Getter Robo Arc: первые впечатления

Итак, пролетели девять месяцев с момента анонса Getter Robo Arc. Сегодня вышла первая серия из тринадцати.

Getter Robo Arc: первые впечатления

Да что вообще за Геттер Робо Арк?

Начнём издалека — из 1974 года. Тогда Кен Исикава, лучший кореш Го Нагая (уж про него-то вы наверняка слышали), посмотрел на успех манги Mazinger Z, сказал «я тоже так хочу» и начал рисовать мангу Getter Robo. Манга получилась совсем короткая, но читателям зашла. В конце девяностых и начале нулевых Исикава вернулся к «Геттеру» и нарисовал ещё три части, подвёл третью — собственно, «Геттер Робо Арк» — к финалу… и умер.

Поскольку манга была достаточно популярна, её экранизировали, и не раз. Всего вышло уже шесть аниме — три ТВ-сериала и три OVA, причём последняя аж в 2004 году, при живом Исикаве. А теперь вот экранизируют пятую и последнюю часть манги.

Ну и зачем нам знать о каком-то бумерском аниме? Штука в том, что «Геттер Робо» очень сильно повлиял на целый жанр «про гигантских роботов». Меха, которая комбинируется из аппаратов поменьше, меха, которая умеет трансформироваться, команда непохожих друг на друга пилотов, которым предстоит вместе пройти через огонь и воду, типаж отчаянно храброго и не совсем адекватного героя, который бросается на любого врага, рвёт и мечет, и в итоге побеждает чуть ли не на голом упорстве — всё это пошло отсюда. Да, вы правильно поняли, любимый многими «Гуррен-Лаганн» — прямой потомок «Геттер Робо», причём не только по духу, но и в некоторых местах лора.

Ещё здесь есть брутальные персонажи, брутальные мехи, гримдарк и почти никакого эччи с моэ.

А теперь собственно про впечатления.

Визуал

Ещё с момента анонса было ясно, что роботы будут в тридэ. Новость не воодушевляла, но надо же понимать, что эпоха красиво нарисованных от руки мех безвозвратно ушла. Даже ребилды «Евангелиона», которые себе могут позволить сколь угодно огромный бюджет, перешли на сиджиайных роботов, а здесь и с бюджетом туговато, и рабочих рук заметно не хватает.

Тем удивительнее, что в итоговой первой серии роботы вовсе не выглядят убого.

TVアニメ『ゲッターロボ アーク』

放送開始まであと💥💥5日💥💥

7月4日より放送開始 / 運命を、超えろ。

放送・配信情報はこちらから⇒
https://getterrobot-arc.com

#getter_a https://t.co/TQR4weeDSQ

С дизайнами решили не оригинальничать и взяли их прямо из манги. Единственное нарекание вызывает Геттер (К)Хан, у которого зачем-то щупленькие ручки, но он пока появлялся только в опенинге.

А вот персонажи глаз не радуют. У Исикавы была очень своеобразная, гротескная и насквозь неправильная манера рисовать людей, и попытка перенести её на экран не очень-то удалась. Причём OVA, которая вышла в 2004 году, с этой задачей справилась значительно лучше. Может, дело в жирных линиях, а может, во всё том же бюджете.

Бюджет, бюджет… то, что здесь его кот наплакал, да и то почти полностью в мехи ушло, слишком уж заметно. Даже на приличный опенинг не хватило. Спецэффекты — уж какие есть. Анимация в «проходных» сценах почти отсутствует, да и сами они прорисованы не ахти как.

Конечно, такая франшиза с такой историей достойна лучшего визуального исполнения. И оно у «Геттер Робо» было. Почти четверть века назад.

OVA Getter Robo Armageddon (1998)

Как говорил один политик до того, как впасть в маразм, «маємо те, що маємо». А мечтать не вредно…

Сценарий

Getter Robo экранизируют уже в седьмой раз, но это первое аниме, которое следует манге — все предыдущие были или по мотивам, или по очень отдалённым мотивам. Задача перед Кавагоэ и к0 стоит не из лёгких.
Во-первых, рассказывать историю аниме начинает сразу с финальной части — и это нужно сделать так, чтобы не только фанат манги, но и зритель-новичок (если они у сериала вообще будут) понял, что к чему и «кто все эти люди».
Во-вторых, оригинал очень короткий — в пятой части манги каких-то четырнадцать глав. Там материала серий на шесть, в лучшем случае.
В-третьих, Арк остался без финала, а в экранизации финал должен быть.

К счастью, первые две проблемы взаимно друг друга решают — на помощь хронометражу придут флэшбэки. Главное — не получить в итоге сумбурную кашу из событий. Что делать с концовкой? Авторы аниме пригласили Го Нагая в консультанты. Если кто и знает, как покойный Исикава собирался закончить мангу, то это он. Впрочем, может оказаться, что этого не знает никто. Но о финале говорить рано, у нас тут первая серия. Как в ней дела со сценарием?

Манга начинается с того, что два закадычных друга — Такума и Баку — приходят на место падения одного из Геттер-роботов, и Такума лезет внутрь, на место погибшего пилота. Зачем он это делает, в манге прямо не говорится. Аниме расширило этот момент: Такуме нужно поговорить с главой НИИ Геттер-излучения, Хаято Дзином, потому что он может знать, как выйти на убийц матери Такумы (углубляться в эту историю мы сейчас не будем). Они с Баку пробовали зайти на территорию института, но их развернули на КПП. Осталось одно — дождаться, пока на землю упадёт подбитый врагом Геттер-D2, и всыпать этому врагу по первое число, тогда уже Хаято воленс-ноленс поговорит с Такумой по душам. Ну что же, вполне уместная и полезная отсебятина.

Следующая сцена тоже отсебятина, но идёт скорее по разряду «сценарная вода». Такума и Баку решили зайти в магазинчик за едой и поспели как раз вовремя, чтобы кулаком и добрым словом (но больше кулаком) вразумить напавших на магазин гопников. Попутно выясняется, что мир катится в постапокалипсис. Да, это демонстрация возможностей героев и отчасти экспозиция, но по сути-то сцена не нужна — ровно ту же информацию о героях и мире мы получим, когда они придут на мусорный остров, где должен упасть с неба Геттер-D2.

И собственно на острове сценарист допустил маленький, но обидный промах.

Getter Robo Arc: первые впечатления

Как и в манге, на Такуму напали с арматурой и ножами местные бомжи. Как и в манге, Такума им наподдал. Но когда на землю рухнула гигантская махина, он сам же этих бомжей вынес из зоны поражения. К сожалению, в аниме этого момента нет, а ведь он многое говорит о Такуме. Это вроде бы стандартное поведение для героя, но незабвенный батя Такумы, например, с теми, кто попытался его убить, не церемонился бы. И в дальнейшем человечность Такумы ещё себя проявит.

Флэшбэки тоже были — Хаято вспоминал, с чего вообще начался этот постапокалипсис. Как в городах по всей планете объявились гигантские самоходные бомбы, как эти бомбы пытались разминировать, и как они всё равно взрывались. Но предназначены эти флэшбэки скорее для фанатов манги — из них новичок не узнает, ни кто наслал эти бомбы, ни того, что погибшая в одной из таких бомб девушка-лейтенант была невестой Хаято.
В остальном сценарий от манги не отклоняется.

Опенинг и эндинг, и музыка вообще

Говорим «супер-роботы» — подразумеваем JAM Project. Эти неугомонные ребята ещё до образования группы подарили два опенинга первой OVA, и в дальнейшем петь опенинги (и эндинги) к следующим экранизациям приглашали только их. Конечно, и для Getter Robo Arc вступительную песню не мог исполнить никто другой, конечно, JAM Project отлично справились… вот только визуальное сопровождение подкачало.

Я, конечно, понимаю, олдскул и всё такое. Но, во-первых, не перестарались ли авторы, делая опенинг в стиле аниме 70-х от Toei? Часть зрителей такое нарочито детское интро просто отпугнёт, а ведь в «Арке» и сеттинг весьма мрачный, и темы затронуты серьёзные. Зачем себе же стрелять в ногу? Во-вторых, уже по опенингу видно, как негусто у студии со средствами. Радует разве что Геттер-Император на 1:14.

Благо, за считанные часы фанаты подогнали свои версии, исправленные и улучшенные.

А ведь преемственность — это один из центральных мотивов в Getter Robo Arc!
Ну, или как-то так…

А вот эндинг порадовал. Да, это просто нарезка страниц манги под музыку, но всё равно цепляет. Потому что Кена Исикавы уже нет с нами, и потому что именно здесь проявляется она — преемственность.

Сама песня — это лирическая аранжировка опенинга третьей и последней OVA по «Геттеру». Фанаты негодовали, почему каверы на HEATS из первой OVA и Storm из второй сделали, а на Dragon нет — так вот же он!

Что касается музыкального сопровождения, то каких-либо запоминающихся композиций в первой серии не звучало. С одной стороны, это только первая серия, с другой — все предыдущие экранизации могли похвастаться отличной музыкой. Особенно OVA 1998 года, саундтрек которой один из лучших если не в аниме в целом, то в жанре меха уж точно.

Итог

Авторы аниме пока справляются на четвёрочку. Спасибо им уже за то, что взялись за франшизу Getter Robo, и за то, что экранизируют оригинал от Кена Исикавы, а не Devolution или, упаси боже, какую-нибудь другую неканоничную мангу от сторонних авторов.
Будем смотреть дальше и верить в Геттер.

3333
60 комментариев

Больше такого на дтф

5

Имхо, попытка перетащить наивные сюжеты и атмосферу из прошлого в настоящее методом копи-пасты - не взлетает. К тому же, это характеризует индустрию не лучшим образом: вместо того, чтобы искать современные таланты, мы будем откапывать мастадонтов из прошлого и пытаться их оживлять электрошоком.
Т.е. это - стагнация и безидейность.
Лучше бы дали свет сериалам по типу Scissor Seven - там и наивность, и юмор, и человеколюбие присутствует.

2

ну хз, тот же дороро смотрелся как современный сенен, несмотря на свой возраст.

А разве такая тенденция есть? Я вот другое наблюдаю - попаданцы на попаданцах едут и гаремами погоняют.
Потом, уже по скудному бюджету "Арка" видно, насколько это не-мейнстримная для сегодняшнего мира штука. Боссы студий не верят в коммерческий успех олдскульной мехи, и таки да - она исключительно нишевый продукт. Это явно проект мечты Дзюна Кавагоэ, под который он наконец-то выбил хоть какое-то финансирование.

попытка перетащить наивные сюжеты и атмосферу из прошлогоКек.

Как ярый, отчаянный фанат мехи вообще, и серии Getter в частности, очень жду аниме на посмотреть.

Опенинг выглядит и правда бледновато. Это и не классическая весёлая тема "Getter Machine", и не торжественно-напевный "Storm" из Neo, и не мрачный до мурашек первый опенинг из "Армагеддона" (эх, какое же крутое аниме было! Геттер против карпентеровского Нечто!).
Опенинги Геттеров всегда славились своей мощной, чёткой и сочной мелодией. А тут пара бравурных аккордов - и дальше главная тема сдувается и тонет в мешанине высокополифонической колбасни. Не запоминается. Не заставляет вставать шерсть на загривке дыбом. Не качает-с. Фи. 

А про неканоничную мангу ты зря, автор. Те же видеосценки из игры по Earth Suicide вызывают то самое чувство "уххх, какая силища!" - которым и хорош современный Геттер. Могло и получиться. 

1

А мне зашло. Не с первого раза, но зашло. Конечно, это не HEATS, не Kanjite Knight и тем более не GONG, но вполне на уровне для группы. Мне вообще кажется, что это Guardian 2.0.

Что за игра? Я про неё впервые слышу. Про мангу Hien: Earth Suicide знаю, а ещё какая-то игра была?