Архитектура японских школ
Действие многих (да что себя обманывать — почти всех) японских игровых и анимешных сериалов начинается или происходит в стенах школы. Об архитектуре этих стен и расскажет статья.
niui_na, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
История
До начала Реставрации Мэйджи в Японии не было общего образования, а школ существовало только две разновидности. Первая называлась ханко и служила для воспитания самураев. Их здания, как можно догадаться, были довольно большими и хорошо спланированными. Обычно, в них был большой зал и несколько классов поменьше. Вторая называлась теракоя. Это были школы при храмах, в которых один учитель в одном классе преподавал разновозрастным детям ремесленников и земледельцев.
С введением в 1872 году привычной нам образовательной системы с делением на классы появились и новые требования к школьным зданиям. В ту эпоху они строились по двум лекалам: традиционному и «полузападному». Последние, однако, были значительно дороже. Правительство предпочло количество излишествам, и так Японии удалось построить 25000 школ за 5 лет.
В 1890 году правительство выпустило нормативные требования, которые указывали размер классов, их расчётную вместимость, оформление актовых залов и прочее. В 1895 году был опубликован типовой план, элементы которого часто встречаются и сегодня. План этот хорошо знаком телезрителю: библиотека, учительская, кабинеты и классы (в 65 квадратных метров на 80 человек) располагаются по одной стороне коридора, который буквой «п» огибал внутренний двор.
Takashi Yamaoku from Kure, Japan, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons
В начале 20-го века школы менялись под влиянием прогресса. С одной стороны, введение новых предметов вроде естествознания, домоводства и искусств требовало специализированных помещений. С другой стороны, добавлялись блага: электричество, газ, паровое отопление и туалеты со смывом. С помощью технологии противостояли и стихии: после Великого землетрясения в Канто школы стали строить из железобетона. В оформлении преобладал смешанный стиль.
После окончания Второй мировой экономика Японии быстро росла, страна стремительно восстанавливалась. Правительство решило строить школы по обновлённым проектам. Во-первых, в расписание опять добавились предметы. Во-вторых, повысились требования на случай пожаров и чрезвычайных ситуаций. В-третьих, сформулировали условия для создания благоприятной и уютной среды. Было построено два технологически разных образчика. Начальная школа Нищитояма была построена из железобетона и, хотя имеет односторонний коридор эпохи Мейджи, отличается группировкой классов по годам обучения, игровыми комнатами и расположением административных кабинетов для более удобного присмотра за учениками. Начальная же школа Миямаэ, построенная на стальном каркасе, отошла от проекта 19-го века: в кабинетах окна находятся на южной и северной сторонах, у младших классов своё здание и игровые площадки.
Miyuki Meinaka, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
В 1960-х годах начался процесс перехода от количества к качеству и от шаблонности к разнообразию. Например, были предложены проекты школ с отдельными флигелями для разных возрастов и с группировкой классных комнат по предметам. Новая архитектура пыталась реформировать образовательную систему, отходя от традиционного японского единообразия.
Веяния моды из Штатов и Британии, курс на уменьшение количества учеников в классе и поощрение индивидуального подхода привели к постройке первых школ с открытой планировкой: частной начальной Като гакуэн и общественной начальной Огавы.
Как и упомянутая Миямаэ, Огава имеет два здания для разных лет обучения, в каждом из которых есть огромный мультифункциональный холл и общие залы поменьше. Кроме них, есть здание для практических занятий и спортзал. Неудивительно, что эта школа так же известна инновационными учебными программами, ориентированными на индивидуальность и разнообразие. В 1984 году правительство начало субсидировать проектирование школ с общими пространствами, что способствовало росту их популярности. Появились школы с широкими проходами, которые можно использовать для занятий; общим пространством для каждого года обучения; общими пространствами для всех классов; различными комбинациями перечисленных планировок.
Со временем в больших общих залах начали выделять малые пространства для создания уюта при занятиях индивидуально или в небольших группах. Пионером стала начальная школа Утасэ, в которой можно увидеть непрямоугольные помещения и стены зигзагом. Также начали добавлять элементы от скуки и для развития воображения детей, например, поручни в виде счёт, потолки под звёздное небо, колонны со стихами известных поэтов. Особым примером служит Салэджио гакуин (Салезийская миссионерская школа), где у каждого класса своё небольшое здание.
Особенности планировки
Можно выделить несколько традиционных особенностей японских школ:
- внутренний двор, часто зелёный (древняя традиция японских особняков);
- односторонний коридор;
- группировка классных комнат по годам обучения;
- отдельные кабинеты для предметов вроде домоводства и естественных наук;
- отделение шумных помещений и разделение на корпуса, соединённых надземными переходами;
- использование крыш и террас.
663highland, CC BY-SA 3.0 <http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/>, via Wikimedia Commons
Территория школы
Школьные владения обычно обнесены забором и вход осуществляется через ворота.
Японское образование озабочено всесторонним развитием личности (хотя бы на словах), поэтому у школ помимо зданий с кабинетами есть отдельный (из-за шума) крытый спортзал для командных игр и единоборств, легкоатлетический стадион, футбольное поле, теннисные корты, бассейн (иногда на крыше), бейсбольное поле, игровые площадки, сад.
Помещения
Обычно за каждым классом закреплён свой кабинет. Кроме этого есть лаборатории и помещения для предметов, требующих особого оборудования: физики, химии, инженерного дела, домоводства, информатики, музыки. К ним обычно примыкают кладовки.
Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Satoshi KINOKUNI, CC BY 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/2.0>, via Wikimedia Commons
Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Psycho Mato, CC BY-SA 2.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0>, via Wikimedia Commons
В некоторых школах есть аудитории, помещения для семинаров или многоцелевые кабинеты. Во многих применяются элементы открытой планировки, например, широкие холлы с островками для групповой работы, места для общения и отдыха.
しっかかもっかか, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Педагогический состав использует общую учительскую и отдельные кабинеты. Специальные помещения выделены медпункту и социально-психологической службе.
Douglas P Perkins, CC BY 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by/3.0>, via Wikimedia Commons
Общие помещения обычно располагаются на первом этаже. Это библиотека, столовая с кухней, гардероб, многофункциональный или актовый зал.
Региональные особенности
Япония — протяжённая страна с разнообразным климатом, и архитекторы учитывают погодные и ландшафтные условия.
В школе Ёкотэ сэйрё гакуин в префектуре Акита используется система вентиляции со снежным охлаждением. Зимой снег с парковки переносится на склад, что снижает затраты на уборку. Летом 900 тонн снега охлаждают примерно 60% школы.
В префектуре Миэ при реконструкции и усилении от землетрясений школы Айно гакуэн, ей срезали один этаж и установили пневматическую систему вентиляции, которая накапливает солнечное тепло и поддерживает температуру 12 градусов, когда снаружи -4.
Для большего интереса
Типовые серии школ СССР