Отсылки против безумия: сравнение «ВандаВижен» и «Легиона»
Первый супергеройский сериал Дисней+ вызвал массу споров среди фанатов Кинематографической вселенной Марвел. «ВандаВижен» представлялся экспериментальным проектом с щепоткой супергероики, а оказался супергероикой с щепоткой экспериментов.
Вспомним вселенную Людей Икс в 2017 году: крупный блокбастер «Люди Икс: Апокалипсис» всех разочаровал, в то время как шаги в сторону от стандартной формулы, «Дэдпул» и «Логан», казались прорывом. На волне успеха в Фокс запустили в разработку еще больше дерзких проектов: от так и неснятых «Множителя» и сериала про Клуб Адского пламени до спорных «Новых мутантов».
А потом Дисней купил Фокс, и все эксперименты накрылись медным тазом, но это уже совсем другая история
Даже на фоне самых необычных историй про детей атома сильно выделялся «Легион» - та самая супергероика, от которой героического не осталось уже ничего. На смену противостоянию хороших мутантов и злых ксенофобов пришла война реальности и шизофрении, вдохновленная Твин Пиксом и «Вечным сиянием чистого разума».
И так сложилось, что «Легион» теперь считается образцовым «странным» комиксным сериалом, а «ВандаВижен» - лишь его бледной копией.
Твин Пикс против Плезантвиля
Истории Дэвида Хеллера и Ванды Максимофф во многом похожи: затрагивается тема психических травм, важное место занимает связь с семьей. И там, и тут проводятся эксперименты с повествованием. В конце концов, проекты даже похоже заигрывают с аниме в финальных битвах: противостояние Дэвида и Фарука перерастает в боссфайт с энергетическими гигантами, а победа Ванды - типичное анимешное «промахиваться – это изначально была моя стратегия, потому что…» и так далее.
Поэтому центральной метафорой сравнения будет именно аниме. Помните экзамен на чунина в самом начале Наруто? Испытание было сорвано диверсией врагов, и именно Наруто смог одолеть угрозу. Однако в итоге звание чунина получил не он, а Шикамару, который вообще добровольно отказался от сдачи экзамена. Почему? Потому что чунин – это в идеале умный и рассудительный стратег, способный командовать отрядом, а не просто самый сильный и упорный ниндзя. То есть фактически все было правильно расставлено по местам: Наруто получил уважение в глазах жителей деревни, а Шикамару – справедливую оценку своих способностей.
В случае с сериалами получается похожая ситуация: там, где выигрывает «Легион», история про Алую ведьму терпит неудачу, и наоборот. «ВандаВижен» побеждает в эмоциональном плане, а ее оппонент – в интеллектуальном. Или нет.
«Легион» рассказывает о том, что психически больной человек может стать врагом и для себя, и для окружающих, а «ВандаВижен» - как далеко может завести боль потери и чувство одиночества. Концовки обоих историй чувствуется горько-сладкими: Дэвид начинает свою жизнь сначала и примиряется с источником разрушения своей психики, а Ванда отказывается от иллюзорной семьи.
По-настоящему решение неразрешимых реальные проблемы, вроде рака или бедности, остаются запретной территорией для героев комиксов. Поэтому катарсис в конце обоих сериалов оборачивается компромиссом: человек в реальной жизни не может перезаписать свою жизнь или найти потерянных детей в другой вселенной.
Я считаю оба сериала отличными и даже их подход к разрешению проблемы не вызвал у меня чувство обманутости. Мы не можем понять, каково это обладать телекинезом (кроме Ури Геллера), но можем прочувствовать конфликт сына или отца; мини-реальность Ванды так хорошо работает для нас, потому что мы сами легко можем предаваться эскапизму. Да, все эти разноцветные лучи и майнд-ловушки выдуманы, но мысли и эмоции, которые стоят за ними, вполне реальны.
Хотя «Легион», конечно, намного более изобретателен в визуализации изломанной психики
Комиксные корни
Большая проблема «ВандаВижен» состоит в небольшом изменении идеи оригинального комикса.
В сюжете «День М» Алая ведьма проворачивает похожую штуку, только в больших масштабах: весь мир меняется, чтобы мутанты могли жить в нем долго и счастливо. Но вот только Ванда исполнила не только свое желание, в новой реальности мечты многих супергероев осуществились: Капитан Америка смог состариться и уйти на пенсию, Человек-паук женился на Гвен Стейси и так далее. То есть если доводить идею комикса до конца, в сериале Ванда должна была не просто подчинить себе Вествью, но и сделать его жизнь идеальной: холостяк получил бы семью, неудачник стал бы начальником, а скромная домохозяйка превратилась в председательницу клуба. Тогда бы конфликт вышел на новый уровень: и Ванде, и ее соседям пришлось бы выбирать между жизнью реальной и идеальной экранной версией. Но ведь тотальная промывка все значительно упрощает, не так ли?
Но «Легион», как мне кажется, обходится с оригиналом еще хуже. Ноа Хоули хотел рассказать максмально нестандарнтую историю, поэтому поступил радикально: невозможно облажаться с переносом персонажей на экран, если их не переносить. Я не жалею, что в сериале нет Людей Икс или других известных мутантов, но даже сам Дэвид – это совсем другой персонаж.
Как по мне «рассказать собственную взрослую историю, мало относящуюся к оригиналу» - это более простой путь, чем «адаптировать все преимущества и недостатки оригинала на экране». И выставлять злодея виновником психического расстройства – это тоже как-то не очень.
Обманутые ожидания
«Легион» часто хвалили, но почти никто его не смотрел его до конца, «ВандаВижен» обсуждали после каждой серии и единогласно обиделись в финале. От последнего сезона «Легиона» не было заоблачных ожиданий, но его концовка (вдохновленная, кстати, комиксом) все равно стала достойным завершением.
Разоблачение «Пьетро» - это безусловное фиаско «ВандаВижен», которое даже не попытались сгладить. Но, с другой стороны, появление Мультивселенной – это дверь, которую уже не закрыть. Роль Эвана Питерса – замечательная пасхалка, но превращать ее в нечто большое – это значит снова ворошить вселенную Иксов Фокса, которой уже давно пора на покой. Возможно, стоило объяснить, что способности Ртути нельзя передать первому попавшемуся человеку, поэтому Агата выбрала человека, у которого есть в другом мире сверхбыстрый двойник?...
К главному минусу «Легиона» я бы отнес его сверхусложненную простоту: выкинь из «Легиона» все эксперименты с форматом, и останется простая история с героем, который сначала казался потерянным, потом хорошим, потом злым и потом снова хорошим. Самыми крутыми выглядят идеи, которые выбиваются из глобального сюжета борьбы со злодеем, например, серия про альтернативные варианты жизни Дэвида.
По сравнению с Фаруком злодеи «ВандаВижен» ощутимо меркнут. И если первого (мифический Мефисто/Хтон/Кошмар, который якобы должен был всем управлять и окончательно поломать сюжет) создатели успешно преодолели, то вторая злодейка (линия с объяснением происходящего) нанесла серьезный урон.
Я считаю, что доблестное дайверсити-трио стоило изначально вписать в мир Хекса и дать им провести расследование внутри аномалии. Потому что когда герои сериалы догадываются, что их ситком свернул куда-то не туда – это намного круче, чем МЕЧ с его планерками «мы не понимаем, что происходит, но подкидываем намеки зрителю, чтобы он сложил паззл и чувствовал себя умным».
Что мы имеем в итоге?
Как написано выше, я считаю оба сериала победителями. Один из них жонглируют отсылками и референсами ради развлечения – и делает это успешно, второй – превращает психоделические вставки в инструмент повествования – и также преуспевает. Обоих можно любить и ненавидеть, хотя они не очень гармонируют вместе, но посмотреть стоит.
«Легион», пожалуй, сохранил титул самого необычного проекта Фокс о мутантах. «ВандаВижен», как и все проекты КВМ, в принципе не может иметь конца, только «to be continued». А значит, что следующий «странный» проект Марвел должен стать еще страннее и так по возрастающей. Или наоборот, псевдо-ситком так и останется вершиной креатива продюссеров Марвел студиос? Скоро узнаем.