«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

О сериале «Топи», «политоте», экранизации «Метро 2033» и Анджее Сапковском.

Недавно на нашем Twitch-канале прошёл стрим с Дмитрием Глуховским. Посвящён он был выходу сериала «Топи», но поговорить удалось и о многом другом. Например, о том, почему «политота» в произведениях — это нормально. Или о том, как глупо пытаться запретить мат в искусстве и соцсетях.

Выбрали главное из почти полуторачасового разговора.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

В последних работах — сериале «Топи», короткометражке «Сера» или даже Metro Exodus — вы раз за разом отправляете человека из Москвы в таинственную провинцию. Откуда такой внезапный интерес к теме российской хтони?

Я действительно раньше в основном писал про Москву, но на самом-то деле мама моя из Костромской области, из крошечного города Мантурово. И я в этом городе провёл половину моего детства: меня туда отправляли на всё лето и на каждые каникулы.

У бабушки был там деревенский дом, такой, который зимой топили дровами. И я колол эти дрова, воду из колодца таскал, слизней с капусты собирал, колорадского жука бензином травил, на речке купался, с пацанами на мопедах ездил и так далее.

Так что для меня «Топи» — это не шарж и не сатирическое описание русской деревни, как её видит избалованный москвичёнок, ни разу не бывший за МКАДом. История не об этом. Это мои детские воспоминания: заблюренные естественно, нечёткие. Плюс к ним примешиваются сны и люди, с которыми я тогда встречался, и которые с тех пор умерли, но продолжают приходить во снах.

Не стоит относится к деревне в «Топях» так, будто это я вот однажды выехал за МКАД и такой: «Ох, ***** (чёрт возьми), деревня, ничего себе, фу! Сниму-ка я сериал о том, как русские люди живут по колено в говне». Нет, это совершенно другое. Это сериал о «русской смерти», о том, что мёртвое иногда выглядит реальнее живого.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Как думаете, почему российское жанровое кино до последнего времени так редко обращалось к эстетике провинциальной глубинки? Учитывая, что она прям создана для хорроров, мистических триллеров и так далее.

Думаю, просто люди обычно пишут либо о том, что они хорошо знают и понимают, либо о том, что, на их взгляд, будет хорошо продаваться. «Топи» же — совершенно некоммерческая история, и, несмотря на все усилия «КиноПоиска» по её продвижению, совсем неформатный проект. Она медленная, тягучая, вязкая, она вообще не написана целенаправленно — хотя я знаю, как сконструировать сериальный сюжет, чтобы там было по пять клифхэнгеров на серию. Но мне не хотелось этого делать.

Мне хотелось писать скорее с книжной драматургией: вот ты ходишь-ходишь, персонажи тебя заговаривают, они вроде бы «ни о чём» говорят, но постепенно ты начинаешь погружаться. Я хотел передать это ощущение погружения. Топкости.

Я не ставил себе задачу «продать» зрителю российскую глубинку или с помощью каких-то элементов привлечь западного зрителя. «Топи» вообще не предназначены для западного зрителя. И у меня от сериала ноль ожиданий: это проект, который 10 лет находился в ящике, постепенно вызревая. И я всё это время не мог найти способ его воплотить — ведь там есть неоднозначные моменты и с точки зрения политики, и с точки зрения этики.

В итоге я отказался от половины своего гонорара просто чтобы это наконец состоялось. И бесплатно перепиливал весь сценарий с целью как-то его актуализировать: всё же за эти 10 лет я что-то новое узнал, насмотрелся, начитался. В целом начал немного лучше чувствовать драматургию и героев.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Что я хотел сказать: этот сеттинг сам себя зрителю не продаёт. В отличие от той же американской глубинки — любой человек в России, который там никогда не был, всё равно знает, как она выглядит, какие там люди, о чём они разговаривают. Потому что этот сеттинг — часть голливудского мейнстрима.

И мне кажется, что только так и можно какую-то настоящую вещь сделать. Это должно идти отсюда (показывает на сердце). Поэтому я не соглашаюсь писать чужие истории — ко мне периодически приходят люди с такими предложениями, но я их вежливо как-то отправляю. Если ты начинаешь делать что-то с расчётом на продажи — это точно будет мертвяк.

Не надо пытаться понравиться какой-то воображаемой целевой аудитории. Какая ***** (к чёрту) целевая аудитория? Если у тебя внутри какая-то струна звенит, история тебя завораживает, надо сесть и этим заниматься. Может, будет провал. Может, у тебя какой-то исключительный опыт, которые другие люди просто не смогут понять.

Я, к моему счастью, человек достаточно тривиальный, банальный, и переживания у меня простые, человеческие. Поэтому мне часто удаётся синхронизироваться с обычными, стандартными переживаниями [других людей]. Отсюда и какая-то плюс-минус популярность.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Как думаете, насколько свободнее стало в российской киноиндустрии с появлением стриминговых сервисов? Ведь если бы не «КиноПоиск», «Топи» могли спокойно ещё лет 10 лежать «в ящике». На ТВ такое бы точно не показали.

Телевизор у нас очень тухлый. Он весь государственный, на нём полно запретных тем: про то не говори, туда не ходи. И в конце обязательно приходит ФСБ и всех спасает.

[Стриминговые] платформы же могут позволить себе определённую дерзость и лихость. Сиськи показать, уф! Пошутить про коррупцию! Или герои курят какую-то палочку с дымом и так закашливаются, как будто в ней не табак. Намекая на то, что кто-то в нашей стране духовной может употреблять запрещённые вещества. Такие вещи. Отчаянно смелые!

Поэтому «Топи», вещь по-своему психоделическая, конечно, ни на каком канале выйти не могла.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

«Топи» по структуре — скорее многочасовой фильм, чем сериал. Почему же решили выкладывать по серии в неделю, а не весь сезон сразу? И в связи с этим другой вопрос: допустим, человек вдруг посмотрит первые серии и начнёт сомневаться, нужно ли ему досматривать «Топи». Объясните, почему он должен смотреть дальше?

Выложили три серии сейчас, а остальные по мере поступления просто потому, что они пока ещё не готовы. Они вышли из монтажа, но нужна цветокоррекция, звук, саунд-дизайн. Так что это вопрос исключительно производственного цикла.

Мы понимаем, что, может быть, лучше было бы выпускать «Топи» сразу, как Netflix это делает. Но «КиноПоиск» решил не откладывать.

К вопросу о том, зачем досматривать. Потому что жанры меняются. Сейчас вам кажется, что вы смотрите мистический триллер, потом вам будет казаться, что это хоррор, а дальше — ещё что-то третье. В «Топях» всё не то, чем кажется.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Недавно видел шутку в сети: мол, каждый раз, когда в России выходит новый мистический сериал, появляются кинокритические тексты, где его называют «русским „Твин-Пиксом“». Про «Топи» тоже так писали. Что вы думаете об этом сравнении?

Это, безусловно, лестное сравнение. «Твин-Пикс» мало того, что революционный сериал, он очень, скажем так, «размял» наше представление о том, как можно рассказывать истории, о том, что на каждую завязку обязательно нужна развязка.

Понятно, что любое сравнение с работами Линча — это очень лестно. Другое дело, что через полгода выйдет новый мистический российский сериал, и уже его сравнят с Линчем и «Твин-Пиксом». Так что я не слишком обольщаюсь на свой счёт. Как и когда «Текст» сравнивают с Достоевским. Выйдет когда-нибудь новый роман, где кто-то кого-то убивает и потом раскаивается — и он будет новым Достоевским.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Какова ваша степень участия в экранизации «Текста» и сериале «Топи»?

Если говорить о «Тексте», то там я автор сценария. Я был пару раз на съёмочной площадке, но, если честно, чувствовал себя там лишним человеком.

Люди серьёзные, работают по колено в грязи, в снежной ледяной крошке. Никто не обращает на меня внимания. Покормить — не покормили. Все смотрят на меня, как на идиота. Я постоял-постоял и поехал. Зато побывал на съёмочной площадке.

Но режиссёр Клим Шипенко обращался ко мне, когда у него были вопросы, когда изменения в сценарий какие-то вводили. Мы с ним всё обсуждали, обсуждали финал, который отличается от книжного, и так далее.

Ну а потом я приехал на премьеру и искупался в лучах славы. Было очень приятно.

Камео Дмитрия Глуховского в фильме «Текст»
Камео Дмитрия Глуховского в фильме «Текст»

С сериалом «Топи» другая история. Хотя я тоже не очень много был на съёмочной площадке. Ребята там, в Беларуси, просидели в совокупности месяца полтора, а я приезжал один раз на несколько дней.

И я посмотрел, походил — вижу: режиссёр (Владимир Мирзоев, — примечание DTF) меняет сценарий. Снимает какие-то сцены, которых не было [изначально]. И я такой: «Это чё такое?». Но он — известный театральный режиссёр, с реноме, с репутацией, и я подумал: ну ладно, доверюсь человеку, отпущу желание всё контролировать, может, всё будет нормально.

Так и получилось. Какие-то вещи, которые в сценарии проседали, он рекомбинировал, переосмыслил и перезапустил.

Глуховский на кадре из сериала «Топи»
Глуховский на кадре из сериала «Топи»

[В сериале «Топи»] у меня ещё тайтл «креативного продюсера» есть. Я привёл на проект группу «АИГЕЛ», по монтажу со мной согласовывали какие-то вещи, по цветокоррекции тоже — хотя я дальтоник. Плюс саунд-дизайн, какие-то вопросы озвучания.

Так что до сегодняшнего момента, весь январь я был плотно вовлечён в пост-продакшен. Вот такая моя степень вовлечённости.

У российского кино и сериалов есть частая проблема: персонажи в них звучат как переозвученные голливудские герои. Вы же в «Тексте» и в какой-то степени в «Топях» смогли её избежать — я могу представить, что на экране передо мной живые люди. Как думаете, дело в вашем литературном прошлом?

Да нет, я просто слушаю, как люди разговаривают.

В первом варианте сценария [«Топей»] у меня герои говорили так, чтобы их речь можно было растаскать на цитаты. Но люди, конечно, в реальной жизни цитатами не говорят. Это утомляет, потому что надо много думать и формулировать, ну и это просто неестественно. Потом я пытался это как-то разбавить, но полностью избежать не смог.

Вообще всё зависит от задачи и от персонажа. У каждого героя есть уникальные речевые характеристики — какие-то характерные словечки, хохмы, выражения. Что касается «Текста», там герой был простым парнем, и он, конечно, не мог пользоваться какими-то слишком изощрёнными выражениями (хоть он и студент-филолог). Он должен говорить так, как говорят на улице обычные люди, иначе ему не будешь верить.

Александр Петров на кадре из фильма «Текст»
Александр Петров на кадре из фильма «Текст»

В «Топях» немного более условные герои. В отзывах часто пишут, что это «шаблонные» герои, но, думаю, люди немножко другое хотят сказать. Это типажные герои. Не совсем живые люди, а скорее собрание типажей, из которых состоит поколение 30-40. И которые страдают от типичных проблем этого поколения.

Хотелось, чтобы они, с одной стороны, говорили живо, с другой — чтобы с огоньком, не совсем обычными фразами. Насколько это получилось или не получилось — другой вопрос. Но задача была такая: чтобы они говорили не скучно.

Недавно выпустили очередной закон, запрещающий использование мата в соцсетях. В кино его уже давно использовать нельзя. Вы что об этом думаете?

Мат — органическая часть речи. И именно из-за того, что государство — якобы заботясь о нашей нравственности — его запрещает, эти запреты не хочется соблюдать. Хочется назло, сука, говорить им, ***, матом. Мне запрещают — а я буду!

В этом есть элемент бунта такого. Плюс, если официальная культура — замшелая, тухлая — будет исключительно академическим языком выражаться, то контркультура — в которой происходят вещи настоящие, живые — должна отражать реальную жизнь. Как сказал классик: «Как так, жопа есть, а слова нет?»

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Если в жизни это есть, почему же нельзя перенести на экран? Поэтому [мат] становится ещё и мерилом подлинности, точности изображения жизни. В какой-то момент, конечно, может возникнуть ощущение, что это всё немного too much, но повторюсь, если бы государство не запрещало мат, не было бы желания вот так вот «отжечь».

Для меня высший пилотаж — это сплетение академической лексики, высокохудожественного русского языка и обсценной лексики, то есть мата. Самые приятные, интеллигентные люди, которых я знаю — профессора, дирижёры, так далее — с огромным удовольствием и большим изяществом используют матерную лексику в своей речи.

Да и вообще, какая мотивация пытаться запретить мат в соцсетях? Мы от этого лучше станем? Это просто лишение нас возможности ещё одного человеческого проявления. Фактически нам обрубают крайние части эмоционального спектра. Ты не можешь выразить свой **** (крайнее удивление). Как без этого быть? Ты это подавляешь, в тебе это закипает. И потом как-нибудь ****** (прорвёт).

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Сейчас относительная свобода творчества есть на стримингах. Но когда-нибудь и здесь её могут ограничить. Куда двигаться тогда?

Слишком далеко смотреть в будущее не имеет смысла, там такое количество переменных возникает, что предугадать развитие событий невозможно. До этого лета нельзя было представить, что в Беларуси широкие народные массы — после стольких лет тотальной покорности — вдруг мобилизуются и попытаются покончить с ещё более затхлой формой государственности, чем у нас.

Если есть сейчас возможность открыто высказываться — надо ей пользоваться. Потому что, действительно, завтра может не быть. Завтра придётся отыскивать новые каналы коммуникации, новые формы выражения. Если не литература — то кино, если не кино — то блог, если не блог — то, не знаю, YouTube.

Я считаю, лучшее, что произошло с российской современной культурой — музыкой, стэндапом — всё случилось снизу, горизонтально. Поколение YouTube, которое не смотрит всю эту блевоту «первоканальную», творит в прямом эфире новую русскую культуру. Можно к ней относиться высокомерно, но я считаю, это самое живое, что сейчас происходит.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Ты заходишь в чарты Apple Music и видишь, что, за редким исключением, там все исполнители возникли будто из ниоткуда. Раньше, когда была монополия телевизионных продюсеров, у этих людей не было бы шанса пробиться. А тут вдруг оказывается, что у нас страна талантов. То же самое касается стэндапа, киберспорта, чего угодно.

Благодаря технологиям целое поколение получило возможность для самовыражения и самореализации. И это очень круто.

Откуда в «Топях», истории про русскую глубинку, возникает персонаж Ивана Янковского, очевидно похожий на Павла Дурова? И ещё прокремлёвский журналист. Они очень выбиваются из остального состава.

Я не под впечатлением от героического образа Павла Дурова писал эту историю. Идея «Топей» не в том, что «вот, у нас есть Павел Дуров, и мы отправляем его в место, где нет связи. Посмотрим, что он будет делать!». Нет, есть целое поколение людей, которое связывает свои надежды с технологиями. Пытается создать такой микрокосмос, где можно существовать, игнорируя всё, что происходит в этом кривом, косом «взрослом» мире.

И ладно Павел Дуров — он живёт в Дубае, у него всё хорошо. Но есть вот, например, Игорь Лосик, создатель телеграм-канала «Беларусь головного мозга», которого ещё до всех протестов приняли и до сих пор держат без суда и следствия. Он там 40 дней уже голодает и, возможно, скоро умрёт. Вот он тоже думал, что может создать маленькое ироническое — даже не оппозиционное, ироническое — СМИ и существовать отдельно от всего. И сколько ещё таких?

[Герой Ивана Янковского] — он не положительный герой. Он такой, немного ******** (наглый), как и все стартаперы, которые стали богатыми в один момент. Вспоминая Дурова: наверное, вы не застали, как он пятитысячные купюры с Дома Зингера бросал.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

И вот вопрос, собственно, а всё ли решают деньги? Понятно, что они многое решают. Но что если ты попадаешь в ситуацию, где они ничего не стоят, тогда что?

В общем, это не столько Дуров, сколько просто условный представитель поколения. Типа рационально мыслящих, типа циничных, типа ни во что не верящих.

С персонажем-журналистом то же самое. Я сам по специальности журналист, и у меня много знакомых, кто пошёл работать в прокремлёвские СМИ. И поскольку официальная позиция государства по ряду вопросов из современной менялась на архаическую — возникали все эти казаки, православие, самодержавие, войны то с одной страной, то с другой — журналистам, которые изначально пришли туда работать, может, даже на благо общества, приходилось убеждать себя, что теперь вот это всё правильно. Чтобы просто не потерять работу.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Люди на моих глазах убеждали себя, что хорошо — это плохо, а плохо — это хорошо. И это очень интересный процесс, когда смотришь на них со стороны. Как люди во избежание когнитивного диссонанса убеждают себя в правильности своей работы.

Думаю, «правда и ложь» — это прям центральная тема и того, что сейчас происходит, и вообще последних пяти лет. У Трампа это происходило, у нас происходит. Осталось ли в мире место для хорошего и плохого? Для этики, для оценок. Или все говно? Они говно, и поэтому мы тоже говно, и поэтому идите в жопу со своими осуждениями.

И эти вопросы как раз можно поручить персонажу-журналисту. Так что он — не шаблон. Шаблон — это подросток-задрот, безумный учёный. А здесь просто характерные типажи, важные для тех тем, о которых я хочу поговорить.

Для меня вообще «Топи» — это про столкновение нового типа России и России вечной, которая всегда была и будет. И новая Россия как раз выражена этими городскими, немного обозревшими жителями, которые думают, что вот технологии, вот независимость, вот мы можем от всего откупиться деньгами.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Не думаете, что для истории эти персонажи слишком, что ли, политические?

Вот я веду аккаунт ВК, и мне постоянно там пишут: «Дмитрий, зачем нужна политота?». А что такое политота вообще? Почему у меня не должно быть «политоты»? Почему нельзя говорить на актуальные темы? У меня есть позиция по вопросу, для меня это важно — социполитическая ситуация в стране и мире. На самом деле я в первую очередь журналист, и потом уже какой-то фантаст.

Какие-то вещи я для себя понял, я хочу поделиться ими с людьми — которые, может, целыми днями смотрят телик и вообще не видят, что происходит.

Нет ли ощущения, что те люди, для кого эти открытия вообще были бы «открытиями» и те, кто посмотрит сериал «Топи» или фильм «Текст» — это немного разные люди?

Ну... я не теряю надежды.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Вопрос из чата: не было ли у вас желания адаптировать «Метро 2033» в виде анимации? У нас до сих пор много талантливых аниматоров, но все проблемы упираются в бюджет. Но вот если было бы финансирование, то был бы шанс на анимационный сериал по «Метро»?

Думаю, да. Во вселенной «Метро» много разных невообразимых сеттингов, которые очень дорого строить и отрисовывать компьютерной графикой — и эти вещи можно было хорошо передать анимацией. Я к взрослой анимации отношусь хорошо, и это было бы отличное ответвление франшизы.

А экранизацией сейчас вообще занимаются? Вроде «Газпром-медиа» же собирались.

Я сейчас взаимодействую с [Евгением] Никишовым и [Валерием] Федоровичем, авторами «Эпидемии» и «Перевала Дятлова». Но сценария ещё нет — это плохие новости. Ещё одни плохие новости в том, что писать его я буду сам (*смеётся*). Поэтому всё испорчу окончательно.

Но фильм всё-таки состоится?

Никто не знает. Сейчас вообще никто ничего не знает. Будет фильм или нет, можно будет меня через полгода вообще экранизировать или нельзя. Вот сейчас вышли «Топи» — и слава богу. Давайте их посмотрим.

Metro 2033
Metro 2033

Работать с кинематографом и играми — большая ли разница?

В кино мне приходилось сценарий писать «от и до». В случае с играми — там всё-таки сидит штат из собственных писателей и геймдизайнеров. Я пишу что-то, они это берут, перерабатывают, понимают, что будет работать, а что нет. Потом возвращают мне, мы вместе думаем над арками героев, потом [разработчики] сами придумывают второстепенных персонажей на уровнях. Мне отправляют какие-то диалоги, я их полирую, переписываю.

То есть это очень интерактивный процесс. В случае с кино он более, что ли, затворнический. В кинодраматургии много архитектуры, много научного и ремесленного — в играх всё более расслаблено.

В конце немного каверзных вопросов от пользователей, которые получили больше всего лайков под анонсом этого интервью. Первый такой: «когда и почему вы поверили, что умеете писать?»

В три года. У папы спёр пишущую машинку и начал печатать. Потом всю школу писал фантастические рассказы в тетрадках. Сначала на 12 листов, потом на 24, потом на 48. Ну и постепенно обрёл уверенность в себе.

Но каждый раз, когда что-то у меня выходит, всё равно, конечно, огребаю ***** (люлей) от населения.

С другой стороны, если б мне все говорили, что я великий... ну, у нас есть перед глазами пример человека, которому 20 лет так говорили. Итог — полная потеря адекватности.

Поэтому спасибо отдельное тем, кто меня ****** (уничтожает) в отзывах и пишет, что я графоман, что у меня плоские персонажи и кривые диалоги.

«Спасибо всем, кто пишет, что я графоман»: главное из интервью с Дмитрием Глуховским

Второй вопрос. «А вам не смешно, что вы считаете рассказы Сапковского посредственными, а свои — нет?»

К сожалению, у него действительно посредственные рассказы. Я дружу с продюсерами сериала «Ведьмак» — с ними собираемся делать один проект — и меня они пригласили на премьеру. Чтобы подготовиться, я решил почитать рассказы. Ну, действительно, очень плохие рассказы.

Мне жаль. Я знаю, что у него много поклонников. Но они плохо написаны. Хотя придуманы неплохо.

Это не значит, что я вот молодец. Я не молодец. Но есть *********** (отличное) фэнтези. Та же «Игра престолов» — очень круто. Не говоря уже о Толкине и так далее.

Анджей Сапковский
Анджей Сапковский

Вообще, как только в Советском Союзе разрешили издавать фэнтези — а долго нельзя было, потому что фэнтези считалось буржуазной ****** (чепухой) — я собрал себе огромную коллекцию. Перечитал и Теренса Х. Уайта, и Урсулу Ле Гуин, и Майкла Муркока, и всех подряд. Я прочитал очень много фэнтези, меня в то время с него штырило. Сейчас читаю — ну очень плохо.

Я не считаю, что я лучше Сапковского. Знаю, что несколько раз прохаживался по нему в целях самопиара, но он пожилой человек, и я рад, что у него этот успех сейчас случился. Продюсеры мне рассказывали, что он очень ранимый, и я сожалею, что о нём плохо отзывался в масс-медиа.

Я вообще могу плохо говорить о человеке только пока с ним не познакомлюсь. Потом мне как-то неловко становится.

И напоследок: три лучших русскоязычных писателей-фантаста на сегодняшний день.

Я знаю одного — Святослав Логинов. Это вот прям по-взрослому, хорошее, настоящее. У раннего Лукьяненко есть какие-то симпатичные вещи.

Хотя, конечно, по сравнению со Стругацкими никто не канает.

350350
330 комментариев

Читал его метро 2033 (помню прочитал пол книги в один присест), потом прочитал реально слабенькую 2034
Дальше еще толком не читал


Пробежался я по интервью, и без негатива к нему, я могу сказать, что в данном интервью он говорит как токсичный сноб какой то. Просто неприятные ощущения возникли.

150

Это называется зазвездился и возомнил себя дохуя творцом

68

Я помню его проект артбук по серии книг метро. Где он хотел найти художников, чтобы они нарисовали ему 300-400 иллюстраций, за какие-то копейки.

А потом в интервью возмущался по поводу художников, что они все лентяи и что все не хотят работать.

67

2034 не слабенькая, она просто абсолютно другая. Совершенно. А 2035 ещё больше отличается от первой и второй книги. 35 мне даже больше остальных зашла, реально в шоке с неё был. А роман Будущее и вовсе гениальный. Сумерки тоже любопытная работа, оригинальная. Сноб он там или нет, токсичный ли, зазвездился ли, пофигу, за 2035 и Будущее всё ему прощу, пусть хоть в отбитого дегенерата превратится, как например Лукьяненко, но уже написанные книги от этого хуже не станут.

17

Тоже познакомился с его творчеством на Метро 2033. Потом прочёл 2034 и абсолютно разочаровался. Больше ничего из его произведений даже не пытался читать.

19

Комментарий недоступен

13

Как по мне лучшее что у него есть это Сумерки. Там и задумка интересная, и сюжет неплохой, да и пару раз при прочтении мурашки по коже бегали. 
А то же Метро, помню, показалось очень сухим, монотонным, и вроде понравилось, но скорее чисто из-за описаний тоннелей и вот этого всего. Дальше хуже, тут согласен.

12