«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

«2001: Космическая одиссея» — культовый фантастический фильм Стэнли Кубрика, который навсегда определил внешний вид космоса в кино.

«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

Все последующие фильмы, начиная со «Звёздных войн» и «Соляриса» и заканчивая «Гравитацией» и «Интерстелларом», так или иначе копируют или ссылаются на визуальные решения Кубрика.

Однако помимо технической составляющей, в фильме присутствует большой пласт размышлений режиссера о Боге, красоте Вселенной и следующей ступени человеческой эволюции.

«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

Кульминацией всех этих мыслей является концовка, которая до сих пор вызывает большие вопросы.

Я решил в ней немного разобраться.

На всякий случай, СПОЙЛЕРЫ! (в случае обсуждения концовки, это вроде бы очевидно, но мало ли).

Напомню, что произошло

В конце фильма, когда корабль достигает орбиту Юпитера, то он встречается с очередным монолитом (третьим).

Единственного оставшегося в живых на корабле человека, Дейва Боумена втягивает в некое гиперпространство, где его несет через пространство и время и он оказывается в замкнутой комнате, обставленной в классическом французском стиле рококо.

«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

Там он начинает по цепочке видеть по цепочке себя в будущем: сначала себя, обжившегося в комнате, потом себя постаревшего, потом себя как уже умирающего старика.

Затем он видит четвёртый монолит, и перерождается в некий эмбрион. Ну а последний кадр — огромное "Звёздное дитя" (так фанаты называют эмбрион) взирает на Землю.

Сама сцена:

Итак, отвечаем на несколько вопросов, по порядку.

Что такое монолит?

Монолит — это артефакт, принадлежащий некой высшей инопланетной расе, выступающий как катализатор, для перехода с одной ступени эволюции на другой.

Именно с помощью первого монолита обезьяна перешла на следующую ступень развития, став человеком и получив способность создавать орудия труда.

Обезьяна переходит на следующую ступень развития
Обезьяна переходит на следующую ступень развития

Что случилось до встречи с третьим монолитом?

Итак, обезьяна стала человеком, получив возможность использовать орудия труда.

В третьей главе фильма, нас знакомят с HAL 9000 — бортовым компьютером с искусственным интеллектом, представляющим собой венец орудия — по факту орудие обрело разум, оно стало равно человеку.

Космонавты обсуждают странное поведение компьютера в звукоизоляционной комнате. Позже мы узнаем, что HAL 9000 (изображен в виде красной точки посередине кадра) читал по губам разговор героев.
Космонавты обсуждают странное поведение компьютера в звукоизоляционной комнате. Позже мы узнаем, что HAL 9000 (изображен в виде красной точки посередине кадра) читал по губам разговор героев.

И орудие восстает против своего создателя (сцена с «I'm sorry Dave, I'm afraid I can't do that» вообще одна из самых страшных для меня в кино), посчитав человека угрозой.

Сцена отключения HAL 9000, происходящая в самом сердце искусственного разума.
Сцена отключения HAL 9000, происходящая в самом сердце искусственного разума.

И после того, как человек одерживает победу над своим орудием — он готов перейти на следующий этап развития.

Что случилось с Боуменом после встречи с третьим монолитом?

Внеземная раса, создавшая монолиты и отправившая их к Земле, забрала Боумена к себе.

Вся комната, обставленная во французском стиле, по факту является вольером, как в зоопарке (по аналогии, как люди создают для животных комфортную для них среду обитания). Только вольер этот для человека — который воспринимается высшей расой как забавная диковинка.

А все эти яркие и красочные переходы, сменяемые друг друга при переносе Боумена сквозь пространство — это то, что видит обезьянка, перевозимая из Африки в Европу и смотрящая на мелькающие пейзажи за окном.

Что, собственно, случилось в финале?

В финале произошло перерождение человека в новую форму эволюции — в сверхчеловека.

Боумен каждый раз видит свою следующую стадию.

Сначала видит себя старого, потом, став старым — себя умирающего. Затем он видит монолит.

«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

А дальше, монолит "видит" эмбриона, который в последнем кадре видит Землю (или, нетрудно догадаться, весь мир) — свой следующий этап развития.

«2001: Космическая одиссея» — что случилось в финале

Вся эта сцена символизирует процесс перерождения человека во следующую ступень эволюции — в существо, вне пространства и времени, представляющее собой чистую энергию.

То есть, по сути, Бога, сверхчеловека.

Неспроста в этот момент звучит музыка Штрауса из ницшеанского «Так говорил Заратустра».

«2001: Космическая одиссея» рассказывают всю историю человечества, от каменного века, до звёздной эры, пока недостижимой и так манящей.

И также оно содержит попытку ответа на вопрос, что там, за потолком нашей эволюционной ступени, где граница и что будет за ней?

«Космическая одиссея» — не знающий себе равных памятник, великое провидение будущего, непревзойдённое в своём понимании человека и Вселенной. И это заявление прозвучало в то время, которое с высоты сегодняшнего дня представляется едва ли не вершиной технологического оптимизма человечества.

Роджер Эберт, Кинокритик

По мотивам сценария вышла книга Артура Кларка (соавтора сценария), которая очень много объясняет о сюжете «Космической Одиссеи 2001».

Спасибо за прочтение!

Телеграм-канал Одно Кино: https://t.me/odno_kino

Группа ВК: https://vk.com/kinomarka

181181
81 комментарий

По мотивам сценария вышла книга Артура Кларка (соавтора сценария), которая очень много объясняет о сюжете «Космической Одиссеи 2001».

Я сейчас начну топать ножками, но всё же технически сюжет основан на очень раннем рассказе Кларка, потом был создан сценарий, а после уже и книга. Плюс, фраза «по мотивам» — это очень больно, потому что книга и фильм отличаются практически минимально. А те отличия, что есть (или дополнения, как, например, в самой первой сцене с эволюцией) обусловлены жанровыми рамками книги. И это даже лучше, если честно.

Но самое обидно, что можно вообще связано с фильмом — никто не читал продолжения (ну и оригинал тоже) от Кларка. А ведь там раскрывается кто создал Монолит, зачем и какие последствия «активации» Лунного. Плюс, все постоянно пытаются накинуть какой-то величайший смысл фильму, хотя на деле всё немного прозаичнее, но от этого не менее круто.

60

Да уж, последний абзац полностью обесценил статью. Это как написать, что Новая Надежда это фильм по книге.

6

Книга просто гораздо слабее фильма, в том числе и потому, что там слишком много треплется рассказчик

5

Комментарий недоступен

2

Наконец-то встретил такое мнение, а то обычно у всех трансцендентный приход от фильма, что там всё таинственно и необъяснимо. Хотя книгу я прочитал до просмотра фильма, так что умный задним числом. =D
А вообще про смысл фильма часто педалируют фразой Кубрика и Кларка: «если вы поняли наш фильм, то мы плохо старались». И если Кубрик-то ладно, то Кларку с чего это говорить, когда он вообще всё объяснил в книгах?

1

Комментарий недоступен

22

По идее фильм должен быть самодостаточным и не зависеть от сюжета книг, если в фильме ничего не понятно, а ради объяснения нужно прочитать кучу книг, то нафиг такой фильм вообще нужен.

20