От «Фиксиков» до Mortal Kombat

Как устроены отечественные и зарубежные рейтинги для компьютерных игр

Плашки возрастных рейтингов esrb.org
Плашки возрастных рейтингов esrb.org

Разработка игр — дело кропотливое, но помимо создания авторского шутера или коммерческой MMORPG команде нужно этот продукт еще как-то выпустить. И если зарубежный производитель обычно сталкивается с одним сторожевым псом, организацией ESRB по рейтингам для видеоигр — то российского разработчика ждёт целый цербер с двумя головами. Ведь чтобы выпустить игру в нашей стране, она должна проходить по критериям закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Разбираемся, как выставляют рейтинги в России и за рубежом и что лучше учесть на берегу перед разработкой игры.

Родом из 90-х

В 1994 году, в эпоху фаталити из Mortal Kombat, возникает некая Interactive Digital Software Association — американская негосударственная компания, считающая своим долгом защитить молодых пользователей от насилия и игровых харакири. За десять лет ассоциация выдала рейтинги более 8000 продуктам и заодно переименовалась в Entertainment Software Rating Board (ESRB), какой мы знаем ее и сегодня.

В нашей же стране начали маркировать игры только в 2012 году после вступления в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Тем самым отечественные разработчики автоматически перешли на новый уровень сложности: чтобы выпустить игру сразу на российском и мировом рынках, важно соответствовать и ESRB, и RARS — Russian Age Rating System. Но, к счастью, рейтинги во многом схожи между собой.

От рождения до школы

Первые ступени у ESRB и RARS почти не различаются: это деления на 0+ и 6+. Игры здесь должны содержать минимальное насилие «мультяшного» характера. Но если формулировка у ESRB довольно общая — «контент, подходящий для всех возрастов» — то вот в российском законе все по полочкам: важна победа добра над злом, ненатуралистические изображения заболеваний, катастроф и никаких призывов к преступлениям.

Так что в Hello Kitty, Winx Club или Team Sonic Racing дети могут рубиться спокойно. Для широкой аудитории, например, Марио прыгает по грибам в том же Super Mario Land. Компания Nintendo в целом ориентирована на семейную аудиторию. Так, например, при прыжке героя на черепашку животное не превращается в месиво, а просто исчезает.

Пример игры с рейтингом E, Winx Club Konami
Пример игры с рейтингом E, Winx Club Konami

Круг сужается: игры 10+

Следующей категорией ESRB идет «Для всех от 10 лет и старше», которая появилась чуть позже остальных, в 2005 году. Первопроходцем в E10+ стала Donkey Kong: Jungle Beat. Сейчас ей составляют компанию известные войны Plants vs Zombies и сравнительно новый Hello Neighbor.

Отдельно ESRB выделяет подростков в категорию от 13 до 17 лет. Здесь уже разработчики могут немного разгуляться и добавить откровенные сексуальные сцены, кровь, грубый юмор и щепотку ненормативной лексики — много ругаться в этой категории нельзя. В общем, сюда отлично проходит, например, четвертая часть Sims. С таким же рейтингом выпускается адвенчура «Принц Персии» и экшены по вселенной «Звездных войн».

Hello Neighbor Dynamic Pixels
Hello Neighbor Dynamic Pixels

В российском же рейтинге следующий возрастной порог — 12+. Тут тоже открывается окно в мир нечастых изображений секса (но без возбуждающего или оскорбительного характера). Разработчикам уже можно показывать насилие (кроме сексуального), но без процесса убийства. При этом, важно, чтобы игрок сострадал жертве и осуждал жестоких злодеев. Не сострадать можно только на следующей ступени.

16/17+

С 17+ в ESRB разработчикам открываются новые горизонты: уже можно показывать жесть, кровь с расчлененкой, ругаться матом и не ограничивать сексуальные сцены легким флиртом. Шутеры с таким рейтингом — Half-Life: Alyx, Far Cry и Resident Evil 3. Сюда же относят и GTA V.

В России 16-летний порог позволяет меньше месива. По закону уже можно снабжать игру авариями, заболеваниями и катастрофами, но вот показывать их натуралистично все еще нельзя. Авторы игр могут также говорить о наркотиках и психотропах, но обязательно осуждая тех, кто их пробует. Только теперь герои могут ругаться, но в меру (что по ESRB разрешено еще с 10 лет). Жестокость тоже нужно ограничивать: тут не место процессу убийства или насилия. Также все еще нельзя показывать секс, особенно эксплуатирующий и оскорбляющий. Ну, хотя бы открывается левел с описанием отношений между мужчиной и женщиной.

GTA V Rockstar North
GTA V Rockstar North

Недетские игры 18+

Все самое интересное разрешает играм категория 18+. В России уже можно показывать порнографические сцены, вдоволь ругаться матом, демонстрировать жестокое насилие с кровью и кишками. Тут нет рамок и для наркотиков, алкоголя, азартных игр и попрошайничества. Если по сюжету игры пострадал несовершеннолетний от рук преступника, такой проект тоже идет под цензом 18+ (например, Fallout: New Vegas или Hatred).

У ESRB это категория «Только для взрослых»: тут и сцены насилия, и секс, и употребление наркотиков. Для таких игр организация ставит не только маркировку «18+», но и краткое пояснение, например:

— «Strong sexual content» — откровенное сексуальное содержимое, возможно обнажение (Crystal Fantasy);

— «Crude Humor» — диалоги в игре с использованием вульгарностей и «туалетного» юмора (мобилка Where's My Toilet Paper);

— «Drug Reference» — демонстрация или упоминание наркотиков (Fahrenheit: Indigo Prophecy Director's Cut).

Mass Effect 3 BioWare
Mass Effect 3 BioWare

Но кроме предупреждений о жестоких сценах, ESRB подписывает и полезные штуки. Они встречаются на обложках игр для разных возрастов:

— «Informational» — в игре есть информация, факты, материалы или инструкции, она может использоваться в справочных целях (Nerd Quiz);

— «Edutainment» — игра развивает определенные навыки во время игрового процесса (та же Duolingo с совуньей в этой категории);

«Reading Skills / Fine Motor Skills / Higher-Level Thinking Skills» — такие фразы используют специально для продуктов 0+ или «Early Childhood». Они сигнализируют, что для игры нужны какие-то конкретные навыки вроде чтения или умения логически мыслить.

Когда издатели получают от организации ответное письмо с выставленным рейтингом, они могут его оспорить, подав апелляцию. Либо, как вариант, разработчики могут отредактировать контент и просто отправить повторно. Так, например, однажды ESRB изменила рейтинг Punisher с AO (18+) на М (17+). Система может сработать и в обратную сторону: GTA: San Andreas, некогда получившая рейтинг M, была заново проанализирована. В итоге игра вышла с маркировкой 18+.

Как видите, рейтинг ESRB дает больше простору игроку младшего возраста и четче предупреждает взрослых пользователей о контенте мощного шутера или жуткого детектива. Однако для выпуска продукта российскому разработчику важно учитывать и правила RARS, без маркировки которой игра вряд ли встретится с потенциальным пользователем.

1010
4 комментария

Кстати, ещё стоит упомянуть что у нас любая игра может получить 18+ рейтинг независимо от эротики/жестокости при наличии там "гей-пропаганды" (это когда игра в принципе допускает возможность намёков на однополые отношения). 

2
Ответить

Какбэ автор пропустил в подзаголовке определение "возрастные" и получилось несколько кликбейтно.

1
Ответить

Не нарочно получилось, когда смотришь на проблему только с одной перспективы - забываешь, что есть множество других рейтингов:)

1
Ответить

цербер с двумя головамиЭто Орф если что

Ответить