«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Кажется, наш министр культуры не очень понимает в комиксах, и ему нужно с этим помочь.

4 сентября Владимир Мединский посетил Московскую международную книжную ярмарку и заявил, что комиксы для тех, кто плохо умеет читать. Также агентство «Москва» зафиксировало высказывание министра о том, что взрослые люди, читающие комиксы, дебилы. Возможно, министр культуры РФ просто не знает об этой индустрии и лучших её представителях — иначе возникают неудобные вопросы.

Хотя вопросы, конечно, возникают в любом случае, учитывая, что комиксы — огромный пласт мировой культуры, на который невозможно не обращать внимания.

Однако стереотипы и правда есть: жаль, что министр культуры РФ им также подвержен. Видеоигры, благо, уже начали принимать благосклонно: редкий политик в 2019 году скажет, что они для детей. А вот с комиксами, к сожалению, проблема есть до сих пор. Так что в этой подборке мы решили рассказать о комиксах, которые уж точно не для детей.

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

«ШУВ»

«ШУВ» Ольги Лаврентьевой — это как «Биография» «Кровостока», невероятно точное, пусть и несколько гротескное описание России девяностых. Все атрибуты на месте: вот вода, заряженная шарлатанами из телевизора, вот бандиты, а вот дети, которые играют в Чеченскую войну, представляя, что плюшевый мишка — моджахед.

Собственно, «ШУВ» — это комикс о детстве, преображённом даже не тяжёлым положением страны, а мифами, сложившимися вокруг эпохи. В центре сюжета книги мальчик и девочка, которые решили расследовать самоубийство сына соседей по даче. Свою версию происшедшего дети излагают в форме комикса.

В фантазиях ребята, растущие на рассказах о маньяках и наркоманах, не пытаются убежать от реальности, но изменяют её, зачастую даже делая мрачнее, чем есть на самом деле. И здесь возникает интересный парадокс: мы видим, как дети транслируют мифы, окружающие их, понимаем, что это всё выдумка, но всё равно верим. А всё потому, что за прошедшие 20 лет эпоха обросла таким количеством легенд, что любая дичь кажется убедительной. — Андрей Верещагин

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Hellblazer

Истории о Джоне Константине отражают эпоху правления «Железной леди» Маргарет Тэтчер — и они крайне жестоки. Но время было такое, да и комиксы никогда не были аполитичны. Сам Константин изначально создавался как персонаж, вдохновлённый рабочим классом. Простой парень с улиц, циничный панк, который не ценил жизнь, и при этом шёл против социальных устоев — просто очень хитрый и с мистическими способностями.

Вся оригинальная линейка комиксов Hellblazer пронизана безнадёгой. Джон Константин на всём своём жизненном пути теряет близких и тех, за кого поручился. Он искренне ненавидит героев в трико, называя их «Костюмами», как бы утверждая, что под костюмами нет реальных людей. Однако же он тоже спасает мир, просто по-своему.

Hellblazer, несмотря на свою мистическую составляющую, постоянно отсылается к социальным проблемам Великобритании того времени — начиная с нацизма, и заканчивая педофилией, отвратительной гомофобией и распространением ВИЧ. Но главное здесь то, что и сам Константин небезгрешен. Пожалуй, сейчас такие комиксы выпустить никто просто не решится, это произведение своего времени. — Олег Чимде

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

«Трансметрополитен»

«Трансметрополитен» — серия комиксов в стиле посткиберпанк за авторством сценариста Уоррена Эллиса и художника-иллюстратора Дэрика Робертсона. История повествует о Спайдере Иерусалиме — дерзком гонзо-журналисте в Америке будущего.

Сложно назвать тему, которую не поднимает «Трансметрополитен»: в произведении нашлось место обсуждению и ксенофобии, и политики, и цензуры, торговли наркотиков, детского рабства, сексуального насилия и множества других не менее щепетильных вопросов.

Эллис и Робертсон нарисовали мрачный мир будущего, погрязший во вседозволенности, гедонизме и разложении. На федеральных каналах рекламируют сотни видов легальных наркотиков, новые религии создаются каждый час ради промывки мозгов и заработка денег на доверчивых простаках, а люди питаются клонированной человечиной и глазами обезьян в забегаловках, потому что обычная еда уже приелась. «Трансметрополитен» во гротеске рисует то, что ждёт человечество, если оно продолжит развиваться выбранным путём — и то, как некоторые образы совпадают с текущей действительностью, местами пугает.

В отрыве от этих подтекстов «Трансметрополитен» сам по себе — отличный разговорно-политический триллер, полный грамотных сюжетных ходов, великолепного юмора, ярких образов, грубейшей ругани и невероятной жестокости. А мощная кульминация всех 60 выпусков оставит это произведение в памяти читателя на всю жизнь.

Он до сих пор считается одним из лучших комиксов в индустрии, а его главный герой, журналист Спайдер Иерусалим, занимает 45 место в сотне лучших персонажей по версии IGN. Министру культуры стоило бы почитать его, чтобы узнать, насколько серьёзные темы могут поднимать «комиксы для дебилов» и куда может привести злоупотребление должностью. — Даниил Кортез

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Bodies

Комикс Си Спенсера (Hellblazer: City of Demons), действие которого разворачивается параллельно сразу в четырёх временных периодах: в конце XIX века, во время Второй мировой войны, в 2014-м и 2050 году. В каждом из них находят один и тот же труп, и главные герои, по понятным причинам никак не связанные друг с другом, принимаются за расследование.

Помимо выдающегося визуального стиля (за каждый временной промежуток отвечал отдельный художник), Bodies выделяется и манерой повествования, схожей с Supreme: Blue Rose Уоррена Эллиса. Сюжет здесь тоже развивается чрезвычайно медленно, а интригующая поначалу фабула также теряется на фоне идей, которые пытается донести автор.

Bodies — фантастический детектив лишь отчасти. Прежде всего это комикс о нормах и морали, о том, как они меняются с течением времени; о том как люди, которые были «белыми воронами» тогда, становятся полноправными членами общества. Несмотря на общий мрачный тон и несколько откровенно жестоких сцен, Bodies — это история о гуманизме, воспевающая человека. — Андрей Верещагин

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

«Маус»

Этот графический роман в 1992 году получил Пулитцеровскую премию — впервые в истории комиксов. И вполне заслуженно. Арт Шпигельман, основываясь на воспоминаниях собственного отца, рассказал историю холокоста. Чтобы сделать восприятие чуть проще, он изобразил всех евреев мышами (отсюда и название), нацистов, соответственно, котами, американцев — собаками и так далее.

Но чуть легкомысленный визуальный ряд делает сюжет этого романа ещё более трагическим. Ведь здесь со всей прямотой и ужасами рассказывается, на какие жертвы и поступки приходилось идти людям ради выживания. А уже в самом конце книги приведена реальная фотография отца автора в форме заключённого концлагеря.

Возможно, прочитав этот комикс, Минкульт поймёт, что правдивая история о войне, это не спецэффекты и перестрелки на танках. А настоящая живая история людей. Даже если они изображены как мыши. — Алексей Хромов

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth

Вероятно, комиксы у Владимира Мединского ассоциируются именно с супергероикой, как и у многих людей, имеющих лишь самые смутные представления об этой индустрии. Так что наиболее действенно было бы показать то, что даже среди комиксов об известных персонажах встречаются вполне себе взрослые работы.

По сюжету, Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth в психиатрической лечебнице Аркхэм Джокер, Пугало, Глиноликий, Убийца Крок и прочие сумасшедшие устроили бунт. Чтобы спасти заложников, Бэтмен согласился сыграть со злодеями в смертельную игру в стенах лечебницы. Параллельно с этим рассказывается биография психиатра Амедеуса Архэма.

Завязка сюжета очень проста и незатейлива, а экшена в комиксе почти что и нет — но чем великолепен A Serious House on Serious Earth, так это в том, как он показывает искалеченную психику Бэтмена при помощи многочисленных метафор и символов. Причём далеко не все из них так просто разгадать: из-за того, что сценарист комикса, Грант Моррисон, вдохновлялся целым ворохом трудов психиатров и мистиков, может попросту не хватить эрудиции.

Стиль же комикса предельно сюрреалистичен и мрачен: тот же Джокер в нём больше похож на безумный кошмар, чем на человека — и это только подчёркивает основное содержание истории. Хотя и в отрыве от сюжета рисунки Дэйва МакКина можно назвать выдающимся художественным достижением. — Илья Цуканов

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Trees

Уоррен Эллис известен, прежде всего, как автор «Трансметрополитена», однако у него есть ещё немало замечательных комиксов. Один из таких, помимо упомянутого здесь Supreme: Blue Rose, это Trees.

Так же, как и в Bodies, здесь несколько параллельных сюжетных линий, только развиваются они не в разных временных промежутках, а одновременно — через десять лет после прибытия на Землю загадочных «деревьев». Это огромные столбы, которые приземлились в разных уголках планеты. Они не двигаются, не разговаривают и вообще ничего не делают, но при этом незримо влияют на жизни людей.

Уоррен Эллис, как любой хороший фантаст, пытается не просто рассказать увлекательную историю, но и поднять важные вопросы. Благо, эпический размах Trees это позволяет — здесь есть высказывания и на тему ЛГБТКИ, и на тему феминизма, миграции, политики и национализма. Те самые «деревья» — это всего лишь фон, на котором наиболее отчётливо видны лучшие и худшие стороны человека. — Андрей Верещагин

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Fell

Чтобы доказать то, что комиксы — достаточно развитое и самостоятельное направление в искусстве, можно показать и работу во всем известном жанре детектива.

Детектива Ричарда Фелла, главного героя комикса, перевели в небольшой городок Сноутаун, который, как оказалось, просто-таки кишит ворами, убийцами, маньяками и психопатами. Так что на протяжении каждого номера Феллу придётся расследовать многочисленные преступления — причём каждое из них основано на историях из реальной жизни, что только добавляет пугающих деталей.

Во многом Fell своей тягучей нуарной и мрачной атмосферой напоминает «Настоящего детектива» и жанр скандинавских детективов. Но всё же если взять сюжет Уоррена Эллиса и перенести в формат фильма или сериала — получится нечто совсем иное, нежели комикс Fell. Бен Темплсмит придаёт всему происходящему особый шарм: из-за его сюрреалистичного стиля события комикса походят на непрекращающийся лихорадочный кошмар. И такие намеренно искажённые образы персонажей и их окружения комикса при всём желании даже в мультипликационном формате не получилось бы адекватно передать. — Илья Цуканов

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

The Sandman

Кажется, самое удивительное произведение современного классика Нила Геймана. Его язык не повернётся назвать детским и даже подростковым — не из-за насилия или нецензурной лексики, а, в первую очередь, из-за тем, которые там поднимаются. В них вскрывается как человеческая натура, так и божественная — через вечные истории, что писали как древние греки, так и Шекспир.

В «Сэндмене» настолько много отсылок и цитат из множества важнейших произведений культурного наследия человечества, что сноски занимают добрую пятую часть каждого тома. The Sandman — это, своего рода, интеллектуальный вызов. Уверен, если Мединский хотя бы попробует открыть этот комикс, то откажется от своих слов о дебилах. Как и любой человек, который считает, что разбирается в искусстве. — Олег Чимде

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Манга «Дневник моих исчезновений», «Странники» и «Акира»

В Японии достаточно зайти в любой книжный магазин, чтобы навсегда поставить знак равенства между понятиями «комикс» и «взрослый». Легко найти мангу для менеджеров среднего звена (про работу и бизнес), для беременных и даже для стариков. В виде комиксов в Японии пересказывают биографии известных людей, в доступной форме посвящают читателя в квантовую физику и обучают премудростям рыбалки. Да, есть манга для детей и подростков, но взрослых комиксов тоже достаточно. В японском метро запросто можно увидеть пожилого мужчину со свежим томом еженедельного сборника манги.

Очень сложно посоветовать что-то конкретное — так велико многообразие произведений. Конечно, на ум приходит очевидные Berserk, Monster, 20th Century Boys и Vagabond, но мы бы посоветовали то, что можно легко найти в российских книжных магазинах. В первую очередь «Дневник моих исчезновений» Хидео Адзума. Это автобиографическое произведение рассказывает о творческом кризисе в жизни мангаки.

С конца 80-х создатель жанра «лоликон» Хидэо Адзума страдал от тяжёлой депрессии и алкоголизма. Он бросил свою работу, занимался бродяжничеством и даже работал прокладчиком газовых труб. Об этом периоде и рассказывает его автобиография. «Дневник моих исчезновений» получил множество престижных наград, в том числе культурную премию имени Осаму Тэдзуки (альтернатива премии Айснера, в Японии ей награждают выдающихся мангак).

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Другой образец истинно взрослой манги — научно-фантастический четырёхтомник «Странники» (Planetes). Это произведение рассказывает о рутинных буднях космических мусорщиков из корпорации «Текнора» и ближайшем будущем освоения космоса. Орбита Земли засорена космическим мусором. Работа космического уборщика опасна, зарплата низкая, а удовольствия и романтики — почти никакой. Но ведь кто-то должен этим заниматься?

Если сверхдержавы начнут вкладывать больше денег в освоение космоса, то сеттинг Planetes превратится в реальность лет через 30. Научно-фантастической манги про космос хватает, но «Странники» до сих пор не потеряли свою актуальность. В этой работе — взвешенный и очень реалистичный взгляд на будущее космонавтики. За это «Странники» получили награду «Сэйюн», которую выдают лучшим произведениям в жанре научной фантастики.

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

И наконец — культовый «Акира» Кацухиро Отомо (в России пока что вышел первый том).

Поначалу это произведение напоминает обычную мангу для подростков, но на самом деле это многогранное произведение и одна из лучших работ в жанре киберпанк. Мангака использовал все основные жанровые тропы — от социального неравенства и массовых волнений до беспредела властей и самодержавия отдельных индивидуумов. Всё показано в нуарных тонах, есть элементы психологического хоррора и рядовой истории про людей со сверхспособностями. В 1993 году «Акира» получил американскую награду «Харви» за вклад в развитие комиксов.

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

DMZ

В результате гражданской войны в США Нью-Йорк превратился в демилитаризованную зону между двумя враждующими сторонами, объявившими перемирие — которое могут нарушить в любой момент. Полуразрушенный город отрезан от всего остального мира, из него невозможно выбраться, он испытывает острую нехватку продовольствия и медикаментов — но при этом в городе продолжает жить четыре сотни тысяч человек.

Главный герой — молодой фоторепортёр и, в то же время, единственный выживший журналист из съёмочной группы, прибывшей в демилитаризованную зону для создания репортажа об оставшихся в живых. Там его встречают полнейшие хаос, разруха и беззаконие. Город полнится ублюдками, для которых человеческая жизнь ничего не стоит, но всё же большинство местных — самые обычные люди, пытающихся хоть как-то продолжить жить даже в таких ужасных условиях.

Если же господин Мединский считает комиксы продукцией исключительно для маленьких детей, то тогда ему придётся доказать, что произведение, пугающе реалистично изображающее быт в городе, разрушенном войной, и поднимающее огромное количество неоднозначных тем — рассчитано для тех, кто «только учится читать». — Илья Цуканов

«Мы не дебилы»: комиксы, которые стоило бы прочитать Мединскому

Расскажите в комментариях, какие комиксы вы бы порекомендовали людям, далёким от этого вида литературы, и почему именно их? Пригодится и тем, кто ищет, что бы такого хорошего почитать.

652652
375 комментариев

Комментарий недоступен

154

Вдруг Мединский зайдет на DTF и увидит что он неправ.

303

Потому что мы в ахуе

88

Это же олежка, ну.

18

Появился инфоповод? Почему бы не пошуметь.
Плюс кому-то может подобный список показаться полезным в пополнении коллекции.

13

Чтобы продемонстрировать список прочитанного Олегом без палева

11

Просто чтобы в очередной раз указать Мединскому на то, что ему не место на его должности

3