DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Чтобы был не томным вечер.

«Мой учитель — осьминог» (My Octopus Teacher, 2020 год)

Где посмотреть: Netflix

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Эта документалка долгое время мозолила мне глаза на главной «Нетфликса», а потом вдруг оказалась среди номинантов на «Оскар» и поманила соответствующей плашкой. Ну, тут уж сам бог велел.

В центре истории — документалист Крейг Фостер, выгоревший и страдающий от депрессии, которая наложила отпечаток на все сферы жизни: от здоровья и работы до отношений в семье. В попытках восстановить душевное равновесие, он возвращается на свою, скажем так, малую родину, поближе к океану, где провёл детство, занимаясь фридайвингом.

Собственно, этим Фостер начинает заниматься и теперь. В ходе одной из вылазок ему на глаза попадается осьминожка, и документалисту приходит в голову шальная мысль: «а что, если попытаться наладить с ней контакт?» На протяжении почти года он каждый день погружается на дно бухты, чтобы наблюдать за моллюском и заставить того себе доверять.

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Перво-наперво, «Мой учитель — осьминог» великолепно выглядит. Подводный лес, как правильно подмечает Фостер, это что-то фантастическое, почти инопланетное. Населяющие его создания смотрятся настолько чуждыми нам, жителям суши, что не перестаёшь удивляться этим букахам, медузам или вовсе бесформенным тварям.

Во-вторых, динамика отношений между Фостером и осьминожкой показана так, будто смотришь не документальный фильм, а остросюжетную драму, в которой есть место и детективному расследованию, и напряжённому экшену. На этом фоне экологический посыл картины, который авторы стыдливо артикулируют в финале, не выглядит вымученным. «Мой учитель — осьминог» снималась не только и не столько ради это месседжа, а ради самого моллюска.

Придерживаясь политики невмешательства в дела природы, Фостер не удосужился даже придумать имя для своей дикой подруги. И очень зря — осьминожка ему попалась невероятно крутая, с характером.

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

О незаурядном интеллекте этих животных знает почти каждый, но знать — это одно, а наблюдать, как моллюск использует инструменты, изобретает тактики охоты и лежит на груди человека совсем как какая-нибудь кошка — это совсем другое. Осьминожка дурит акул, развлекается и использует плоскую ракушку как щит. В общем, потрясающее животное.

В начале фильма Крейг Фостер говорит, что осьминоги не слишком отличаются от людей, и к концу картины ты начинаешь понимать, чем это странное, удивительное существо похоже на человека. Документалке удаётся развить эту мысль и доказать, что между моллюском, который умеет отращивать рога и менять цвет кожи, и нами, на самом деле, много общего, несмотря на внешние отличия. И чувствовать, что ты похож на осьминога — это, как бы странно не звучало, очень здорово.

«Северный ветер» (2021 год)

Где посмотреть: в кинотеатре или на Okko

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Драма Ренаты Литвиновой, поставленная по её же спектаклю, рассказывает клане, который правит Северными полями во времена «великого матриархата». Впрочем, время и место действия картины весьма условны — события «Северного ветра» развиваются в параллельной вселенной, странной, как раздробленная Россия в какой-нибудь «Теллурии».

В центре повествования находится Маргарита (Рената Литвинова), вторая по старшинству в клане, чей сын Бенедикт (Антон Шагин) женится на стюардессе Фанни (Ульяна Добровская). Последняя погибает в авиакатастрофе, а Бенедикт вступает в отношения с её сестрой, Фаиной (Софья Эрнст). Та беззаветно любит Бенедикта, но парень всё страдает по погибшей жене. Со временем его безразличие к Фаине перерастает в откровенную враждебность, им заражается остальная семья, и вот уже весь клан ненавидит Фаину и сравнивает её с умершей сестрой.

Есть и другие герои — друзья семьи и родственники, с которыми связаны собственные сюжетные линии. Например, есть тут история пластического хирурга Жгутика (Никита Кукшкин) и племянницы Маргариты Ады (Манана Тотибадзе), которая явно отсылает к Пигмалиону; или рассказ о несчастном кузене Борисе (Максим Суханов), страдающем без любви. Они практически не касаются основного конфликта, но удачно дополняют общую картину, делают её масштабнее и живее.

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Практически все ключевые сцены фильма происходят на Новый год — зритель наблюдает за тем, как некогда богатый клан и его поместье чахнет и гниёт, подобно деньгам, которые они закапывают в обледенелой земле. Рената Литвинова заставляет наслаждаться эстетикой упадка, отмечая — очень тонко, но чётко — его неизбежность и величие, незначительность даже самых сильных перед разложением.

Вообще, эстетика — это то, за что «Северный ветер» хочется хвалить в первую очередь. Нарочито искусственное убранство поместья клана, откровенно театральные декорации, вычурные костюмы, старые автомобили и Спасская башня, которая торчит над заснеженным лесом — авторы фильма создают собственную реальность, притягательную и иррациональную как сон, но и пугающую, как кошмар.

Под стать окружению и операторская работа. «Северный ветер» скуп на крупные планы или необычные ракурсы настолько, что порой создаётся впечатление, будто смотришь телеспектакль. С музыкой, тревожной и жёсткой, за авторством Земфиры, дела обстоят ровно так же, как и с остальным — она призвана подчеркнуть условность пространства и визуального. Зритель не верит глазам, но восхищается тем, что видит.

Из-за этого так сильно впечатляет прозаичность антуражей в последней четверти фильма: сперва они просто становятся менее вызывающими, а в финале действие и вовсе ненадолго переносится в реальность. После почти двух часов кричащих обоев, ярких тканей и прорастающих прямо из паркета корней, строгость и функциональность действительности вызывает недоумение и некоторое отторжение.

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

В этом фильме главенствует форма, а не содержание. Если же говорить о нём, то «Северный ветер», несмотря на завязку про «великий матриархат», кино не только женщинах. Оно о людях, которые всю жизнь чего-то ждут, разбиваются о чаяния и отказываются от того, что предлагает им судьба. В надежде на лучший вариант, который вот-вот должен появиться из-за холма. Эта простая мысль подаётся очень легко и даже прямолинейно, но посыл работает за счёт эстетики и, если это применимо к картине Литвиной, сеттинга.

«Белый тигр» (The White Tiger, 2021 год)

Где посмотреть: Netflix

Ещё один претендент на «Оскара» — на этот раз в номинации «лучший адаптированный сценарий». Картина Рамина Бахрани основана на одноимённом эпистолярном романе Аравинда Адиги. Книгу я, признаюсь, очень люблю и в своё время, пока все носились с бездарным «Шантарамом», робко советовал её как образец действительно хорошего художественного текста о современной Индии. Советую, в общем-то, и сейчас.

Чувствовался в нём какой-то злой смех отчаявшегося человека из самых низов; ярость напополам с болезненной иронией, с которой он смотрел на ситуацию в стране. В экранизации, к счастью, всё это тоже присутствует, пусть и подано несколько более легкомысленно.

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Фильм рассказывает о Барламе, выходце из маленькой бедной деревушки, который отчаянно пытается выбраться из нищеты, и для этого он устраивается водителем к местному криминальному авторитету. Рассказывать о дальнейших приключениях главного героя — значит нещадно спойлерить.

«Белый тигр» невероятно богат на события. Оригинальная книга — это такой сборник писем Барлама премьер-министру КНР Вэню Цзябао. Фильм, в целом, придерживается такого способа повествования, однако ввиду разницы медиумов здесь не остаётся места для рефлексии главного героя: Барлама постоянно куда тянет, он с кем-то знакомится, ввязывается в сомнительные предприятия. То, что выглядело логичным на бумаге, на экране кажется несколько сумбурным.

DTF смотрит: тигр, осьминог и ветер

Однако не настолько, чтобы потерять нить сюжета. «Белому тигру» Бахрани удалось уловить особую динамику повествования Адиги (серьёзно, она прослеживается и в другой его книге, «От убийства до убийства»). Случайные встречи, в отчаянии брошенные слова и принятые предложения — всё это плотно связывается, переплетается и, в конечном счёте, как-то да аукается.

У Бахрани вышло потрясающе динамичное кино, сохранившее при этом главные идеи оригинального произведения, которое касалось не только темы классового расслоения в Индии, но и, например, колониализма. А его Барлам, в исполнении Адараша Гурава, получился несколько сложнее книжного — если у Адиги главный герой сперва был по большому счёту простаком, то в фильме он изначально хитрый и изворотливый. И за таким героем следить в некотором роде даже интереснее.

8585
14 комментариев

В «Северном ветре» больше всего поражает, насколько неотразимо Рената Литвинова до сих пор смотрится в кадре, как её любит камера — и что сама Рената Муратовна это понимает. И не боится посмеяться над собой: «пусть мы пьющие, зато красивые», вот это всё. Дай ей бог, в общем. 

14
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

пока все носились с бездарным «Шантарамом»Назвать Шантарам бездарным просто язык не поворачивается, даже для заядлого читателя. Роман живой с яркими персонажами, увлекательным описанием и нестандартным сюжетом. Не советую ни к кому прислушиваться и оценить самому.

6
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

My Octopus Teacher годная документалка, история ежедневного годового погружения, съёмки, дремучий подводный мир, умный осьминожек,  все в этом фильме прекрасно! Оскар можно спокойно вручать.

5
Ответить

"Белый тигр" отлично сняли, хоть и не хватало некоторых моментов из книги. Актеры великолепно сыграли, особенно главный герой

2
Ответить