Певица-терминатор: обзор аниме «Виви -Песнь флюоритового глаза-»
Новое аниме от автора Re:Zero и студии, создавшей первые сезоны «Атаки Титанов».
Анимационный гигант Production I.G основал подразделение Wit Studio для создания нестандартных и рисковых проектов, которые не особо вписывались в основной бренд. Пробой пера для новой студии была необычная история молодого мангаки Хадзимы Исаямы о городе, окружённом огромными человекоподобными монстрами. Внезапно для всех «Атака титанов» стала одной из главных аниме-франшиз современности, и студии в срочном порядке пришлось собирать команду на продолжение.
С тех пор прошло уже восемь лет, и глава Wit Studio Дзёдзи Вада продолжает доказывать: успех «Титанов» пусть и был неожиданностью, но никак не случайностью. Не все его следующие проекты стали однозначными хитами, но в каждом из них создатели чётко понимали свою целевую аудиторию и старались дать ровно то, чего люди желают.
Например, комедия об устройстве японского ада «Хладнокровный Ходзуки» практически незамеченной прошла на Западе, но была финансово успешной на родине. Для Netflix же Wit Studio создали сериал о международных мошенниках «Великий притворщик», который, наоборот, рассчитан на максимально широкую аудиторию. Ну и пустующий жанр фэнтезийного сёдзё авторы заполнили экранизацией манги «Невеста чародея» (пусть первоисточник и выходил в сэйнэн-журнале).
Одним словом, Wit Studio стабильно метит в явно успешные ниши, которые по той или иной причине не спешат занимать другие студии. С «Виви -Песнь флюоритового глаза-» ситуация, в общем-то, та же. Здесь решили взять жанр путешествий во времени, добавив в него научной фантастики и айдолов. Сами по себе элементы популярны, но в такой комбинации их получается увидеть нечасто.
Писать «Виви» поручили Нагацуки Таппэю, автору Re:Zero, который уж точно знает толк в историях о путешествиях во времени и временных петлях. В напарники ему поставили Умэхару Эйдзи – сценариста игры CHAOS;CHILD и аниме-адаптации Re:Zero. Ну а режиссёром выбрали Эдзаки Симпэя. До этого у Симпэя не было значимых успешных проектов, лишь несколько эпизодов «Атаки титанов», но глава Wit Studio, Дзёдзи Вада, был уверен в своём выборе. И в очередной раз оказался чертовски прав.
Начинается аниме ударно: в далёком будущем роботы восстали против людей и устроили бойню прямо посреди парка развлечений. Улицы залиты кровью, повсюду валяются трупы, а роботы с искусственной улыбкой всё повторяют «Чем я могу вам помочь», добивая выживших. В последний момент своей жизни учёный отправляет посланца на сто лет в прошлое, чтобы исправить ход событий. Посланца зовут Мацумото, и он проникает в разум андроида-айдола Дивы, которая безуспешно пытается подражать человеческим эмоциям.
Дальше им предстоит исправить исторические ошибки, которые привели к принятию закона о равноправии людей с роботами и последующей гибели человечества. В завязке авторы аниме явно очень вдохновлялись франшизой «Терминатор», да и в самом сериале будет несколько поклонов классике.
Но в первую очередь аниме сосредоточено на взаимосвязи искусственного интеллекта и людей. Чем они отличаются друг от друга, как могут сосуществовать вместе, и каким должно быть «правильное» будущее? В рамках сериала мы увидим уйму разных примеров этих отношений, но главной здесь будет, конечно же, история Дивы, она же Виви.
Два облика главной героини
В мире аниме любой ИИ может выполнять только одну чёткую функцию. Когда-то люди пытались создать себе многозадачных роботов, но эта идея закончилась провалом. Для Дивы, как нетрудно догадаться из имени, основная цель – радовать всех вокруг своей песней. Поначалу она вовсе не хочет спасать будущее, ведь это совсем не входит в её компетенцию. Но в итоге соглашается – всё-таки если всё человечество вымрет, радовать песнями будет банально некого.
Дива в сериале показана как несмелая девушка-андроид, неспособная выражать человеческие эмоции. Но постепенно, серия за серией, она растёт и учится понимать окружающих – быть той, кто сможет собрать вокруг себя тысячи поклонников.
В этом плане она очень напоминает другую безэмоциональную девушку – главную героиню аниме «Вайолет Эвергарден». Только если Эвергарден пыталась понять, что значит фраза «Я люблю тебя», Дива хочет понять смысл фразы «Пой всей душой». Эту фразу Диве произнесла создательница при рождении, и она смысловой нитью будет проходить через весь сериал.
Но есть у Дивы и другое амплуа, а именно роль спасительницы мира. Для своего второго призвания она берёт кличку Виви, в честь персонажа из сказки. Если Дива остаётся строго зацикленной на своём пении, Виви может быть гораздо более многофункциональной: примерять на себя разные профессии, втираться в доверие и притворяться кем-то другим.
А в случае необходимости у неё есть боевая система, которая помогает разобраться с любыми противниками. В такие моменты особенно видны старания людей из Wit Studio: пусть боёв в аниме не так уж и много, выглядят они впечатляюще. Есть в сериале и несколько сцен со слишком неуклюжим 3D, но по большей части пафосные сражения выглядят отменно.
В своей роли «добра с кулаками» главная героиня чем-то напоминает Мотоко Кусанаги из «Призрака в доспехах», франшизы, которую уже несколько десятилетий доит Production I.G. Но это стоит воспринимать скорее как похвалу: образ «майора» перенять пытались неоднократно, а получалось это по большей части неудачно.
Виви в своём столетнем квесте по спасению мира набирается жизненного опыта и учится принимать зачастую очень жестокие, но необходимые решения. Вместе с тем, она не теряет своё «сердце» и старается с пониманием подходить к ситуациям. Жестокость идёт в ход только когда с противоположной стороной не получается найти общий язык.
Благодаря настолько многогранной героине со сложными эмоциями, за её развитием интересно наблюдать. То, как она растёт, как её две личности в одних ситуациях дополняют друг с друга, а в других конфликтуют, подано очень талантливо. Будто подчёркивая дуальность героини, в разговорах её озвучивает сейю Танидзаки Ацуми, а песни исполняет начинающая певица Яги Каири.
Но насколько прекрасной не была бы Виви, протагонист полноценно может раскрыться только в своём взаимодействии с миром и окружающими. И в этом плане аниме тоже показывает себя с хорошей стороны.
Футуристичный мир и его необычные обитатели
Виви в путешествии сопровождает ИИ из будущего – Мацумото. Он отлично работает в противовес скованной героине, постоянно отвешивает саркастические шутки и разные колкости. Мацумото появляется в образе небольшого куба, который умудряется быть на удивление подвижным, даже гиперактивным. Он немного напоминает Уитли из Portal 2, только этот куб гораздо более здравомыслящий.
Для некоторых миссий Мацумото может вселяться в игрушечного медведя. Но несмотря на образ милого шута, ИИ бывает крайне жестоким. В отличие от той же Виви, его интересует только миссия – сорвать принятие закона о равноправии людей с андроидами и спасти будущее. В остальном же он готов допускать тысячи смертей, если это никак не повлияет на основную задачу.
В ходе исполнения своей длинной миссии Виви и Мацумото не раз встретят «сестёр» Виви – андроидов, которые были созданы на её основе. «Родственницы» главной героини заняты в самых разнообразных сферах, но у них есть две общие черты: все девушки отлично поют, и их ждёт далеко не самая лёгкая судьба.
Отношения людей со своими творениями получаются довольно сложными. Особенно в этом плане страдают этические нормы, которые не успевают за скоростью развития технологий. К тому же масла в огонь подливает террористическая организация Тоак, которая хочет уничтожить всех андроидов. Вот только своими действиями террористы скорее вызывают сочувствие к ИИ, вместе с тем приближая гибель человечества.
В аниме неоднократно поднимается вопрос о том, чем различаются между собой люди и ИИ, можно ли их назвать равными. Но с первых же эпизодов все героини показаны настолько человечными, что эти вопросы воспринимаются скорее как риторические.
Учитывая, что сюжет аниме охватывает сотню лет, создатели должны были представить не только мир будущего, но и то, как он меняется со временем. По большей части это получилось отлично. Каждая локация для новой сюжетной арки детально проработана и значительно отличается от предыдущей. Будь то огромный парк развлечений, космическая гостиница или же остров, которым управляет ИИ, каждое место получилось во многом уникальным и запоминающимся. К тому же мелкие детали дают понять, что с течением времени в сериале меняется и его мир.
Чему в «Виви» уделили гораздо меньше внимания, так это транспорту и обычным роботам обслуживания. Они получились уж слишком типичными и незамысловатыми, к тому же практически не меняются с годами. Конечно, такое упущение выглядит обидно, но оно далеко не смертельно для аниме, которое смотрится просто изумительно во всём остальном.
Ещё одним важным аспектом аниме стала музыка. Композитор Сатору Косаки (Beastars, франшиза Monogatari) пытался создать футуристические треки с отсылками к музыке прошлого. Он хотел взять те стили, которые «должны дожить до будущего», поэтому саундтрек вдохновлялся музыкой 80-х, вдобавок здесь достаточно элементов оркестровой музыки.
Что касается песен, которых здесь немало (всё-таки аниме об айдоле), то они создавались с прицелом на типичную современную поп-музыку. Вместе с тем, они всё равно придерживаются общего стиля и получились преимущественно удачными. Пусть «As you like my pleasure» из опенинга звучит как типичный «ингриш», этот трек всё равно каждый раз цепляет с первых секунд.
К сожалению, об основном сюжете того же самого сказать нельзя – он срабатывает далеко не всегда.
Эмоции важнее логичности
Сюжет аниме сосредоточен на конкретных точках во времени, которые Виви должна изменить, и делится на небольшие сюжетные арки по несколько эпизодов. Каждая из них рассказывает по-своему трогательную историю отношений людей и андроидов.
Эти истории сосредоточены на том, чтобы вызвать отклик у зрителя, оставить после себя сильное впечатление. В сюжете постоянно происходят неожиданные события, история в любой момент может свернуть в совсем новое направление. Практически каждый герой со временем предстанет в новом свете и на этих внезапных откровениях как раз и сосредоточено всё внимание.
В такой ситуации обоснования путешествий во времени, особенности мышления ИИ, политическая подоплёка и логичность событий беспокоят создателей уже во вторую очередь. Внимание им всё равно уделено, но при желании можно найти достаточно неувязок и нелогичностей. Вот только делать этого совсем не хочется, потому что каждая отдельная история захватывает на эмоциональном уровне. И в таких условиях некоторые шероховатости основного сюжета можно простить (или и вовсе не заметить).
Но финальная арка, увы, сильно усугубляет ситуацию. Сценаристы позволяют себе довольно много не очень понятных и логичных сюжетных допущений, которые должны привести к конечной цели. И тут же на ум приходят все вопросы, которые во время просмотра предыдущих эпизодов оставались где-то на задворках сознания.
Как именно устроены путешествия во времени? Почему они работают именно на этот временной отрывок? Почему одних андроидов можно оживить бэкапом, а другие умирают навсегда? И вообще, почему андроидов нельзя отремонтировать в ситуациях, где их «мозг» не пострадал? На эти и многие другие вопросы авторы вроде бы и дают ответы, но они звучат скорее как ленивая отмашка, чем как продуманная часть мира.
Из-за этих условностей сюжета и не очень логичных событий существенно страдает развязка. Наконец-то мы слышим ту самую «Песню флюоритового глаза», перед глазами проносятся события, которые привели к финалу, но в голове постоянно всплывают вопросы по поводу основного сюжета. «Ну почему всё происходит именно таким образом, а не иначе?» – так и хочется спросить создателей.
На эмоциональном уровне развязка всё равно работает, а все основные темы сериала получают какое-никакое завершение. Так что полностью провальным финал никак не назвать. Но вместе с тем он получился очень смазанным и полного удовлетворения никак не даёт, – что особенно обидно, ведь до последних эпизодов «Виви» умудрялась грамотно сбалансировать логику и лирику в истории. Оставалось только не споткнуться в финале, как это часто делают «оригинальные» аниме без первоисточника. Но...
«Виви -Песнь флюоритового глаза-» получилась очень яркой и выделяется даже на фоне заваленного новинками весеннего сезона. Несмотря на все заимствования, у сериала есть собственный голос и стиль. Wit Studio в очередной раз удалось создать хит из элементов, которые отлично работают вместе, но почему-то никто другой не спешит их совмещать.
Столетняя история андроида Дивы/Виви и персонажей, которые встречаются ей на пути, получилась богатой на интересные и захватывающие повороты. Да и сама героиня за 13 эпизодов успевает раскрыться с абсолютно разных сторон. К сожалению, впечатление от просмотра несколько портят сюжетные неувязки (особенно в финальной арке), но в остальном аниме очень сильное. Пусть это и не однозначный хит, внимания он явно заслуживает.