Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса
Какой год ни возьми, обязательно найдется издание (или издатель), рассказывающее нам замечательную историю об очередном “умирающем” или “убыточном” жанре. Но уж мы-то с вами знаем, что тепленькое место пусто не бывает, и даже если чувствуется стагнация, настоящая причина оказывается довольно банальной: либо проекты не были на слуху, либо готовится что-то большое, но просто не вписывается в текущий игровой год.
Возьмём к примеру жанр JRPG, крупных и громких релизов (за исключением FFVII remake) сравнительно давно уже не было. Но действительно ли в нем нет хороших игр, которые вышли хотя бы в последние лет 5? Разумеется проекты были и в достатке, начиная от пиксельной Virgo Versus The Zodiac, вечного Early Access’а Edge of Eternity и заканчивая зомби играми Dead Age 1-2. Более классические японские ролевые игры от “производителя” тоже встречались, и об одном представителе таких игровых серий слово сегодня и замолвится.
Когда пользователи жалуются, что автор запостил “бойан”, но он уже набрал достаточно рейтинга.
Не хлебом единым - Final Fantasy не монополист в жанре, хотя, пожалуй, самая громкая франшиза. Для большинства, JRPG, в первую очередь, с ней и ассоциируются. Но, не только лишь все! Еще в древние времена первой Playstation вышла игра Tales of Destiny, которая не очень-то отличалась от аналогов, кроме наличия довольно необычных 2D боёв в реальном времени. Но то был расцвет жанра. И оказывается, её наследие живо по сей день, и последняя игра серии называется, ни много ни мало - Tales of Berseria.
Tales of Berseria вышла в 2016 году на Playstation 3. Позже она появилась на PS4 и в Steam. Игра является сферической JRPG в вакууме со специфическим визуальным стилем, 50+ часами геймплея, пустоватыми локациями с монстрами и парой-тройкой сундуков, динамичными боями, секретными “боссами”, хорошим звуковым оформлением и линейной историей с минимумом побочных квестов. И в принципе, прямо тут можно было бы лизнуть верх письма, закрыть его, поставить восковую печать для надёжности, отправить в мир и забыть. Но есть кое-что, что выделяет эту игру среди аналогов по-настоящему...
Игра начинается с ролика в аниме стиле, в котором молодой парень и два маленьких ребенка убегают из охваченной огнем деревней, на которую напали демоны. Артур (Арториус) прячет детей, а сам убегает за помощью. Далее слышится крик и становится ясно, что жена молодого человека, и по совместительству старшая сестра детей, не смогла спастись…
Спустя много лет нам показывают уже повзрослевших Велвет и Лафицета, живущих в относительно мирной деревне с Артуром, спасшим их. Велвет ухаживает за своим братом, которого охватила тяжелая болезнь. Из-за другой проблемы - мистической демоновой порчи, которая делает из человека - демона, не просто так достать лекарство. Поэтому девушке придется заняться охотой, чтобы успеть к приезду торговца. Сам же Арториус вечно где-то пропадает.
Проснувшись ночью девушка понимает, что её младший брат исчез, на деревню напали демоны, кошмар пережитый в детстве повторяется. Добежав до окраины, она видит еще более ужасающую картину. Арториус собирается принести в жертву её брата, чтобы, по его мнению, спасти мир от зла. Он толкает мальчика в бездну, но сестра успевает подхватить его и повиснуть на краю пропасти. Арториусу ничего не остается как взяться за меч и лишить юную девушку руки. Вот вам и аниме.
Девушка выживает, но попадает под влияние порчи. Теперь она - терион, демон, способный поглощать других существ с помощью своей новой демонической конечности. Выжившую, но обессиленную, её подхватывают члены ордена “Аббатство”, в котором состоял Артур, и отправляют в заключение на одинокий остров, где она проведет три долгих года, “питаясь” себе подобными. Ей удается сбежать, но движет ею лишь ненависть и отчаяние, и Велвет не остановится ни перед чем на пути к своей мести за брата и ту жизнь, что у неё украли… Но ей не придется делать всё одной, на протяжении путешествия, к ней присоединятся еще 5 человек и все как на подбор...
Главное и безоговорочное достоинство Берсерии - персонажи. Каждый - со своей историей, взглядом на мир и выразительным характером. Каждый - отлично вплетен в сюжет и является своего рода фундаментальной частью его развития. Вишенкой на торте возвышается то, что Велвет и её спутники являются скорее антигероями. Они не постесняются использовать любые средства в борьбе с Аббатством и желанием этой организации чуть ли не буквально построить коммунизм. Нужны ли такие “герои” этому, казалось бы, идеальному миру? И пусть повествование линейно, но качество диалогов заставляет забыть про необходимость выбора в них и влияния на историю.
Благодаря прекрасно выполненному переводу, игра радует искрометным и уместным юмором. Тут и шутки на тему половой принадлежности, и высмеивание стереотипов/клише, и самоирония. Даже NPC - болванчики в городах нередко предвосхищают события и имеют собственные забавные и не очень микроистории, за развитием которых можно проследить на протяжении прохождения. А откровенный внешний вид Велвет так вообще многократно упоминается в диалогах.
Главная героиня - отличный пример сильного протагониста женского пола. Измученная потерей брата, “трансформацией”, заключением, ею движет только желание отомстить и ценой успеха может быть и весь мир, будь он проклят. Или все же что-то человеческое в ней осталось?.. На протяжении игры сценаристы постоянно будут испытывать Велвет, во всех смыслах этого слова, и наблюдать за этим стороны до мурашек интересно.
Сюжет подается тремя способами. Первый - красивые рисованные аниме видеоролики, которых, разумеется, по пальцам пересчитать можно. Второй - заставки на движке с прекрасной работой камеры, отличными диалогами, зачастую с пафосом и показухой, присущими аниме в принципе. Через них нам рассказывают и показывают важные сюжетные повороты и события. Третий - вставки-скетчи в стиле визуальных новелл, которые используются для раскрытия характеров и мотивации Велвет и её отряда. Если вы помните и любите, к примеру, перепалки Алистера и Морриган из Dragon Age, то почувствуете себя как дома, если, конечно, у вас нет какой-то серьезной нетерпимости к аниме стилистике. Подобные скетчи отлично справляются со своей задачей и стоят дешевле, чем вставки с лицевыми анимациями в ААА проектах. Win-win!
Ролевые механики развития и улучшения максимально комплексные, хотя обучение рассказывает о них довольно подробно. Чтобы на протяжении сюжета персонаж рос не только морально, но и физически, придумана была следующая система. Пять параметров: атака и защита, атака приемами и защита от приемов, а также концентрация - шанс “дебафа”. Защитные параметры, как правило, менее важны, остальное же зависит от стиля игры. Прокачка осуществляется 2 способами.
Первый способ - на манер Final Fantasy IX персонаж “выучивает” пассивную способность с экипировки, однако сделано это куда скучнее, ибо ограничений никаких нет. Просто надеваете какую-то вещь и гриндите, пока персонаж её не изучит, потом следующую и так далее. Пассивные способности, полученные таким образом, останутся навсегда, в отличие от FFIX. В последней, в конечном итоге, нужно было выбирать, ибо каждая такая “пассивка” имела свою стоимость. Это придавало значимость всей механике.
Вторая особенность прокачки - улучшение экипировки, заточка в привычном смысле. Нашли, скажем, оружие и ресурсы, качайте до 3, 6, 9, 10, в зависимости от того насколько далеко вы прошли по сюжету. Здесь полно сомнительных решений. Один из ресурсов для прокачки добывается с помощью разбора снаряжения из похожего материала. И вроде все логично, но чтобы получить второй необходимый ресурс, нужно сначала предмет заточить на +1 или 2 и лишь потом - сломать. Максимально долго и контринтуитивно. Ну да и ладно.
Боевые механики в JRPG уже давно ушли от пошаговости в сторону слешеров, и Берсерия не стала исключением. С уровнем персонажа открываются “приёмы”, которые можно добавить в связки. Ударов больше 20-ти и каждый эффективен против определенного типа врагов и накладывает различные дебафы. Можно подстраиваться, а можно создать универсальные цепочки. Кому что нравится. Удары делятся на несколько типов - боевые, тайные, приемы малахимов и “магические”, что определяет их силу, эффективность, стоимость и условия использования.
В игре есть своя “альтернатива” привычной “стамине” - ШД, шкала души. Персонаж начинает бой с 3 “кристаллами-душами” (90 стамины), но максимально возможный уровень - 5 (больше с прокачкой и т.п). При успешном применении дебафа на врага, вы получаете кристалл и наоборот - теряете, если, скажем, оглушили вас. Чем больше стамины - тем длиннее цепочки. Также возможно “отдать” противнику одну душу, и включить “режим демона”, на манер Devil May Cry. В нём урона больше, связки сильнее и длиннее.
Вокруг “стаминооборота” строится вся боевая система, поэтому зачастую важен не столько прямой урон, сколько характеристики отвечающие за прохождение дебафов. Кстати, управлять в бою можно любым персонажем, никто не помешает вам избивать до смерти кабанов кулаками с помощью Айзена или призывать торнадо за Маджилу. Так как в бою может быть только четверо одновременно, остальных героев можно менять прямо во время битвы. Вдобавок, членов отряда можно запрограммировать, создав установки, чтобы они действовали нужным образом и эффективно использовали свои преимущества.
Редко какая японская ролевая игра обходилась без мини-игр и Berseria исключением не стала. Их тут в достатке: игра в “ресторан” - доставьте нужное блюдо за нужный стол побыстрее, “сокрушительный удар” - избей чучело посильнее, “пятнашки” и ряд других. Мини-игры не очень-то затягивают, та же Triple Triads из Final Fantasy куда интереснее, в том числе за счет того, что карты для неё нужно было искать по всему игровому миру, а правила игры различались в каждом регионе. Тем не менее, скоротать время можно ради “скина” или нужного ресурса. Наиболее увлеченным исследованием мира и мини-играми откроются новые локации и другие секреты. Хватит ли вам смелости и терпения раскрыть все тайны мира - уже другой вопрос.
Berseria - игра долгая (50+ часов), хотя вряд ли этим кого-то удивишь. Поначалу её визуал будет вызывать грусть - разрабатывалась она для Playstation 3, а внешний вид не так уж и далеко ушел от той же Final Fantasy XII или даже FFX. Да и бэктрекинг может смутить (мир сделан на манер, опять же, FFX). Тем не менее, там где визуал и боевая система не вывозят, - вывезут звуковое оформление и диалоги, полные как драмы, так и юмора. Если сомневаетесь - поставьте сложность пониже... и всё равно получите массу удовольствия, если, конечно, хороший нарратив - это то, что вас действительно волнует в играх. Также рекомендуется использовать геймпад. Berseria проходима и на клавиатуре, но раскладка по умолчанию непривычная, а подстроить под себя можно не все функции.
В 2019 году миру была представлена новая игра в серии - Tales of Arise. Выйти она должна была ориентировочно в 2020-ом, но... да… По словам разработчиков, Arise не планирует далеко отходить от канонов жанра - JRPG со вкусом уже привычного экшена. Летом 2020-го Bandai Namco поделилась новыми скриншотами, и выглядит игра на них очень даже современно, пусть заявленные платформы и не новейшего поколения: Playstation 4, XBOX one… И Steam. На удивление. А работать всё это чудо будет на весьма популярном Unreal Engine 4.
Зачин, как это принято, весьма специфичен. Нам поведают о двух планетах - Дана (Dahna) и Рена (Rena). Жители первой застряли в средневековье, поэтому всегда думали, что Рена - мир богов, совершенных созданий и праведности, ибо развитые технологии и магия действительно казались им ничем иным, как чудом. Вся эта история с божественностью - чушь, но она старательно подогревалась и не без причины. В течении трехсот лет Рена злоупотребляла своим “статусом” и пользовалась ресурсами Даны, в том числе и человеческими. История связывает судьбы двух героев - Альфена и Шионны, рожденных на разных планетах. Но к чему приведет этот шаткий союз двух противоположностей?
По скриншотам действительно видно, что Namco решили расширить бюджет на данный проект, и популяризировать франшизу, хотя чувство беспокойства все равно не покидает. Во-первых, японцы не стесняясь говорят о стремлении активно заинтересовать западных игроков, хотя, по их словам, они ни в коем случае не оставят без внимания и “родную” аудиторию. Не хочется делать заранее сомнительных прогнозов, но ведь японские игры и любят за то, что они НЕ ориентируются на западную аудиторию. Впрочем, серия Dark Souls (издателем которой был тоже Bandai Namco) служит в данном случае положительным примером, когда удалось убить двух зайцев сразу. Получится ли подобное в этот раз?
Вторая причина для беспокойства - отсутствие конкретной даты выхода. На официальном сайте она и вовсе отсутствует, заставляя переживать неравнодушных фанатов игры. Разработчики, однако, не пропадали из “эфира”, они периодически напоминают в социальных сетях и интервью, что разработка находится в финальной стадии и студия усиленно работает над полировкой проекта. Хочется верить, что японцы действительно держат своё слово, иначе данное высказывание станет очередным клише. It just works! Наиболее вероятная причина задержек и неизвестности - Bandai Namco хочет выпустить игру в том числе на PS5 и XBOX Series X. Но это лишь предположение. Терпеливо ждём свежих новостей.
Arise действительно весьма интригующий проект, хотя по иронии он снова получается, по сути, кросс-геном, как и Berseria. В этот раз задача поставлена весьма амбициозная: сохранить повествование через скетчи и аниме, при этом добавив качественные заставки с улучшенной лицевой анимацией и все эти ваши современные штучки, вроде технологичных шейдеров. Если разработчикам удастся рассказать историю и представить персонажей не хуже, чем это удалось Берсерии… При этом также улучшить различные механики и сделать мир интереснее для исследования… У нас потенциальный претендент на игру года 2021! Да ладно, чего уж тут... такие игры не так уж и часто получают различные номинации и премии. Ну и пусть, самая лучшая награда - навсегда остаться в сердце игрока…
Люди, называющие JRPG - “умирающим жанром”, отчасти, конечно, правы. Но лишь отчасти. Правильнее сказать, что он попросту не особо-то развивается, предлагая лишь вариации одних и тех же механик, уже заезженных за многие годы. Другие жанры, наоборот, нахватали из JRPG все самое лучше, вроде мини-игр, открытого мира, “гринда” и так далее. Однако Berseria - это пример того, когда даже основываясь на хорошо забытом старом, реально сделать качественный и интересный продукт. Tales of Berseria - одна из лучших игр в жанре, пусть в первую очередь и за счет нарратива. Будем надеяться, что новая часть, Tales of Arise, получится, как минимум, не хуже, не зря же серии бюджет расширили, в конце концов. Bandai Namco - одна из немногих студий, которая пока на хорошем счету у геймеров. А учитывая современные тенденции, лучше пусть так и остается.
_________________________________________
С вами был верный друг и читатель Occultist. От читателей для читателей!
Желаю вам удачного дня и отличного настроения!
Спасибо за поддержку!
Одна из моих любимых игр. Не шедевр, но черт возьми, она хороша. Как будто игру делали с душой. Жалко что подобные игры не пользуются огромной популярностью, и я прям снимаю шляпу Намке, что для столь малоизвестной франшизы сделали русскую локализацию. Скворечник с ремейком финалки просто курит в сторонке.
Поддерживаю. Была моей первой Tales of, прошел ее запоем и остался под сильнейшим впечатлением. Затем пробовал Zestiria, но забросил. После чего запоем прошел Tales of Xillia - и снова влюбился в серию. Затем сел за Tales of Vesperia и как-то мне она пока не заходит.
Очень. Очень. Очень жду Tales of Arise.
Недавно перепроходил, и сей час жду Арайс.
Только вот, как подметил автор, она может выйти совсем другой, из-за ориентации на "широкую аудиторию". Возможно многие вещи попадут под цензуру.
"Как будто игру делали с душой", - да нет, просто у людей руки из нужного места растут. И хватит ныть про отсутствие перевода.
Возьмём к примеру жанр JRPG, крупных и громких релизов (за исключением FFVII remake) сравнительно давно уже не было.
Лайк э драгон.
И Nier Automata с Персоной.
Разделю мнение других. Прошел зестерию, и серия для меня как-то погасла. Может и подаются интересные темы, но все это так тонко размазано по игре, что проще забить. Геймплей скучен, но это субъективщина. Я тут Atelier Ryza обе части навернул, и эта фишка с крафтом буквально спасла мне игру и дала понять, что голые jrpg - херня.