«Берите себя в руки и начинайте вкалывать»: интервью с автором комикса «Илья Муромец. Песнь Соловья»
О работе над дебютным графическим романом, рисованием в свободное время, русских былинах, кампании на «Бумстартере» и влиянии Фрэнка Миллера.
Роман Шевердин — комиксист и иллюстратор, который совмещает фулл-тайм работу в строительном магазине с рисованием авторских графических романов. Недавно Роман выпустил дебютную книгу — «Илья Муромец. Песнь Соловья». Это эпичное тёмное фэнтези в славянской эстетикой, с непростым главным героем и фактурной визуальной стилистикой.
Мы пообщались с Романом и узнали, как он решился нарисовать толстую книжку на 200 страниц, чем вдохновлялся, как строил экшен и кто повлиял на его стиль рисования. Также спросили про любимые игры, комиксы и «Майора Грома».
Привет, Роман. Представься и расскажи, чем занимаешься и над чем уже успел поработать?
Привет, я Роман Шевердин, иллюстратор из Курска. Графический роман «Илья Муромец: Песнь Соловья» — моя дебютная работа, и уж точно не последняя.
Как ты понял, что хочешь связать свою жизнь с комиксами? Где учился рисовать?
Вообще, я всю жизнь любил комиксы, с самого детства. Мне нравилось их читать (те немногие, что я мог раздобыть), любил смотреть по ним фильмы и мультики. Любовь к рисованию я тоже проявлял с малых лет, ходил во всякие детские художественные школы и на подготовительные курсы.
Учился на художественно-графическом факультете КГУ, там же закончил магистратуру. Уже на старших курсах университета осознал, что я и сам могу рисовать комиксы. Это же была моя мечта детства! И, несмотря на то, что в нашей стране принято воспринимать художника нищим, а художника-комиксиста — ещё и непонятым, я взял свою волю в кулак и начал пробиваться к своей цели.
Из больших работ на меня повлияли «Хранители» Алана Мура, «Город Грехов» Фрэнка Миллера и «Хеллбой» Майка Миньолы.
Трудно ли было совмещать работу и рисование такого объёмного романа?
У меня небольшой семейный бизнес — магазин строительных материалов. Приходится делать вообще всё: договариваться о поставках, общаться с клиентами, постоянно вручную грузить кучу тяжестей.
Труд непростой, учитывая, что рисовать нужно много и регулярно, при этом как-то зарабатывать себе на жизнь. Но если ты находишь своё призвание — к нему надо стремиться, иначе всегда будет горестное чувство несбывшихся надежд. Сейчас я вкалываю как вол, рисую просто постоянно, очень устаю от совмещения мирской работы с иллюстраторской деятельностью. Но зато могу точно сказать, что делаю всё возможное, чтобы идти к своей мечте.
Расскажи вкратце для читателей, о чём твоя книга?
Книга повествует о становлении Ильи Муромца как богатыря. Первый его серьёзный поход. Илья в самом расцвете сил, он больше не намерен держаться в стороне от бед своей Родины. Поэтому он должен показать Великому Князю на что способен, совершить подвиг. Тогда, может, его возьмут в дружину, где его особые навыки будут при деле.
Поэтому Илья намеревается разобраться с бандой разбойников, которые держат в страхе всю округу, и никто ничего не может с этим поделать. В роли главаря этой шайки выступает таинственный Соловей-Разбойник. Так и начинается эта история.
Откуда пришла идея Ильи Муромца? Что тебя подтолкнуло использовать русский фольклор?
Вообще, былины — это благодатная почва для интерпретации их сюжета в комиксе. Огромное количество самых различных богатырей (супергероев), каждый со своими отличительными особенностями и чертами характера, масса интересных аллегорий, историй о защите Родины от разномастных супостатов (суперзлодеев).
К тому же славянская культура насыщена невероятными поверьями, обычаями, есть очень большой пантеон разных духов, созданий и чудищ! Целая мультивселенная, которая так и ждет, когда её воплотят в виде комикса! Это я и попытался сделать в «Песни Соловья» — зачерпнуть хотя бы небольшую горсть этой древней красоты, передать дух того времени в виде динамичной эпической истории о Богатыре. Охватил совсем немного, но вышло на 200 с хвостиком страниц.
Ты специально изучал сказки и былины, чтобы адаптировать под свою историю или двигался от общих понятий и образов?
И не только сказки и былины. Я знакомился с множеством исторических источников, изучал возможные факты о богатырях, читал художественную литературу о Древней Руси. Особенно мне в этом помогал цикл писателя-историка Дмитрия Балашова о Московских государях. Это было необходимо для того, чтобы мир «Ильи Муромца» был интересен, логичен и не сильно противоречил истории.
Это не прямой пересказ былин, но и не исторический трактат, которому нужно стопроцентно верить. Это нечто между, новая вселенная, мрачное славянское фэнтези, весьма реалистичное, неприветливое, жестокое и даже пугающее, но всё же не лишённое какой-то доли сказки и чудес.
Что ты хотел привнести нового в персонажа?
Хотел отразить его противоречивость. Если внимательно читать былины об Илье Муромце, то можно понять, что он весьма непростой человек: в чём-то грубый, резкий, некоторые его дела нельзя назвать правильными, даже можно сказать наоборот. То есть он человек, как и все мы. Со своими травмами, со своим характером и недостатками. Это его планомерное развитие я и хотел показать. Постепенно понял, что одной книгой тут не ограничиться.
Почему ты выбрал именно такой способ подачи? На историю повлияли самурайские боевики?
Про самурайские истории даже не думал, хотя что-то схожее определённо есть. Илья скорее как одинокий стрелок, этакий Конан-варвар, который пытается найти своё место в мире, сделать хоть что-то хорошее. У него есть предназначение, к которому он стремится.
Почему историй именно шесть? Ты заранее знал, что хочешь сделать именно столько или это было продиктовано сроками?
Как таковых историй две — одна о противостоянии Соловью, которая простирается на протяжении пяти глав. Они связаны общим сюжетом и основной темой, хотя в каждой из глав можно вычленить определённые этапы и основную мысль. Но это не отдельные истории, а часть одного, большого полотна. И последняя, «Хозяин Болот», не связана с основным сюжетом. В ней Илья сталкивается уже с совершенно другими проблемами.
Чем ты вдохновлялся при создании? На какие комиксы и фильмы ориентировался?
Сейчас уже и не вспомню, но хотелось создать мрачную супергероику о настоящих защитниках Руси.
По рисунку видно, что тебя вдохновлял Фрэнк Миллер и его стиль работы с ч/б. Расскажи, кто ещё повлиял на твой стиль.
В начале своего творческого пути, да, я вдохновлялся графическим подходом Фрэнка Миллера, но в процессе работы у меня сформировалась уже своя манера письма. А вдохновляться работами других художников я продолжаю и сейчас — это неотъемлемая часть развития, учиться лучшему у профессионалов.
Как ты строил сюжет? Написал подробный сценарий или ориентировался уже на листе?
В начале у меня был основной костяк истории. Я примерно знал, что должно было произойти, но не знал как. В процессе я размышлял, что и как будут делать персонажи, какая у них мотивация, к каким последствиям могут привести их действия.
Периодически придумывал классные интересные моменты, которые хорошо подойдут для истории, старался вплетать элементы из былин и фольклора в основное повествование, чтобы обогатить окружающий мир Ильи Муромца.
Как ты разрабатывал дизайны персонажей? Что использовал в качестве референсов?
Включал воображение, параллельно изучая элементы древнерусских костюмов и брони, комбинировал фантазию и быль в разных пропорциях. Ведь помимо какой-никакой исторической целостности, персонажи должны выглядеть интересно и привлекательно, так что без воображения никуда.
Расскажи, как рисовал экшен. Как создавал динамику и строил панели?
Изучал различные боевые приёмы бойцов по фильмам, роликам, даже частично по видеоиграм. Ставил перед собой задачу сделать бои не только зрелищными, но и логичными. Илья в комиксе использует хитрые боевые приёмы и навыки, не полагаясь всецело на «силушку богатырскую», которая, если верить мультикам, помогает одним ударом полчища сметать.
В комиксе Илье нужно думать наперёд, чтобы не быть убитым толпой врагов, применять всякие ловушки и хитрость. Он, конечно, сильнее обычного человека и в ратном деле куда более подкован, но излишняя самонадеянность может ему выйти боком.
Исходя из этого, я уже выстраивал панели. Есть основные приёмы и законы композиции в комиксах, которые помогают делать динамичное повествование. Например, так: человек читает комикс как книгу, слева направо, сверху вниз. Поэтому расположение панелей и действий на них должно подчиняться определённому ритму, это помогает читателю воспринимать изображения динамично.
Также нужно располагать баллоны с текстом и звуки, в соответствии с этим ритмом, иначе глаз сбивается и теряется динамика повествования. Различных приёмов и нюансов в работе комиксистов масса.
Расскажи подробнее о своей «Вселенной Богатырей».
«Вселенная Богатырей» — это планомерное развитие характеров основных персонажей, а также введение большего количества героев из былин и фольклора. Более жёсткие личные испытания для персонажей. Они будут испытывать большие жизненные трагедии — как в петле, которая сжимается всё сильнее.
А параллельные нити повествования, подобно паутине, будут вести читателя к глобальным событиям, которые изменят мир богатырей навсегда. Это значит, что будет больше испытаний на прочность, больше моральных дилемм.
Ну и я буду усложнять и обогащать вселенную событиями и новыми персонажами, чтобы сделать мир ещё более насыщенным, всеобъемлющим и индивидуальным. Основа также будет черпаться из оригинальных былин, но в каком ключе те или иные события будут представлены — читатель увидит уже сам.
Трудно ли было сделать полноценный графический роман без поддержки издателя? Как ты решил выйти на «Бумстартер»?
Было сложно совмещать процесс творчества с постоянной работой. Бывает, придёт в голову идея, как круто нарисовать новую страницу, персонажа, изобразить классный сюжетный поворот, но ты не можешь, потому что у тебя есть определённые обязательства.
«Илья Муромец» — полностью мой авторский проект, соответственно никто мне за него не платил. А это значит, что всё это время мне было необходимо зарабатывать, чтобы на столе были и хлеб, и масло. Если бы мне не приходилось на это отвлекаться, то и дело шло бы быстрее. А сложностей в работе одному у меня нет, наоборот — я сам знаю, что и как нужно сделать. Не нужно никому ничего объяснять. Так что лучшая поддержка — когда не мешают.
А выход на «Бумстартер» был логичным решением. За 2020 год количество новых комиксов сократилось в разы — у издательств попросту не было денег их печатать. Это неудивительно — все мероприятия, вроде «КомикКона» и прочих были отменены или перенесены в онлайн, возможность реализации снизилась до минимума. Люди сидели запертыми дома, не имея возможности работать, откуда тогда взять средства? А читатели сидят, не получая новых крутых комиксов. Все в проигрыше.
На этой волне сбор средств на печать показался отличным способом заявить о себе и показать, что я могу предложить миру. Люди увидели своими глазами, что мы хотим напечатать и сделали себе предзаказ, никакой милостыни.
Почему именно «Бумстартер», а не другие платформы?
Не знаю, а почему бы и не «Бумстартер»?
Предлагал ли ты свою книгу крупным издателям, вроде «Азбуки» или «Комильфо»?
Далеко не все захотят ввязываться в такую авантюру, как печатать дебютной работы неизвестного автора. К тому же, мне было важно, чтобы за моим плечом не стояла толпа знатоков, каждый из которых имеет собственное видение проекта. В подобной мешанине и попытке угодить каждому зачастую теряется индивидуальность подхода. Поэтому я решил договориться с «Комикс Паблишер» — они занимаются независимыми авторскими проектами.
С ними очень приятно работать. Редактор Анна Коростелева — замечательный человек, который всегда может что-то подсказать и помочь, при этом не влезая в работу. Я спокойно рисовал в своём темпе, не ограничиваясь сроками. Для меня это очень важно.
Пробовал ли ты какие-то другие варианты для того, чтобы привлечь финансирование?
Этим, в основном, занималось издательство, я сам не искал средства, а делал продукт.
Как ты продвигал и рекламировал свой комикс?
Почти никак, иногда мои работы репостят в различных пабликах по комиксам. В основном на меня люди сами выходят.
Когда ты ездил по конвентам в разные города, случались ли какие-то забавные истории?
Я пока что был всего на паре мероприятий, а из конвентов на моём счету только NonFiction 22, так что самое забавное было то, что меня тепло приняли и я познакомился с массой замечательных и доброжелательных людей. Надеюсь, в будущем конвентов будет больше.
Расскажи о любимых авторах и их комиксах. Кого читаешь «для работы», а кого просто для удовольствия?
Проблема в том, что когда ты комиксы рисуешь, у тебя просто не остаётся времени на то, чтобы их ещё и читать. Сейчас я почти не читаю работы зарубежных авторов, больше стараюсь ознакамливаться с творениями отечественных художников и сценаристов, которых тоже немало.
Расскажи про историю с Чурилой Плёнковичем.
В качестве первоапрельского розыгрыша сделал псевдо-анонс нового комикса о Чуриле Пленковиче, в рамках Вслеленной Богатырей. С тем намёком, что вселенная перезапускается с учётом современных реалий и направлений.
На обложке Чурила был изображен в женском платье, а в посте говорилось, что теперь будут выходить комиксы только про малоизвестных персонажей былин с уклоном в изучение проблем меньшинств, без мрачности и реалистичности, присущей «Илье Муромцу». Этакая аналогия с ситуацией, которая на тот момент возникла с «Лигой Справедливости» Зака Снайдера и отношением к ней со стороны WB.
Но это была только первоапрельская шутка, которую многие именно так и восприняли. Пока что Вселенная Богатырей будет развиваться по намеченному в «Песни Соловья» пути. Будет мрачно, будет круто и эпично.
Роберт Вегнер говорил, что писал Меекханский цикл под Адель. А ты когда рисуешь — слушаешь музыку? Если да, то какую?
В большинстве своем я рисую урывками, в основном даже на работе, каждую свободную минутку. Так что ещё и слушать фоном музыку не могу себе позволить.
Какое из зарубежных комикс-издательств тебе нравится больше? Как автору и как читателю.
Все по своему хороши, у многих свой индивидуальный подход к материалу, так что я их не разграничиваю на любимые и нелюбимые.
Нравится ли тебе манга? Читаешь ли японских авторов?
Нет, с мангой почти не знаком. Это не моё.
Как тебе экранизация «Майора Грома»? Читал про него комиксы до этого? Что можешь сказать про общие впечатления?
Это как-никак первый отечественный кинокомикс. Знаковое событие для российских комиксов и кино, такое пропускать нельзя. Если кратко о самом фильме — это уж точно не Нолан и не Снайдер. Но на порядок выше рядовых отечественных фильмов.
К фильму «Майор Гром: Чумной Доктор» можно относиться по разному. Но отвечу вам цитатой из «Человека из стали» — иногда надо заставить в себя поверить, а доверие придёт позже. Я читал комиксы о Громе и некоторых других персонажах, так что хотел бы увидеть развитие этой вселенной в кино, благо, им есть, что нам ещё показать.
Любишь видеоигры? На чём и сколько играешь? Какие серии любимые?
Люблю, только играть в них некогда, да и мой старенький ПК уже не тащит. Так что периодически, чтобы перезагрузить мозг, перепрохожу любимые серии, в которые играл раньше. Скоро обновлю свой допотопный ПК и буду потихоньку нагонять. За последние годы вышло много чего интересного.
Назови три любимых игры, которые мог бы посоветовать каждому.
Назову сразу серии: S.T.A.L.K.E.R, The Witcher, Batman Arkham.
Какие планы на будущее? Уже работаешь над чем-то новым?
Ещё как! Я вообще постоянно рисую и делаю что-то новое. Мой свежий проект — «Кладоискатели» выйдет уже скоро. Он совершенно не похож на «Илью Муромца». Это небольшая хоррор-история с элементами чёрного юмора и жести. Она будет небольшая и ориентирована под рейтинг «18+».
В этот раз я использовал совершенно другой подход в работе,а ещё попробовал себя в роли колориста. Будет очень классно и угарно, следите за новостями!
С кем бы хотел поработать в будущем?
Может старина Фрэнк Миллер поручит мне продолжение «Города Грехов», кто знает… А вообще, зависит от того, на каких условиях придётся работать. Так я открыт для предложений с любой стороны, как с отечественными, так и зарубежными авторами.
Ну и в качестве заключения поделись советом для начинающих художников и авторов комиксов.
Берите себя в руки и начинайте вкалывать! Создание комиксов — это титанический труд. Само ничего с неба не свалится. Нужно трудиться, причём регулярно. Забывать про лень и усталость, пересиливать себя, брать карандаш — и творить.
И если вы чувствуете, что это — ваше, то всё обязательно получится!