестественными силами и оккультизмом, поэтому предлагает провести ритуал «вечной дружбы», о котором она недавно узнала из некого сообщества в интернете. Однако, взявшись за бумажную фигурку и разорвав её на кусочки, подростки с ужасом обнаружили, что классная комната вокруг них начинает разрушаться и, спустя пару мгновений, каждый из них обнаруживает себя в незнакомой заброшенной школе. С этого момента начинается игровой процесс, и в каждой главе под управлением игрока оказываются разные участники компании друзей, которые начинают искать выход из незнакомого места.

Злосчастный ритуал, превратившийся из невинной детской забавы в кошмар наяву
Злосчастный ритуал, превратившийся из невинной детской забавы в кошмар наяву

Геймплей в игре незамысловат — большую часть времени игрок исследует загадочную школу, решая несложные задачки в виде поиска ключевых предметов или пазлов. Не менее важная составляющая игры — это диалоги. Все герои активно общаются между собой, делятся переживаниями и предлагают свои способы выбраться из зловещей школы. Игроку, в свою очередь, периодически предлагается выбирать реплики ответа, тем самым определяя дальнейшее развитие событий. Все персонажи превосходно озвучены, наделены своим характером и предысторией, благодаря чему к ним легко привязаться и сопереживать. Хотя нельзя не упомянуть, что игроку предлагается познакомиться с ними самым ленивым и неуклюжим способом — в начале игры вам просто предлагают прочитать краткую биографию каждого из них. Почти наверняка с первого раза из этой текстовой справки вы не запомните все имена, родственные и дружественные связи героев, но это неловкое первое впечатление быстро сгладится, потому что по ходу игры вы будете следить только за группами из двух-трёх человек, и сможете достаточно близко всех узнать и запомнить.

В один присест запомнить всех героев едва ли получится, но на этот счет не стоит переживать.
В один присест запомнить всех героев едва ли получится, но на этот счет не стоит переживать.

Зловещая школа, в которой происходит действие игры, сама в некоторой степени является полноправным персонажем игры. Многие объекты, разбросанные по уровням, можно осмотреть, хотя почти наверняка короткое описание или наблюдение героев не оставит приятных впечатлений (книжный шкаф, забитый черными длинными волосами, бррр). Гнетущая обстановка подкрепляется необъяснимыми с точки зрения пространства и времени явлениями — например, в окна на «улицу» видно исключительно кромешную тьму, некоторые двери и предметы обстановки никак невозможно сдвинуть («как будто это декорации», отмечает игра при внимательном осмотре). Более того, школьники вскоре с ужасом обнаруживают тела других детей и подростков. С этого момента игра начинает вести жуткую «коллекцию» студенческих удостоверений, в которых можно узнать имя, школу и обстоятельства смерти погибших. Причем для некоторых из них история может так или иначе проясниться во время прохождения игры или дополнительных сценариев, поэтому обращать внимание на обстановку и имена иногда будет не лишним.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Разумеется, в таинственной школе, полной мертвецов, не может обойтись без призраков! С ними придется встретиться буквально с первой главы. Именно за счёт призраков игре удается нагнать значительную часть жути на игрока. Духи умерших в школе (во время сюжетных вставок или случайных встреч с необязательными персонажами) — это очень непредсказуемые существа. Сидящая в углу класса девочка с длинными волосами на лице, смотрящая в стену, пропустит вас с миром или обрушится со всей яростью? Стоит ли заговорить со стенающим от боли огоньком, преграждающим вам путь? Жестокость и коварство обитателей школы, невозможность предсказать их поведение делает встречи с ними чрезвычайно напряжёнными, а их огромная мощь в потустороннем мире только усиливает чувство собственной беспомощности, потому что далеко не всегда у вас будет возможность полноценно противостоять им.

На атмосферу безысходности и отчаяния в Corpse Party работает практически все. Минималистичная графика, красочные описания, озвучание даже самых жутких сцен во всех подробностях и бескомпромиссная жестокость сценаристов по отношению к своим персонажам — в таких условиях воображение игрока стимулируется на полную катушку. Кроме того, разработчики практикуют весьма интересный способ лишний раз вывести игрока из душевного равновесия. Иногда, в напряжённых моментах (или наоборот, коротких передышках) игра может издать звук, или показать на экране некий эффект. Такое случается нечасто, но в целом не поддается обычной игровой логике, а поэтому исправно берёт игрока врасплох. Это, разумеется, не экстрим, вроде скримеров flash-игр середины нулевых, но нечто похожее на случайные «ивенты» в Doki Doki Literature Club. Персонажи на такие странности никак не реагируют, это предназначено исключительно для воздействия на игрока. Любопытный приём, который я практически не встречал в других играх жанра.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Изучая призрачную школу, персонажи начинают постепенно разгадывать тайны обитающих в ней призраков и искать способы её покинуть. Во второй половине игры сюжет оформляется в неплохой мистический детектив в котором, несмотря на привычные клише японских историй о мстительных духах, находится место неожиданным разгадкам и даже морали о прощении и дружбе. К тому же, пребывание в школе не проходит для самих подростков бесследно, поэтому их внутренние взаимоотношения со временем начинают накаляться, и набирающая обороты драма способна пощекотать нервы не хуже противостояний с призраками. На протяжении пяти глав Corpse Party успешно жонглирует несколькими сюжетными линиями, которые разрешаются в виде нескольких концовок, на достижение которых влияют действия игрока по ходу игры. Помимо истинных и альтернативных финалов для каждой главы игра ведёт учёт так называемых «ложных концовок», которые, хоть и обрывают основной сюжет, но их можно записать в сохранение и добавить в статистику в конце прохождения. В некоторых главах получение определенных ложных концовок может даже быть условием для дополнительных финалов в будущем.

Поначалу этот экран впечатляет, но для большинства из концовок необходимо просто добиться "Wrong End", совершив фатальную для персонажей ошибку. Как правило, игра поощряет получение таких концовок их изощренностью.
Поначалу этот экран впечатляет, но для большинства из концовок необходимо просто добиться "Wrong End", совершив фатальную для персонажей ошибку. Как правило, игра поощряет получение таких концовок их изощренностью.

Технически игра выполнена прилежно, насколько мог позволить движок RPG Maker для PSP. Характерный для этой технологии пиксель арт с чиби-аватарами персонажей и видом сверху не поражает воображение, но на этом скромном полотне ни один пиксель не потрачен зря, и картинка в большинстве сцен не испытывает недостатка в детализации. К тому же, происходящее на экране часто разбавляется статичными иллюстрациями на манер визуальных новелл, а все диалоги сопровождаются детальными портретами персонажей, поэтому во время игры складывается достаточно подробная картина происходящего.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Звук — определенно сильная сторона Corpse Party. Как я уже упоминал, все диалоги полностью озвучены на высоком уровне, персонажи живо и эмоционально реагируют на происходящее вокруг них безумие. Сцены насилия и смерти — без комментариев. Звуковой дизайн не отстаёт: помимо ранее отмеченных мной фокусов, вы гораздо подробнее услышите происходящее нежели рассмотрите это на экране, какая жуть бы ни творилась. При этом сниженный для экономии места в памяти PSP битрейт звуковых файлов совершенно не портит впечатлений. К музыкальному сопровождению разработчики подошли не менее ответственно. Corpse Party с самого начала обращает на себя внимание динамичными композициями, исполненными на синтезаторе с добавлением электрогитары. Несмотря на то, что в некоторых моментах будет играть едва ли не танцевальное техно или пафосные оркестровые аранжировки, саундтрек весьма органично вписывается в атмосферу игры и помогает задавать подходящее настроение. Хотя порой за все время блуждания по школьным коридорам зацикленные треки могут немного надоесть.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Сумма всех этих составляющих, на мой взгляд, однозначно стоила неоднократных переизданий и доработок на протяжении многих лет с выхода самой первой версии игры. Вооружившись достаточно известными клише и тропами, разработчики все равно сумели построить интригующую историю и нагнать страху за счёт грамотной подачи. Corpse Party, несмотря на свой простенький внешний вид, оказалась не на шутку увлекательной и жуткой игрой. Как хоррор, игра успешно «нажимает кнопки» в голове, чтобы пробудить изнутри чувство беспокойства и страх, разве что только иногда скатываясь в смакование чрезмерной жестокости. Попавшим в беду подросткам начинаешь сопереживать и болеть за них, а разгадка источника гнева мстительных духов лежит совсем не на поверхности. Хотя, надо признать, логика некоторых сверхъестественных обстоятельств будет выглядеть несколько протянутой за уши. Тем не менее, разворачивающиеся при непосредственном участии игрока события более чем способны интриговать и держать в напряжении, поэтому следить за развитием сюжета не надоедает до конца.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Раз уж мы находимся на Виабу, нельзя не вспомнить аниме адаптацию этой игры. Лично я ознакомился с Tortured Souls уже после прохождения игры, поэтому недостатки сюжета так или иначе сгладились тем фактом, что я уже был знаком с полной историей. Однако, как самостоятельное произведение, экранизация едва выдерживает какую-либо критику. 4 серии — совершенно недостаточно для раскрытия персонажей и раскручивания мистического детектива, который составлял основу сюжета игры. Экстремальная компрессия деталей и нюансов исходного сюжета никоим образом не идёт на пользу происходящему на экране — действия персонажей лишаются смысла, теряются причинно-следственные связи и страдает атмосфера, которую так тщательно выстраивает игра-первоисточник. Пожалуй, единственное, на чём не стали экономить авторы аниме, так это на обилии жестокости (в сериале прямо-таки полноценное гуро), но без должного контекста детально анимированные сцены не вызывают тех эмоций, которые можно было испытать, глядя на горстку пикселей в виде чиби-аватаров или статичные иллюстрации. В целом, с аниме я могу посоветовать ознакомиться только после прохождения игры, потому что с адаптацией оригинального сюжета Tortured Souls совершенно не справляется, предлагая только неплохую анимацию и заимствованный из игры саундтрек.

Book of Shadows

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Следующей частью истории, закрепленной после нескольких переосмыслений в римейке 2011го года, является игра с подзаголовком Book of Shadows. Формально это сиквел Blood Covered, однако по своей сути игру сложно назвать полноценным продолжением. Большая её часть состоит из расширяющих вселенную коротких историй, героями которых стали уже знакомые нам персонажи. Но способ осветить ранее оставленные за кадром события выбран необычный — эти сюжеты развивают ложные концовки первой игры. Игроку предлагается исследовать мир Corpse Party за счёт, фактически, «неканоничных» временных линий, не затрагивающих «истинные» концовки первой игры. На мой взгляд, такой подход ощутимо сужает аудиторию исключительно до поклонников первой части, которые не поленились подвергнуть героев всем возможным страданиям ради коллекционирования ложных концовок. Поэтому я не рекомендую браться за Book of Shadows без обстоятельного знакомства с Blood Covered, поскольку эта игра не делает ровным счётом ничего для вовлечения новой аудитории сама по себе — она предназначена только для «своих».

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Общий настрой Book of Shadows, в целом, соответствует первой части, не считая нескольких «флэшбеков» в мирную школьную жизнь уже знакомых персонажей. Вы возвращаетесь в населенную разгневанными призраками школу Тендзин и берете на себя роль подростков, которые волею случая оказались её пленниками. Однако понимание событий предыдущей игры накладывает особый отпечаток обречённости — вы уже знаете, что берётесь продолжать события ложных концовок, и ничтожность шансов на благоприятный исход будет постоянно у вас на уме. Возможно, имя человека под вашим управлением вы ранее уже находили на студенческом удостоверении среди обнаруженных останков… Тем не менее, истории Book of Shadows дают неплохую возможность провести больше времени со знакомыми персонажами: пережить события «за кадром» Blood Covered, узнать о жизни героев до того, как они оказались в злосчастной школе призраков или просто пофантазировать на тему: «а что, если? ..». Именно поэтому Book of Shadows совершенно пренебрежительно относится к новичкам, полностью раскрываясь только для людей, достаточно увлеченных вселенной для того, чтобы понять отсылки и установить связи между происходящим в Book of Shadows и Blood Covered.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Однако две истории из восьми стоят особняком в этом сборнике. Одна из них посвящена учительнице, которая участвовала в ритуале «вечной дружбы» со своими учениками в начале Blood Covered. Сюжет с её участием является не альтернативным развитием событий, а приквелом к первой игре, и, хотя не блещет сюжетными изысками, является, на мой взгляд, самой жуткой и щекочущей нервы частью Book of Shadows. Она не привносит в основной сюжет ровным счётом ничего значимого, но это отлично поставленный «ужастик», насколько страшной можно себе представить визуальную новеллу. В очередной раз авторы игры смогли заставить довольно заезженные клише работать в полную силу, стимулируя воображение игрока и пробуждая прямо-таки первобытный страх перед происходящим. Пожалуй, одни из самых ярких впечатлений от игры у меня оставило прохождение именно этой главы.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

Заключительная восьмая история Book of Shadows, завязка к которой подается в интро перед игрой, является полноправным и каноничным продолжением Blood Covered, служа сюжетным мостом к следующей игре серии с таким же подзаголовком — Blood Drive. По напряжению и постановке она почти не уступает главе, посвященной учительнице, но при этом несёт в себе несравнимо больше ценности для основной сюжетной линии. Далее в двух словах будут незначительный спойлер к первой части, всем желающим его избежать советую перейти к следующему абзацу после блока скриншотов. В заключительной главе мы возвращаемся к выжившим ученицам Кисараги, вернувшимся в реальный мир из призрачной школы. Они стали свидетелями ужасных событий — и, тем не менее, не могут никому о них поведать. Ведь все жертвы призраков, погибшие в потустороннем измерении, предаются полному забвению в реальности, как будто бы их никогда не существовало. Девочки не могут спокойно жить с таким невероятным грузом на душе, поэтому одна из них, сведущая в оккультных науках, принимает решение вернуть если не жизнь, то хотя бы сам факт существования бесследно сгинувших с лица земли людей. Само собой, проклятие призраков имеет огромную силу, и попытки отобрать у него его жертв могут привести к серьёзным последствиям.

Игровой процесс Book of Shadows несколько отличается от предыдущей игры. Теперь это полноценная визуальная новелла, в которой львиную долю времени будут занимать диалоги на фоне иллюстраций. Тем не менее, игроку все ещё представляется возможность относительно свободно перемещаться по школе, но теперь, вместо привычного для RPG Maker управления персонажем с видом сверху, игра становится похожа на классические point-and-click квесты в стиле Myst — от первого лица мы будем осматривать «панорамы» в помещениях и ходить между ними. Карта этих панорам полностью соответствует планировке школы из первой части, поэтому с новой точкой обзора не только легко сориентироваться, но ещё и интересно в подробностях рассматривать знакомые места, которые в Blood Covered могли иметь довольно схематичный вид. Также в игру добавлена шкала «помутнения», упоминаемого в первой части только по сюжету, без влияния на геймплей. Теперь осмотр трупов и других выводящих из душевного равновесия объектов будет заполнять эту шкалу, приближая игрока к преждевременному завершению игры. В свою очередь, успешное решение пазлов или нахождение ключей позволяет восстановить рассудок. В целом, при игре с элементарными предосторожностями, эта механика не вызывает сложностей, поэтому её наличие практически не отягощает исследование локаций. Тем не менее, в игру также вернулись студенческие удостоверения погибших школьников и ложные концовки, поэтому ради прохождения игры на 100% ментальным здоровьем персонажа придется рискнуть.

Технически игра исполнена на уровне любой добротной визуальной новеллы. Иллюстрации даже на PSP почти не пострадали от низкого разрешения портативного формата и дают отличное представление о происходящем (в версии на ПК они представлены в формате HD). Эпизоды с решением головоломок и исследованием школы помогает Book of Shadows поддерживать преемственность с геймплеем первой части — суть геймплея от смены перспективы практически не изменилась, а взглянуть на знакомые локации от первого лица по-настоящему интересно. Разве что диалогов в новелле, само собой, стало гораздо больше. Музыка также не потеряла в качестве и радует как новыми композициями и эмбиентом, так знакомыми мелодиями, исполненными на новый манер. Танцевальных мотивов в саундтреке несколько поубавилось, видимо, в пользу более располагающей к чтению музыке. А вот звуковой дизайн получил довольно необычное для такого жанра улучшение — все диалоги в Book of Shadows записаны при помощи технологии бинаурального звука. Это здорово помогает оживить статичные иллюстрации, когда перемещения персонажей имитируются за счёт направления издаваемых звуков, что особенно хорошо подходит для сцен с призраками! Рекомендую проходить игру в наушниках для получения полного эффекта. В самой игре можно разблокировать бонусы в виде интервью с сэйю, которые подробнее расскажут о разработке игры, записи диалогов с новым оборудованием и своём видении персонажей.

Как поучаствовать в городской легенде о привидениях с Corpse Party

В итоге, я считаю Book of Shadows отличным дополнением к Blood Covered, пусть оно и не отличается самостоятельностью или практически не влияет на основную сюжетную линию. Новелла даёт возможность лучше познакомиться с персонажами и по-новому взглянуть на события, связанные с обитателями и пленниками школы Тендзин. Ну и самое главное — визуальная новелла оказалась более чем способной пустить новых мурашек по коже. Авторы игры на полную используют скромные геймплейные и технические возможности для создания атмосферы страшных баек о мстительных духах.

Надеюсь, я смог заинтересовать незнакомых с игрой читателей или освежить воспоминания у поклонников серии. Я постарался описать именно свои ощущения от игры, потому что знакомиться с персонажами и следить за развитием сюжета в мистическом детективе интереснее всего самому. Даже если какие-то события в Corpse Party оказались несколько предсказуемыми или не слишком оригинальными, это нисколько не повлияло на общее удовольствие от прохождения, потому что все знакомые шаблоны игра с лихвой компенсирует густой атмосферой и отличной игрой актеров озвучки. Возможно, на мои впечатления от игры повлиял еще и тот факт, что мне довелось пройти обе игры на большом мониторе глубоко ночью, а не посреди дня на маленьком экране портативной консоли. Советую всем поступить именно так — выбрать спокойный вечер и погрузиться в игру по-настоящему.

На тот момент, когда я закончил проходить Book of Shadows, заключительная часть Blood Drive была доступна только на PS Vita, поэтому знакомство с ней я отложил до новых времен. Так как в неё я не сыграл до сих пор, то решил ничего о ней не писать, равно как и о всех предшествующих Repeated Fear итерациях оригинальной игры. Теперь же вся серия доступна в Steam и GOG, и я сам собираюсь наверстать упущенное и вернуться к полюбившимся мне персонажам. По непонятной причине, первая часть в этих магазинах доступна только в виде «промежуточного» издания 2006го года, но любой эмулятор PSP или порт для PS4 позволят прикоснуться к самому полному изданию всем желающим.

Контент для взрослых
126126
31 комментарий

Вижу, что мы не зря продлевали конкурс на несколько дней. Сразу несколько работ появилось в выходные. Спасибо а лонгрид. 

12
Ответить

жалко мне теперь жюри. Среди 30+ работ надо выбрать только 5

5
Ответить

Нипутю.

9
Ответить

Статью прочёл, было интересно узнать о самобытном ужастике на рпг мейкере.
Сумма всех этих составляющих, на мой взгляд, однозначно стоила неоднократных переизданий и доработок на протяжении многих лет с выхода самой первой версии игры.Нашёл Corpse Party в стиме, как я понял это та же самая версия игры но для пк? 

2
Ответить

Увы, нет - это немного расширенная для ПК, но все-таки промежуточная версия 2006го года. Конечно, она сама по себе тоже неплоха, но самое полное и окончательное переиздание имеет подзаголовок Blood Covered: ...Repeated Fear. Оно выходило на PSP, 3DS, iOS. В этом году его портировали на PS4 и Switch, но пока что только для Японии. Последующие сиквелы выходили именно для него, почему не портировали на ПК Repeated Fear вместе с остальными играми - загадка.

6
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить