Мастер-класс «Как нельзя делать 3D-аниме»: обзор сериала Ex-Arm

Развенчание мифа о том, что хуже «Берсерка» (2016) быть уже ничего не может.

Зимний сезон 2021-го выдался уникально мощным для аниме. Мы получили финальный сезон «Атаки титанов», продолжение Beastars и «Лагеря на свежем воздухе», долгожданные адаптации «Хоримии» и «Дневника безработного», неожиданный хит «Приоритет чудо-яйца» и ещё с десяток достойных внимания сериалов. На фоне такого изобилия затерялся один по-настоящему уникальный проект, который выходит под брендом Crunchyroll Originals — анимационное чудовище под названием Ex-Arm.

Годами «Берсерк» (2016) оставался главным примером того, каким бывает неудачное 3D, и считался одним из худших аниме в истории. Ex-Arm же играючи отбирает все титулы у предшественника и «превосходит» его во всех до единого аспектах.

Аниме очень низкого качества выпускают постоянно: в том же 2020-м вышли «Джибиэйт» и «Остров гигантских насекомых». Но случай Ex-Arm по-настоящему уникальный — для создания подобной катастрофы нужно очень постараться. Анимация, саундтрек, постановка кадров, монтаж, повествование — здесь не работает вообще ничего. В ближайшее время повторить такое едва ли у кого-то получится. Хотя... зарекаться в таких случаях никогда не стоит.

Для начала попробуем разобраться, как этому проекту вообще позволили появиться на свет.

Как создать провальное аниме

Заглянув в список продюсеров Ex-Arm, едва ли можно заметить что-то необычное. Стриминговый сайт Crunchyroll существует уже почти 15 лет и в последние годы взялся за продюсирование сериалов. Есть у него на счету и вполне успешные аниме — «Ложные выводы», «Красавица, унеси меня на Луну», «Башня Бога».

В остальном состав проекта тоже вполне себе стандартный: издательство Shueisha, телеканал BS Fuji, музыкальный лейбл Nippon Columbia и так далее. Неожиданно в списке оказалась компания по прокату автомобилей Royal Limousine, но даже это далеко не самый абсурдный пример рекламы в аниме.

<p>Кадр настоящего <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D7OFoCegfzbI&postId=676890" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">промо-видео</a> от Royal Limo. За репост этой красоты в соцсети разыгрывалась бесплатная поездка</p>

Кадр настоящего промо-видео от Royal Limo. За репост этой красоты в соцсети разыгрывалась бесплатная поездка

Непонятное начинается с тех, кого продюсеры назначили на ключевые роли в проекте, в первую очередь — с режиссёра Ёсикацу Кимуры. До этого он снял бюджетный боевик «Каратистка», поставил пару сериалов для телевидения и занимался экшен-сценами крупных блокбастеров. Опыта работы с анимацией у Кимуры не было никакого. Согласно интервью, его выбрали по принципу «аниме у нас будет в 3D, а значит нужно искать режиссёра, который снимает фильмы».

Уже по такому подходу заметно полное непонимание аниме-индустрии людьми, принимающими решения. В последние годы достаточно примеров, когда известные режиссёры успешно переходят от 2D-анимации к 3D. Более того, в любом крупном аниме сейчас без 3D обойтись попросту невозможно. Что касается самой должности режиссёра, обычно к ней приходят только после многолетнего опыта работы в анимации.

Исключения из этого правила тоже бывают: сценаристка Мари Окада срежиссировала «Укрась прощальное утро цветами обещания», комиксист Гийом Ренар снял фильм Mfkz, а режиссёр фильмов Кацуюки Мотохиро занимался сериалом «Психопаспорт». Но во всех этих ситуациях на подмоге у новичков были опытные постановщики, всегда готовые дать дельный совет. В случае с Ex-Arm, Кимура назначил на должности помощника режиссёра и постановщика экшен-сцен своих старых коллег. Они, опять же, никогда не работали в анимации.

Тот факт, что я никогда не работал в этой сфере значит, что я не буду скован привычными методами творчества и смогу создать нечто уникальное.

Ёсикацу Кимура, режиссёр

Ну а дальше начинается абсолютный сюр. Если предыдущие кадровые назначения можно хоть как-то объяснить, все остальные позиции будто бы подбирали в рандомайзере. За композитинг почему-то отвечал дизайнер Рё Томодзака, а композитором наняли учителя игры на гитаре, который по вечерам подрабатывает диджеем как SIGMA X81 или FIQTIV. Личность сценариста установить не удалось — он благоразумно скрылся под псевдонимом Томми Мортон.

Раскадровку к сериям тоже делали люди с минимальным опытом работы в аниме (или вообще без него). А в титрах к одной из серий почему-то и вовсе подписана IT-компания, занимающаяся разработкой мануалов. Единственная, кто в Ex-Arm была на своём месте — это команда каскадёров A-Tribe. Она занималась захватом движений для экшен-сцен. К сожалению, старания команды были напрасными: перенос этих сцен в формат 3D-анимации стал, пожалуй, самым неудачным этапом производства.

Промо-ролик A-Tribe

Изюминкой некомпетентных назначений была студия Visual Flight, которая анимировала Ex-Arm. Как уже можно было догадаться, она никогда ранее не работала над аниме. Более того, анимация даже не является её основным профилем, Visual Flight — игровая студия. Обычно она работает на аутсорсе для крупных компаний, занимается моделированием, созданием локаций и подобными задачами. Наиболее известным проектом, над которым пришлось поработать студии, была игра Sekiro: Shadows Die Twice.

Одним словом, с самого старта Ex-Arm не был заряжен на успех.

Мастер-класс «Как нельзя делать 3D-аниме»: обзор сериала Ex-Arm

Зачастую фанаты связывают провал аниме с низким бюджетом, но это очень редко бывает основной причиной. Тот же «Берсерк» (2016) получился неудачным в первую очередь из-за творческого конфликта между режиссёром и анимационной студией. Вследствие неразберихи в производстве были сорваны дедлайны, так что аниме завершали в полном хаосе.

Ex-Arm был обречён с самого начала, потому что его отдали не тем людям. Причём бюджет вряд ли был совсем уж маленьким, та же работа с захватом движений — удовольствие не из дешёвых. Во многих аниме-студиях аниматоры сами позируют для экшен-сцен, потому что не могут себе позволить привлечь профессионалов. Каким бы ни был бюджет Ex-Arm, распорядились им абсолютно неправильным образом.

С основными причинами провала разобрались, пришла пора посмотреть на сам сериал.

Ex-Arm, по-своему великое аниме

Разбор сериалов принято начинать с краткого описания сюжета, но в данном случае он едва ли играет значительную роль. Нацумэ Акира — в целом обычный школьник, разве что не переносит современные технологии. Когда одноклассники показывают ему фотографию симпатичных девчонок на телефоне, парень едва ли не теряет сознание. Однажды вечером Акира пытается совершить свой первый героический поступок и спасти девушку от хулиганов, но грузовик-кун мешает этому и сбивает его.

Акира очень не любит мобильные телефоны

Дальше действие переносится в 2030-й. Девушка-полицейская и её коллега андроид попадают в засаду и вынуждены использовать супероружие под названием Ex-Arm. Как оказывается, это оружие — и есть Акира, вернее, только его мозг, который превратили в суперкомпьютер. Теперь главный герой вынужден сотрудничать с полицией, иначе его отправят обратно в бесконечный сон.

Сам по себе сюжет типичен для киберпанка. Авторы манги-первоисточника очень многое заимствуют из творчества Сиро Масамунэ («Призрак в доспехах», «Яблочное зёрнышко»), местами приближаясь к уровню плагиата. Но аниме перекраивает оригинальный сюжет настолько бездарно, что следить за развитием событий очень сложно.

Логические связки между сценами прослеживаются далеко не сразу, а в основном сюжете остаётся достаточно дыр и несостыковок. Не то чтобы история очень сложна (всё-таки здесь используется множество заезженных приёмов), но следить за ней муторно и неинтересно. Да и не стоит этого делать — так удовольствия от просмотра точно не получить.

Ex-Arm нужно не понимать, его нужно чувствовать

Единственный способ смотреть Ex-Arm с удовольствием — это воспринимать его как что-то среднее между нарезками видео с падениями людей и подборками багов из Cyberpunk 2077. Со временем даже начинаешь с интересом всматриваться в этот ужас и перематывать назад лучшие моменты. Полностью безумие Ex-Arm можно осознать только при просмотре, но я хотя бы попытаюсь передать всю нелепость этого аниме.

Начать стоит с персонажей. Сами по себе модели выглядят не так уж плохо, но аниматоры явно не имели малейшего представления о том, как с ними обращаться. Например, вся лицевая анимация сводится к открытию/закрытию рта и глаз. Смеются герои или гневно ворчат, кричат они или шепчут, выглядит это всегда одинаково несуразно и смешно.

Движутся эти болванчики немногим лучше. Для ходьбы тут используют стандартные анимационные ассеты, а для бега берут ту же анимацию и ускоряют в пару раз. Но хуже всего выглядят сцены, где герои должны выражать сложные эмоции и вспоминать о печальном прошлом. Глядя на это, так и хочется начать верить в версию о том, что весь проект Ex-Arm — это просто троллинг легендарного уровня.

Девушка расчувствовалась и заплакала

Что самое забавное, в некоторых сценах у героев появляется более-менее выразительная лицевая анимация. То есть как минимум один работник студии имеет представление о том, как это делается. Только с остальными коллегами этой техникой почему-то делиться не захотел.

Также создатели решили пожалеть то ли себя, то ли зрителей — и убрали из аниме практически весь эротический контент. В манге такие сцены играли, пожалуй, даже более важную роль, чем все остальные составляющие вместе взятые. У героинь постоянно рвалась одежда в пикантных местах, а посещение борделя было ключевой частью одной сюжетной арки. Даже начиналась манга с предложения «Скорее... войди в меня» (естественно, подразумевался исключительно контакт мозговых волн).

Но несколько деталей из первоисточника всё же перешли в аниме. Например, чтобы высвободить силу Акиры, две девушки обязаны поцеловаться. Объяснение такой опции звучит странно, да оно и не особо важно. В аниме-варианте эти сцены выглядят довольно своеобразно.

Сцена поцелуя повторяется раз в пару серий, и то и дело задаёшься вопросом, почему она выглядит именно так. Наиболее вероятным вариантом кажется то, что 3D-модели героинь банально проходят сквозь друг друга при контакте, и это нужно было скрыть. Вообще по всему сериалу аниматорам тяжело даётся взаимодействие героев с предметами и окружающим миром. Например, в ряде других сцен леденец то и дело проходит сквозь губы героини.

Ещё есть небольшой шанс того, что это своеобразная цензура для показа по телевидению. Но наиболее привлекательно выглядит третья версия. На самом деле, это изысканная отсылка к культовой игре Sonic the Hedgehog 2006 года. Там ключевая сцена выглядит довольно схожим образом, и белый луч только усиливает эмоциональный импульс. Творцы Ex-Arm таким образом делают нежный поклон классике.

При должном внимании в Ex-Arm можно разглядеть и другую важную тему современного мира: переход от 2D-анимации к 3D. Несмотря на то, что сам аниме-сериал сделан в 3D, здесь есть ряд двумерных персонажей. В большинстве своём это второстепенные герои, которые появляются в сюжете всего на пару минут.

В ряде начальных эпизодов мы наблюдаем за тем, как 3D-полицейские борются против 2D-злодеев — прогресс неминуемо побеждает. Также многие главные герои во флэшбеках показаны в 2D. Таким образом создатели будто подчёркивают «взросление» анимации вместе с героями. Это печальная мысль для фанатов традиционной анимации, но вместе с тем явно достойная внимания.

Плоский герой в мире победившего 3D

Но вернёмся от теорий и предположений обратно к самому сериалу. Если градус эротики в аниме решили понизить, то экшен-сцен стало, наоборот, гораздо больше. Сам режиссёр неоднократно заявлял, что они будут изюминкой сериала, чем-то уникальным и удивительным. По многим сценам видно, насколько продуманной и оригинальной была хореография боёв. Местами это даже выглядит почти приемлемо.

Почти

В большинстве же случаев бои выглядят очень плохо. Фреймрейт периодически падает, и анимация начинает «зависать», а для всех второстепенных персонажей используют одну и ту же 3D-модель. Движения героев часто оставляют за собой след и размываются настолько, что за происходящим больно следить. Чего таким образом хотели добиться создатели — непонятно, но стоит отдать им должное, выглядит это точно оригинально.

Чтобы скрыть или хотя бы сделать менее заметными недостатки анимации в Ex-Arm решили добавить туман в особо неудачные сцены. Видимо, к 2030 году загрязнение планеты достигнет апогея — дым здесь есть и на улице, и в помещениях, и даже в виртуальном пространстве. С каждой серией «дым-машина» работает всё сильнее, а со временем становится трудно разобрать, что происходит на экране, особенно ночью.

При взрыве бочки почему-то тоже выделяется исключительно дым

Другим методом маскировки ужаса, творящегося на экране, выступает монтаж. Например, изображение часто трясётся для того, чтобы анимация (вернее, её отсутствие) не так бросалась в глаза. Посреди боя может появиться внезапная монтажная склейка к следующей сцене, потому что полностью показывать удар было бы слишком сложно. Да и в обычных сценах, где герои должны взаимодействовать друг с другом, подобные склейки используют постоянно.

Но даже вне таких вынужденных ситуаций к монтажу сериала есть ряд вопросов. Экран здесь постоянно разделяют на части в стиле шпионских сериалов и боевиков. Переходы между сценами тоже выглядят слишком замысловато — картинки постоянно наезжают друг на друга в худших традициях любительских нарезок. И сопровождается всё это какой-то странной и неуклюжей электронной музыкой.

Главная прелесть Ex-Arm в том, что недостатки сериала можно разбирать бесконечно. Его авторы постоянно находят всё новые способы наделать глупостей, а к небольшой сцене на пару секунд можно расписывать длинные абзацы о том, насколько это всё плохо выглядит. Причём каждый раз когда ты думаешь, что Ex-Arm больше нечем удивить зрителя, обязательно находятся всё новые грани безумия.

Например, весь сериал создателям спокойно удавалось анимировать грузовики, но в одном эпизоде машину заменили большим чёрным квадратом. Или наоборот, только успеваешь привыкнуть к тому, что дроны в мире Ex-Arm летают отдельно от пропеллеров, как эту ошибку решают исправить. Одним словом, это аниме — из тех, которые никогда не дают расслабиться и спокойно плыть по течению.

Акира постепенно сходит с ума и начинает видеть своего близнеца в кошмарах

Аниме Ex-Arm было обречено на провал ещё с того момента, как продюсеры проекта поставили людей без опыта на ключевые роли в производстве. Это явный пример случая, когда даже вполне компетентные профессионалы могут выдать абсолютно чудовищный продукт, если их умения не будут использовать по назначению.

Если попытаться смотреть на ситуацию позитивно, вместо посредственного 3D-аниме мы получили нечто по-настоящему выдающееся, проект, который ещё нескоро смогут превзойти. Сможет ли Ex-Arm перейти в категорию «так плохо, что даже хорошо» покажет время, но все задатки для этого на месте.

368368
195 комментариев
100 ₽

На глазные капли

138
Ответить

На санкаку было ещё много великолепной анимации

63
Ответить

Так это ж Андромеда от мира Аниме!

96
Ответить

"Дети против Волшебников" в аниме-стилистике

58
Ответить

И потрясающей работы с камерой

35
Ответить