«Самое главное в игровой индустрии — это люди» — интервью с Тимом Фадеевым, директором по развитию в Awem Games

CEO Inlingo Павел Токарев взял интервью у Тимофея Фадеева — директора по развитию в Awem Games. Компания издаёт и продюсирует такие проекты жанра match-3, как Cradle of Empires. Поговорили о том, как запартнериться с EA, о работе с Wargaming и Ubisoft, а также про организацию продаж и о том, как работать без отпусков и не выгорать.

От запуска маркетингового агентства с нуля до встречи с главой EA в России

Павел Токарев: Расскажи, как ты попал в геймдев и какие карьерные вехи прошел?

Тим Фадеев: Это был долгий тернистый путь. Начиналось все с моего собственного маркетингового агентства. Быстро понял, что ноунейм-компания, которая состояла из меня, гендиректора и одного дизайнера, не может тягаться с большими фирмами и агентствами. К тому же, я всегда играл в игры, так что я подумал, почему бы не начать работать исключительно с геймдевом — агентств с таким позиционированием в России на тот момент ещё толком не было.

Мы предлагали клиентам реализацию полного комплекса маркетинговых задач — от групп в соцсетях, работы с трафиком до организации ивентов, производства/печати баннеров и т. д. Оказалось, конечно, сложно, но что мне сразу понравилось — это люди, которые работают в геймдеве. Со мной, никому не известным парнем, очень легко согласился на встречу Тони Уоткинс — глава ЕА в России. Это было примерно в 2010–2013 году.

И как ты на него вышел?

Написал ему в LinkedIn, что мы маленькое агентство и у нас есть несколько идей, как поддержать запуск очередной игры из серии FIFA, и я ему их тезисно обрисовал. Он предложил встретиться. Я даже не поверил, что такое возможно. Просто сказал, что будет в Питере, надо бы встретиться и поговорить. При этом детально я ничего не рассказывал, просто озвучил идею и в 2–3 словах ее описал.

Работа с Wargaming и Ubisoft

Дальше довелось поработать с Wargaming, им мы делали SMM-кампанию со звездами. Там я тоже где-то кому-то написал, меня представили, и с того момента пошел нетворкинг. Тогда же я начал раскачивать свой самый главный инструмент — Facebook. Я понял, что во ВКонтакте нет такой аудитории. И вот получилось поработать с Wargaming, мы сотрудничали с их SMM-отделом. Конечно, там не было больших денег, но они в нас поверили и дали неизвестным ребятам шанс что-то сделать для большой игровой компании.

К сожалению, весь опыт предпринимательства закончился фиаско. Заработать на этом не получилось. У кого-то не было бюджетов в России, у крупных компаний вроде Ubisoft — свои «карманные» агентства. Зайти туда с улицы оказалось невозможно: пустили постоять на пороге, грубо говоря. Я остался в долгах, кредитах и понял, что хватит с меня предпринимательства — надо искать работу. В общей сложности в этой теме получилось продержаться два года. Зато попробовал себя в бизнесе: узнал, что такое содержать себя и выплачивать зарплату сотрудникам, которых в пике набиралось около 15. Закончил в минусах, конечно, но опыт получил.

Дальше я начал искать работу: понял, что хочу в игровую индустрию. Оказалось, что и сюда практически невозможно попасть, если ты никого не знаешь и тебя никто не рекомендует. У меня и до этого было «хобби» — рассылать резюме в топовые игровые компании мира от Naughty Dog до Rockstar Games. И это было вполне серьезно, я искренне мечтал там работать.

В итоге какие-то истории и выстреливали — например меня собеседовали в Facebook, звали возглавить их игровое направление в России.

О карьере в IGG

А потом мне написали китайцы IGG. Сначала я решил, что это нигерийские письма, развод какой-то, уж больно странно они общались. Назначили собеседование, китайский HR сказала, что у нее болит горло и предложила пообщаться письменно. Потом я узнал, что она просто плохо говорит по-английски, и ей проще писать.

На тот момент я не знал, что это за компания, даже не смотрел на мобильный рынок, потому что играл на ПК и консолях, а о мобилках даже не задумывался. Собеседование тоже было необычным. Первое, о чем она меня спросила, — сколько мне лет. Я сказал, что 30, и та посмеялась в ответ, сказав, что я точно старше ее. В общем, пообщались и назначили второй этап — с вице-президентом компании. Мне дали небольшое тестовое задание: придумать, как бы я продвигал их проект на русском рынке. Им все понравилось, и мне пришел оффер. Контракт с Сингапуром, зарплата в долларах — до первой зарплаты я вообще не верил, что мне что-то придет. В итоге, мы с еще одним парнем из России стали первыми сотрудниками IGG. После этого как-то само закрутилось: кто-то добавил меня в PR in GameDev, я начал со всеми знакомиться, общаться и так попал в тусовку.

<i>​Офис IGG  в Китае</i>
​Офис IGG  в Китае

Что тебе больше всего нравится в твоей работе?

Самое главное — это люди. Мое дело — общаться. Более классных, добрых, отзывчивых и приятных людей я не встречал. Конечно, везде есть паршивые овцы, но хороших больше. Все готовы идти на контакт, делать какие-то совместные проекты.

О погружении в азиатскую корпоративную культуру

Можешь назвать несколько отличий азиатов от европейцев и людей с постсоветского пространства?

На самом деле их много, чтобы сходу перечислить. Ну вот, например, важная мелочь: визитки нужно брать и подавать двумя руками, иначе это — неуважение.

Большая разница в понятийном мышлении? На это надо обращать внимание?

У них совсем другая корпоративная культура, свои тонкости и нюансы. К примеру, утром собирается очередь на проверку отпечатка пальца, и не дай бог фиксируется опоздание. При этом в 17:59 такая же очередь на выход. Они уходят с работы, и им абсолютно безразлично, что там и как, проект горит или еще что-то. Они выполнили свою работу и ушли. Топ-менеджмент, конечно, перерабатывает, они контактируют с другими странами и у них больше зоны ответственности. Но рядовые же сотрудники как на заводе — пришли, отбарабанили и ушли.

«Самое главное в игровой индустрии — это люди» — интервью с Тимом Фадеевым, директором по развитию в Awem Games

О продажах и процессах

Какие проекты сейчас в активной фазе?

Моя основная задача — это развитие Cradle of Empires, я отвечаю, в том числе, и за взаимоотношения с платформами. Кроме того, занимаюсь паблишингом на других рынках и сторах. Сейчас мы входим на китайский рынок и получаем все необходимые документы, также нашли паблишера в странах MENA.

Какие ты ищешь контакты и связи?

На данный момент мы уже нашли паблишера, так что у меня больше нет такой острой необходимости ездить на конференции. Если в целом, всегда в цене маркетинговые агентства, которые делают хорошие креативы. С ними нам сейчас интересно пообщаться.

А если не брать маркетологов — например, арт на аутсорс или что-то подобное?

Мы сейчас активно набираем самых разных сотрудников, так что если говорить про арт в данном моменте — такого не требуется, у нас своя достаточно большая команда. Конечно, иногда мы отдаем что-то на аутсорс, потому что не справляемся с потоком. Иногда быстрее сделать арт на стороне.

Какие типовые ошибки подрядчиков, которые мешают продавать ты наблюдаешь?

Был недавно один случай, я даже хотел запостить, но в итоге мы просто посмеялись во внутренних чатах. Пришла веерная рассылка, в которой было написано «CPI или CPA траффик не интересует». Никаких «здравствуйте» или еще что-то. Можно с уверенностью сказать, что тут продажи пробили дно. В итоге я просто скинул это в чатик, а в нем оказался их владелец и перед всеми извинился. Надеюсь, этого продажника уволили или хотя бы побили.

А на последнем White Nights, когда я расслаблялся на «Летучем голландце», один парень попытался запитчить какой-то свой сервис, поймав меня практически у туалета. Потом снова перехватил на выходе и продолжил. Сейчас пишет мне фоллоу-апы, но после такого я, конечно, отвечать не буду.

Идеальный процесс продажи с твоей точки зрения?

Сначала надо изучить клиента и понять, насколько ему это вообще интересно. Узнать его боли, чтобы предложить их решение. В общем, провести домашнюю работу, не просто с ходу ломиться. Я научился этому на своем опыте.

К примеру, на одной из конференций была такая история. Со мной встретились люди и начали предлагать какое-то продвижение на Steam или сервис для ПК. Они даже не удосужились посмотреть, что мы делаем мобильные игры, и начали продавать что-то совсем другое. В итоге просто потратили и свое, и мое время. Но если ты сделал полезный сервис и предлагаешь его тому, кому по твоему мнению он и правда может быть полезен, скорее всего, все получится, и ваше общение двинется дальше.

О нетворкинге

Какой самый главный канал коммуникации?

Однозначно конференции и личные встречи. Яркий пример — работа с китайцами. У них так принято, что одно дело — это переписка в Skype, а совсем другое — встреча. Ты можешь сходить с партнером на ужин и пробить себе такие уникальные условия или решить вопрос на таком уровне, который никогда не получится достигнуть в онлайне.

А стоит ли устанавливать на конференциях стенды или проще искать в толпе?

Зависит от продукта, но стенд — это всегда проще, потому что можно пригласить человека к себе. Это сразу повышает доверие и однозначно становится преимуществом перед одиноким волком, который ходит с рюкзаком и что-то всем предлагает. Ты приглашаешь человека на стенд, вы комфортно садитесь, пьете воду или кофе, и ты тут же что-то ему показываешь.

<i>Стенд компании Awem​ на одной из конференций</i>
Стенд компании Awem​ на одной из конференций

ТОП-3 конференций, которые оказались наиболее эффективными с точки зрения встреч?

White Nights, Pocket Gamer и еще одна более узкоспециализированная конфа в Хельсинки, где участвовали все топовые китайские компании и все топовые паблишеры. Можно было сразу показывать свой продукт, метрики, проводить питчинг. Паблишеры, в свою очередь, тут же давали фидбек. Местами был даже грубый деконстракт, где сразу говорили, что нужно добавить, чтобы выйти на Китай. Так что для меня это было идеально.

В общем, лично для меня это White Nights, Pocket Gamer и, может быть, Gamescom, но последняя — это большое B2С-мероприятие и там свои тонкости. Можно еще добавить Casual Connect и DevGAMM.

<i>На pre-party White Nights </i>
На pre-party White Nights 

Что тебе помогает выстраивать отношения с партнерами?

Сложный вопрос. Возможно, моя харизма. У меня большой опыт общения с людьми и подачи себя. Я все-таки работал и на телевидении, и на радио, умею говорить и вообще стараюсь со всеми быть в хороших отношениях. У меня вообще нет врагов (я надеюсь :)).

Как сделать так, чтобы не было врагов?

Я по жизни дипломат, и всегда выстраиваю ситуацию так, чтобы всем было в итоге хорошо, win-win. Однажды, когда я еще жил в родном городе, к нам с другом пристали гопники и пытались что-то у нас отжать. Друг тогда занимался карате и решил, что надо с ними подраться, но пока мы искали подходящий двор, я как-то переключился на их язык, и в итоге мы долго сидели болтали на остановке, они купили нам пива, и мы в конце чуть ли не обнимались на прощание.

Не люблю продавливать сделки, мне больше нравится дружить с человеком, и тогда он может сделать мне скидку потому, что я хороший парень и у нас крутая компания. Притом я делаю все так, что человек сам дает скидку, потому что у нас такие отношения. По-моему, так лучше, чем заламывать кому-то руки и выставлять ультимативные требования. Это может сработать раз или два, но индустрия маленькая, слух пойдет быстро и ничего хорошего в дальней перспективе из этого не выйдет.

Сколько может зарабатывать биздев экстра-класса, работающий по найму?

Я слышал, что может доходить и до 10 000 евро в месяц. Вообще, везде по-разному, вилка от 3 000 до 10 000. Есть бонусы, опционы — в общем, у каждой компании свои фишки.

Как выстроена система обучения в вашей компании?

У нас сейчас приоритет в выращивании своих «звезд» внутри, нежели найма со стороны. Поэтому любой сотрудник может выбрать то, чему он хочет учиться и как, а мы сделаем все остальное: постоянно закупается литература, проводятся мастер-классы, воркшопы и закрытые мероприятия для сотрудников. С топ-менеджментом устраивают one-on-one встречи. Кроме того, раз в квартал проходит QMM (Quarterly management meeting), когда в одном месте собирается весь C-level, все директора, руководители направлений и команд и т. д. На этих мероприятиях, помимо общения и решения текущих задач, проводятся тренинги и прокачиваются soft-skills сотрудников.

Как выглядит твоя система тайм-менеджмента, какие приложения самоорганизации ты используешь?

Обычно мне хватает собственной оперативки, и с тайм-менеджментом у меня все в порядке. Сложно становится после конференций, когда нужно обработать большой поток информации. Приезжаешь домой, тебе летят бесконечные фоллоу-апы, и можно что-то пропустить. Для этого я завел себе Asana, куда кидаю свои личные таски. Еще есть Jira, ей мы пользуемся в рамках компании, и другие внутренние системы назначения.

Об отдыхе

Как ты отдыхаешь? Какие инструменты антивыгорания используешь?

Чаще всего я работаю из дома, в офис езжу только по необходимости, так что мне хватает времени рефлексировать. Конференции для меня — своего рода выход в люди. А вообще, можно среди дня прерваться и, например, поиграть на консоли, пока задач нет. Или съездить на море. Здесь, на Кипре, очень легко отдыхать. Я тут почти два года, и за это время ни разу не брал отпуск, потому что он тут не нужен. Если осознанно подходить к работе и оперативно раскидывать все задачи, можно успеть расслабиться, прогуляться до пляжа или вытянуться на диване с ноутом.

Каковы плюсы и минусы проживания и работы на Кипре?

Здесь какое-то невероятное количество друзей и знакомых, такого у меня никогда не было. Все выходные проходят в активности. В горах, на море, барбекю у друзей — частенько получается так, что после таких уикэндов хочется еще отдохнуть. В общем, на месте сидеть не приходится. Бывают такие дни, когда мы просто отключаем телефоны и чилим в воскресенье дома, потому что очень много движухи. Зато после таких выходных в понедельник выходишь на работу настолько заряженный, что не хочется даже отпуск брать.

«Самое главное в игровой индустрии — это люди» — интервью с Тимом Фадеевым, директором по развитию в Awem Games

А минусы?

Раньше я думал, что такая атмосфера расслабляет и люди на Кипре работать не хотят. Но к морю за некоторое время привыкаешь, и вау-эффект пропадает. Зато если тебе все надоело, ты в любой момент можешь туда поехать. У некоторых ребят, например, офис на первой линии. То есть они переходят дорогу, и вот он — пляж. Но при этом все спокойно и продуктивно работают, никто не отвлекается.

Единственный существенный минус — перелеты. Все очень дорого и с пересадками. Чтобы попасть на ежегодную сходку IGG в Фучжоу, мне пришлось пройти целый квест. Маршрут был через Катар и Гуанчжоу. Из прочих минусов — медленный и дорогой интернет. 50 Мбит/с обойдутся тут в 55 евро. В России в этом плане все быстро и дешево. Загрузка вообще может быть 5 Мбит/с, видео на свой канал на YouTube «Типичный Биздев» я иногда по несколько часов заливаю.

Почему ты выбрал именно эту компанию?

В первую очередь потому, что она на Кипре. Я знал про Awem Games только то, что они делают какие-то казуалки, и особо не вникал в детали. И вот когда я задумался о смене работы, меня познакомили с Митей, который на тот момент был CMO. Мы просто пообедали и круто поговорили, это было даже не собеседование. Узнал детали про компанию, про игры, познакомился с будущими коллегами, и мне все понравилось. И вскоре меня пригласили присоединиться к команде.

А почему ты согласился?

Мне понравилась команда, несмотря на бурный рост сохраняется уникальная домашняя, даже семейная атмосфера внутри, добавились элементы, присущие западным компаниям. Ну и конечно понравился продукт, который делает компания. Кроме того, я очень хотел вернуться в гейм-индустрию после того, как уходил в стартапы и занимался проектами, не связанными с играми. А еще мне понравился подход и задачи, которые мне предложили решать — это именно то, что я всегда делал и хотел делать. Проще говоря, совпало все: задачи, команда, продукт и местоположение на Кипре.

«Самое главное в игровой индустрии — это люди» — интервью с Тимом Фадеевым, директором по развитию в Awem Games

А что тебе помогло устроить успешную карьеру?

Я сам себе зачастую придумываю задачи, сам их решаю и сам приношу результат. Не жду, пока на меня свалится какой-то таск. Например, еще во времена работы в IGG, я вспомнил, что мой друг работает на производстве кваса, и предложил ему выпустить брендированную партию с нашей игрой — код под крышкой и так далее. Все заработало, и тогда мы стали первой игрой, которая вышла в России в коллабе с софт-дринком. Новые игроки пришли в проект, мы вырастили группу ВКонтакте, разыгрывали Apple Watch каждую неделю. А началось все с того, что я просто описал свою идею вице-президенту, он согласовал, и мы все сделали. В итоге еще и компания не потратила ни копейки, все затраты нес производитель.

Проще говоря, нужно быть проактивным человеком и не бояться брать на себя ответственность, если у тебя есть крутые идеи. Опять же кейс. Как-то раз задач от IGG не было, я скучал и подумал, что надо написать в Тинькофф. В итоге мы замутили с ними проект, игровую карту. За первую потраченную 1000 рублей банк возвращал 3000. Мы тогда за первый месяц заработали больше 1,5 миллионов рублей.

Другой, совсем давний случай — как-то раз мы решили отдохнуть и поехать из Санкт-Петербурга в Венецию и обратно на двух машинах. Главной идеей было жить максимально дешево, ночевать в кемпингах и т. д. Но я же решил из всего этого сделать какой-то проект. Мы подготовили презентацию и договорились с Тинькофф и порталом ЯПлакалъ о поддержке. Банк выдал нам их новые кредитные карты, а портал дал бесплатное размещение на главной странице. Мы путешествовали на брендированных машинах, расплачивались их картами, снимали все это и вели полноценный видеоблог.

Из недавнего — это идея, которая пришла в голову просто по пути на работу, после того как я услышал новости про горящий Нотр Дам. Решили запустить классный благотворительный ивент внутри нашей Cradle of Empires и помочь сохранить этот великий Собор. Все подготовили буквально за пару дней, все в команде идеей загорелись, но, увы, не получилось реализовать из-за особенностей политики сторов в вопросах благотворительности.

В общем придумывайте и не бойтесь приносить свои идеи команде и старайтесь их реализовывать. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает :)

У вас сейчас есть актуальные вакансии? Самое время их прорекламировать

Сейчас самая горячая вакансия — это директор по гейм-дизайну. Да и вообще мы всегда готовы брать качественных гейм-дизайнеров, программистов, художников и аналитиков. Нам интересны классные и талантливые люди, так что даже если подходящей вакансии нет в списке — присылайте свои резюме на job@awem.com, и наши супер девочки их обязательно посмотрят :)

Твои планы на 2020 год?

Основные планы на год — наконец-то получить ISBN или максимально к этому приблизиться, запаблишиться в Китае и на альтернативных сторах, например, в том же MENA-регионе. И самое главное — выпустить новый проект и сделать его запуск успешным.

2929
29 комментариев

Комментарий недоступен

17
Ответить

Но я не хочу плевать себе в лицо...

Ответить

Эти знаменитые комменты на DTF!) Давайте исчо!

11
Ответить

Дальше я начал искать работу: понял, что хочу в игровую индустрию. Оказалось, что и сюда практически невозможно попасть, если ты никого не знаешь и тебя никто не рекомендует

и через пару предложений 

например меня собеседовали в Facebook, звали возглавить их игровое направление в России

то есть, соискателя без опыта, не из геймдева приглашали возглавить игровое направление?

7
Ответить

Опыт то был, можно сказать "окологеймдевный". Было же свое агентство и тд. 

1
Ответить

Паблишеры ему фидбеки дают. Правильно говорить "гивают".

7
Ответить

Кроме самопиар и рекламы, статья ниочем. Место ей точно, не в этом разделе.

6
Ответить