«Ни слова по-русски»: как прошёл релиз скандальной Modern Warfare 2 в России и что о ней писали в 2010 году
Теперь ситуация повторяется.
Modern Warfare 2019 года провластные российские СМИ встретили недружелюбно прямо с анонса — в мае многие из них выпустили сюжеты о том, что игра якобы содержит «западную пропаганду и русофобию». Свои выводы журналисты сделали на основе первого трейлера, где в позитивном свете были изображены члены организации «Белые каски».
Последствия такого ажиотажа открылись лишь недавно: в середине сентября Sony убрала игру из российского PS Store и отменила все предзаказы, а крупные сети вроде «М.Видео» сообщают, что в рознице диски с шутером не появятся. В Microsoft Store и Battle.net игру приобрести всё ещё можно, однако коробочные издания для этих платформ не появятся уже почти наверняка.
В России с Call of Duty такое происходит уже во второй раз — почти такой же случай произошёл в 2009-2010 годах с Modern Warfare 2. Тогда была и самоцензура со стороны издателя, и отмена продаж физических копий, и критика со стороны власти — прямо как сейчас.
Что произошло
На печально известный уровень «Ни слова по-русски» обратили внимание ещё до релиза — когда в сети появился ролик с геймплеем миссии. Тогда зарубежная пресса подняла вопрос о целесообразности такого насилия в видеоиграх.
Согласно сюжету игры, агент ЦРУ Джозеф Аллен внедряется в террористическую банду Владимира Макарова — одного из антагонистов всей подсерии. Чтобы завоевать его доверие, агент принимает участие в теракте — расстреле мирных граждан в вымышленном аэропорте имени Захаева (лидера ультранационалистического движения, убитого в первой части).
Акцию спланировали так, будто её устроили американцы — чтобы дать повод России напасть на США. Потому в самом начале задания, когда террористы поднимаются в лифте, Макаров произносит: «Помните: ни слова по-русски».
В конце задания Макаров убивает Аллена — позже его труп находят российские спецслужбы. Из-за этого подозрения сразу же падают на США — начинается Третья мировая война.
В ответ на критику Infinity Ward рассказала, что решение добавить уровень в игру разработчики приняли совместно с Activision — с учётом всей его провокационности. Расстрел выглядел крайне реалистично: мирные граждане кричали от боли, молили о помощи и оставляли следы крови. Так что шум вокруг Modern Warfare 2 был вполне закономерным.
Ещё до релиза игроки подозревали, что игру могут не выпустить в России. Сказывалось странное молчание издателя — к примеру, Activision не привезла Modern Warfare 2 на «Игромир 2009». Релиз на консолях же несколько раз переносили по неизвестным причинам, пока дату выхода не убрали вовсе.
В итоге шутер всё же поступил в продажу, однако в «урезанном» виде и лишь на ПК: миссии «Ни слова по-русски» там не оказалось. Консольные версии же вообще не появились в магазинах.
После релиза выяснилось, что консольные партии Modern Warfare 2 отозвали уже после того, как их произвели — русифицированные версии можно было встретить на прилавках украинских и казахстанских магазинов.
Появились слухи, что на разработчиков надавило правительство РФ — однако вскоре эту теорию отвергла сама Activision. По словам представителей издательства, решение удалить уровень приняли внутри компании совместно с «1С-СофтКлабом», а власти страны к ним не обращались.
В других странах есть формализованные рейтинговые системы, по которым мы работаем. В России же ничего такого нет. В результате мы решили убрать уровень — после того, как посоветовались с нашими представителями в стране.
Россия — не единственная страна, где Modern Warfare 2 подверглась самоцензуре. Японские и германские версии также изменили — там миссия сразу же перезапускалась, как только игрок попадал в гражданского. Более того, во всех остальных странах перед заданием всплывает предупреждение о шокирующем контенте с предложением пропустить уровень.
Как отреагировали СМИ и власть
О том, что в Modern Warfare 2 был такой уровень, общественность вспомнила лишь через три месяца — к тому моменту, когда игра уже успела побить все рекорды по продажам и принести Activision миллиард долларов выручки.
13 января 2010 года в Госдуме РФ выступил депутат от партии ЛДПР Валерий Селезнёв. Он предложил внести Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов.
Уже одного того, что эта игра содержит множественные детализированные сцены насилия, достаточно для признания её пропагандой насилия и экстремизма. Но её авторы пошли дальше: в качестве одного из заданий игроку предлагается поучаствовать ни много ни мало в уничтожении пассажиров российского аэропорта и убийстве сотрудников спецназа ФСБ.
В интервью для радиостанции «Русская служба новостей» Селезнёв отметил, что узнал об игре от своего сына.
Мой ребёнок был возмущён, он подошёл ко мне и сказал: ты знаешь, папа, вот такое предлагается. [...] Он у меня растёт на тех же принципах и взглядах, которые я проповедую. И я надеюсь, что все нормальные отцы проповедуют взгляды, что нельзя стрелять в русского солдата, в русского офицера, в русского человека — ни в кого нельзя стрелять.
В разговоре с «Вестями» же депутат подкрепил свою позицию тем, что при схожей ситуации «в Америке поступили бы так же». Видимо, Селезнёв не знал, что происходит в Modern Warfare 2 ближе к концу — там российские войска сровняли Вашингтон с землёй.
Если бы уничтожали американцев и некий условный американский объект — аэропорт штата Вашингтон, — то, я думаю, вмешался бы лично президент Обама.
Далее депутат опубликовал открытое письмо, где разъяснил свою позицию, а также обвинил «1С-СофтКлаб» в «зарабатывании грязных денег».
Я настаиваю, что компьютерной игре Call of Duty: Modern Warfare 2 в любом виде не место в компьютерах наших детей и вообще в мире. Игра является открытой пропагандой насилия, жестокости и экстремизма. Цель, которую преследует её распространитель в России, компания «1С-СофтКлаб», заработать «грязные» деньги.
Селезнёв не раз сравнил издателя с наркокартелем.
Российским распространителям игры не терпится «нагреть руки» от продаж, тем самым став частью преступного действия мирового масштаба. Разве можно назвать «честно заработанными» огромные деньги, полученные от продажи продукта, содержащего в себе сцены убийств, террористических действий, насилия, действий против собственного государства и его граждан? Особенно когда целевой аудиторией продукта являются дети и молодежь!
Недостатки в правовом регулировании вопроса позволили «1С-СофтКлаб» действовать по образу наркокартеля. Вместо того, чтобы реализовывать долгосрочные инновационные проекты, на которых больших денег в краткосрочной перспективе не заработаешь, компания занимается извлечением сиюминутной выгоды, в прямом смысле подсаживая молодежь на «иглу» жестоких компьютерных игр.
Также депутат, осознанно или нет, явно преувеличил коммерческий успех игры. Миллиард превратился в три миллиарда, а доход — в прибыль.
По всему миру игра Call of Duty: Modern Warfare 2 собрала более 3 миллиардов долларов, менее чем за полгода после своего выхода. Такая прибыль может быть сопоставима только с продажей наркотиков, оружия, торговлей людьми, распространением порнографии.
В итоге Селезнёв попытался привлечь «1С-СофтКлаб» к ответственности.
Я убежден, что деньги, полученные от продажи игры компанией «1С-СофтКлаб», должны быть изъяты государством, а сама игра — навсегда исчезнуть из России. Это единственный способ уберечься от безумцев, распространяющих такие продукты.
В ответ на письмо издатель выпустил обширный пресс-релиз. По словам представителя компании, сначала они «считали, что на столь абсурдные заявления нет смысла реагировать публично», но их вынудила ситуация.
«1С-СофтКлаб» разобрал слова Селезнёва из письма по частям — ответив на каждое из его обвинений. Заодно издатель вспомнил о том, что про Modern Warfare 2 депутат узнал от своего сына — что само по себе странно, ведь игра относится к категории «18 лет и старше», а в лицензионной версии уровень «Ни слова по-русски» вырезан.
Отметим, что Валерий Селезнёв до сих пор уклоняется от ответов на прямые вопросы представителей СМИ о том, каким образом его ребёнок смог получить доступ к этой игре, тем более к версии, содержащей уровень No Russian. Можно предположить, что на компьютер ребёнка игра попала по недосмотру родителей, или что у него в доступе оказалась нелицензионная копия, распространяемая на территории нашей страны незаконно. В таком случае ей там, конечно же, не место — но почему-то депутат Селезнёв не призывает к борьбе с действительно криминальным бизнесом, которым занимаются распространители контрафактной продукции.
Более того, издатель отметил, что согласно проведённому исследованию в Modern Warfare 2 не выявили никаких экстремистских посылов.
Согласно Акту экспертного психологического исследования, проведённого Научно-исследовательским центром судебной экспертизы и криминалистики (НИЦСЭиК), данная компьютерная игра не содержит призывов к осуществлению экстремистской деятельности, обоснований или оправдания необходимости осуществления актов экстремистской деятельности.
В 2010 году провластные СМИ отреагировали на ситуацию слабо — поэтому конфликт Селезнёва и «1С-СофтКлаба» никак не развился, а к Modern Warfare 2 не применили никаких санкций. На ТВ с репортажем выступили лишь в «Вестях» — и то без громких заявлений.
Но этот конкретный шутер — лишь один из множества жестоких игр — запрещать бессмысленно. Нужен закон о возрастном цензе, а взрослые геймеры хотят решать сами — расстреливать им аэропорт или нет.
Однако раскрыть инфоповод попытались многие непрофильные СМИ — из-за чего в заметках то и дело встречались фактические ошибки.
Депутат от ЛДПР предлагает запретить компьютерную игру в интернете.
«Свободная пресса» же в заметке под заголовком «Госдума взялась замочить виртуальную Call of Duty в реале» расписала факты, которые далеки от реальности.
Но есть у игры и одна уникальная особенность — в режиме многопользовательских сценариев за американские контртеррористические отряды можно играть только в том случае, если IP-адрес вашего компьютера находится в США. Жителям всех других стран по Сети можно играть исключительно за террористов.
Куда больше изданий вызвались поддержать «1С-СофтКлаб» — например, автор «Ленты» Максим Мишин опубликовал большую колонку с разъяснением ситуации и мнением от себя.
Есть ещё один непонятный момент, который требует пояснения. Во многих других играх геймеры убивают американцев, африканцев, испанцев, немцев. Да что далеко ходить — в той же Modern Warfare 2 есть уровни, где героям необходимо сражаться с бразильскими ополченцами. Только депутаты относятся к этому на удивление спокойно. Не хочется передёргивать, но всё же в данном конкретном случае получается, что Госдума оставляет за собой право решать, кого можно убивать, а кого нет. Хотя такого права этой структуре, вроде бы, никто не давал. Решать, кто будет врагом, а кто другом, должны лишь авторы художественного произведения.
И вообще, что же будет дальше? Тут на подходе шутер Battlefield: Bad Company 2, в котором фигурирует Россия. Запретим? Или вот, к примеру, Dante's Inferno — экшен, созданный на основе первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери, которая носит название «Ад». Он же может оскорбить чувства верующих! А гоночный симулятор Gran Turismo позволяет передвигаться по трассам без соблюдения скоростного режима, провоцируя геймеров на опасное вождение в реальной жизни. А уж про скрытую пропаганду наркотиков в шутере BioShock, где главный герой может пользоваться сверхъестественными способностями, даже и вспоминать не стоит.
О том, что был такой уровень, как «Ни слова по-русски», федеральные СМИ всерьёз заговорили лишь после анонса перезапуска Modern Warfare — в качества аргумента о «русофобности» западных разработчиков.
Русские в предыдущих версиях этой стрелялки — запредельные злодеи. Вот, например, один из эпизодов Modern Warfare 2. Миссия называется «Ни слова по-русски». Действие происходит в Московском международном аэропорту. Российские силовики под предводительством Алексея Бородина решили устроить теракт, чтобы свалить всё на американцев. Миссия начинается с массового расстрела безоружных людей. Русские стреляют в русских. Ну а что? Это же Россия. У них, наверное, так принято.
К чести западных геймеров надо отметить — даже их смутила эта кровавая клюква. Не всех, конечно, но многих. Разгорелся международный скандал, и создатели вырезали этот эпизод, но только из лицензионной версии, предназначенной для российского рынка.
Весь остальной мир постепенно привыкал к мысли, что русские — они такие. Звери, а не люди. И вот та же команда выпускает новую версию. Теперь про Сирию. Неисчерпаемая тема.
Развивающаяся сейчас ситуация во многом схожа с тем, что случилось в 2009-2010 годах — за исключением одной вещи. Тогда произошёл акт самоцензуры со стороны Activision: издатель решил перестраховаться, не оглядываясь на давление со стороны общественности — потому что его не было.
Сейчас же происходит всё та же самоцензура без участия государства, однако уже со стороны Sony — судя по реакции Activision, издатель готов выпустить игру в РФ в любом случае (градус скандальности могут понизить, заменив в сюжете Россию на вымышленную страну Кастовию, как случилось в бете), однако не все партнёры компании с ней согласны. Вероятно, Sony смутили материалы «России-24», RT и «Царьграда» — как раз после этой серии публикаций компания перестала поддерживать шутер рекламой.
Вполне вероятно, что мы вновь не увидим новую Modern Warfare на прилавках — и в нынешней ситуации, возможно, это лучшее, что может произойти. В худшем же, если в конфликт вовлекутся представители власти, игру могут убрать вообще везде, и в цифровых магазинах на ПК и Xbox One тоже.
За десять лет политическая обстановка и настроения среди властей сильно изменились — потому такие меры вполне реальны. Впрочем, любой запрет всё равно будет легко обойти — есть и магазины других стран, и VPN. Заблокированным «Телеграмом» мы ведь по-прежнему пользуемся.