Сейчас играю: Catan VR

Ремарка – в рубрике "Сейчас играю" достаточно редко (если не никогда) встречаются очерки на тему VR игр. Оно и понятно – рынок небольшой, в СНГ соответствующие девайсы есть далеко не у каждого, да и вообще зачем оно нам надо. Тем не менее, с тем, что сам VR все же потихоньку становится доступнее и играбельнее (хотя в комментариях это наверняка тысячу раз опровергнут), хотелось бы иногда рассказывать о тех играх, в которые играю сейчас или довелось проходить в последнее время – может это кого-то замотивирует тоже попробовать (или нет) какие-нибудь тайтлы.

На днях библиотека Oculus Quest, небогатая на «настолочные» проекты, обзавелась своей версией популярной в определенных кругах Catan (аналогичная версия уже выходила на Oculus Go и Oculus Rift, а также в Steam и Playstation VR). Не задумываясь, я приобрел игру, как только увидел баннер в Oculus Store – и после 3 дней игры и порядка десяти партий хотел бы поделиться своими впечатлениями.

Хотя музыка в трейлере очень динамичная, сама игра гораздо более размеренная – чаще приходится просто терпеливо ждать, пока походят соперники, и рассматривать местные интерьеры

Подробнее о том, что такое Catan (на русскоязычном пространстве больше известен под названием «Колонизаторы») всегда можно почитать на «Википедии». Для меня «Катан» (с которой нашу семью где-то в 2005-ом году познакомили друзья родителей) в свое время стал первой «серьезной» настольной игрой. После «Колонизаторов» мы перепробовали еще много всего из того, что было на ходу в то время – «Каркассон», «Сумерки империй», много чего еще - но именно «Катан» остался той игрой, к которой мы возвращались и лет пять-десять спустя.

У «Катана» было немало цифровых интерпретаций – в свое время версии игры выходили на Xbox 360 и Playstation 3, относительно недавно вышла версия для Switch, было несколько различных версий на ПК (несколько лет назад в Steam вообще выкатили бесплатную версию, с разными аддонами, прогрессией и прочими плюшками, но отзывы у нее довольно смешанные: https://store.steampowered.com/app/544730/Catan_Universe/). Моим однозначным «фаворитом» является версия для Nintendo DS, которая является прям ярким примером, как делать не надо с точки зрения UX и визуала. Но и в такое играли!

Предлагаю вместе оценить это чудо игростроя – судя по позициям на Ebay, дальше Германии игра не добиралась, хотя сами картриджи были мультиязычными.

На мой субъективный взгляд, главной проблемой цифровых версий Catan является их меньший фокус на коммуникативную составляющую - будто бы весь фан от игры заключается не столько в том, чтоб обдурить соперников за счет махинаций с обменом ресурсов, сколько в том, чтоб лениво перекидываться кубиками и ждать, когда же накопится достаточно ресурсов. В действительности же первые 1-2 партии с ботами (в любой версии игры) показывают, что без взаимодействия с реальными игроками это все очень быстро превращается в довольно скучное занятие, где мы действительно просто терпеливо ждем, когда кубики выдадут нужные комбинации (попутно не забывая ругаться на рандом) и наивно надеемся, что искусственный интеллект согласится на хотя бы одну сделку.

VR-версия в этом плане гораздо ближе к своему классическому настольному аналогу. За счет наличия войс чата и формфактора ощущения здесь ну очень близки к тому, что ощущаешь, когда играешь в «бумажную» версию. Отдельно отмечу приятный визуал – это касается как самого игрового поля (где местами есть небольшие анимированные элементы), так и виртуального окружения (игроки находятся в просторной комнате, где на стенах развешаны арты по мотивам вселенной игры, и саму эту комнату при желании можно немного кастомизировать). Вместе с достаточно спокойным звуковым рядом это все безобразие способствует созданию расслабленной атмосферы (особенно если не слишком сильно переживать насчет очередного неудачного броска кубиков).

При игре с ботами последние любят корчить рожи в зависимости от ситуации - получается так себе. Еще видно, как запикселилась картинка в левом нижнем углу экрана (где игровое поле) - полагаю, специфика скриншотов в Quest, вживую оно выглядит заметно лучше.
При игре с ботами последние любят корчить рожи в зависимости от ситуации - получается так себе. Еще видно, как запикселилась картинка в левом нижнем углу экрана (где игровое поле) - полагаю, специфика скриншотов в Quest, вживую оно выглядит заметно лучше.

Отдельно отмечу непосредственно сам игровой процесс с реальными людьми (по сути, то, ради чего игру и стоит брать – не ради занудства с ботами же). Непонятно, как ситуация будет развиваться дальше, учитывая, что с момента релиза прошло совсем мало времени (может уже буквально через неделю онлайн умрет, учитывая, что никаких прогрессий или прочих мотивирующих плюшек здесь нет), но сейчас у игры очень милое комьюнити – к примеру, тут принято извиняться, если как-то «гадишь» сопернику, и в целом игроки достаточно дружелюбно отзываются на предложения поторговаться. Примечательно, что практически во всех партиях мне попадались с большего люди 30+ (их выдавали ники в духе John1985, Isaak1974 и т.д.), открытые к small talk’у не только на тему самого Catan и в целом предрасположенные к размеренному темпу игры. Неплохой способ немного практиковаться на английском!

Из недостатков (субъективных, само собой) могу отметить то, что кроме «голой» игры здесь, по сути, больше ничего и нет. Пока другие современные версии могут похвастаться разными аддонами, финтифлюшками в виде прокачки профиля и прочим беспределом, в VR-версии у нас есть только какой-то базовый функционал, и вряд ли он как-то расширится, учитывая, что на прочих платформах игра практически никак не поменялась за последние пару лет.

Т.к. "виртуальные" руки дублируют положение контроллеров, порой это создает достаточно странноватые позы.
Т.к. "виртуальные" руки дублируют положение контроллеров, порой это создает достаточно странноватые позы.

Но нужно ли это все? Если оценивать Catan VR как игру про человеческое взаимодействие, то может быть и нет – игра больше выступает приятным фоном для общения с людьми, где еще и кубики нужно кидать периодически, и, вместе с этим, очень здоровским и релаксирующим вариантом времяпровождения на вечер. Конечно, хотелось бы когда-нибудь увидеть на Oculus Quest полноценную поддержку Tabletop Simulator и в целом большее количество «настолочных» проектов, но, пока этого всего нет, Catan может подарить немало позитивных эмоций в рамках своих достаточно неспешных партий.

2525
6 комментариев

Для меня «Катан» ... в свое время стал первой «серьезной» настольной игрой. После «Колонизаторов» мы перепробовали еще много всего из того, что было на ходу в то время – «Каркассон», «Сумерки империй», много чего еще - но именно «Катан» остался той игрой, к которой мы возвращались и лет пять-десять спустя.Та же песня. Просто лучшая настолка эвер, особенно с дополнениями!

3
Ответить

Кстати, настолки вообще выглядят как идеальный жанр дл VR. Там сейчас основная проблема с движением, как я понимаю, а тут все действо за одним столом.

3
Ответить

А там можно карту перевернуть/швырнуть или кости в лицо сопернику бросить? Эта игра иногда доводила до небывалых ссор. 

Ответить

ну для этого есть тейбл топ вр

Ответить

По поводу всяких аддонов и прочего-а разве всего этого нет в Тейблтопии в изобилии? 

Ответить

Есть, но тут был разговор про непосредствено VR и именно на окулус квесте - тут пока в целом все довольно бедновато с настолками в принципе, не говоря уже про аддоны и т.д..

Ответить