Легенда о людях в чёрном: появление мифа и его влияние на Control

Профессиональные охотники за паранормальным и теми, кто оказался слишком близко к истине.

Материал подготовлен при поддержке «Буки»

Действие Control, новой игры Remedy Entertainment, будет целиком происходить в штаб-квартире Федерального Бюро Контроля (ФБК) в Нью-Йорке. Выглядит это здание брутально, как настоящий «офис зла», но что ещё интереснее — оно меньше снаружи, чем внутри.

Само здание — это так называемое «место силы», оно может менять свою структуру, а ещё очень не любит внимание. Его невозможно обнаружить, если не знаешь, что именно ищешь (по такому же принципу работала выручай-комната в «Гарри Поттере»). А ещё его в самом начале игры захватывает некая паранормальная сущность.

Control
Control

Так чем же таким занимается Бюро, если его головной офис умудрился попасть в столь невероятную ситуацию? ФБК — американская правительственная организация, чьё призвание — поиск и исследование паранормальных явлений, а также защита граждан от их проявлений. Деятельность Бюро насквозь засекречена, а его методы порой могут быть сомнительными с моральной точки зрения.

И весь тот образ, что рисует нам Remedy — наследие городской легенды о таинственных людях в чёрном, уже давно превратившийся в неотъемлемую часть западной поп-культуры, влияние которой можно увидеть порой в самых неожиданных произведениях.

Рассказываем, как появился этот миф, и как он проявляется в различных художественных произведениях.

Люди в чёрном на обложке книги «Они слишком много знали о летающих тарелках»
Люди в чёрном на обложке книги «Они слишком много знали о летающих тарелках»

Рождение легенды

Благодаря специфической атмосфере вокруг тайных обществ, люди издавна приписывали им сверхъестественные качества. Так, масонов, которым по старой традиции вообще запрещено на своих мероприятиях обсуждать политику и религию, уже давно обвиняют в захвате мирового господства. Обществу Туле, где в первой половине XX века обсуждались многие псевдонаучные теории и эзотерические практики, некоторые и вовсе приписывают вполне реальную магию.

Посвящение в масоны в XVIII веке
Посвящение в масоны в XVIII веке

Ещё больше мифов и легенд о деятельности секретных организаций расплодилось в XX веке, когда во время двух мировый войн, а затем и Холодной войны страны активно развивали свои разведывательные службы. В рамках одной спецоперации могла решиться судьба нескольких государств, а некоторые документы до сих пор нельзя рассекречивать.

Писатели Редьярд Киплинг в романе «Ким», автор историй про Бонда Ян Флеминг и Лоуренс Аравийский в «Семи столпах мудрости» романтизировали работу секретных служб. Другие авторы, наоборот, рисовали их как нечто зловещее и ужасающее — и одним из таких писателей был псевдодокументалист Грей Баркер.

Грей Баркер
Грей Баркер

Баркер не верил ни в НЛО, ни в правительственные заговоры, ни вообще во что-либо паранормальное. О них он писал исключительно ради денег — зачастую подделывая доказательства, чтобы его истории выглядели хоть сколько-то убедительно. В то же время издатель его книг, Альберт Бендер, был убеждённым уфологом и постоянно пытался всем доказать, что его посещали инопланетяне. Этот тандем в итоге и породил основу для образа людей в чёрном в книге «Они слишком много знали о летающих тарелках».

В ней говорилось, что 21 июня 1947 года некий Гарольд Даль вместе со своим сыном, двумя приятелями и собакой плавал на лодке в заливе Пьюджет-Саунд вблизи острова Мори, когда вдруг увидел в небе шесть летающих объектов, похожих по своей форме на пончики. Один из кораблей потерпел крушение: с него посыпались осколки, один из которых упал в лодку Гарольда и убил пса. Осколок выглядел как странный кусок белого металла, чем-то похожий на жидкую лаву.

Изображение крушения НЛО вблизи острова Мори
Изображение крушения НЛО вблизи острова Мори

Спустя несколько дней на место катастрофы прилетел самолёт, чтобы забрать осколки. А к Гарольду Далю пришёл некий загадочный человек в чёрном костюме, который представился правительственным агентом. Он пригласил очевидца пообедать с ним и уже в кафе подробно расспросил обо всём случившимся. В конце агент сказал Далю, чтобы тот никому ничего не рассказывал об этом инциденте.

Впрочем, то была лишь мистификация. Как потом показало краткое расследование ФБР, все осколки состояли из обычного алюминия, показания свидетелей не совпадали, а сам Даль признался, что придумал эту историю, чтобы подороже продать её в журнал Fantasy.

Сам облик человека в чёрном явно порождён модой на чёрные и серые строгие костюмы. Их носили и агенты ФБР, и детективы, и другие люди, чья работа была хоть как-то связана с тайнами. Так что неудивительно, что потом в СССР авторы, совершенно незнакомые с американскими городскими легендами, придумали персонажей, аналогичных людям в чёрном. Так появились Исполняющий Особые Обязанности из «Москвы — Кассиопеи», Тройка по Рационализации и Утилизации Необъяснённых Явлений из «Сказки о Тройке», следователь Зуев из «За миллиард лет до конца света» и прочие.

Исполняющий Особые Обязанности — таинственный человек, что вечно носит тёмный костюм, телепортируется и знает гораздо больше всех остальных. По сути — советский вариант «человека в чёрном»
Исполняющий Особые Обязанности — таинственный человек, что вечно носит тёмный костюм, телепортируется и знает гораздо больше всех остальных. По сути — советский вариант «человека в чёрном»

Также в книгу Баркера «Они слишком много знали о летающих тарелках» попала история из личного опыта Альберта Бендера. По его заверениям, в 1953-м однажды ночью он проснулся от сильной головной боли и увидел, как его обступили трое людей в чёрных костюмах и шляпах. Они общались с ним исключительно при помощи телепатии, а их глаза светились. Эти люди рассказали ему много нового об НЛО, но попросили ни с кем не делиться этими знаниями, чтобы избежать проблем с властями.

Затем, в 1962 году, Бендер в книге «Летающие тарелки и три человека» рассказал о втором контакте с людьми в чёрном. В этот раз они левитировали, не касаясь ногами пола. Незнакомцы утверждали, что на самом деле они — инопланетяне, которые используют тела людей для маскировки. И они вновь сказали, чтобы Бендер был осторожней с этой информацией.

История о том, что люди в чёрном — инопланетяне, противоречила рассказам Грея Баркера о правительственных агентах, из-за чего они с Альбертом Бендером потом сильно разругались.

Альберт Бендер с изображением одного из людей в чёрном
Альберт Бендер с изображением одного из людей в чёрном

Как ни парадоксально, эти книги в США приобрели невероятную популярность. Правительство надёжно хранило свои тайны, так что многие американцы были готовы поверить во что угодно.

Таким образом, к началу 60-х зародилось два образа людей в чёрном: правительственные агенты, скрывающие истину об НЛО, и инопланетяне, скрывающиеся от правительственных агентов. И эти образы затем всячески пересекались между собой.

Тем не менее, описанные выше книги — лишь начало становления легенды о таинственных людях в чёрном.

В чёрном костюме и с правом на репрессии

Слухи о загадочных людях в чёрном, появлявшихся в Америке то здесь, то там, пошли ещё со второй половины 50-х. Но только в середине 60-х начался бум сообщений о них. Даже сам термин — «люди в чёрном» — для обозначения таких персонажей впервые появился только тогда — в 1967 году, в статье Джона Киля об НЛО для журнала «Сага». Пожалуй, не зря авторы Control сообщают, что ФБК обнаружило необычное здание, которое сделало своей штаб-квартирой, именно в 60-х.

По рассказам тех лет, обычно люди в чёрном ходили вдвоём или втроём и представлялись сотрудниками ВВС, космической обороной NORAD, ФСБ, ЦРУ или любой другой правительственной службы. Они были одеты в тёмные пиджаки или плащи, из-за чего их нередко сравнивали с сотрудниками похоронного бюро. Почти всегда это были мужчины. Часто агенты выглядели настолько одинаково, что их было невозможно отличить друг от друга.

Люди в чёрном использовали только кодовые имена вроде «№9» и «№10». Они вели себя крайне официозно, но при этом порой спрашивали странные вещи: от вопросов о поведении птиц в последнее время до попыток узнать, как обстоят дела с сексуальной жизнью опрашиваемых. Но чаще всего они спрашивали, конечно, об НЛО.

Всю информацию о себе люди в чёрном уничтожали или забирали, как и снимки, видеозаписи и другие доказательства существования инопланетян. Было немало историй о том, как они стирают людям все воспоминания о последних нескольких днях.

Поговаривали также, что некоторых особо ярых уфологов они убивали. В доказательство этого позднее писатель Сидни Шелдон составил список загадочных смертей уфологов. С октября 1986-го по май 1987-го таких смертей он насчитал двадцать три, что, по его мнению, служило неоспоримым доказательством деятельности людей в чёрном.

Фото предполагаемого «человека в чёрном»
Фото предполагаемого «человека в чёрном»

Но люди в чёрном интересовались не только уфологами и инопланетянами. К примеру, в 1973 году Фредрик Холидей, английский криптозоолог, утверждал, что за ним активно шпионил некий человек в чёрном костюме, когда он приезжал на Лох-Несс наблюдать за местным мифическим чудовищем.

Спустя некоторое время правительственные организации, разумеется, заявили, что их сотрудники не имеют никакого отношения к людям в чёрном. Никаких достаточно весомых доказательств их существования никто так и не сумел предоставить. Многие свидетели позже сами признавались в том, что их рассказы были ложью с самого начала.

Но часть обывателей даже в XXI веке продолжает в них верить и пытается доказать факт их существования. В октябре 2008-го в холле отеле «Ниагара Фоллс» даже удалось сделать видео с двумя людьми в чёрных плащах и шляпах. По словам менеджера отеля, они выглядели одинаково, вели себя чрезвычайно странно, представились правительственными агентами и говорили что-то непонятное про заговор и инопланетян.

Люди в чёрном на видеозаписи в холле отеля «Ниагара Фоллс»
Люди в чёрном на видеозаписи в холле отеля «Ниагара Фоллс»

Ближе к началу 80-х образ людей в чёрном из городских легенд очень полюбился авторам художественных произведений. В некоторых произведениях, как, например, в «Странных захватчиках» 1983 года, такие организации лишали части эстетики вроде чёрных костюмов. Впрочем, другие книги, фильмы, сериалы, игры и комиксы, наоборот, ещё сильнее подчёркивали эффектность такого образа.

Одно из первых хоть сколько-то известных художественных произведений, описывающих работу людей в чёрном от лица их самих — комикс «Люди в чёрном», издававшийся в 1990-1991 годах.

В нём двое сотрудников секретной организации путешествовали по Америке и боролись с пришельцами, демонами, мутантами и прочими паранормальными явлениями. Впрочем, они преследовали свои интересы — собирали технологии для установления мирового господства. Человеческая жизнь для них ценности не представляла: свидетелям полностью стирали память, либо убивали их. Даже к самим людям в чёрном относились скорее как к пушечному мясу: многие из них попали в организацию не по своей воле.

Комикс «Люди в чёрном»
Комикс «Люди в чёрном»

Похоже выглядели люди в чёрном и в произведениях, авторы которых хотели собрать как можно больше городских легенд и историй о правительственных заговорах: «Секретные материалы», Deus Ex, World of Darkness и многие другие.

В «Секретных материалах», например, ещё со времён начала Холодной войны действовала секретная организация под названием Консорциум, которую основали высокопоставленные политики ведущих держав. Консорциум стремился скрыть от всех существование инопланетян и всеми возможными способами продолжить сотрудничество с пришельцами, готовящимся к колонизации и полному захвату Земли. Всё это нужно было, чтобы выиграть время и тайно от инопланетян разработать вакцину от вируса «чёрное масло» — главного оружия колонистов.

Курильщик — ключевой сотрудник Синдиката и один из архетипических людей в чёрном
Курильщик — ключевой сотрудник Синдиката и один из архетипических людей в чёрном

В Deus Ex люди в чёрном — это опасные агенты, служащие закулисному правительству. Причина, по которой они носят тёмные костюмы и солнцезащитные очки, довольно оригинальна: из-за аугментаций они превратились в альбиносов, которым некомфортен дневной свет, а такая одежда несколько спасает от этой проблемы.

Deus Ex
Deus Ex

Во вселенной настольных ролевых игр World of Darkness действует немало организаций, похожих на людей в чёрном. В линейке Mage: The Ascension тайная организация Новый Мировой Порядок посылает на задания как магов, так и обычных людей в чёрном, или даже клонов, объединённых телепатически в коллективный разум.

А в Hunter: The Vigil есть как довольно традиционные люди в чёрном, объединённые в Подразделение Шесть, так и американский спецназ, использующий схожие методы для борьбы с чудовищами.

Кибернетический человек в чёрном «Руководство по Технократии»
Кибернетический человек в чёрном «Руководство по Технократии»

Но несмотря на то, что чаще всего людей в чёрном в поп-культуре изображают как этакую злобную организацию, самое известное произведение о них в большей мере комедийное. Как ни парадоксально, это серия фильмов «Люди в чёрном», начавшаяся как экранизация одноимённых комиксов начала 90-х.

Люди в чёрном здесь стирали лишь отдельные воспоминания людей, не убивали свидетелей и вообще оберегали человечество от космических угроз — не слишком-то похоже на оригинальный комикс.

«Люди в чёрном», 1997 год
«Люди в чёрном», 1997 год

Хоть разработчики Control и вдохновлялись этими фильмами, они предпочли изобразить секретную организацию в игре не такой однозначной — местные люди в чёрном руководствуются «серой» моралью. Ради защиты общества они вполне могут прибегать к не самым этичным методам — например, похитить человека, который обнаружил то, что ему видеть не следовало.

Чужие среди нас

В Control большинство сотрудников ФБК захвачены Шипением — некой формой жизни из другого измерения. На начальной стадии заражения внешность людей меняется не сильно, поэтому их можно спутать со здоровыми людьми. И здесь тоже можно найти много общего с мифами.

Легенда о людях в чёрном: появление мифа и его влияние на Control

В некоторых сериях мультсериала «Люди в чёрном» инопланетяне могли принимать обличье секретных агентов или даже вливаться в их ряды на постоянной основе. Но чаще авторы всё-таки предпочитают делать людей в чёрном не-людьми изначально.

Джон Киль, придумавший сам термин «люди в чёрном», поначалу придерживался версии Грея Баркера о том, что это на самом деле секретные правительственные агенты. Затем он начал склоняться к версии Бендера об их внеземном происхождении. А в 70-х, в своих книгах «Пророчество человека-мотылька» и «НЛО: Операция Троянский конь», Джон Киль объявил, что это и вовсе ультраземцы — нематериальные демоны, пришедшие из другого измерения.

По его версии, помимо чёрных костюмов их отличительной чертой была крайне экзотическая внешность: они одновременно походили и на японцев, и на эфиопов, а глаза их часто были абсолютно чёрными, либо же их вовсе нельзя было разглядеть за пеленой тьмы. Так как ультраземцы — электромагнитная форма жизни, то они могут материализоваться где угодно. По мнению Киля, они появлялись среди людей ещё в античные времена — всюду, где стиралась грань между нашим миром и миром духов.

Люди в чёрном по версии Джона Киля
Люди в чёрном по версии Джона Киля

Эта концепция не нова: вспомнить хотя бы даже истории об одержимых дьяволом. В XX веке многим более убедительными казались истории про инопланетян, существ из параллельных реальностей или роботов, которые притворяются людьми. А образ людей в чёрном идеально подходил для создания облика таких пугающих существ.

Один из первых фильмов, где инопланетяне скрывались в обличье людей в чёрном — «Люди-тени» 1997 года. Там пришельцам приходилось постоянно носить солнцезащитные очки, чтобы скрыть от всех свои свои нечеловечески чёрные глаза.

Легенда о людях в чёрном: появление мифа и его влияние на Control

Джи-Мен из Half-Life, или, как его прозвали разработчики, «зловещий межпространственный бюрократ» — один из самых известных персонажей, вдохновлённых легендой о людях в чёрном. Он прикидывается правительственным агентом в синем костюме: даже его самое известное имя, G-Man — сленговое сокращение от government man, «человек из правительства».

Но на самом деле Джи-Мен — не человек, а агент неизвестной межмировой силы, чьи мотивы так и остаются загадкой. Он спокоен в абсолютно любой ситуации — отчасти оттого, что свободно манипулирует пространством и временем: он может как заморозить время, так и, например, переместить человека в другой мир.

Half-Life 2, 2004 год
Half-Life 2, 2004 год

Необычную интерпретацию образа людей в чёрном показали в сериале «Грань». Там мужчины в классических тёмных костюмах и почти без волос на голове — это путешествующие во времени учёные из далёкого будущего. А их безэмоциональность объясняется имплантами для улучшения логического мышления.

Так как в основном эти агенты просто следят за поворотными моментами истории и паранормальными явлениями, их прозвали Наблюдателями. Правда, порой они всё же вмешиваются в историю: идут на контакт и даже спасают некоторых людей. Хотя в одном из вариантов реальности они захватили власть над Землёй, установили на ней тоталитарные порядки и уничтожили всю природу.

Сериал «Грань»
Сериал «Грань»

Несмотря на вычурный стиль, авторы фильма «Тёмный город» воссоздали каноничный образ пришельцев, прикидывающихся людьми в чёрном. Здесь собраны воедино все присущие им атрибуты: от классических костюмов до массового стирания памяти.

Но что самое интересное, фильм показывает мир таким, каким его представляют многие уфологи. Всё вокруг — иллюзия, которую поддерживают силы мирового заговора. «Тёмный город» Алекса Пройаса, впрочем, близок Control не только людьми в чёрном, но и пространственными «аномалиями» — город здесь постоянно перестраивается, как и Бюро.

«Тёмный город», 1998 год
«Тёмный город», 1998 год

Со временем людей в чёрных костюмах стали наделять всё более нечеловеческой внешностью. Если раньше отличия были не столь очевидны, то теперь спутать их с настоящими людьми стало сложнее.

В перезапуске XCOM 2013 года один из самых распространённых типов инопланетян — «дохляки». Изначально это были рептилоиды, которых планировали послать на Землю под личинами людей. Правда во время преобразования их внешности что-то пошло не так: у них остались змеиные глаза, большую часть тел покрывает чешуя, да и двигаются «дохляки» крайне странно.

<p>XCOM: Enemy Unknown</p>

XCOM: Enemy Unknown

В сериале «Доктор Кто» есть исповедники — искусственно выведенная в далёком будущем раса существ, встреча с которыми тут же забывается, стоит лишь отвести глаза. Они задумывались Церковью Папского Мейнфрейма как идеальные священники, а своим внешним видом больше походят на классических серых инопланетян, чем на обычных людей.

В какой-то момент часть исповедников попала в религиозный орден Тишины, по заданию которого и отправилась в прошлое Земли. Там исповедники сменили свои церковные одеяния на чёрные классические костюмы и начали влиять на историю человечества, используя мощные ментальные способности.

Сериал «Доктор Кто»
Сериал «Доктор Кто»

Крайней степенью изменения образа людей в чёрном можно назвать Слендермена. Но от классического образа ему достались только чёрный костюм, способность к телепортации, которую людям в чёрном порой приписывают, а также общий таинственный и жуткий вид.

Легенда о людях в чёрном: появление мифа и его влияние на Control

Склад артефактов и безумные эксперименты

Штаб-квартира ФБК из Control по сути своей представляет из себя огромный склад всевозможных паранормальных артефактов (их тут называют «объекты силы»), с которыми проводят эксперименты.

К примеру, перед самым захватом здания Шипением одного бедолагу заставили безотрывно наблюдать за холодильником — а если отвернуться, «случится нечто ужасное». Другой необычный артефакт — восьмидюймовая дискета, дающая владельцу телекинетические способности. Есть даже большая пластиковая лошадь с детской карусели — она позволяет сделать быстрый рывок в пространстве. И это лишь некоторые примеры: Бюро хранит много тайн.

Control
Control

Слухи о таинственном правительственном складе инопланетных артефактов восходят к истории о Зоне 51, которой уже давно чего только не приписывают. Причём именно как огромный склад её показывать начали ещё в первой части «Индианы Джонса» 1981 года, где на Зону 51 отвезли Ковчег Завета.

Зона 51 «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»
Зона 51 «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Истории о правительственном складе артефактов и людях в чёрном объединились в одну только в 90-х, когда в фильме «Люди в чёрном» показали небольшую каморку со всяческими инопланетными технологиями, порой абсурдными.

Ещё сильнее этот миф подстегнула история об аркадном автомате Polybius. Поползли слухи о детях, пострадавших во время игры в него, и агентах ФБР, что искали в аркадных клубах склады наркотиков. Так появилась история о таинственном игровом автомате, что травмирует и убивает детей, а то и делает из них суперсолдат. Вполне в духе экспериментов людей в чёрном, не так ли? И раз у них есть такие технологии, то их нужно где-то хранить.

Мифический аркадный автомат Polybius
Мифический аркадный автомат Polybius

Этой теме был посвящён мини-сериал «Потерянная комната» 2006-го. По его сюжету, одну комнату в самом обычном американском мотеле внезапно стёрло из истории. При этом образовалась почти сотня артефактов — вещей из этой комнаты, что приобрели сверхъестественные особенности.

Со временем появился Легион — организация, поставившая себе цель собрать все эти артефакты и укрыть, чтобы они не попали не в те руки. Впрочем, несмотря на стремления, похожие на цели людей в чёрном, Легион был лишён их эстетики.

Похоже обстоят дела и в сериале «Хранилище 13». Подобной проблемой там занимаются правительственные агенты, которые заведуют складом, похожем на Зону 51 из «Индианы Джонса».

«Склад 13<span>»</span>
«Склад 13»

Но всё же самой продуманной версией людей в чёрном можно назвать проект SCP Foundation. Он настолько сильно въелся в современную интернет-культуру, что именно с ним ассоциируются все остальные организации, что ищут паранормальные явления и вещи. Авторы Control просто не могли не вдохновляться SCP при демонстрации странных экспериментов Бюро.

Фонд SCP действует по всему миру, и в его распоряжении почти все ресурсы человечества — но при этом действует он тайно. Главная цель Фонда — обезопасить людей от сверхъестественного, ведь оно может уничтожить всё человечество. Все паранормальные явления, вещи и существа изолируются от мира в бункерах или за специальными ограждениями.

Объекты тщательно изучаются. Для этого над ними проводятся всевозможные эксперименты — часть с неминуемо летальным исходом для испытателей, или даже что-то похуже. Подопытных чаще всего набирают из заключённых — всё зависит от обстоятельств. К таким неэтичным способам исследования Фонд SCP прибегнуть готов, ведь пара тысяч смертей может спасти жизни нескольким сотням миллионов людей в будущем.

Персонал Фонда чаще всего носит белые халаты или рабочие робы, но в этой вселенной всё же нашёлся свой таинственный человек в чёрном костюме — объект SCP-4999 под названием «Некто, наблюдающий за нами». Это мужчина средних лет, являющийся за двадцать минут до смерти некоторых людей, умирающих в одиночестве — и каждый из них видит совершенно иное лицо у этого человека. Он садится напротив умирающего и молча предлагает ему закурить сигарету, а затем держит человека за руку до самого конца.

SCP-4999 — Некто, наблюдающий за нами
SCP-4999 — Некто, наблюдающий за нами

Как бы ни хотелось некоторым людям верить, что существует некая организация, которая прячет от нас доказательства существования паранормального — это вряд ли так. В реальности сохранить в тайне такой секрет просто невозможно. Обязательно кто-нибудь из многочисленных сотрудников или поставщиков проболтался бы и рассекретил организацию, а доказательства о существовании такого тайного общества лились бы, как из рога изобилия. За более чем полвека сторонники теории о людях в чёрном смогли предоставить лишь несколько сомнительных фотографий, поддельных артефактов и показания ряда ненадёжных свидетелей.

Так что, похоже, единственное место, где они могут существовать — это художественные произведения вроде Control. Сотрудники ФБК почти не носят тёмные классические костюмы, но по своей сути они всё те же люди в чёрном. И главной героине игры предстоит раскрыть немало тайн этой странной организации.

114114
19 комментариев

Материал подготовлен при поддержке РЕН ТВ

41
Ответить
6
Ответить

А что если Рен-ТВ это прикрытие людей в черном? И среди этой желтухи проскакивает правда, но никто не верит, потому что это же Рен-ТВ

2
Ответить

Ищешь в инете инфу про Навального. Находишь: "ФБК — американская правительственная организация, чьё призвание — поиск и исследование паранормальных явлений, а также защита граждан от их проявлений. "...

21
Ответить

Ооо...

4
Ответить

Слишком Лонг лонгрид) можно краткую выдержку что тут написано?)

Ответить

Ни о чем. Тут ничего не написано и тут ничего нет. Иди своей дорогой дальше, сталкер.

59
Ответить