Кацусика Хокусай — всемирно признанный художник из Японии (Katsushika Hokusai, 1760-1849)
Кацусика Хокусай (31 октября 1760 — 10 мая 1849) — широко известный японский художник укиё-э (картины изменчивого мира), иллюстратор, гравёр периода Эдо (1603-1868).
Хокусай принадлежит к числу крупнейших японских графиков, чьи произведения сыграли выдающуюся роль в развитии японской художественной культуры и сохранили свое эстетическое значение до наших дней.
Талант его чрезвычайно многогранен. Хотя он прославился, главным образом, как мастер цветной гравюры на дереве, Хокусай оставил богатейшее наследие также в живописи, рисунке и иллюстрации книг.
Он был прозаиком и поэтом, широко образованным человеком, глубоко изучившим древнюю культуру Китая и Японии, знакомым с европейской гравюрой, методами европейского искусства и многими научными достижениями своего времени.
Восхищение художника красотой природы родной страны нашло отражение в тысячах гравюр, в которых он воспевает тишину зимнего покоя и сплошную пелену затяжных дождей в летнюю пору и быстротечность весеннего цветения вишен (Сакуры).
«Путешествие по водопадам различных провинций (1827-1833)»
Работа над этой серий позволила художнику сосредоточиться на одном мотиве и рассказать, на примере водопадов, о ритмах и красках Японской природы.
Хокусая поразила в водопадах их первозданная мощь и сила — монументальность тяжёлой массы воды, пробивающей себе дорогу в горном массиве.
Он, для передачи мощи водных струй, использовал всего два цвета: белый и синий.
«Виды замечательных мостов различных провинций (1827-1830)»
Тема мостов не случайно привлекла внимание художника — строительство новых мостов, предпринятой властями в горной стране, изобилующей труднопроходимыми ущельями и реками, стало одним из важнейших событий времени.
Лёгкие дуги арочных мостов, поразили воображение Хокусая, позволили ему по другому взглянуть на города, а висячие мосты, перекинутые через ущелья в горных провинциях, открыли перед ним новые возможности изображения пространства.
Соотношением разновеликих масштабов или, при помощи, смещения планов он усиливал ощущение глубины, приоткрывая мир с неожиданной точки зрения.
«Тридцать шесть видов Фудзи (1830)»
«Тридцать шесть видов Фудзи» — серия из 46 (36 и 10 дополнительных) цветных гравюр по дереву за авторством Хокусая.
На всех гравюрах, включая самую известную, за пределами островного государства, гравюру «Большая волна в Канагаве», присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.
Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет.
Хокусай с самого начала работы осознавал значение своих гравюр: в предисловии к своей книге «100 видов на гору Фудзи» он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними.
«Большая волна в Канагаве»
«Большая волна в Канагаве» — одна из самых известных его гравюр.
Удивительно, что, несмотря на заявленную тематику всей серии, Фудзи в «Волне» играет, словно, второстепенную роль.
Главным «действующим лицом» на этой гравюре является волна, и на переднем плане разворачивается драматическая сцена борьбы человека со стихией.
Края пенного гребня похожи на скрюченные пальцы фантастического гневного демона, а безликость и бездеятельность человеческих фигурок в лодках не оставляют сомнений в том, кто будет победителем в этой борьбе.
Тем не менее, вовсе не это противостояние является конфликтом, создающим сюжет гравюры.
Останавливая мгновение, вслед за которым произойдет крушение лодок, Хокусай позволяет зрителю словно на миг увидеть Фудзи на фоне серого неба, темнеющего к горизонту.
Фудзи высится далеко на берегу как символ устойчивости и постоянства в противоположность бурной стихии.
«Гора Фудзи в ясную погоду»
«Гора Фудзи в ясную погоду» — наряду с гравюрой «Большая волна в Канагаве», также является одной из самых известных гравюр серии «Тридцать шесть видов Фудзи».
Гора Фудзи здесь представлена окрашенной в красноватый цвет.
И действительно, на рассвете, летом и осенью, в первых лучах солнца Фудзи приобретает такой оттенок.
Это явление получило в Японии название «Красная Фудзи».
Гравюра же стала классическим изображением Фудзи, одной из «визитных карточек» творчества Хокусая и Японского искусства в целом.