Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Как источник света влияет на палитру картины? И можно ли покрасить предмет фиолетовым, но чтобы он при этом оставался зелёным? Отвечаем на эти и другие вопросы.

Статья — пересказ этого видео.

У себя на YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как использовать цветовые вариации на однотонных предметах, чтобы они смотрелись не уныло, а живописно.

Долой однотонность!

Для начала давайте освежим в памяти некоторые работы американского художника Ричарда Шмидта, известного своими выразительными цветами:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

И к отдельным фрагментам присмотримся поближе:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Здесь хорошо видно, что Шмидт, вместо того, чтобы покрасить стену дома в один цвет, добавляет к нему несколько других. Если их все отследить, то становится понятно, что для этой стены художник подобрал целую палитру:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

И с этим домом поступил точно так же:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Конечно, в реальности стены домов красят в какой-то один цвет. Но Шмидт сознательно искажает реальность, добавляя к этому цвету множество вариаций. Зачем он это делает?

Как поясняет Марко Буччи, таким образом художник хочет привнести в картину ощущение жизни. А она в искусстве практически всегда равняется разнообразию. Поэтому однообразно покрашенная стена дома никак не может фонтанировать жизнью. Она будет выглядеть как-то так:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Чтобы это исправить, и требуются цветовые вариации. Добавление других цветов, взаимодействующих друг с другом, выводит картину на новый уровень живописности.

Серое «перемирие»

Марко поясняет, что сначала художник начинает с какого-то одного цвета. Например, эта женщина изначально была одета в однотонную кофту:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Но потом Шмидт начал добавлять к основному цвету другие. Главное правило здесь — добавлять цвета с одинаковым уровнем яркости и следить, чтобы все края были мягкими. Если добавочные оттенки будут слишком контрастными, а края — жёсткими, вы получите совсем не тот эффект, на который рассчитывали:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Кроме того, изначальный цветовой тон должен доминировать в полученной палитре, чтобы зритель, если его спросят, всегда мог сказать, какого же всё-таки цвета эта кофта.

Давайте посмотрим, какие именно цвета добавляет Шмидт. Может, он выбирает те, которые поближе к изначальному тону? Ничего подобного! Основной цвет у него желтовато-зелёный, а добавляет он к нему оттенок фиолетового. В цветовом круге эти цвета очень далеки друг от друга.

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

В предыдущем уроке Марко Буччи объяснил, как примирить в одной картине самые разные цвета, снизив их насыщенность путём добавления серого. Эта теория работает и в случае с цветовыми вариациями. Ведь если свести к нулю насыщенность таких разных цветов как жёлто-зелёный и фиолетовый, мы получим один и тот же цвет — серый:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной
Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Посредством серого эти цвета могут плавно перетекать друг в друга. Чтобы убедиться в этом, достаточно перевернуть и соединить наши цветовые квадраты. Очевидно, что при посредничестве серого мы можем примирить все оттенки, какие захотим:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Как правильно подбирать вариации?

Но как именно нужно выбирать дополнительные цвета, чтобы они смотрелись на однотонной стене или кофте организованно, а вся созданная палитра не распадалась на части?

В конечном счёте это зависит от личного вкуса художника. Вкус — вещь очень субъективная, индивидуальная, не признающая правил. Но прежде, чем отдаться на волю собственного вкуса, нужно убедиться, что ваши цветовые вариации отвечают двум критериям.

Во-первых, убедитесь, что они находятся в соответствии со схемой яркостей, которую вы разработали для картины. То, что мы вносим какие-то дополнительные цвета, совершенно не значит, что мы можем как угодно менять яркость нашей стены или кофты.

Если мы посмотрим на картину Шмидта в чёрно-белом варианте, то станет видно, что добавление новых цветов на стену дома не изменило уровень её яркости:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Во-вторых, учитывайте источники света. Они, как мы помним, могут быть самые разные:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Источник света — это отправная точка, от которой нужно отталкиваться при подборе цветовых вариаций. Например, если картина освещена закатным солнцем, то построение цветовой схемы следует начать с оранжевого:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Затем можно приступить к исследованию соседних цветов:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

После этого уже можно поэкспериментировать с насыщенностью, сдвинуться ближе к серому — и перейти на другую сторону круга:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Мы вышли к серо-голубым оттенкам. Сами по себе они чересчур прохладные для закатного освещения, но поскольку мы связали их с изначальным оранжевым, то эти цвета могут сработать как эффектные акценты. Однако не спешите повышать насыщенность синих тонов, иначе вы рискуете получить цветовую какофонию:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Теперь возьмём другое освещение — неяркий дневной свет. Он даёт нам более нейтральную точку для старта, поближе к серому центру. Отсюда мы можем двигаться сразу по нескольким направлениям, но чересчур увлекаться повышением насыщенности всё равно не стоит.

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Давайте проверим наши умозаключения на практике. Возьмём, к примеру, закатный пейзаж китайского художника Жаоминга Ву. Чтобы передать закат, художник подбирает очень насыщенные красно-оранжевые цвета, которые мы видим на переднем плане:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Потом он сдвигается в своих поисках ближе к серому центру, и использует полученные вариации, чтобы раскрасить объекты на среднем плане. Наконец, Ву максимально снижает насыщенность, чтобы найти подходящие цвета для заднего плана:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Но лучи заката падают не на все объекты на картине — те, что остались в тени, освещены рассеянным светом окружающей среды. Чтобы подобрать для них правильные оттенки, художник проделывает похожую операцию, только уже на другой стороне цветового круга:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Марко акцентирует внимание на том, что художник, который ищет цветовые вариации для картины, не должен бояться экспериментировать! Если вы соблюдаете уровень яркости и не забываете, какой у вас источник света, самый безумный эксперимент может дать прекрасный результат. Иногда вам и в голову не придёт, что какой-то оттенок действительно подходящий, пока вы не увидите его непосредственно на листе!

Красим вещи в безумные цвета

Давайте попробуем повторить фрагмент вот этой работы Шмидта, чтобы разобраться, как здесь устроены цвета:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Сначала нужно определиться с яркостью разных участков картины, то есть построить яркостную схему. О цвете мы на этом этапе не думаем:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Освещение на этой картине — дневной свет в пасмурный день. С учетом этого художник пробует нанести на стену здания разные цвета. Это и холодные оттенки, и оранжевые или розоватые вариации:

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

По словам Марко Буччи, на этой стадии художник ещё не знает, какие цвета будет использовать — он пробует разные оттенки, чтобы поэкспериментировать и посмотреть, насколько они подходят. Это что-то вроде прослушивания для цветов-претендентов. Пока мы сохраняем выбранный уровень яркости, какой бы цвет мы не пробовали, он не разрушит общую структуру.

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Для освещенных участков художник предпочёл взять прохладные цвета. Но когда он будет рисовать тени, настанет черед и тёплых тонов. Марко признаётся, что любит Шмидта за то, что он привносит в тени тёплые оттенки высокого уровня насыщенности. На свету у него можно встретить довольно насыщенный синий, а в тени — до такой же степени насыщенный красный. В результате они прочитываются как акценты.

Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

В определённый момент Шмидту становится всё равно, какого цвета на самом деле предмет. Он раскрашивает его уже из соображений не столько жизнеподобия, сколько цветового замысла, который он реализует. На белых стенах и тёмно-коричневых дверях вдруг появляются красные и синие пятна. Это именно та свобода эксперимента, о которой мы говорили.

На завершающем этапе художник приводит получившуюся цветовую схему к единообразию, избавляясь от ряда цветов, с которыми он экспериментировал в начале, или просто делая слишком пестрые участки более однотонными. Заниматься этим можно бесконечно, поэтому нужно уметь себя остановить, когда все участки полотна более-менее вписаны в общую цветовую схему.

Знаете, я смотрел на палитры хороших художников и думал: боже, какой бардак! Но теперь я знаю: то, что мы на самом деле здесь видим — это карта, на которую нанесены цветовые вариации. Но для меня эти карты не выглядят слишком техническими или устрашающими — они выглядят забавно! Я часто смотрю на палитру художника как на доказательство, что ему было действительно весело, когда он смешивал краски.

Марко Буччи
Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной

Кто автор урока?

Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.

В качестве преподавателя Марко сотрудничал с Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.

Переводы предыдущих уроков Марко Буччи:

Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

158158
7 комментариев

ООО отличная статья, большое спасибо!

2
Ответить

Рады стараться!:з 

1
Ответить

70 лойсов и ни одного коммента. Странно.

1
Ответить

Нет срачетриггера, просто очень хорошая статья про рисование

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить
Ответить